Формирование пространственных представлений у дошкольников с ОНР.
консультация (подготовительная группа)

Исаченко Лариса Ивановна

формирование пространственных представлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_prostranstvo.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование пространственных представлений у дошкольников с ОНР.

Памятка для родителей. 

Учитель-логопед:  Исаченко Л.И.

   Способность ориентироваться в пространстве играет важную роль в формировании мировоззрения ребенка и осознании им своего места в окружающем мире. Особенно актуальна проблема освоения пространства у детей с ОНР (общим недоразвитие речи).

   Недостаточная сформированность подобных представлений непосредственно влияет на уровень их интеллектуального развития: в дальнейшем это проявляется в нарушении формирования чтения, письма, математических операций и т.д., приводит к нарушениям речи.  Дети затрудняются в связном речевом высказывании, понимании и передаче сложных грамматических речевых конструкций, путаются в предложных формах, имеющих пространственное значение. Без соответствующей коррекции нарушения речи приобретают стойкий характер.

   Таким образом, включение в коррекционную работу заданий и упражнений, направленных на развитие и уточнение пространственных представлений, будет способствовать совершенствованию лексико-грамматических категорий речи и положительно отразиться на формировании неречевых процессов (внимании, памяти, мышлении), предупредит возникновение трудностей в формировании школьных навыков.

     Формирование и уточнение пространственных представлений:

Различение правых и левых частей тела, определение ведущей руки.

- научить ребенка различать правую и левую руку;

- когда ребенок безошибочно научиться отличать правую руку от левой, объяснить ему, что все части тела со стороны этой руки (нога, ухо, глаз и т.д.) – является правым, а с другой стороны - левым соответственно.

Желательно во время одевания постоянно  обращать внимание ребенка на такие моменты: «Надеваешь ботинок на правую ногу», «Надеваешь варежку на левую руку» и т.п.

Расположение предметов по отношению к себе.

Чтобы ребенок уяснил пространственное расположение предметов по отношению к нему, нужно подсказать, что  с левой стороны те предметы, которые ближе к его левой руке, а справа те, что ближе к правой руке.

Игрушки, театрализация с ними, а также повседневное внимание к маршруту движения («поворачиваем направо или  налево», «где растет елка?» и т.д.) позволяет быстро закрепить полученные навыки ориентации в пространстве.

Пространственные соотношения между предметами-

помогут усвоить игрушки.  Можно разложить на столе, например, фигурки животных и помочь ребенку определить, какая из них  в центре, справа, слева, спереди, сзади. Варьируя предметы, закрепить полученный навык.

Литература: ж. «Дошкольное воспитание», №1, 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование пространственных представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

В статье раскрывается специфика формирования пространственных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью: основные подходы, этапы, методы и приёмы работы....

Формирование пространственных представлений у дошкольников

 Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных, пространственно...

Формирование пространственного представления у дошкольников

Краткое описание опыта по формированию у дошкольников пространственного представления с помощью геометрических фигур...

Коррекционно-развивающая работа по формированию пространственных представлений у дошкольников с ЗПР

В данном материале описаны методы и приемы формирования пространственных представлений, формы работы, основные направления, этапы. Предлагается планирование коррекционной работы по формированию простр...

Формирование пространственных представлений у дошкольников с ОНР на логопедических занятиях

В статье описаны актуальность проблемы, особенности пространственных представлений у детей с ОНР, основные направления работы по формированию пространственных представлений у детей с ОНР и даны пример...

Формирование пространственных представлений у дошкольников

Формирование пространственных представлений у дошкольников...