Родительское собрание «Этот сложный возраст. Кризис 3 лет» Смешанная ранняя группа
план-конспект занятия (младшая группа)

Рыбальченко Марина Павловна

Задачи:

- помочь родителям овладеть знаниями о возрастных особенностях детей 3-х лет и учитывать их в общении;

- сформировать представление о кризисе трех лет;

- развивать способность к разрешению проблемных ситуаций, возникающих в ходе общения с ребенком и обусловленных его возрастными особенностями;

- выработать новые навыки взаимодействия с ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.etot_slozhnyy_vozrast_ili_krizis_3-h_let_-_dekabr.docx30.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 6 «Гнездышко»

Родительское собрание

«Этот сложный возраст. Кризис 3 лет»

Смешанная ранняя группа

Воспитатель: Рыбальченко М.П.

п. Ахтарский

2022 г.

Утверждаю

Заведующая МБДОУ № 6 Р.М. Вахитова

____________________

Протокол №2

11.02.2022 г.

Присутствовало: 14 человек

Отсутствовало: 5 человека

Форма проведения: дистанционно, в сети Wat sap

ПОВЕСТКА СОБРАНИЯ:

 1. Вступительный этап.

2.Доклад на тему: «Возрастные психологические особенности младших дошкольников. Кризис 3 лет»

3. Выбор родительского комитета

4. Подведение итогов собрания (упражнение «Пожелания»)

5. Разное.

1.По первому вопросу слушали воспитателя Рыбальченко Марину Павловну, которая начала собрание с фразы «Наши дети взрослеют!»  Становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось больше, но так не происходит. Нас волнуют поведение наших детей и трудности, с этим связанные. И предложила вместе попытаться найти причины изменений в поведении детей 3 – 4 лет. (приложение №1)

2.По второму вопросу выступила  Коренкина С. В.,  рассказав о кризисе 3-х лет и выделив следующие симптомы этого кризиса: негативизм, упрямство, своеволие, протест – бунт, обесценивание взрослых, стремление к деспотизму. Светлана Владимировна рассказала о важных моментах в воспитатнии детей 3-4 лет и дала четкие рекомендации как сглаживать острые моменты, проявляющиеся в этом возрасте. (Приложение №2)

3. Воспитателями Рыбальченко М.П. и Коренкиной С.В. былА подготовлена памятка для родителей «КРИЗИС ТРЁХ ЛЕТ»  (Приложение №3)

4. Проведена консультация «вопрос специалисту» - родители задавали волнующие их вопросы о питании, об оплате за детский сад, о компенсационной выплате родительской платы, о проводимых прививках. Специалисты детского сада отвечали на вопросы.

Решение:  

  1. Дорога жизни, сложная на ней встречаются ухабы и выбоины, все временами с этим сталкиваются. Почему же наш дом вдруг превратился в зону военный действий? Что вызвало бунт на корабле? Иногда причина вызывающего поведения ребенка кроется не в нем самом, а в ситуациях вокруг него. Напряженный распорядок, сложные ситуации и возможная неадекватная реакция взрослых на плохое поведение ребенка - все это создает условия для возникновения конфронтации. А чтоб ее в семье не было, необходимо знать психологические особенности возраста, прислушиваться к ребенку
  2. Зачастую проблемы в их поведении, их трудности – в нас самих; в нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи и двурушничестве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами ребенка, и тогда военные действия, которые вы ведете с ребенком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцариться мир.
  3. Период «упрямого» кризиса – серьезное испытание для родителей и детей и тем и другим приходится многому учиться, но это стоит того. Можно сказать, что это время – залог ваших будущих отношений с ребенком.Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребенку:

«я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы все преодолеем».

  1. По всем возникающим вопросам воспитания детей обращаться к воспитателям групп.

Председатель: _____ _____________________________ Рыбальченко М.П.

Секретарь ______________________________________ Боева В.А .

Приложение №1.

Цель: содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении гибкой адаптации ребенка к условиям детского сада и их готовности к эмоциональной поддержке малыша в тот период.

Задачи:

- помочь родителям овладеть знаниями о возрастных особенностях детей 3-х лет и учитывать их в общении;

- сформировать представление о кризисе трех лет;

- развивать способность к разрешению проблемных ситуаций, возникающих в ходе общения с ребенком и обусловленных его возрастными особенностями;

- выработать новые навыки взаимодействия с ребенком.

                                                 

ХОД:

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас на нашей встрече. Это 2 заседание родительского собрания и тема – «Этот сложный возраст. Кризис 3 лет.»

Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось больше, но так не происходит. Нас волнуют поведение наших детей и трудности, с этим связанные. Сегодня мы вместе попытаемся найти причины изменений в поведении детей 3 – 4 лет.

3-й год жизни ребенка. Кажется, совсем недавно перед вами лежало маленькое беспомощное существо. Теперь ваш ребенок многое умеет: он ходит, говорит, играет, задает вопросы, рассуждает, мечтает и, конечно же, борется за свою самостоятельность. Конец раннего возраста - еще один трудный период в совместной жизни ребенка и взрослого.

На новом витке развития (в период от 2, 6 мес. до 3,6 мес.) вновь повторяется критическая ситуация, которая в научной литературе обозначается специальными терминами:

• «Возраст упрямства, строптивости»,

• «кризис самостоятельности»,

• «кризис независимости»,

• «кризис 3-х лет».

«Ребенку зачастую свойственны негативизм, капризы и упрямство. Это связанно с тем, что к концу раннего детства ребенок намного самостоятельнее, чем раньше, менее зависим от взрослого, имеет достаточно устойчивую самооценку, позволяющую отстаивать свои права».

Зачастую некоторые родители не видят изменений, которые происходят с его ребенком, не замечают, в каком лице говорит о себе ребенок, не видят его потребностей и т. д., поэтому это важно выяснить.

Проведем небольшую разминку.

• Сколько в вашей семье детей?

• Ваши семейные увлечения, хобби.

• Наблюдаете ли вы изменения в развитии ребенка?

• Стал ли он другим за год? Что нового появилось?

Поднимите красный сигнальные карточки те, у кого общение с детьми вызывает затруднения, зеленые – у кого затруднений нет.

Дорога жизни, сложная на ней встречаются ухабы и выбоины, все временами с этим сталкиваются. Почему же наш дом вдруг превратился в зону военный действий? Что вызвало бунт на корабле? Иногда причина вызывающего поведения ребенка кроется не в нем самом, а в ситуациях вокруг него. Напряженный распорядок, сложные ситуации и возможная неадекватная реакция взрослых на плохое поведение ребенка - все это создает условия для возникновения конфронтации.

          Взрослым

Я в своей родной квартире

Как на службе строевой.

Командир на командире,

Я один здесь рядовой.

Всем я должен подчиняться,

По приказу одеваться,

По приказу умываться,

Ровно заправлять кровать,

По команде есть садиться,

По режиму спать ложиться,

По будильнику вставать.

Теперь вам ясно, почему

Начал огрызаться я?

Конец терпенью моему!

Де-мо-би-ли-за-ци-я!

Перед вами высказывания великого русского педагога К.Ушинского: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

Выскажите свое отношение к данному высказыванию.

Поднимите зеленую карточку те, кто разделяет это мнение, красную – те, кто против.

Судя по вашей реакции, можно сделать вывод, что каждому родителю важно знать о психологических, возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка. От этого зависит успешность его воспитания. И слово предоставляется воспитателю Коренкиной С.В.

Приложение №2.

Доклад «Возрастные психологические особенности младших дошкольников. Кризис 3 лет».

Знаменитый кризис 3 лет был впервые описан Эльзой Келер в работе «О личности 3-х летнего ребенка». Она выделила следующие симптомы этого кризиса:

Негативизм, упрямство, своеволие, протест – бунт, обесценивание взрослых, стремление к деспотизму.

Эти симптомы, характерные для поведения ребенка в этот период, Л. Выготский назвал «Семизвездием симптомов» следует обратить особое внимание на следующие моменты:

• Сам по себе кризис 3 лет является естественным явлением. Насколько быстро и благополучно он минует, зависит от поведения взрослых.

• Конфликты по разным поводам в данный возрастной период неизбежны.

• Если в столкновения с взрослыми всегда побеждает ребенок, он начинает переоценивать себя и свои возможности.

• Если сильная воля родителей во всем подавляет развивающуюся волю малыша, можно получить невротика.

• Больше всего дети в кризисный период нуждаются в поддержке, понимании и терпении любящих взрослых.

• Если родители поощряют желание ребенка самостоятельно принимать решения и предоставляют ему возможность свободного выбора, он быстрее начинает вести себя более ответственно.

• Терпение не означает вседозволенности, а поддержка – беспрерывного восхваления любых детских проявлений.

