Родительское собрание «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей среднего дошкольного возраста»
статья (средняя группа)

Отношения с окружающими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте. И этот опыт первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди других людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

МКДОУ «Буратино»

Хвастовичского района Калужской области.

Родительское собрание

«Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей среднего дошкольного возраста»

                                                                    Воспитатель:

Евтюхова Наталья Игоревна

2023

Цель: обогатить педагогический опыт родителей по формированию коммуникативных навыков ребенка среднего дошкольного возраста; познакомить с различными формами взаимодействия.

Ход мероприятия:

Приветствие: предложить родителям встать в круг. Предложить одному из них взять в руки цветок и рассказать немного о себе (Имя, какое занятие нравится больше всего, свой любимый цвет, любимый напиток).

- Уважаемые участники, очень приятно видеть вас всех сегодня на нашей встрече. Надеюсь, наше общение будет полезным и продуктивным для всех.

И сразу вопрос… Что такое общение? Зачем люди общаются? Можно ли вообще не общаться? И как сделать свое общение продуктивным и полноценным.

Воспитатель подводит итог:

Мы общаемся, чтобы донести до кого бы то ни было важную информацию

Сообщить о своих потребностях

Передать какие -то знания

Получить реализацию потребности в коммуникации.

Беседа с родителями по вопросам

Но всегда ли мы общаемся так, чтобы нас понимали?

Всегда ли вы понимаете своего ребенка?

Какие сложности вы испытываете при общении со своим ребенком?

         Общение и отношения с людьми является одной из основ человеческой жизни. По словам С.Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений с другими людьми; с ним связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другому человеку является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяют нравственную ценность человека.

        Отношения с окружающими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте. И этот опыт первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди других людей.

        Особенности формирования коммуникативных навыков у детей.

Особенности коммуникации детей:

Как же формируются коммуникативные навыки у наших деток и с какими проблемами

можно столкнуться, которые мешают такому формированию: (ответы родителей)

- снижение потребности в общении, большинство детей с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми;  

- речевые недостатки (нарушения звукопроизношения, лексико-грамматического строя и трудности построения связного высказывания) мешают правильному выражению мыслей;

- нежелание вступать в контакт;

- трудности понимания обращенной речи;

- часто ребенок не знает, как подойти попросить, что сказать (дома часто его потребности угадываются родителями до того, как он о чем-то попросит);

- замена обращения к другим за помощью многократным повторением «безадресного» сообщения о своей потребности;

- трудности в употреблении невербальных средств общения - выразительных движений, мимики, жестов;

- при нарушениях зрения наблюдается также затрудненное восприятие неречевых средств, дети не видят реакцию собеседника (они не видят и не понимают улыбку, одобрение);

- некоторые дети неактивны в ходе диалога со взрослым, ограничиваются невербальным или односложным ответом;

- другие, наоборот, импульсивны, многословны, невнимательны к словам собеседника.

Как развивать коммуникативные качества детей?

Основным условием преодоления трудностей в общении является включение ребенка в различные виды совместной деятельности со взрослыми и детьми:

1) в игровой деятельности (дидактические, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, театрализованные игры)

2) через беседы, обсуждения литературных произведений

3) в творческой деятельности

          Словесные дидактические игры являются одним из важных средств формирования и развития диалогической речи. В ходе таких игр дети решают разнообразные мыслительные речевые задачи: описывают предмет, отгадывают по описанию, группируют предметы, учатся строить диалог с педагогом и друг с другом. В таких играх развиваются не только психические процессы, но и умение договариваться, умение бесконфликтно убеждать и доказывать свою точку зрения.

          Общими задачами развития коммуникативных навыков в процессе сюжетно-ролевой игры являются следующие:

1.Обучать детей формированию диалогической речи как средству коммуникации, используя схемы, модели, картинные планы.

2. Формировать культуру общения, практически использовать формулы речевого этикета.

3. Учить задавать вопросы и отвечать на них в краткой и полной форме.

4. Обучать слушать и слышать собеседника, поддерживать тему разговора.

5. Учить рассуждать, аргументировать, выражать свои чувства.

6. Учить контролировать себя и друг друга во время речевого общения.

7. Развивать фантазию, речевую активность, эмоциональное состояние детей.

8. Формировать социально-нравственные отношения детей друг с другом и с взрослыми.

9. Обучать анализировать и оценивать поведение детей, литературных персонажей, сказочных героев.

10. Воспитывать интерес к окружающим людям, удовлетворять потребность детей в общении.

11. Формировать адекватное поведение в обществе, способствовать наиболее полному развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

12. Расширять общий кругозор детей

         Театрализованные игры развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет сочувствовать персонажам, сопереживать им. Кроме того, такие игры позволяют ребенку решать свои проблемные ситуации от лица персонажа, помогают преодолевать застенчивость, робость, неуверенность в себе.

