Проектная деятельность, как форма взаимодействия педагогов и семьи
статья

Сидякова Татьяна Станиславовна

Проектная деятельность, как форма взаимодействия педагогов и семьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Проектная деятельность, как форма взаимодействия

 педагогов и семьи»

«Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум, мысли малышей являются мать и отец»    

                                                                                          В.А.Сухомлинский

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого педагогам и родителям. Только совместно воспитатели и родители могут лучше узнать ребёнка, а, узнав, направить общие усилия на его развитие.

Основная цель взаимодействия детского сада с семьями воспитанников, конечно же, сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия.

Большинство родителей - люди грамотные, читающие литературу по вопросам воспитания и развития детей, но, даже имея довольно обширный запас теоретических знаний, они не всегда способны их грамотно применить. Вот здесь и важна помощь педагогов, которые способны теоретические знания родителей перевести в практику радостного общения с ребёнком.

«Союз педагогов и родителей — залог счастливого детства» — так звучит в программе дошкольного образования основной принцип взаимоотношения семьи и детского сада. Этот принцип почерпнут из «Манифеста воспитателей России», принятого на форуме «Ориентиры детства» 20 августа 2018 года.

В статье 18 П.1 Закона РФ «Об образовании» же определяется: «Родители являются первыми педагогами.  Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте»

Сегодня речь уже идёт не просто об обмене информацией между родителями и педагогами детских садов о развитии, успехах и трудностях ребёнка. Поэтому, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие с семьями воспитанников нужно обеспечить максимальное участие родителей в образовательном процессе (участие родителей в мероприятиях, образовательном процессе, в решении организационных вопросов и пр.).

Актуальным является включение семьи в жизнь ребёнка в детском саду. И здесь удачной находкой оказался метод проектов.

Что представляет собой эта форма взаимодействия?

Проектная деятельность - это форма обучения, способствующая развитию самостоятельности мышления, помогающая ребёнку сформировать уверенность в собственных возможностях, предусматривающая такую систему обучения, в которой дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через поисково-познавательную деятельность, которая направлена на результат, который получается при решении какой-либо проблемы. Основными методами, применяющими в проектной деятельности, является метод проектов. Метод проектов позволяет воспитать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, а также способствует развитию целеустремлённости, настойчивости, учит преодолевать проблемы, возникающие по ходу дела, а главное умению общаться со сверстниками и взрослыми, повышает авторитет ребёнка перед сверстниками и собственную самооценку.

Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием.

Смысл и назначение проектной деятельности в том, что у родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, они способствуют пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» родителей в жизнь ДОУ способно продемонстрировать им особенности воспитания и обучения детей в детском саду. Наблюдение за ребенком в новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условиях.

А.Густомясова выделяет следующие преимущества совместной проектной деятельности:

  1. Обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка.

Совместная проектная деятельность дает педагогу посыл не столько учить, сколько помогать ребенку осваивать окружающий мир, находить смысл в совместной деятельности, ставить цель, планировать и организовывать свои действия с целью ее достижения и таким образом приобретать качества социально-компетентного человека.

  1. Формирование компетентности родителей в вопросах воспитания их детей.

Совместная проектная деятельность позволяет педагогу выявлять индивидуальные интересы участников проекта и формировать их компетентность. Привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает им возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности, образцы компетентного поведения.

  1. Установление партнерского взаимодействия с родителями воспитанников.

Вовлеченность в проект позволяет всем членам семьи стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, открыть неизвестные стороны собственного ребенка, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. В такой ситуации педагог становится привлекательным партнером по общению.

Педагог проектирует, планирует систему воздействий на ребенка, ее содержательные, дидактические компоненты, прогнозирует результат. Эрудиция, жизненный и профессиональный опыт родителей служат источником информации и реальной помощи педагогу.

  1. Совместная проектная деятельность имеет развивающий потенциал, который заключается в развитии коммуникативной и эмоционально-мотивационной сфер всех участников проекта. Благодаря этому возникает общее настроение энтузиазма всех участников проекта.

      В рамках реализации проектной деятельности мы проводим предварительную работу с родителями по взаимодействию ДОУ и семьи в процессе проектной деятельности.   Основной целью был поиск путей формирования взаимодействия детского сада и семьи в процессе организации проектной деятельности дошкольников.

Было проведено анонимное анкетирование родителей. На вопрос:

«Положительно ли Вы относитесь к самостоятельной исследовательской, информационной, творческой работе своего ребёнка?»

97% родителей ответили «ДА»

3% родителей ответили «НЕ ОЧЕНЬ»

Ответов «НЕТ» не было.

В выборе тем проекта нам помогает такой режимный момент, как утренний круг, на котором дети с особым удовольствием рассказывают, что же такое интересное с ними произошло. Обсуждая с детьми вопросы, которые их заинтересовали, решая проблемы, которые у них возникли, поддержав инициативу ребенка узнать что-то, к чему у него возник интерес - мы плавно переходим в такую работу, которая может перерасти в проект. И следует отметить, что здесь важен не столько результат, сколько процесс.

Воспитанник подготовительной группы участвовал в детском форуме исследовательских проектов.

 Тема проекта была обозначена исходя из познавательного интереса самого ребенка. Педагог же просто поддержал детскую инициативу и потребность в определенных знаниях.

Как это было?

Ребенок дома с мамой прочитал русскую народную сказку «Снегурочка». В конце этой сказки Снегурочка прыгнула над костром и превратилась в белый пар. Пар свился в белое облачко, и оно полетело высоко-высоко.  И у ребенка появился вопрос: Почему так произошло? Педагог в данном случае зацепился за ДЕТСКИЙ ИНТЕРЕС и первым делом провел беседу с родителем – мамой. Мама согласилась принять непосредственное участие в данном проекте и началась работа. Был составлен план.

  • Посещение военно-морского музея.
  • Проведение экспериментов и как итог пополнение центра науки и естествознания.
  • Изучение названий морей (почему красное, белое, желтое, оранжевое?).
  • Знакомство и рассматривание работ русских художников, где изображен город Санкт –Петербург в разное время года.
  • Как итог – участие воспитанника в конкурсе в виде презентации проекта.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ЭФЕКТИВНАЯ ФОРМА СОТРУДНИЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЯ И СЕМЬИ».

На современном этапе в области дошкольного образования происходят важные изменения в определении содержания и способов организации педагогического процесса. Это требует от педагогов более тщательного ...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ.

В практике современной образовательной организации зачастую используются лишь традиционные формы работы по взаимодействию с семьей, такие как: родительские комитеты, выставки, родительские собрания, р...

Дипломная работа "Проектная деятельность как форма организации взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи ".

В настоящее время происходит реконструкция системы дошкольного образования. В центре внимания находиться организация педагогического процесса. Работники дошкольной образовательной организации находятс...

«Проектная деятельность как форма организации взаимодействия ДОУ и семьи»

Консультация сожержит формы проектной деятельности...

"Проектная деятельность, как форма взаимодействия педагогов и семьи в контексте ФГОС ДО"

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени нео...

Проектная деятельность как форма взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ

laquo;От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегод...