Главные вкладки

    Родительское собрание в младшей группе. «Этот сложный возраст. Кризис 3 лет»
    методическая разработка

    Ревякина Ирина Александровна

              Знаменитый кризис 3 лет был впервые описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Она выделила следующие симптомы этого кризиса: негативизм; упрямство; строптивость; своеволие; протест-бунт; обесценивание взрослых; стремление к деспотизму. Эти симптомы, характерные для поведения ребёнка в этот период, Л. Выготский назвал «семизвездием симптомов» 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл krizis_3_let.docx30.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №5 «Сказка» р.п. Озинки

                                             

    Родительское собрание

    в младшей группе.
    «Этот сложный возраст. Кризис 3 лет»

                                                                              Подготовила:

                                                                     Воспитатель Ревякина И. А.

                                                                     

    2019 г.

    Цель: привлечение родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с трехлетним ребёнком.

    Задачи:

    - помочь родителям овладеть знаниями о возрастных психологических особенностях детей 3-4 лет и учитывать их в общении;

    - сформировать представление о кризисе 3-х лет;

    - развивать способность к разрешению проблемных ситуаций, возникающих в ходе общения с ребёнком и обусловленных его возрастными особенностями;

    - выработать новые навыки взаимодействия с ребёнком.

    Участники: родители, воспитатель.

    Место проведения: групповая комната.

    Повестка собрания:

    • мини-лекция  «Возрастные  психологические особенности младших дошкольников. Кризис 3 лет»
    • моделирование проблемных ситуаций
    • разное
    • рефлексия
    • упражнение «Пожелания»

    Вступительный этап

    Основная часть

    Воспитатель: 

              Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Нас волнуют поведение наших детей и трудности с этим связанные. Сегодня мы вместе попытаемся найти причины изменений в поведении детей 3-4 лет.

              Третий год жизни ребенка… .  Кажется, совсем недавно перед вами лежало маленькое беспомощное существо. Теперь ваш ребенок многое умеет: он ходит, говорит, играет, задает вопросы, рассуждает, мечтает и, конечно же, борется за свою самостоятельность. Конец раннего возраста – ещё один трудный период в совместной жизни ребёнка и взрослого.

        На новом витке развития (в период от 2,5 лет до 3,5 лет) вновь повторяется критическая ситуация, которая в научной литературе обозначается специальными терминами: «возраст упрямства, строптивости», «кризис самостоятельности», «кризис независимости», «кризис 3 лет». Ребёнку зачастую свойственны негативизм, капризы, упрямство. Это связано с тем, что к концу раннего детства ребёнок намного самостоятельнее, чем раньше, менее зависим от взрослого, имеет достаточно устойчивую самооценку, позволяющую отстаивать свои права».

         Зачастую некоторые родители не видят изменений, которые происходят с его ребенком, не замечают, в каком лице говорит о себе ребёнок, не видят его потребностей и т. д., поэтому это важно выяснить.

         Дорога жизни сложная, на ней встречаются ухабы и выбоины, все временами с этим сталкиваются. Почему же наш дом вдруг превратился в зону боевых действий? Что вызвало бунт на корабле? Иногда причина вызывающего поведения ребёнка кроется не в нем самом, а в ситуациях вокруг него. Напряженный распорядок, сложные ситуации и возможная неадекватная реакция взрослых на плохое поведение ребенка – все это создает условия для возникновения конфронтации.

                                        Взрослым

       Я в своей родной квартире

    Как на службе строевой.

    Командир на командире,

                                                 Я один здесь рядовой.

          Всем я должен подчиняться,

                                                  По приказу одеваться,

                                                  По приказу умываться,

       Ровно заправлять кровать.

       По команде есть садиться,

          По режиму спать ложиться,

    По будильнику вставать.

    Теперь вам ясно, почему

                                                  Начал огрызаться я?

    Конец терпенью моему!

          ДЕ-МО-БИ-ЛИ-ЗА-ЦИ-Я!!!

    Мини-лекция  «Возрастные  психологические особенности младших дошкольников. Кризис 3 лет».

              Знаменитый кризис 3 лет был впервые описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Она выделила следующие симптомы этого кризиса: негативизм; упрямство; строптивость; своеволие; протест-бунт; обесценивание взрослых; стремление к деспотизму. Эти симптомы, характерные для поведения ребёнка в этот период, Л. Выготский назвал «семизвездием симптомов» (приложение 2).

    Следует обратить особое внимание на следующие моменты:

    • Сам по себе кризис 3 лет является естественным явлением. Насколько быстро и благополучно он минует, зависит от поведения взрослых.
    • Конфликты по разным поводам в данный возрастной период неизбежны.
    • Если в столкновениях со взрослыми всегда побеждает ребёнок, он начинает переоценивать себя и свои возможности.
    • Если сильная воля родителей во всем подавляет развивающуюся волю малыша, можно получить невротика.
    • Больше всего дети в кризисный период нуждаются в поддержке, понимании и терпении любящих взрослых.
    • Если родители поощряют желание ребёнка самостоятельно принимать решения и предоставляют ему возможность свободного выбора, он быстрее начнет вести себя более ответственно.
    • Терпение не означает вседозволенности, а поддержка – беспрерывного восхваления любых детских проявлений.
    • Следует помнить правила использования слова «нельзя»: запретов должно быть немного, чтобы у ребёнка оставалась возможность выбора  форм поведения и развития функции самоконтроля; запреты должны быть согласованы между всеми членами семьи (маме и папе нужно выступать единым фронтом, не внося сумятицу  в сознание ребёнка); запреты нужно высказывать доброжелательно, но твердо, не позволяя ребенку использовать шантаж для достижения своих целей     ( лучше это сделать, переключив внимание ребенка на что-нибудь другое).
    • Успешно преодолев кризис 3 лет, ребёнок становится относительно независимым от окружающей его среды.
    • Покажите малышу разрешенные способы отработки негативных эмоций.

              Такие эмоции, как обида и злость, прекрасно «отыгрываются» в подвижных играх. Побросайте с малышом мячик, устройте бой на воздушных шариках, поиграйте в кричалки или сопелки по примеру Винни-Пуха, поколотите непослушную глину, из которой никак не выходит мишка. Будьте сами как можно более эмоциональны в этих играх. Играя с ребёнком, вы не только поможете ему освободиться от неприятных эмоций, но и сможете ненавязчиво проследить за тем, чтобы «буйство» не вышло за рамки допустимого и безопасного. Кроме того, малыш поймет, что в любых ситуациях вы его любите, стремитесь понять и поддержать. Он будет более откровенен с вами, а значит, вы легче сможете помочь ему в трудные для него моменты. Также вы можете рассказать малышу о том, что с вами тоже случались похожие неприятности в детстве, и поделиться опытом, как можно избавиться от них. Ребенок будет благодарен вам за откровенность, для него это знак поддержки и доверия. Только не ждите, что он тут же воспользуется именно вашим рецептом выхода из сложной ситуации. У него должно созреть свое собственное решение.

              Успешно преодолев кризис 3 лет, ребенок становится относительно независимым от окружающей его среды. Он осознает себя как отдельную личность, достаточно ловко и независимо передвигается, может обслуживать многие свои потребности. Он начинает овладевать собой и своим поведением – может сам решить, чего он хочет, что и как ему надо делать, что хорошо и что плохо. Он постоянно и интенсивно учится – но только тому, в чем испытывает необходимость, что его интересует. Он играет- придумывает, воображает, действует по правилам, общается с другими детьми и развивается в процессе игры. Чем интереснее и активнее живет ребенок в дошкольные годы, тем больше пользы принесет этот период для его развития.

              Период «упрямого» кризиса – серьезное испытание для родителей и детей. И тем и другим приходится многому учиться, но это стоит того. Можно сказать, что это время – залог ваших будущих отношений с ребенком.

    Например: упрямство, непослушание.

    Воспитатель: Данный Ваш список отрицательных качеств - «классический» портрет детей в период кризиса трех лет и это закономерное развитие ребенка.

