Ваш ребенок идет в школу!
статья (подготовительная группа)

В этой статье можно узнать ,что же понимается под готовностью к школе. Общие рекомендации по развитию осведомленности в окружающем мире, развитию речи, логического мышления и памяти, внимания и мелкой моторики.

А также как можно определить готовность к школе и сформировать ее в семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ваш ребенок скоро идет в школуhttp://dou26ps.ucoz.net/kartinki/usloviya-adaptatsii-rebenka-k-shkole.png

Приход ребенка в школу – большая ответственность как для самого малыша, так и для членов его семьи. Чтобы учеба не стала непосильной ношей для ребенка, готовиться к этому важному событию необходимо заранее.

Психологическая готовность к школе формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства и включает себя интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и эмоционально-волевую готовность.

· Личностно-социальная готовность заключается в том, что ребенок к моменту поступления в школу должен быть готов к общению, взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками.

· Эмоционально-волевая готовность. Очень важный признак готовности к школе – делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно.

· Интеллектуальная готовность. Это умение думать, анализировать, делать выводы. Наличие широкого кругозора и запаса знаний. Умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности, умение сравнивать их, видеть сходное и отличное. Развитое воображение. Хорошая ориентировка в пространстве и времени. Хорошая память. Развитие мелкой моторики.

· Мотивационная готовностьК моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано положительное отношение: к школе; учителю; к учебной деятельности; к самому себе.

 

Рекомендации родителям по развитию осведомленности об окружающем мире

Расширяйте кругозор за счет чтения вслух, бесед о происходящих событиях и явлениях и т.п. (к 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, где он живет; знать имена и отчества своих родных и близких, кем и где они работают; хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках; знать месяцы, дни недели; различать основные виды транспорта, деревьев, цветов, виды животных). Т.е. ребенок должен ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении.

Рекомендации родителям по развитию речи

Для успешного обучения необходимо умение связно и грамотно говорить. Дети, не умеющие последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление, будут испытывать серьезные трудности в школе. Для того чтобы их избежать, важно развивать речемыслительные способности ребенка, учить его правильно и понятно говорить. Поэтому необходимо как можно больше общаться с ребенком, поощрять его рассказы.

  • Обучайте рассказыванию (по картинкам и пересказы).
  • Учите излагать мысли, вычленять главное и второстепенное. Это умение необходимо для освоения любого школьного предмета.
  • Учите содержательно и развернуто отвечать на вопросы, грамотно строить синтаксические конструкции.

      Рекомендации родителям по развитию логического мышления

Развивайте мышление в виде конкретных игр и упражнений. Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и др., т.е. все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать. Ребенок учится понимать главную мысль предложения, текста, картинки, объединять несколько картинок на основе общего признака, раскладывать картинки на группы по существенному признаку и т.д.

Учите ребенка:

  • Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия.
  • Описывать различные свойства окружающих его предметов.
  • Узнавать предметы по заданным признакам.
  • Разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных признаков.
  • Находить противоположные по значению понятия.
  • Определять родовидовые отношения между предмерами и понятиями.

       Рекомендации родителям по развитию памяти

  • Развивайте память за счет заучивания наизусть, обучайте использованию средств при запоминании – ассоциаций, связей и т.п. Учите рассказывать о произошедших событиях.
  • Проконтролируйте, чтобы тот материал, который запоминает ребенок, был ему понятен.
  • Время для изучения материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.
  • Попросите ребенка выученный материал повторить на второй день.
  • При заучивании предлагайте ребенку проговаривать в слух.
  • Заинтересуйте ребенка в той информации, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память.
  • При появлении у ребенка ярких признаков утомления сделайте перерыв, так как информация не будет качественно усвоена.

      Рекомендации родителям по развитию внимания

      Все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнений. Например:

  • Выкладывание узора из мозаики;
  • Выкладывание фигуры из палочек по образцу;
  • Исключение лишнего;
  • Нахождение отличий в двух похожих картинках;
  • Нахождения двух одинаковых предметов среди множества;
  • Нанизывание бусинок по образцу;
  • Срисовывание по клеточкам;
  • Нахождение одной буквы в газетном тексте (при повторе упражнения количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается).
  •  
  • Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики:

      Тренировка пальцев рук у ребенка является средством повышения его интеллекта, развития речи и подготовки его к письму. Учите ребенка:

  • Делать упражнения по развитию графических навыков.
  • Делать упражнения по формированию навыка контроля при копировании.
  • Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.
  • Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
  • Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках, шнурках.
  • Заводить будильник, игрушки ключиком.
  • Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.
  • Резать ножницами (желательно небольшого размера).
  • Конструировать из бумаги («оригами»), шить, вышивать, вязать.
  • Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
  • Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и др.).
  • Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
  • Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
  • Делать пальчиковую гимнастику.



