Влияние СМИ и телевидения на психо-физическое развитие детей дошкольного возраста.
консультация

Ковалькова Анна Григорьевна

В России с 1 сентября 2012 г. действует Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" № 436-ФЗ.

Целью принятия закона являлось установление правовых механизмов защиты детей от информации, причиняющей вред их физическому, психическому и духовному развитию.  Государство, как бы оно ни старалось, не сможет выполнить за родителей их воспитательную функцию и объяснить детям, что хорошо, а что плохо.

Телевидение – это эффективный канал управления человеком - факт, не поддающийся сомнению. А дети наиболее психологически уязвимы, чем взрослые. Есть реальная опасность того, что воспитают наших детей не мы, а герои телеэкрана. На сегодня ребёнок – дошкольник большую часть своего времени проводит у экрана. Конечно, нам – родителям, зачастую очень удобно оставить ребенка у экрана на полтора-два часа для выполнения своих домашних дел, для телефонных разговоров, для отдыха, наконец. И мы не задумываемся, что таким образом дети привыкают к такому времяпровождению и их уже невозможно «оторвать» от бесконечной череды мультфильмов.

Первой проблемой является то, что называется режимом просмотра телевизионных передач. Так как по данным социологов просиживание у компьютера и телевизора составляет на сегодня от 20 до 40 процентов всего свободного времени ребенка, в основном это современные мультфильмы. Такие цифры превышают время их общения со сверстниками и взрослыми.

Также данная проблема связана с восприятием детей на разных этапах их развития. Если в 2-3 месяца он просто поворачивает голову к светящемуся экрану, то в полгода он останавливает свой взгляд на мелькающей картинке, несмотря на то, что в этом возрасте ребенок не способен долго удерживать внимание на чем-то одном. Уже с полутора лет нельзя оставлять ребенка один на один с включенным телевизором. В этом возрасте у детей еще не сформированы основные функции движения. Он еще не умеет одновременно держать предметы, двигаться, смотреть и слышать. В будущем у них могут возникнуть проблемы с речью, зрением, координацией движений и даже лишним весом. Детям старше трех лет необходимо определить точное время просмотра и его длительность, стараясь придерживаться этого режима ежедневно (30-40 минут). При этом не стоит отводить время перед сном непосредственно, так как психика ребенка возбуждается и ребенку будет сложно заснуть и увидеть позитивные сны.

И, наконец, третья проблема, связанная непосредственно с качеством мультфильма, его сюжетом и смысловой нагрузкой. Большинство психологов утверждает, что далеко не все мультфильмы полезны для психики ребёнка, так как большинство из них построены психологически, педагогически и этически безграмотно.

Сегодня телеиндустрия поставлена на поток. Главный критерий – экономический, который проявляется в успехе проката и прибыли. Поэтому сейчас много мульфильмов полнометражных и многосерийных. Незаметно для нас, увеличилось среднее время просмотра и среднее время проведения ребёнком у экрана. Стерты все рамки и грани приличия, нравственности, этики, эстетики, а зачастую, и здравого смысла. Сегодня дети в основном любят смотреть современные мультфильмы, которые зачастую сделаны быстро, дешево, красочно. Сюда можно отнести такие знаменитые современные мультики,как «Смешарики»«Винкс»«Лунтик»«Трансформеры»«Тачки» и т. д. Зачастую дети не могут ответить на простые вопросы- «О чем этот мультфильм? Опиши главного героя. Бывает, что ребёнок затрудняется определить пол героя и его принадлежность к какой-либо группе (животное, рыба, волшебный персонаж).

К сожалению, сегодня на экране мы можем увидеть гораздо более опасные мультфильмы. Специалисты уверены, что некоторые  влияют на речь ребёнка и его пластику, формируя неправильное представление о системе ценностей, о жизни, о друзьях и родителях. Там показывают чересчур много насилия, жестокости. Плохие поступки персонажей часто остаются безнаказанными, а герои являются безликими существами, которые лишены всякой индивидуальности.

Современные мультфильмы могут вызвать агрессию у ребёнка. Агрессивное поведение ребёнка может быть причиной подражания главным героям. В детском возрасте еще сложно разобраться без помощи взрослых кто плохой, а кто хороший. Он выбирает ту манеру поведения для себя, которая кажется ему более логичной.

Также давят на психику детей кричащие яркие цвета. Особенно негативно это сказывается на вечерних просмотрах.

Стоит отметить, что после долгих просмотров полнометражных мультфильмов дети впадают в состояние эмоционального утомления. У них снижается скорость реакции, появляется вялость, невнимательность. Или наоборот, состояние перевозбуждения- громкие возгласы, сильные двигательные реакции, неадекватное социальное поведение, нарушение аппетита.

