«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ЭФЕКТИВНАЯ ФОРМА СОТРУДНИЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЯ И СЕМЬИ».
статья по теме

На современном этапе в области дошкольного образования происходят важные изменения в определении содержания и способов организации педагогического процесса. Это требует от педагогов более тщательного изучения современного института семьи.Одной из удачных и эффективных форм в работе с родителями является организация совместных проектов с участием педагогов, воспитанников и семей. Становление проектной культуры динамично происходит последние 5-6 лет, как в общественной жизни, так и в педагогике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_zheleznyakovoy_.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

 «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ЭФЕКТИВНАЯ ФОРМА СОТРУДНИЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЯ И СЕМЬИ».

Луценко Е.С

Железнякова М.А.

Гриндий Л.М.

На современном этапе в области дошкольного образования происходят важные изменения в определении содержания и способов организации педагогического процесса. Это требует от педагогов более тщательного изучения современного института семьи. Современный статус семьи, родительские запросы существенно разнятся. Родители хотят быть примером, авторитетом для своих детей, но часто не знают, как быть интересными для них, как выстраивать партнерские отношения. Современные родители любят своего ребенка, весьма заинтересованы в хороших результатах его образования, стремятся к познанию ребенка и общению с ним. В свою очередь современный педагог стремится реализовывать педагогический процесс на основе диалогичности и гуманности как в общении с детьми, так и в общении с родителями.

Взаимодействие семейного и общественного воспитания развивается преимущественно по пути поиска разнообразных форм пропаганды педагогических знаний. Это и «Дни открытых дверей» с показом родителям детской деятельности, и «Вечера вопросов и ответов», и «Родительские конференции», и КВН, и «Тематические досуговые викторины», и праздники с участием педагогов, родителей, детей. Все эти формы удачно используют педагоги в нашем детском саду. Несомненным достоинством накопленного опыта является наглядно-практическая подача педагогической информации, эмоциональная насыщенность общения взрослых и детей. Но надо признать, что в современной практике сотрудничества еще сохраняется рациональный стиль общения. Он проявляется в чрезмерной обращенности воспитателя к чувству родительского долга: «Вы обязаны, вы же мать..» и тому подобное в ущерб обращенности просто к чувствам матери, отца. Чрезмерный рационализм общения мешает устанавливать контакт с родителями не только на уровне обмена информацией, но и, тем более на уровне обмена переживаниями. Оценочный характер общения «педагог - семья» вызывает у родителей чувство беспокойства и дискомфорта. Таким образом, необходимо создавать условия для установления личностных диалогических отношений между педагогом и родителем.

Мы стараемся, чтобы в нашем детском саду, темы родительских собраний не были «темами без адресата». Если семье предлагаются знания неактуальные в данный момент, тогда сотрудничество превращается в «навязывание знаний». Причем выбор знаний остается, как правило, за педагогом: они берут на  себя ответственность за решение того, в какой педагогической информации нуждаются родители, каковы их педагогические потребности. Недостаточная потребность родителей в педагогическом сотрудничестве, так называемая «низкая педагогическая активность» - чуть ли не основная претензия к семье со стороны сада. Естественно, об «активных» - «хороших» родителях мечтают все воспитатели. А если родитель не показывает, что нуждается в профессиональных знаниях педагога, это «пассивный» - «плохой» родитель. Такой качественный дифференцированный анализ личности родителя по степени его педагогической «грамотности-безграмотности», «активности-пассивности» выглядит, по меньшей мере, нетактично по отношению к современной семье. Дифференциация уместна лишь по ряду социальных факторов (возраст, образование, жилищные условия и т.д.). Педагог часто ожидает активности от родителей, но одновременно не доверяет им как воспитателям детей, хочет найти «общий язык» с родителями, но не позволяет себе доверять им как партнерам по общению.

Организовывая взаимодействие с семьей мы, в первую очередь, решаем проблему установления взаимоприятного, взаимоважного и взаимонеобходимого диалога между родителями и педагогами.

Одной из удачных и эффективных форм в работе с родителями является организация совместных проектов с участием педагогов, воспитанников и семей. Становление проектной культуры динамично происходит последние 5-6 лет, как в общественной жизни, так и в педагогике. Проектная деятельность отличается целеполаганием. В выборе тем современных проектов мы отталкиваемся от запросов родителей. Начинаем с простейших: «Как играть с куклой?», «Как приучить ребенка есть овощи?», «Почему надо вовремя ложиться спать?» и переходим к более сложным и интересным: «Моя семья», «Детский сад – наш дом», «Мамы разные важны», «Я хочу в школу», «Спортивная семья – здоровая семья». Результаты анкетирования позволяют выбрать тему проекта, определить круг заинтересованных родителей, изучить семейные традиции. Мы стремимся, чтобы родители сами устанавливали цели проектов: что они хотят узнать, что бы хотели узнать их дети, как можно расширить представления детей, что в ходе проекта можно изготовить, нарисовать, сделать вместе с ребенком, какие еще практические, опытные, игровые виды совместной деятельности детей, родителей и педагогов мы могли бы организовать. Так возникает диалог – как средство межличностных отношений. На собраниях, в индивидуальных беседах происходит безоценочное позитивное принятие педагогом и родителем друг друга, возникает сопереживающее слушание, искреннее выражение своих подлинных чувств в общении. Родители и воспитатели открываются, когда видят в друг друге заинтересованных партнеров.

Наши проекты различны по времени, длятся от двух недель до двух месяцев, но все основываются на личностно-ориентированном подходе. Реализовывая проекты, мы следуем принципам:

- социальная значимость;

- актуальность цели;

- самостоятельность;

- реалистичность;

- перспективность;

- результативность;

- соблюдение интеграции.

В феврале-марте 2012 года мы провели проект «Спортивная семья – здоровая семья». Представляем паспорт проекта.

Проект «Спортивная семья – здоровая семья».

Участники: воспитатели Железнякова М.А., Гриндий Л.М., родители и воспитанники подготовительной группы МБДОУ д/с № 80 г. Белгород

Сроки: 16.02. – 19.04. 2012 г.

Тип проекта: информационно-практический

Проблема: недостаточная активность семьи в выборе спортивных, досуговых методов воспитания в оздоровлении детей.

Причина:

- недостаточная информированность родителей о навыках здорового образа жизни, различных видах спорта, которыми могут заниматься дети старшего дошкольного возраста;

- отсутствие преемственности в системе отношений «семья-ребенок-педагог».

Цель: создание благоприятных условий для формирования навыков ЗОЖ у детей через привлечение родителей к активному участию в приобщении детей к спорту.

Актуальность проблемы

Проблема взаимоотношений семьи и детского сада по формированию ЗОЖ существовала всегда. Мы, педагоги, предлагаем что-то из детской психологии, приемы оздоровления, закаливания, но родители берут лишь то, что приемлемо их мыслям, интересам, потребностям.

Родители заняты, работают, время на семью и детей ограничено. Родители понимают, что навыки ЗОЖ очень важны, но зачастую сами показывают негативный пример своим детям. Часто взрослые занимаются спортом: любительским футболом, посещают бассейны, тренажерные залы, фитнес клубы, но детей дошкольного возраста к этому не приобщают. Поэтому мы решили более детально рассмотреть эту проблему, провести информационную и практическую деятельность по объединению семей наших воспитанников.

Уже в этом году дети пойдут в школу, увеличатся нагрузки, уменьшится время для занятий физической культуры и родителям уже сейчас необходимо задуматься об активном спортивном досуге их детей.

Таким образом, дети должны видеть, что родители испытывают удовольствие от занятий спортом, ведут здоровый образ жизни, занимают активную позицию. А родители в свою очередь – приобщать детей к спорту, создавать оптимальные условия для полноценного физического развития детей.

В ходе реализации данного проекта мы надеемся на тесное, эффективное сотрудничество педагогов и семьи.

Задачи по организации современной деятельности с родителями:

- изучить информированность родителей о ЗОЖ, потребностях семьи в спорте;

- повысить уровень педагогической культуры и активной позиции родителей в воспитании детей;

- способствовать просвещению родителей в области формирования навыков ЗОЖ, расширении знаний о различных видах спорта, приемлемых для занятий детьми;

- поддержать уверенность родителей в собственных возможностях;

- способствовать возникновению и поддержанию семейных спортивных традиций, проведению совместных активных досугов (пешие прогулки, катания на санках, лыжах, коньках, участие в спортивных играх, посещение бассейна, бани);

- способствовать эмоциональному сближению родителей, детей, педагогов.

Задачи по организации совместной деятельности с детьми:

- обогатить представления детей о правилах ЗОЖ, значении занятий спортом и физической культуры для укрепления здоровья;

- углубить представление детей о гигиенических основах организации деятельности (необходимости свежего воздуха, правильная поза, достаточная освещенность);

- способствовать пониманию необходимости  внимания и заботы к собственному здоровью, формированию умений и навыков здоровьесбережения;

- развить интерес детей к спорту, желание заниматься спортом, вести ЗОЖ, принимать участие в семейных активных физических досугах.

План проекта. Формы работы с детьми

Виды деятельности

Тема

Эксурсии.

Наблюдения.

Экскурсия в спортивный комплекс Хоркиной.

Экскурсия в библиотеку Лиханова.

Экскурсия на стадион.