Предварительный просмотр:

Как определить готовность ребенка к школьному

обучению

рекомендации родителям

В понятие «готовность ребенка к школьному обучению» включаются три взаимосвязанных компонента: физиологическая готовность; социально-психологическая, или личностная, готовность; психологическая готовность.

Оценкой физиологической готовности к школьному обучению, как правило, занимаются медики, которые проводят проверку ребенка по трем основным критериям:

- физическое развитие — длина тела (рост стоя и сидя), масса тела и окружность грудной клетки;

- биологический возраст — количество прорезавшихся постоянных зубов, достижение определенных пропорций тела соответственно возрасту;

- комплексная оценка состояния здоровья - дети подразделяются на пять «групп здоровья» (начиная от детей без каких-либо функциональных отклонений с хорошим физическим развитием, заканчивая детьми, имеющими существенные отклонения в состоянии здоровья, исключающие возможность обучения в массовой школе).

Социально-психологическая, или личностная, готовность к обучению в школе определяется готовностью ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе в условиях школьного обучения. При поступлении в школу ребенок попадает в но- вые социальные условия и постепенно осваивает новую общественную роль «Я - ученик».

Смена обстановки, ведущего вида деятельности (с игры на учение), социальной роли может привести к переживанию ребенком кризиса 7 лет. В этот период дети, как правило, становятся трудновоспитуемыми; родители как будто не узнают своих малышей; в поведении ребенка проявляется много негативизма, упрямства, строптивости, своеволия, ревности, грубости по отношению к взрослым; или наоборот — дети, которые в детском саду считались задирами, болтушками и драчунами, в период кризиса могут стать тихими и незаметными. Но самое главное то, что в этот период возрастает стремление ребенка к новой социальной роли («Я - ученик») и социально значимому виду деятельности (учению).

  • Постарайтесь помочь ребенку смягчить прохождение этого кризиса, а также успешно овладеть новой социальной ролью и новым видом деятельности.
  • Помните: кризис - это явление временное, он проходит, его просто нужно пережить. Вспомните себя, когда у вас ничего не получается, все валится из рук и, конечно, вам не хочется, чтобы в эти моменты близкие вас ругали или в чем-то обвиняли. Ребенок - такой же человек, только маленький!
  •  Не спешите делать замечание вашему ребенку или указывать на его ошибки и неудачи, постарайтесь спокойно выяснить причину, помогите ребенку пережить происшедшую неудачу.
  •  Отвлеките малыша от неприятного переживания, погуляйте или поиграйте с ним вместе, а может быть, просто приласкайте и взбодрите своего сына или дочку.
  • Не предъявляйте требования, не соответствующие желаниям и возможностям ребенка. Подумайте над тем, все ли ваши запреты обоснованы и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.
  •  Внимательно относитесь к мнениям и суждениям ребенка, постарайтесь его понять.
  • Помните: тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.
  • Будьте оптимистичны, прибегайте к юмору в общении с детьми.

Психологическая готовность к школьному обучению представляет собой сложное образование и охватывает все стороны психики ребенка, в частности подразумевает его готовность к усвоению учебного материала. Базовыми составляющими психологической готовности к обучению в школе являются:

  • уровень развития психических процессов (мышления, памяти, внимания, воображения, восприятия);
  • уровень развития мелкой моторики руки (в том числе графические навыки);
  • уровень развития связной речи;
  • эмоционально-волевая готовность (умение контролировать свои действия, следуя инструкции взрослого, восприимчивость к помощи взрослого в процессе обучения и т.п.).

Помните: окончательно психологическая готовность ребенка к обучению в школе формируется в процессе самого обучения.

Проследите за тем, чтобы ваш ребенок прошел диагностику у психолога на психологическую готовность к школьному обучению.