         Детей полезно приучать к слушанию сказок, рассказов из детских книг и обсуждению их содержания. Беседуя по материалам прочитанного, важно показать ребенку, что ситуации, которые описаны в книге, имеют место и в жизни детей. При этом взрослый должен высказать свое отношение к конфликтам и событиям, которые имели место в группе детей на занятиях.

          Развитию коммуникативных навыков также способствует и творческая деятельность (лепка, рисование, конструирование).  В процессе такого рода деятельности обеспечивается возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. При этом педагог для ребенка становится партнером, готовым откликнуться на любую просьбу о поддержке и помощи.

         Хорошо влияет на развитие коммуникативных качеств дошкольника или младшего школьника общение с людьми разного возраста. Это позволяет ему освоить параллельно несколько шаблонов поведения: уважительное отношение к взрослым, подражание старшим и забота о детях младшего возраста, ответственность за них. Все это служит основой для дальнейшего встраивания человека в любой коллектив и общество в целом.

         Необходимо развивать как вербальные, так и невербальные средства общения. Детям важно научиться самостоятельно и правильно использовать мимику, жесты и интонацию с целью: передавать адекватными речевыми и неречевыми средствами свое эмоциональное состояние.

Как простимулировать неговорящего ребенка на общение жестами:

Можно сделать вид, что вы не понимаете ребенка, чтобы он показал жестом, чего хочет.

Задавайте ему наводящие вопросы: Какую игрушку ты хочешь, красную или желтую?

Знакомьте ребенка с жестами-заменителями слов. Кивок, поднять руку в сторону предмета, показать взглядом.

Проявите терпение. Ребенок должен быть уверен, что его слышат и слушают.

В дошкольном возрасте ребенок лишь нащупывает способы отношений с окружающими, у него вырабатывается  устойчивый личностный стиль появляется представление о самом себе. А помогают ему в этом, прежде всего родители. И от жизненной позиции членов семьи зависят коммуникативные навыки ребенка, то, как он будет чувствовать себя среди людей.

Рассмотрим примеры общения (беседа с родителями)

Мама гуляет с маленьким ребенком во дворе. Малыш играет со сверстниками и вдруг, начинает громко плакать. Мать кидается к нему на помощь. Ругает всех вокруг, пытаясь показать ребенку, что он под защитой.

Как вы думаете, как будут формироваться его навыки в будущем?

Что нужно сделать, чтобы сформировать правильное отношение к ситуации у ребенка? И сформировать правильные коммуникативные навыки?

Ребенок хочет пить, но не может просить об этом окружающих. Маме постоянно приходится угадывать желания ребенка и выполнять их по его немому согласию.

Чем грозит ребенку такая ситуация?

Как можно исправить ситуацию?

Ребенок постоянно плачет, привлекая мамино внимание и не оставляя ей времени на другие дела. Мама беспрекословно подчиняется малышу лишь бы не вызывать у него негативных эмоций.

Как в дальнейшем будет происходить общение мамы с ребенком?

Как бы вы поступили в данной ситуации?

Таким образом, можно сделать вывод, чтобы общение ребенка было успешным он должен уметь:

Понимать свои потребности и уметь говорить о них (вербально, невербально)

Понимать и уважать чужие потребности

Уметь конструктивно выстраивать отношения с окружающими в своих интересах, но учитывать мнение окружающих.

         Часто дети не рождаются с негативными личностными качествами, а приобретают их в результате гиперопеки. Но надо понимать, что ребенок тоже нуждается в адаптации к условиям внешней жизни, а значит, и общении с окружающими. Если понимать это и соблюдать несложные правила, то проблем в коммуникативной сфере ребенка почти не останется. Очень важно работу по развитию коммуникативных качеств детей продолжать в семье. Родителям наравне с педагогами необходимо тренировать коммуникативные умения своего ребенка и готовить его к полноценному взаимодействию с коллективом младшей школы. Спасибо за внимание и сотрудничество!

Заполнение листов по рефлексии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Роль семьи в преодолении дефектов речи у детей старшего дошкольного возраста"

Родительское собрание " Роль семьи в преодолении дефектов речи у детей старшего дошкольного возраста". Собрание проводится в I квартале учебного года....

Выступление по теме: «Роль сюжетно ролевой игры в воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Игра – в значительной степени основа всей человеческой культуры.А.В. Луначарский...

Сюжетно-ролевая игра "Парикмахерская" для детей среднего дошкольного возраста

представлен конспект сюжетно-ролнвой игры "Парикмахерская"...

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей среднего дошкольного возраста»

Чтобы понять, как возникает, развивается сюжетно-ролевая игра в средней группе, необходимо рассмотреть ее особенности....

«Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей среднего дошкольного возраста»

Чтобы понять, как возникает, развивается сюжетно-ролевая игра в средней группе, необходимо рассмотреть ее особенности....

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей среднего дошкольного возраста»

в сюжетно-ролевой игре активно обогащается и развивается словарь детей;-формируется правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира;-систематизируются и углубля...