• Следует помнить правила использования слова «нельзя»: запретов должно быть немного, чтобы у ребенка оставалось возможность выбора форм поведения и развития функции самоконтроля; запреты должны быть согласованы между всеми членами семьи (маме и папе нужно выступать единым фронтом, не внося сумятицу в сознание ребенка); запреты нужно высказывать доброжелательно, но твердо, не позволяя ребенку использовать шантаж для достижения своих целей (лучше всего это сделать, переключив внимание ребенка на что-нибудь другое).

• Успешно преодолев кризис 3 лет, ребенок становится относительно, независим, от окружающей его среды.

• Покажите малышу разрешенные способы отработки негативных эмоций.

Такие эмоции, как обида и злость, прекрасно отыгрываются в п\и. Побросайте с малышом мячик, устройте бой на воздушных шариках, поиграйте в кричалки, поколотите непослушную глину, из которой никак не выходит мишка. Будьте сами как можно более эмоциональны в этих играх. Игры с ребенком, вы не только поможете ему освободиться от неприятных эмоций, но и сможете ненавязчиво проследить затем, чтобы «буйство» не вышло за рамки допустимого и безопасного. Кроме того, малыш поймет, что в любых ситуациях вы его любите, стремитесь понять и подержать. Он будет более откровенен с вами, а значит, вы легче сможете помочь ему в трудные для него моменты. Также вы можете рассказать малышу о том, что с вами тоже случались похожие неприятности в детстве, и поделиться опытом, как можно избавиться от них.

Ребенок будет благодарен вам за откровенность, для него это знак поддержки и доверия, только не ждите, что он тут же воспользуется именно вашим рецептом выхода из сложной ситуации. У него должно созреть свое собственное решение.

Успешно преодолев кризис 3 лет, ребенок становится относительно независимым от окружающей его среды.

Он осознает себя как отдельную личность, достаточно ловко и независимо передвигается, может обслужить многие свои потребности. Он начинает овладевать собой и своим поведением – может сам решить, чего он хочет, что и как ему делать, что хорошо и что плохо. Он постоянно и интенсивно учится – но только тому, в чем испытывает необходимость, что его интересует. Он играет – придумывает, воображает, действует по правилам, общается с другими детьми и развивается в процессе игры. Чем интереснее и активнее живет ребенок в дошкольные годы, тем больше пользы принесет этот период для его развития.

Период «упрямого» кризиса – серьезное испытание для родителей и детей и тем и другим приходится многому учиться, но это стоит того. Можно сказать, что это время – залог ваших будущих отношений с ребенком.

В заключение хочется познакомить вас с притчей о перевернутом камне.

Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано:

«Переверни и читай»

Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне:

«Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»

Эта притча как нельзя лучше подходит к сегодняшнему разговору о наших детях. Зачастую проблемы в их поведении, их трудности – в нас самих; в нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи и двурушничестве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами ребенка, и тогда военные действия, которые вы ведете с ребенком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцариться мир.

Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребенку:

«я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы все преодолеем».

Мы приготовила для вас памятку с полезными советами, которые помогут вам в семейном воспитании (приложение №3)

Упражнение «Пожелания»

Участники стоят по кругу и, передавая друг другу символический предмет (зажженную свечу,заканчивают предложения:

«Я желаю себе…»

«Я желаю вам…»

Чтобы кризис прошел благополучно любите ребенка!

 


Приложение №3.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«КРИЗИС ТРЁХ ЛЕТ»

• Капризы и истерики требуют зрителей. Не становитесь ими и не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какой непослушный мальчик!» Ребёнок только этого и ждёт

• В любой ситуации проявляйте терпимость к ребёнку. Не позволяйте выходить из себя.

• Не подчёркивайте перед ребёнком своё превосходство и силу. Будьте с ним «рядом»

ЕСЛИ РЕБЁНОК ВПАДАЕТ В ИСТЕРИКУ.

• Не отменяйте немедленно своих решений. Будьте настойчивы в поведении с ребёнком. Если Вы сказали «Нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

• Не сдавайтесь, даже если приступ у ребёнка протекает в общественном месте. Чаще помогает одно - взять его за руку и увести.

• Не берите ребёнка на руки, если он этого не хочет.

• Не старайтесь поднять ребёнка с пола.

• Не оставляйте ребёнка одного.

• Не пытайтесь во время приступа что-то внушать ребёнку. Это бесполезно. Ругать нет смысла, шлепки ещё больше будоражат.

• Переключите внимание ребёнка. Подобные приёмы заинтригуют и отвлекут малыша.

• Следите за своим эмоциональным состоянием.

  • Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все сделать за малыша. Разговаривайте с ним, как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.

• Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный.