КОНСУЛЬТАЦИЯ «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей среднего дошкольного возраста»
консультация (средняя группа)

в сюжетно-ролевой игре активно обогащается и развивается словарь детей;

-формируется правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира;

-систематизируются и углубляются знания о людях разных профессий и национальностей, представления о трудовой деятельности;

-игра помогает детям приспособиться к окружающему миру, формировать потребность ребенка воздействовать на мир, стать «хозяином» своей деятельности;

-сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс переживаний, связанный с игровыми действиями;

-только та игра, которая захватывает ребенка, развивает его мыслительные операции и волевые качества, пробуждает сильные чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kosultatsiya.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

МКДОУ «Буратино»

Хвастовичского района Калужской области.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей среднего дошкольного возраста»

                                                                    Воспитатель:

Евтюхова Наталья Игоревна

2023                                     

         В наши дни, к сожалению, растет число детей, которые не могут общаться друг с другом и с взрослым. Воспитание и образование таких детей требует особого подхода со стороны педагогов, врачей, дефектологов, логопедов.

         В такой работе с детьми большое значение имеет ее практическая направленность.

        Основной формой воздействия на ребенка является организованная образовательная деятельность, в которой ведущая роль принадлежит нам педагогам

         Такие дети мало эмоциональны, поэтому нам взрослым необходимо создавать положительное эмоциональное отношение к образовательной деятельности. Огромная роль отводится игре. Она является основным видом деятельности детей. Игровая деятельность имеет огромное значение для формирования отношений в детском коллективе, формирования самостоятельности, положительного отношения к труду, формирования стереотипов поведения. Игра оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка, на становление его личности.

         Так как у детей слабо  развиты наглядные формы мышления, для их развития использую дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, упражнения и практические проблемные ситуации.

        Развитие игры происходит в 3 этапа:

-первый этап заключается в совместной игре со взрослым;

-на втором этапе дети учатся действовать самостоятельно и могут переносить полученные знания на другие предметы;

-на третьем этапе появляется изобразительная игра, ребенок копирует действия с предметами, которые он видит в обычной жизни.

          Педагоги играют важную роль в развитии детей. Большое значение для развития детей имеет формирование четкого представления о предметах ближайшего окружения, их значении в жизни человека. Для того чтобы научить ребенка пользоваться предметами и закрепить его значение о них, очень хорошо использовать сюжетно-ролевые игры, в процессе которых у ребенка формируется практический опыт.

         Сюжетно-ролевая игра — это наиболее важный инструмент, помогающий ребенку адаптироваться в этом мире, научиться вести себя в различных местах и ситуациях.

         Обучить ребенка сюжетно-ролевой игре можно, но это сложный кропотливый процесс.

          Взяв на себя роль в игре, могу  управлять игрой, направляя действия ребенка в нужном направлении. Для начала беру не сложные, короткие игровые моменты.  Постоянно  комментирую  все  действия,  показываю  их  наглядно,  но при этом не сильно нагружая разнообразием действий единовременно. Любая игровая деятельность предусматривает наличие трех компонентов: действие, знание, общение. Действия ребенка с предметами в игре носят преобразующий характер. Ребенок в игре узнает свойства и качества реальных предметов, способы действия с ними, и в зависимости от замысла игры с помощью педагога заменяет одни предметы другими. Приобретение знаний об окружающем мире, способов действия с предметами осуществляется  в образовательной деятельности. Игра же — это показатель того, как ребенок усвоил эти знания.

          Существует огромное количество и разнообразие сюжетно-ролевых игр, но иногда с детьми  можем придумать новую, интересную и актуальную в данный момент игру.

В сюжетно-ролевой игре ребенок может играть с ребятами или один, но при этом я помогаю,  задать тематику игры, продемонстрировать нужные действия, показываю, что нужно делать.

Взрослый должен направлять действия детей речью, показать, как правильно, исправлять ошибки, а иногда и совершать действия вместе с ребенком (управляю его руками).

           Очень важно, чтобы во время проведения игры у ребенка возникали положительные эмоции (восторг, интерес, удивление). Нужно чаще хвалить, когда он делает успехи. При положительных эмоциях об игровых ситуациях, дети будут все чаще возвращаться к ним, тем самым закрепляя новые знания, умения, навыки.

Отрицательные эмоции могут отбить желание играть в дальнейшем. Эти эмоции возникают чаще тогда, когда дети не могут организовать игру. Вот тут как раз и должна последовать помощь взрослого.

           Выполнение определенной роли в сюжетно-ролевой игре ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. Ребенок встает на позицию другого человека, причем не одного, а разных. В пределах одного сюжета ребенок «смотрит» на ситуацию глазами нескольких людей.

         Сегодня девочка выполняет роль мамы, а завтра дочки. Она понимает, как важно, чтобы мама заботилась о своих детях, и как необходимо, чтобы дочка была послушной.        

        Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их

значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми. Осознается необходимость соблюдать правила, то есть формируется сознательное подчинение им.

                  Сюжетно-ролевая игра помогает ребенку понять мотивы трудовой деятельности взрослых. Если первоначально в выборе роли главное место занимает ее внешняя привлекательность: одежда, предметы, то в процессе игры раскрывается его социальная польза. Теперь ребенок понимает, что воспитатель воспитывает детей, врач их лечит.