За работой медсестры.

За работой фармацевта.

За уроком физкультуры в школе.

Встреча с интересными людьми

(о.о. «социализация», о.о. «коммуникация»)

«Мой папа - футболист»

«У меня есть старший брат»

«Мамы разные нужны»

Анкетирование детей, (о.о. «здоровье», о.о. «безопасность»)

«Три желания»(беседы)

«Что такое ЗОЖ»(рисунки)

«Самый главный вопрос»(интервью)

Беседы, минутки общения, (о.о. «социализация»,о.о. «коммуникация»)

«Мой организм»

«Чистота - залог здоровья»

«Как я закаляюсь»

«Мой любимый вид спорта»

«Почему я люблю гулять»

Непосредственная образовательная деятельность, (о.о. «познание», о.о. «коммуникация», о.о. «социализация»)

Путешествие по стране Здоровья.

История Олимпиады.

Спортивные достижения.

Изобразительная деятельность (о.о. «художественное творчество»)

Рисование: «зимние развлечения», «утренняя гимнастика».

Плакат-коллаж «Спорт».

Модели «Наш организм».

Книга домашних рецептов «Кладовая

витаминов»

Спортивные, активные досуги, (о.о. «физическая культура»)

День здоровья. Зимняя эстафета. Весёлая масленица.

Форма работы со взрослыми

Анкетирование на родительском собрании.

«Что та кое ЗОЖ»

«Зачем заниматься спортом»

Информационный материал в рубрике «Здоровье».

«Спортивная семья - дружная семья» «Формирование привычки к ЗОЖ»

«Футбол - моя любимая игра»

 «Чистота - залог здоровья»

«Зимние развлечения»

«Виды закаливания»

«Русская баня»

«Я плаваю»

Презентации спортивных семейных традиций.

Встречи с интересными людьми.

Плакаты «моя семья».

Участие в физкультурно-массовых мероприятиях «Спортивная суббота».

«Волшебница зима»

«Оранжевый лёд»

«Весёлая масленица»

Совместный спортивный досуг.

«Спортивная семья - дружная семья»

Родительское собрание. Открытый момент для родителей на собрании.

Утренняя ритмическая гимнастика. Выступление: «Зачем нужен спорт».

Начали и закончили мы свой проект родительскими собраниями, на которых проводилось анкетирование, открытые показы утренней гимнастики, элементов физкультурных занятий. Родители сами предложили свою помощь в организации экскурсий, в оформлении фото и видео репортажей, в подготовке электронных презентаций. В ходе данного проекта повысилась личная уверенность у каждого участника, развились исследовательские умения в поиске информации, появилось осознание значимости коллективной деятельности для получения единого результата. А самое главное - родители, дети и педагоги всё делали вместе: ходили на экскурсии, читали, рисовали, участвовали в досугах и праздниках.

Если бы вы видели мальчишек, когда они играли в футбол с настоящими футболистами из команды папы нашей воспитанницы. Как были зачарованы девочки гимнастками во время посещения спортивного комплекса Хоркиной. А сколько радости, веселья и положительных эмоций доставили зимние субботние прогулки вместе с родителями и воспитателями на горку и на озеро! Сколько впечатлений было во время спортивного праздника для здоровья. Мой папа самый быстрый, мой папа самый смелый! Наши папы – Самые! Самые! Самые! И радость эта переполняла сердца не только детей, но и родителей.

И дети, и родители представляли свои презентации: плакаты, альбомы, фото и видео журналы. Все с гордостью делились своими успехами, успехами родителей, старших братьев и сестер. Дети рассказывали о видах спорта,  мечтали о победах на олимпиадах.

Нам удалось установить диалог с родителями, родители поверили в свои возможности, у них и у детей выросла самооценка и заинтересованность.

Таким образом, проектная деятельность:

  1. Повышает культуру самовыражения своих мыслей и чувств у родителей.
  2. Способствует появлению ответственности за собственный выбор поступков, способов поведения и действий.
  3. Расширяет пространство для межличностного взаимодействия воспитателя с семьей.

Педагоги, не бойтесь из «наставника» и «режиссера» стать партнером и другом детям и родителям!

Авторская справка

  1. Железнякова Марина Анатольевна, Гриндий Любовь Михайловна.
  2. «Проектная деятельность – эффективная форма сотрудничества воспитателя и семьи».
  3. Воспитатель I категория
  4. г. Белгород
  5. МБДОУ д/с № 80
  6. Рабочий телефон: (4722) 34-82-44
  7. Мобильный телефон: 8-919-431-25-43
  8. Я узнала о сборнике от руководителя детского сада
  9. Дата отправления материала:
  10.  Обязательно следует информировать о будущих конференциях и сборниках.