Проект "Взаимодействие воспитателя с семьей"
проект (старшая группа)

Малыгина Ирина Сергеевна

Проект "Взаимодействие воспитателя с семьей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Проект "Взаимодействие воспитателя с семьей"

Малыгина Ирина Сергеевна – воспитатель.

Суть инициативы

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным, доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения – его семья. Мне кажется, что родители наших детей более грамотны и образованы в педагогическом плане, чем их предшественники; более благополучны в материальном и финансовом плане; более уверены в себе, четче определяют свои запросы в отношении уровня и качества образованности своего ребенка. Поэтому построить систему взаимодействия с современными родителями непросто. И я начала эту работу с глубокого изучения семьи, ее запросов, требований, претензий, взглядов на воспитание и развитие ребенка. Не вызывает сомнения важность взаимодействия воспитателей и родителей. В процессе воспитания детей возникают различные проблемы нравственного, духовного, эмоционального, речевого, физического развития, которые эффективнее решать всем вместе.

Цели

1.Расширить педагогические знания и умения родителей; откорректировать трудности в семейных отношениях.

2.Воспитать здорового, развитого ребенка, которого любят и о котором заботятся.

Задачи

а/ Реализовывать дифференцированный подход к семьям различного типа, индивидуальный – к каждой конкретной семье.

б/ Воспитывать в детях уважительное отношение ко всем членам семьи.

в/ Осуществлять совместную общественно-значимую деятельность и досуг родителей и детей.

г/ Создавать психологически комфортную обстановку для детей, членов их семей, атмосферу доброжелательности, сотрудничества, ситуации успеха.

д/ Использовать различные формы сотрудничества с родителями, вовлекать их в совместную с детьми деятельность, направленную на повышение их авторитета.

Обоснование значимости

Я уверена, в душе воспитателей должно быть место для родителей детей. Мы должны уметь понимать, что они - самые лучшие, других нет, ребенок получил от них жизнь – драгоценный дар. В результате общения ребенка с близкими взрослыми, он приобретает опыт действий, суждений, оценки, что проявляется в его поведении. Большое значение имеют положительные примеры отца и матери как образцы для подражания, а также родительское слово – как метод педагогического воздействия. Анкетирование и наблюдения за стилем общения детей и родителей показали, что для родителей представляют интерес такие проблемы, как воспитание послушания у детей, культуры поведения, проблемы детской игры, родителей волнуют страхи и агрессивное поведение детей, вопросы раннего обучения. Почти в каждой семье стоит проблема: чем занять ребенка? Я считаю, что проблема воспитания и развития детей, работа не одного дня, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего дошкольного учреждения и семьи на длительный период пребывания ребенка в детском саду.

Поэтому каждый учебный год я начинала со встречи, на которой освещала закономерности развития ребенка, учила родителей рационально организовывать деятельность детей, а также видеть и оценивать себя как педагога. Мероприятия планировала в зависимости от приоритетного направления деятельности ДОУ и потребностей родителей. Подключала родителей к проведению различных мероприятий. Приглашала для консультаций специалистов: врачей, психолога, музыкального руководителя и др. Главное, что эти встречи проходили в неформальной обстановке. Я старалась не увлекаться теорией вопроса, а преподносила материал в доступной убедительной форме, опираясь на имеющийся у родителей опыт.

Ожидаемый результат

1.У родителей повысится педагогическая культура, появится возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, что приведет к пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания.

2. Как в группе, так и в семье появится благоприятная предметно – развивающая среда для детей.

3.Станет регулярным участие родителей в совместной с детьми творческой деятельности.

Пути реализации

Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия всех участников проекта

Состав участников

Дети, родители, воспитатели

Срок реализации проекта

1 год

Вид проекта

Ролево-игровой

Исходные теоретические положения

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Для того чтобы их взаимодействие было эффективным, необходимо понять: какая она – современная семья? Все семьи разнообразны по своему составу, национальным, образовательным и культурным особенностям, жизненным ценностям и бытовому укладу.

Современная семья – это еще и разные формы совместного проживания людей. Я провела анализ состава семей своей группы и выявила, что разница в возрасте родителей довольно значительна: от23 до 40 лет. Поэтому пришлось учитывать эту особенность при работе над проектом: с одной стороны помогать молодым  формировать взаимоотношения с детьми, с другой – учитывать уже сложившиеся стереотипы у родителей в возрасте. Также обнаружилось, что материальный и социальный статус родителей неоднороден. Я столкнулась с проблемой, когда родители неохотно выполняли мои просьбы и поручения, отмахивались, что им некогда заниматься с ребенком, а ведь это очень важно для малыша.

Родителям был предложен ряд анкет по выявлению запросов родителей в отношении уровня образованности ребенка, потребностей родителей в дополнительных образовательных услугах, по выявлению удовлетворенности со стороны родителей условиями воспитания и обучения в ДОУ, а также потребностей родителей в повышении объема и уровня педагогических знаний.

Анализ собранных анкетных данных позволил мне построить собственную систему взаимодействия с родителями и детьми. Отбор форм работы с семьей преследовал своей целью более полное и активное включение родителей в образовательный процесс. Такой подход помогает организовать адресную помощь родителям, осуществлять дифференцированное и индивидуальное взаимодействие с семьями воспитанников.

Распределение деятельности

План совместной работы с семьей на учебный год

Формы работы

Задачи

Сроки

Ответственные

1

Выставка “Умелые руки”

Пополнить развивающую среду в группе

Январь

Родители

Воспитатели

2

Семейный досуг “Какой хороший папа”

Воспитывать любовь и уважение к папе. Содействовать оптимизации детско-родительских отношений.