Нельзя говорить однозначно о вреде мультфильмов. На самом деле, правильные мультфильмы помогают детям. Малыши перенимают правильные манеры поведения персонажей, учатся взаимодействовать с окружающим миром. Мультфильмы развивают память, воображение, память и мышление. Дети учатся сравнивать, выстраивать логику последовательности событий. На сегодня существует множество мультфильмов, которые учат детей читать и писать, различать слова, формы, фигуры и даже делать первые шаги в изучении иностранных языков. Они развивают креативность детей, их воображение, фантазии. Во время просмотра они пополняют словарный запас, учатся грамотно говорить, красиво формулировать свои мысли.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл multfilmy_polza_ili_vred.docx25.04 КБ

Предварительный просмотр:

Мультфильмы и дети. Как влияет просмотр детских мультфильмов на психику детей?

В России с 1 сентября 2012 г. действует Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" № 436-ФЗ.

Целью принятия закона являлось установление правовых механизмов защиты детей от информации, причиняющей вред их физическому, психическому и духовному развитию.  Государство, как бы оно ни старалось, не сможет выполнить за родителей их воспитательную функцию и объяснить детям, что хорошо, а что плохо.

Телевидение – это эффективный канал управления человеком - факт, не поддающийся сомнению. А дети наиболее психологически уязвимы, чем взрослые. Есть реальная опасность того, что воспитают наших детей не мы, а герои телеэкрана. На сегодня ребёнок – дошкольник большую часть своего времени проводит у экрана. Конечно, нам – родителям, зачастую очень удобно оставить ребенка у экрана на полтора-два часа для выполнения своих домашних дел, для телефонных разговоров, для отдыха, наконец. И мы не задумываемся, что таким образом дети привыкают к такому времяпровождению и их уже невозможно «оторвать» от бесконечной череды мультфильмов.

Первой проблемой является то, что называется режимом просмотра телевизионных передач. Так как по данным социологов просиживание у компьютера и телевизора составляет на сегодня от 20 до 40 процентов всего свободного времени ребенка, в основном это современные мультфильмы. Такие цифры превышают время их общения со сверстниками и взрослыми.

Также данная проблема связана с восприятием детей на разных этапах их развития. Если в 2-3 месяца он просто поворачивает голову к светящемуся экрану, то в полгода он останавливает свой взгляд на мелькающей картинке, несмотря на то, что в этом возрасте ребенок не способен долго удерживать внимание на чем-то одном. Уже с полутора лет нельзя оставлять ребенка один на один с включенным телевизором. В этом возрасте у детей еще не сформированы основные функции движения. Он еще не умеет одновременно держать предметы, двигаться, смотреть и слышать. В будущем у них могут возникнуть проблемы с речью, зрением, координацией движений и даже лишним весом. Детям старше трех лет необходимо определить точное время просмотра и его длительность, стараясь придерживаться этого режима ежедневно (30-40 минут). При этом не стоит отводить время перед сном непосредственно, так как психика ребенка возбуждается и ребенку будет сложно заснуть и увидеть позитивные сны.

И, наконец, третья проблема, связанная непосредственно с качеством мультфильма, его сюжетом и смысловой нагрузкой. Большинство психологов утверждает, что далеко не все мультфильмы полезны для психики ребёнка, так как большинство из них построены психологически, педагогически и этически безграмотно.

Сегодня телеиндустрия поставлена на поток. Главный критерий – экономический, который проявляется в успехе проката и прибыли. Поэтому сейчас много мульфильмов полнометражных и многосерийных. Незаметно для нас, увеличилось среднее время просмотра и среднее время проведения ребёнком у экрана. Стерты все рамки и грани приличия, нравственности, этики, эстетики, а зачастую, и здравого смысла. Сегодня дети в основном любят смотреть современные мультфильмы, которые зачастую сделаны быстро, дешево, красочно. Сюда можно отнести такие знаменитые современные мультики,как «Смешарики»«Винкс»«Лунтик»«Трансформеры»«Тачки» и т. д. Зачастую дети не могут ответить на простые вопросы- «О чем этот мультфильм? Опиши главного героя. Бывает, что ребёнок затрудняется определить пол героя и его принадлежность к какой-либо группе (животное, рыба, волшебный персонаж).

К сожалению, сегодня на экране мы можем увидеть гораздо более опасные мультфильмы. Специалисты уверены, что некоторые  влияют на речь ребёнка и его пластику, формируя неправильное представление о системе ценностей, о жизни, о друзьях и родителях. Там показывают чересчур много насилия, жестокости. Плохие поступки персонажей часто остаются безнаказанными, а герои являются безликими существами, которые лишены всякой индивидуальности.

