Родительское собрание «Влияние сюжетно-ролевой игры в воспитании дошкольника"
материал (подготовительная группа)

Зембаль Любовь Богдановна

Повышать практический уровень родителей по организации сюжетно-ролевой игры. Способствовать творческому поиску. Формировать понятие родителей о возможности игры как средства для развития интеллектуально познавательной деятельности. Стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с собственным ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_syuzhetno-rolevoy_igry_v_vospitanii_doshkolnika.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние сюжетно-ролевой игры в воспитании дошкольника

На современном этапе развития российского общества, с присущим ему многообразием нравственных норм и жизненных ценностей,  проблема нравственного воспитания подрастающих поколений приобретает особую актуальность и значимость.

Нравственное воспитание можно рассматривать как процесс приобщения детей к общечеловеческим ценностям, развития нравственных чувств, становления нравственной воли, формирования нравственного поведения. Результатом нравственного воспитания является появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у ребенка, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Формирование нравственных качеств личности дошкольника является одной из сложнейших задач современного дошкольного образования. Педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах. Обоснованную обеспокоенность вызывает негативное воздействие на ребенка средств массовой информации, интернета, оказывающих существенное  влияние на формирование ценностных ориентаций детей и их поведение. В этих условиях на современные дошкольные образовательные учреждения возлагаются сложные задачи по формированию нравственности юных граждан страны, что диктует необходимость тщательного отбора содержания, использования эффективных форм и методов обучения и воспитания.

Вопросы формирования нравственных качеств личности дошкольника рассматривают Л.И.Божович, Л.С. Выготский, А.В.Запорожец,
Я.З. Неверкович, Д.Б. Эльконин и др. Ученые отмечают, что в процессе формирования нравственных качеств личности дошкольника накопление знаний о нормах и требованиях морали приобретает важное значение. В связи с этим очевидна необходимость организации нравственного просвещения воспитанников детского сада, формирование у них норм нравственности и морали. Очевидна и необходимость организации специальной работы педагога по разъяснению сущности нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе. Сложные задачи нравственного воспитания требуют использования разнообразных средств и методов работы с дошкольниками, направленных на формирование суждений, оценок, понятий, нравственных убеждений.

Педагоги и психологи отмечают  огромное значение игры в дошкольном возрасте.  Р.И.Жуковская, А.В.Запорожец, Д.В.Менджерицкая утверждали, что нравственное развитие дошкольника зависит от сформированности содержательной стороны игры, степени активности в ней ребенка. Это, в первую очередь, касается игр с «хорошим» нравственным содержанием. Особое значение в дошкольном возрасте приобретает сюжетно-ролевая игра, в ходе которой происходит знакомство детей с нравственными нормами, раскрытие их внутреннего смысла. В игре ребенок активно познает окружающую действительность и овладевает общественным опытом, нормами поведения, общечеловеческими ценностями, накопленными предшествующими поколениями. Поэтому столь актуальна для дошкольной педагогики проблема использования сюжетно-ролевых игр, как средства формирования нравственных качеств

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (Л А. Венгер, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин и др.) [41,с.5].

В дошкольном детстве возникают противоречия между желаниями ребенка – быть как взрослый, участвовать на равных в общей с ним деятельности и его реальными возможностями. Разрешение его составляет генетическую задачу дошкольного возраста, сделать же это позволяет ребенку сюжетно-ролевая игра, поэтому она является ведущей деятельностью дошкольника. В ней дети сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивают всю систему человеческих отношений, ориентируются в смыслах человеческой деятельности [45,с.20].

«Игра, - говорил В.А.Сухомлинский - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости» [54,с.55].

Согласно концепции Д.Б.Эльконина, детская игра есть своеобразная репрезентация мира – воссоздание его через ролевые действия и отношения. «Игра – деятельность, в которой формируется и совершенствуется самоуправление поведением» [58,с.15]

В сюжетно-ролевой игре ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе [55,с.48].

Особенностью игровой деятельности детей, является то, что дети воспроизводят те или иные явления, действия, отношения своеобразно. Своеобразие заключается в особенностях восприятия детей, понимание и осмысление ими тех или иных факторов, явлений, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств. В игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает, моделирует через призму своего сознания окружающий его мир.

Одной из характерных черт сюжетно-ролевой игры, является самостоятельный характер деятельности детей.

В сюжетно-ролевой игре моральные и нравственные нормы поведения открываются ребенку в процессе моделирования социальных отношений путем проигрывания ролей. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человека ("Я - космонавт", "Я - мама", "Я - доктор"), но, что самое главное, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя и этим как бы отождествляет себя с ним. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает в себе связь ребёнка с миром взрослых. Наиболее характерным моментом роли является то, что она невозможна без практического игрового действия. Роль всадника, доктора или шофёра невозможно выполнять только в уме, без реальных, практических игровых действий [32,с.87].

В сюжетно-ролевой игре дети, беря на себя роли взрослых, воспроизводят такие взаимоотношения, которые обусловлены трудовыми и общественными функциями взрослых и вне игры детям еще недоступны.

Помимо взаимоотношений, определяемых ролями в игре, существует и другой план взаимоотношений – реальный. Четко вырисовываются две стороны игры, оказывающие влияние на нравственное развитие ребенка:

- ролевые отношения в игре;

- поведенческие взаимоотношения в игре, подлинно совместная деятельность детей [19,с.198].