Февраль

Воспитатели

Мамы

3

Визитка семьи: фото, герб, девиз, любимые кулинарные рецепты

Привлекать родителей к совместной деятельности в семье

Февраль

Родители

4

Праздник “Мамин день”

Воспитывать любовь и доброе отношение к маме

Март

Воспитатели

Родители

Муз. рук.

5

Встреча со специалистами “Теплый дом”

Помогать родителям поддерживать и развивать творческие способности у детей

Апрель

Воспитатели

Муз.рук-ль

Инструктор ИЗО

6

Детско-родительская гостиная “Я, семья, род, народ”

Воспитывать патриотизм и толерантность

Апрель

Воспитатели

7

Выставка “У мамы руки золотые”

Выявить лучших мастериц, пополнить развивающую среду в группе

Май

Мамы

Воспитатели

8

Международный день семьи. Семейный час “Смотрясь в семью, как в зеркало”

Предложить родителям подумать, чего они хотели бы не только для своего ребенка, но и для себя

Май

Родительский комитет

Воспитатели

9

Экологический субботник “Огород” и благоустройство участка

Привлекать родителей к благоустройству экологической зоны “Огород” и группового участка

Май - июнь

Воспитатели

Родители

10

День защиты детей. День добрых дел “В гостях у сказки”

Вызвать живой интерес к сказке, порадовать детей, создать хорошее настроение

Июнь

Родительский комитет

11

Выставка комнатных растений “Цветоград”

Пополнить уголок природы. Развивать эстетические чувства

Июль

Родители

12

Книжка – ширма “Телевидение входит в жизнь малыша”

Помогать родителям в правильном выборе телепередач, мультфильмов

Август

Старший

воспитатель

Психолог

13

Выставка композиций из цветов, овощей и природного материала “Это нам подарило лето”

Привлечь родителей к участию в жизни ДОУ

Сентябрь

Родители

14

Выпуск газеты “Неразлучные друзья – взрослые и дети”

Отразить в газете наиболее яркие события, происходящие в группе

Сентябрь

Воспитатели

Родительский

комитет

15

Альбом – эстафета “Чем занять ребенка в выходной день”

Повысить педагогические знания родителей

Сентябрь

Родители

Воспитатели

16

Консультация “Чем и как занять ребенка дома”

Заинтересовать родителей данной проблемой

Октябрь

Воспитатели

17

Беседа “Если хочешь быть здоров”

Содействовать здоровому образу жизни в семье воспитанников

Октябрь

Врач

Ст. медсестра

Физ. рук.

18

День матери. Ток – шоу “Искусство – любить детей”

Помочь родителям в воспитании детей

Ноябрь

Воспитатели

Психолог

19

Всемирный День ребенка. Беседа “Что важно знать о ребенке, чтобы понимать его”

Привлекать родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам

Ноябрь

Воспитатели

Родители

Ст. воспитат.

20

Конкурс “Семья года”

Выявить победителя конкурса “Семья года”

Декабрь

Воспитатели

Работники библиотеки

21

Новогодний праздник

Доставить детям радость и удовольствие

Декабрь

Воспитатели

Родители

Муз. рук.

Средства контроля и обеспечение достоверности реализации проекта

- мониторинг;

- мероприятия (групповые и общесадовские);

- анализ родительских анкет;

- детско-родительские гостиные;

-праздники и развлечения;

- протокола родительских собраний и консультаций.

Методические разработки

Для реализации данного проекта использовались методические разработки различных авторов из журналов “Дошкольное воспитание”, “Дошкольное образование”, “Обруч”.

Методы и технологии

- анкетирование, опрос, беседы, наблюдения;

- детско-родительские гостиные;

- методы психофизического сопряжения;

- интеграция;

- театрализованная деятельность;

Необходимые условия реализации проекта

1.Интерес детей и родителей.

2.Наличие необходимой литературы.

3.Интеграция со специалистами и другими работниками детского сада.

Предложения по возможному распространению проекта

В ходе работы над проектом я пришла к выводу, что подобная работа с семьей объединяет общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями; способствует формированию более тесного контакта с родителями. Это оказывает согласованное воспитательное воздействие на ребенка.

Я очень надеюсь, что проводимая мною работа, поможет во взаимодействии с семьей, в развитии и воспитании ребенка, даст толчок к появлению новых форм совместной деятельности детского сада и родителей воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ЭФЕКТИВНАЯ ФОРМА СОТРУДНИЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЯ И СЕМЬИ».

На современном этапе в области дошкольного образования происходят важные изменения в определении содержания и способов организации педагогического процесса. Это требует от педагогов более тщательного ...

взаимодействие воспитателя с семьей

рекомендации для педагогов...

Взаимодействия воспитателя с семьей по организации домашнего чтения

В статье есть советы как приблизить ребенка к книге как полюбить читать книги...

Внедрение здоровье сберегающих технологий при взаимодействии с воспитателями и семьей

Выступление на метод. объединении, где сообщается о технологиях, которые я использую на занятиях с детьми....

Взаимодействие воспитателя с семьями воспитанников

   Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из главных условий развития личности ребенка. И для того чтоб привлечь семью к участию в делах группы и детского сада, ч...

Формы взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников

Формы взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников.Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из главных условий развития личности ребенка. И для того чтоб привлечь семью к участию в ...