Предварительный просмотр:

Как сформировать в условиях семьи

готовность ребенка к школьному

обучению

рекомендации родителям

В семье всегда имеется больше возможностей, позволяющих индивидуально в домашних условиях решить многие вопросы, возникающие в воспитании ребенка. Весь уклад жизни семьи, обычаи оказывают естественное дисциплинирующее воздействие на детей.

  • Старайтесь, чтобы общение ребенка и взрослых в семье было наполнено естественной деятельностью, участием его в домашних делах и мероприятиях.

В традиционной домашней педагогике есть непреходящие ценности, семейные традиции, формирующие в ребенке черты, которые делают его физическим и духовным продолжением своих родителей. Воспитание в семье помогает сохранить в ребенке его собственное «Я», оградить его от обезличивания.

  • Помните: семья - это среда, где все мелочи, из которых состоит повседневность, формируют личность ребенка.

В период подготовки ребенка к школе вам поможет обращение к специальной педагогической литературе, которая познакомит вас со взглядами дошкольных педагогов по вопросам воспитания и обучения детей.

  • Не спешите как можно раньше научить ребенка читать, считать и писать, так как психологи часто констатируют   неготовность   дошкольника к изменению социальной позиции, систематическому обучению.
  • Помните: школьная готовность формируется всей предшествующей дошкольной жизнью ребенка, а не только тем, чем был наполнен последний перед школой год.
  • Важную роль в формировании готовности к школьному обучению играет организация режима дня будущего первоклассника. Заранее до поступления в школу приучайте ребенка к строгому распорядку занятий, отдыха, питания, так как с ранних лет легче выработать привычку к организованности и порядку, которая постепенно станет чертой его характера.
  •  Помните: для здоровья и правильного развития детей продуманный распорядок занятий, отдыха, питания имеет большое значение.
  • Основой режима дня является выработка у ребенка определенного распорядка, который, повторяясь изо дня в день, настраивает на учебу, отдых, физическую активность, что облегчает выполнение всех дел, повышает работоспособность дошкольника.
  • Привычка ложиться спать и вставать в одно и то же время способствует быстрому засыпанию и своевременному пробуждению. Выспавшийся ребенок лучше воспринимает учебную информацию, объяснения учителя на уроке, быстрее справляется с приготовлением домашнего задания.
  • Дети, приученные к режиму питания, реже страдают плохим аппетитом, пища у них лучше усваивается, оказывается более полезной и кажется вкуснее.

  • К изменению привычного уклада жизни с поступлением в школу быстрее привыкают дети, посещавшие ранее детский сад.
  • Старайтесь убедить ребенка в важности правильной организации распорядка дня, чтобы он осознал необходимость соблюдения дисциплины в школе.
  • Обязательно учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка, оставляйте запас времени в соблюдении режимных моментов, если малыш отличается медлительностью и нерасторопностью.
  • Пребывание в школе, особенно в первые месяцы, для первоклассников весьма утомительно. Привычка к организованности и порядку, сформированная в дошкольном детстве, поможет ребенку адаптироваться в школьных условиях к новому окружению и требованиям.
  • Следите за тем, чтобы ребенок чередовал обучение в школе с полноценным отдыхом.

Утомление - закономерный результат любой работы, но оно не должно накапливаться. Врачи настаивают на обязательной организации дневного сна для первоклассников-шестилеток, которые остаются в группе продленного дня. Другой способ восстановления сил после школьных занятий — прогулка на свежем воздухе, желательно с подвижными играми.

Помните: готовность ребенка к школьному обучению определяется его физическим и психическим развитием, состоянием здоровья, умственным и личностным развитием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ваш ребенок идет в школу. Презентация

Презентация предназначена для родителей и педагогов подготовительной к школе группы....

Сообщение к родительскому собранию"Ваш ребенок идет в школу"

В сообщении говорится о критериях готовности ребенка к школе....

проект "Взаимодействие педагога и родителя" по теме: "Ваш ребенок идет в школу"

данный материал будет интересен как психологам, так и педагогам по вопросу подготовки детей к обучению  в школе...

Ваш ребенок идет в школу

Презентация для родителей...

Ваш ребенок идет в школу

Готовность детей к обучению в школе...

Ваш ребенок идет в школу .

Вопросы и ответы по теме "Школа"....

Родителям на заметку! "Ребенок идет в школу!"

Что должны знать родители, когда ребенок идет в школу, чтобы при необходимости помочь ему?...