Современные мультфильмы могут вызвать агрессию у ребёнка. Агрессивное поведение ребёнка может быть причиной подражания главным героям. В детском возрасте еще сложно разобраться без помощи взрослых кто плохой, а кто хороший. Он выбирает ту манеру поведения для себя, которая кажется ему более логичной.

Также давят на психику детей кричащие яркие цвета. Особенно негативно это сказывается на вечерних просмотрах.

Стоит отметить, что после долгих просмотров полнометражных мультфильмов дети впадают в состояние эмоционального утомления. У них снижается скорость реакции, появляется вялость, невнимательность. Или наоборот, состояние перевозбуждения- громкие возгласы, сильные двигательные реакции, неадекватное социальное поведение, нарушение аппетита.

Нельзя говорить однозначно о вреде мультфильмов. На самом деле, правильные мультфильмы помогают детям. Малыши перенимают правильные манеры поведения персонажей, учатся взаимодействовать с окружающим миром. Мультфильмы развивают память, воображение, память и мышление. Дети учатся сравнивать, выстраивать логику последовательности событий. На сегодня существует множество мультфильмов, которые учат детей читать и писать, различать слова, формы, фигуры и даже делать первые шаги в изучении иностранных языков. Они развивают креативность детей, их воображение, фантазии. Во время просмотра они пополняют словарный запас, учатся грамотно говорить, красиво формулировать свои мысли.

При выборе мультфильма родители должны быть внимательны:

* Необходимо выбирать мультфильмы по возрасту ребёнка.

* Самостоятельно их просматривайте.

* Находиться с ребенком во время просмотра и после обязательно обсудить с ним содержание, ведь, через воспроизведение последовательности событий у ребенка складывается более ясная и цельная картинка происходящего.

* Как и говорилось ранее, само время проведения ребенком у экрана не должно превышать 30-40 минут и чуть более, в зависимости от возраста.

* Важно, чтобы ребёнок смотрел позитивные мультфильмы с добрым и лёгким сюжетом. 

* Родители должны помнить, что выбор мультфильма за вами.

И, самое главное, помните, что детство - время интенсивного физического и духовного развития способностей человека и НИКАКОЙ мультфильм не заменит живого общения ребенка со взрослым, в котором он так нуждается. Давайте отложим все дела и с ребенком ПОИГРАЕМ!

Правила для сохранения здоровой психики ребенка и здоровья в целом:

Вот что нужно сделать:

Правило №1   Посмотрите мультик сами.

Это главное и непременное правило, которое не так-то просто выполнить. 

Когда вы будете смотреть мультфильмы, обратите внимание:

- не слишком ли агрессивны герои мультфильма;

- есть ли в нем моменты, которые могут напугать ребенка;

- не слишком ли длинный мультфильм по времени;

- какие выводы может сделать ребенок, посмотрев мультфильм.

Правило №2.  Долой телевизор без контроля.

Прислушивайтесь к своей родительской интуиции. Если она вам подсказывает, что мультик хороший, добрый, качественно сделанный и вам он, к тому же, понравился, тогда можете показать его ребенку.

Правило №3   Ограничьте время просмотра телевизора. 

А сколько времени ребенок может посвятить своему любимому занятию – просмотру мультфильмов?

Это зависит от того, сколько лет вашему ребенку. Если ему еще нет и 3-х лет, то тогда телевизор не должен присутствовать в доме даже фоном до тех пор, пока вы не уложите ребенка спать. Ведь время до наступления 3-х летнего возраста – это время постижения окружающего мира, и он должен быть максимально естественным.

От 3-х до 5 лет время просмотра качественных мультфильмов или детских телепередач не должно превышать 20 – 30 минут в зависимости от особенностей вашего ребенка. То есть, если малыш слишком подвижный, возбудимый, время просмотра должно быть как можно меньше.

Правило №4   Подбирая мультфильм, учитывайте возраст ребенка!

Когда вы будете смотреть мультфильм, обратите внимание на то, детям какого возраста адресован этот мультик. Ведь у каждого мультфильма есть своя возрастная аудитория. И ребенку 3-х лет будет очень страшно, а вовсе не интересно и не смешно, если вы покажете ему мультфильм для семилеток.

Правило №5  Не используйте мультфильмы (телепередачи), чтобы просто занять ребенка («пусть лучше смотрит, а не меня дергает!»).