Сюжетно-ролевая игра «оставляет в наследство» способность проявить инициативу, гибкость в принятии решений и способность брать на себя роли в общении с людьми. Стремясь правильно исполнить роль, ребенок учится подчинять свое поведение образцу.

В ходе опытно-экспериментальной работы нами были апробированы педагогические условия, направленные на формирование нравственных качеств у старших дошкольников средствами сюжетно-ролевых игр:

- проведение регулярной, целенаправленной образовательно-воспитательной деятельности по формированию у старших дошкольников нравственных качеств в разнообразных видах деятельности, включая сюжетно-ролевые игры, что требует тщательного подбора игр и обогащения их нравственным содержанием;

- обогащение предметно-развивающей среды дошкольной образовательной организации, которая была дополнена игровыми  материалами, способствующими формированию у детей нравственных качеств и выработке привычек нравственного поведения;

- проведение  работы по повышению профессиональной компетентности педагогов: в ходе формирующего этапа эксперимента с педагогами дошкольной образовательной организации проведены консультации по использованию сюжетно-ролевых игр как средства формирования нравственных качеств у старших дошкольников, что  способствовала повышению  их заинтересованности, благоприятно сказалось на результатах эксперимента и позволило разработать методические рекомендации для педагогов;

- активное включение родителей в совместную деятельность: привлечение родителей к организации и проведению мероприятий в рамках "Недели игры и игрушки", индивидуальные и групповые беседы с ними способствовали повышению уровня их информированности о формах и методах работы по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевых игр.

3. Разработанные и апробированные в ходе формирующего этапа эксперимента содержание, формы и методы работы по формированию нравственных качеств у старших дошкольников средствами сюжетно-ролевых игр позволили получить положительные результаты в динамике и уровне сформированности у детей нравственных качеств, что показали  результаты контрольного этапа эксперимента.

Можно дать следующие рекомендации по формированию нравственных качеств у старших дошкольников средствами сюжетно-ролевых игр в процессе воспитания ребенка: работа по нравственному воспитанию должна осуществляться целенаправленно, комплексно и систематически; работу по воспитанию у детей нравственных чувств и представлений  нужно начинать в старшем дошкольном возрасте,  так как он является сенситивным для их усвоения; полученные знания и умения необходимо закреплять в самостоятельной игровой деятельности, режимных моментах; целесообразно ежедневно проводить беседы нравственного содержания, тренинги, рассматривание различных сюжетных картинок; тщательно подбирать сюжет и темы сюжетно - ролевых игр для развития тех или иных нравственных качеств; развивать инициативность и самостоятельность детей в игре; создать специальные педагогические условия по развитию у старших дошкольников нравственных качеств средствами  сюжетно-ролевой игры; создать доброжелательную атмосферу в процессе игровой деятельности, способствующей усвоению детьми нравственных норм и правил поведения, формированию у них нравственных качеств.

Приведенные рекомендации будут способствовать выявлению теоретических и практических основ формирования нравственных качеств у старших дошкольников и создать благоприятные условия для формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Предложенные нами рекомендации не являются исчерпывающими и такая многогранная проблема, как влияние сюжетно-ролевой игры в воспитании дошкольника нуждается в дальнейшей разработки учеными.

Список использованных источников

  1. Дошкольник и младший школьник: проблемы воспитания и образования [Текст] : материалы конф. "Чтения Ушинского" пед. фак. ЯГПУ. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2003. - 211 с. – С. 197 – 201.
  2. Купина, Н.А. Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры [Текст] / Н.А. Купина, Н.Е. Богуславская. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2012. — 192 с.
  3. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст] : учеб. пособие / Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. – 96с.
  4. Парамонова, Л.А. Программа «Истоки»: структура и содержание  [Текст] / Л.А.Парамонова, К.В.Тарасова, Е.В.Трифонова, А.Г.Арушанова // Современный детский сад. – 2012. - №1. – С. 16 – 37.
  5. Черкасова, И.А. Тематическая неделя «Игры и игрушки» [Текст] / И.А.Черкасова // Ребенок в детском саду. – 2014. - №3. – С. 55 – 60.
  6. Шаборонская, О.В. Особенности формирования нравственных норм у детей 5-6 лет. Наука и образование: проблемы и перспективы [Текст]: материалы XVI Международной научно- практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 11-12 апреля 2014 г.) в 2-х частях. – Часть I. – Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2014. – 283 с.
  7. Шуть, Н.Н. Волшебные ключи игромастера [Текст] / Н.Н.Шуть. – Спб.: Образовательные проекты; М.: Обруч, 2013. – 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи у дошкольников»

Родительское собрание. «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи у дошкольников»...

Презентация Родительское собрание «Влияние конструктивной деятельности на развитие старших дошкольников»

Цель: формирование компетентности родителей по вопросу развития у детей конструктивных умений и навыков....

Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие взаимоотношений дошкольников

Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие взаимоотношенийдошкольников....

Влияние сюжетно-ролевых игр на нравственное воспитание дошкольников

Возможности использования сюжетно-ролевых игр на нравственное воспитание дошкольников. Педагогическое руководство сюжетно-ролевой игры, направленной на обогащение ее содержания нравственной тематикой....

Родительское собрание «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей среднего дошкольного возраста»

Отношения с окружающими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте. И этот опыт первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и определяет особенности самосо...