    Ведь кризисы – это движущая сила развития. Протекание данного кризиса у всех детей происходит по-разному: у кого-то он начинается рано, у кого-то чуть позже. У некоторых детей он может затянуться до 4-4,5 лет.

    Рекомендации при кризисе 3 лет

    Воспитатель: Сейчас я Вам предлагаю разделиться на 3 подгруппы: например, бананы, яблоки, апельсины.

    Воспитатель: Каждой подгруппе дается задание: по определенным ситуациям подобрать рекомендации при взаимодействии с ребенком.

    1 ситуация. Негативизм

    Как бы вы хотели поступать в ситуации, когда ребенок по времени должен идти спать, но на ваше предложение говорит нет, не хочу спать.  Предположите, как бы вы хотели поступить?

    • Строго скажу идти спать; если будет говорить нет, все равно уложу без разговоров
    • Начну уговаривать, что глазки устали, ножкам надо отдохнуть
    • Буду ждать, когда ребенок сам запросится спать, позволив ему играть
    • Начну игру, кто быстрее уснет, любимая игрушка (игрушки) ребенка, сам ребенок, или мама
    • Скажу, чтоб не шел спать, что надо продолжать играть, а спать нельзя

    • Скажу, что его ждут интересные сказочные персонажи, которые очень хотят спать, но сначала хотят поделиться с малышом своими приключениями за день

    • Свой вариант ответа

    При негативизме (ребенок делает все наоборот). Так ребенок показывает о своей попытке выделить свое «Я» - «Я сам!». При этом нам следует превратить негативизм в игру, одновременно обучая его выражать свои желания и намерения. Например, игра «Делай наоборот».

    2 ситуация. Упрямство, капризность

    Ситуация. Ребенок сел есть суп, но вместо ложки впервые взял вилку для супа, у него не получается ею есть, но он продолжает упорно ею есть, хотя вы ему говорите, чтоб он взял ложку. Как бы вы хотели поступать в этой ситуации?

    Свой вариант ответа

    • Строго скажу «Возьми ложку!»
    • Начну уговаривать «Смотри с вилки у тебя все падает, суп остается на тарелке или падает на стол, а в рот не попадает»
    • Буду ждать, когда ребенок сам поймет, что вилкой есть не удобно
    • Расскажу сказку, про ложку и ее дружбу с супом и вилку и ее дружбу с котлеткой
    • Предложу игру: чем лучше - ложкой или вилкой, предлагая, по очереди брать ложку и вилку

    При упрямстве (настаивание на своем «Я хочу!») и капризности («Я не хочу!») будьте понимающими, настойчивыми.

    3 ситуация. Симптом обесценивания

    Ребенок играет в игрушки, к нему подходите вы и зовете кушать. Ребенок говорит: «Мама, ты что ль дурочка, я же еще играю...»  Как бы вы хотели поступать в этой ситуации?

    • Строго скажу, что так говорить нельзя
    • Сделаю обиженное лицо и скажу, что он меня сильно обидел
    • Уйду, не сказав ничего, а когда ребенок наиграется и подойдет ко мне, покажу и расскажу, как он меня обидел
    • Не обращу внимание, как будто ничего не произошло
    • Спрошу, а что такое "дурочка"
    • Расскажу сказку про обидные слова
    • Включусь в игру и в игре игрушкам буду говорить приятные слова, еще и разыграю с игрушками ситуацию обиды по поводу слова «дурочка»
    • Свой вариант ответа

    При симптоме обесценивания (ругается, дразнится, обзывается) - останавливайте ребенка и объясняйте, что этого делать не красиво, не хорошо.

    П: Необходимо не пугаться остроты протекания кризиса. Наоборот, если у ребенка он ярко проявляется, то это означает, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности.

    Рекомендации по адаптации к детскому саду

    1. Количество часов, проводимых малышом в ДОУ, следует увеличивать постепенно, в течение первой недели – не более трех часов в день.
    2. Создайте условия для спокойного отдыха ребенка дома. В это время не стоит водить его гости в шумные компании, связанные с поздним возвращением домой, а также принимать у себя слишком много друзей. Малыш в этот период слишком перегружен впечатлениями.
    3. В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о детском саде. 
    4. В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. 
    5. Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. 
    6. Будьте терпимее к капризам. 
    7. Дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую).
    8. Пусть ребенка в детский сад отводит тот родитель или родственник (по возможности), с которым ему легче расставаться. 
    9. Обязательно говорите, что вы придете, и обозначьте когда
    10. Придумайте свой ритуал прощания. Например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока!». После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь.

    Если ребенок плохо кушает в детском саду

    Причины:

    1. Ребенок настороженно относится к новой еде. Поэтому следует включить иногда данные блюда в свое домашнее меню. Узнавайте вместе с ребенком, чем кормят детей в детском саду. Спросите, что ему понравилось. Предложите приготовить те же блюда дома.

    2. Ребенок не привык к большому количеству людей. Можно привлечь к обеду других деток (сестренок, братишек, друзей). Можно заменить детей большими игрушками.

    3. Не умение пользоваться столовыми приборами. 

    4. Болезнь или недомогание ребенка. На всякий случай убедитесь, что нарушения аппетита не связаны с какими-то заболеваниями (заложенный нос, больной, проблема с кишечником или воспалительный процесс во рту).

    5. Баловство дома. Побаловать любимое чадо хочется, но пусть это будет только иногда, так как в детском саду выбора нет.

    Упражнение « Рисунок счастья».

     Каждому родителю на альбомном листе в течение 1,5 минут предлагается нарисовать «рисунок счастья» (каким они его себе представляют), затем передать свой рисунок соседу справа. Получив рисунок соседа слева, дорисовать его в течение 1,5 минуты и т.д., пока рисунки не сделают полный круг и не вернутся к хозяевам.

    Обсуждение  (по Шерингу)

    - Какой первоначальный сюжет был у вашего рисунка?

    - Какие чувства вы испытывали, когда наблюдали за тем, как сосед вносит коррективы в ваш рисунок?

    - Кому понравился рисунок в том виде, как он дошел до вас?

    - Кому не понравился окончательный рисунок? Почему?

    Подведение итогов. Рефлексия

    Притча о перевернутом камне

    Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»

    Эта притча как нельзя лучше подходит к сегодняшнему разговору о наших детях. Зачастую проблемы в их поведении, их трудности – в нас самих.

    П: Самые главнее слова, которые сегодня нужно сказать своему ребенку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы все преодолеем».

    Упражнение «Пожелания»

    Предлагаю всем встать в круг и, передавая друг другу этот мяч сказать пожелания. Например, «Я желаю Вам…


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Этот сложный возраст. Кризис 3 лет»

    Родительское  собрание...

    Родительское собрание « Этот сложный возраст. Кризис 3 лет»

    Автор: Агошкова Ольга Анатольевна, воспитатель МБДОУ  «Детский сад № 52 комбинированного вида» г. ОрёлОписание материала: Предлагаю конспект родительского собрания   в 1 младшей группе...

    Родительское собрание.Тема: Этот сложный возраст. Кризис 3 лет.

    Цель: привлечение родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с трехлетним ребенком. Задачи: помочь родителям овладеть знаниями о возрастных психологических особенностях...

    Конспект конференции для родителей во второй младшей группы на тему "Этот сложный возраст. Кризис 3 лет".

    Конспект  конференции для родителей детей 3-4 лет. Цели конференции: помочь родителям овладеть знаниями о возрастных психологических особенностях детей 3-4 лет и учитывать их в общении, сформиров...

    Родительское собрание в 1 младшей группе Тема: «Этот сложный возраст. Кризис 3 лет»

    заседание клуба успешного родителя с элементами тренинга....

    Методическая разработка для второй младшей группы "Этот сложный возраст. Кризис 3-х лет."

    Методическая разработка на данную тему поможет наладить отношения не только вам педагогам с родителями, но и родителям с детьми. В конце встречи родители забрали с собой памятки....

    Конспект родительского собрания «Этот сложный возраст. Кризис трех лет»

    Цель: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.Задачи:Познакомить родителей с задачами детского сад...