Хотя соблазн, конечно, велик. Посадил свое чадо перед экраном – тишина и покой обеспечены на достаточно продолжительное время. Правда, нет никакой гарантии, что ребенок не проснется ночью от кошмарных сновидений по мотивам «любимых мультфильмов» или не будет драться в детском саду, имитируя манеру борьбы любимого монстра.

А что, если пообщаться вместо мультфильма?

А что, если телевизор «сломать», хотя бы на время?

Оказывается, времени этого самого, которого так не хватает. Станет намного больше. И о ребенке много нового и интересного узнаете.

А теперь поговорим о том, какие мультфильмы смотреть полезно и почему.

Мультфильмы, которые воспитывают и лечат.

Напрасно сегодня многие родители отдают предпочтение современным американским, японским или российским мультфильмам. Среди них едва ли найдется десяток таких, которые пойдут на пользу детям. 

Обратите внимание, продолжительность современных мультиков всегда час и более. Это очень вредно для здоровья детей.

Старые подзабытые советские мультфильмы создавались очень грамотными людьми, которые кое-что понимали в детской психологии. И мультики они делали не на продажу, а для пользы. Так вот эти самые мультики были, в основном, короткими, за исключением полнометражных по «большим» сказкам. Но и большие мультики показывали обычно частями. Чтобы детская психика не страдала. А что у нас сегодня происходит? Что смотрят наши дети?

Антиинструкция для родителей

Чтобы понять, почему детям вредно смотреть телевизор, сделайте следующее.

1. Включите телевизор.

2. Посмотрите передачи каждого канала, хотя бы по 10 минут.

3. А теперь ответьте на вопрос: «Каким вырастет ваш ребенок, если хотя бы полчаса в день он будет смотреть эти телеканалы?»

Если вы – неравнодушный родитель, то, услышав все вышеизложенное, вы поймете, что лучше создать свою домашнюю фильмотеку, чтобы использовать мультфильмы и хорошие детские фильмы для воспитания ребенка.

«Волшебные» мультфильмы

1. Ребенок не хочет умываться или чистить зубы – «Королева Зубная щетка» (1962 г.)

2. Ребенок отказывается убирать игрушки, одеваться, есть – мультик «Нехочуха» (1986 г.)

3. Ребенок боится темноты, собак… - мультик «Ахи-страхи».

4. Ребенок ленится – «Сказка про лень» (1976 г.)

5. Ребенок не умеет дружить – «Мой друг зонтик» (1982 г.)

6. Ребенок жадничает – мультик «Два жадных медвежонка», снятый по венгерской народной сказке.

7. Ребенок обманывает – «Замок лгунов» (1983 г.)

8. Ребенок говорит маме: «Я тебя не люблю» - мультик «Мама для мамонтенка» (1981 г.)

9. Ребенок не хочет учиться – «Наш друг ПишиЧитай» (1978 г.)

10. Ребенок хвастается – мультик «Лягушка-путешественница» (1965 г.)

В скобках приведен год выпуска мультфильма. Но пусть вас не пугает «эта старина». Сегодня все мультфильмы можно найти хорошего качества, а те черты, которые они воспитывают у малышей, будут цениться всегда.

На самом деле подобных мультфильмов значительно больше. Если есть желание сделать ребенка лучше, добрее, умнее и счастливее, создавайте подборку мультфильмов и фильмов для ребенка, устраивайте совместные просмотры, но не заменяйте общение с ребенком телевизором, и в вашей семье все будет в порядке.

Удачи вам, неравнодушные мамы и папы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние перинатального периода на психо-физическое развитие ребёнка.

Перинатальный период развития  важен  в жизни  каждого человека. Значение его слишком велико и является основой психо-физического развития....

Нормы психо-физического развития.

К 5 годам ребенок должен уметь:...

Статья на тему: " Особенности психо-физического и речевого развития детей пятого года жизни"

Ребенку 5-й год жизни. Это возраст дальнейшего развития его способностей. Вы замечаете, что малыш, занявшись чем-то интересным, меньше отвлекается от своего занятия, чем раньше. Его игры становя...

Влияние телевидения на психическое развитие детей дошкольного возраста

Телевизор и компьютер в наши дни прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях, как только ребенок начинает сидеть, его усаживают перед экраном телевизора, который все больше заменяет бабушкины сказк...

Аромокоррекция психо-физического состояния детей и взрослых.

Аромокоррекция - достижение психологического и физического комфорта через восприятие запахов различных эфирных масел....

дыхательная гимнастика в психо-физическом развитии дошкольников

Регулярные  занятия  дыхательной  гимнастикой  способствуют  воспитанию  правильного  речевого  дыхания  с  удлиненным  постепенным  вдохом,...