        Игра всегда предполагает создание воображаемой ситуации, которую составляет ее сюжет и содержание. Сюжет сфера деятельности, которая моделируется детьми в игре, а следовательно, выбор сюжета всегда опирается на определенные знания. Именно поэтому на протяжении всего дошкольного возраста игры в «семью» являются любимыми для детей, так как они сами ежедневно включены в подобные отношения, а значит, имеют о них наиболее полное представление.

         Постепенно дети начинают вводить в свои игры сюжеты из любимых сказок и кинофильмов. В играх переплетаются реальные и сказочные сюжеты. К бытовым сюжетам присоединяются профессиональные, а затем и социальные. Богатство и  их разнообразие сюжета связано с богатством детского воображения.

         Игра, являясь отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка.

         При непосредственном руководстве педагога в играх формируются навыки коллективной жизни: умение действовать сообща, оказывать помощь друг другу.

   Если ребенок увлечен своим замыслом, своей ролью, игровые взаимоотношения побеждают. Если же он равнодушен к игре, наблюдается другая картина: роль мало влияет на его поведение, его взаимоотношения с товарищами.

         Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения, но она их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи образовательной деятельности.

        Анализируя выше сказанное, можно сделать вывод о том, что

-в сюжетно-ролевой игре активно обогащается и развивается словарь детей;

-формируется правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира;

-систематизируются и углубляются знания о людях разных профессий и национальностей, представления о трудовой деятельности;

-игра помогает детям приспособиться к окружающему миру, формировать потребность ребенка воздействовать на мир, стать «хозяином» своей деятельности;

-сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс переживаний, связанный с игровыми действиями;

-только та игра, которая захватывает ребенка, развивает его мыслительные операции и волевые качества, пробуждает сильные чувства.

Сборник игр и упражнений на развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста  

«Лебедь, Щука и Рак»

Цель игры: развить внимание, физическую выносливость, координацию движений, целеустремленность.

Необходимые материалы и наглядные пособия: длинная и крепкая веревка, 2 игрушки, веселая музыка.

Ход игры: в этой игре могут принимать участие 2 игрока. Она является вариацией на известную басню. Участники привязываются друг к другу веревкой за пояс. При этом они располагаются спина к спине. На расстоянии метра от них нужно положить игрушку или любой другой предмет. По команде ведущего участники должны достать игрушку. Каждому из них необходимо перетянуть на свою сторону соперника. Игра закапчивается в том случае, когда кто-то из участников достанет свою игрушку.

«Расследование»

Цель игры: развить внимание, память, коммуникативные и аналитические способности, наблюдательность.

Необходимые материалы и наглядные пособия: слегка прозрачная занавеска.

Ход игры

Все участники закрывают глаза, а ведущий выбирает одного из них и ставит его за занавеску. Затем все открывают глаза, и ведущий объясняет задание. Ребята должны узнать, кто за занавеской (или просто проанализировать, кого среди них не хватает). Затем они должны вспомнить как можно больше его особенностей (цвет глаз, во что он одет, какие у него волосы и т. д.), т. е. должны дать как можно более точный его портрет. Когда ребята выскажут все свои предположения, спрятанный за занавеску игрок может выйти, а все остальные увидят, насколько точным было их описание.

Если участники игры совсем маленького возраста, то правила игры можно объяснить до того, как они закроют глаза. Так они смогут уже целенаправленно проанализировать внешность друг друга и запомнить гораздо больше отличительных качеств.

«Веселая сороконожка»

Цель игры: развит коммуникативные способности, координацию, внимание, наблюдательность.

Необходимые материалы и наглядные пособия: веселая музыка.

Ход игры

В этой игре участвуют, как минимум, 6 человек. Большее количество игроков только приветствуется. Все участники должны встать друг за другом и положить руки на плечи стоящего впереди. Игрок, который окажется первым, будет направляющим и водящим. Ребята должны наблюдать за водящим и идти строго по его следам. С помощью музыки можно ускорять и замедлять движение. Если ребята справляются с этим заданием, его можно усложнить. Ведущий может показывать не только направление, но и какие-то замысловатые движения. Например, передвижение на одной ноге, передвижение в ритме ламбады (в этом поможет музыка), какие-нибудь манипуляции руками и т. д. Те участники, которые не справились с заданием, выбывают из цепочки.

«Кто твой друг»?

Цель игры: развить коммуникативные навыки, внимание. Необходимые материалы и наглядные пособия; чистые листы бумаги, карандаш.

Ход игры

Эта игра рассчитана на длительное проведение. Она может длиться целый вечер, день или несколько дней. При этом может совмещаться с другими играми. В ней могут даже принимать активное участие взрослые. Перед началом игры вам нужно записать имена всех участников на отдельных бумажках. Рядом нужно подписать ту роль, которую человек, вытянувший эту бумажку, будет играть по отношению к тому, кто на ней обозначен. Это может быть влюбленный, друг, мама. Затем все участники должны вытянуть себе имя тайного друга. При этом его имя нельзя озвучивать, так как никто другой не должен пока этого знать. После этого каждый участник игры по отношению к обозначенному для него другу должен вести себя так, чтобы он смог догадаться, какую тот играет роль. Причем следить за своим поведением нужно на протяжении всей игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Роль воспитателя в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста»

Чувство Родины начинается  с того, что ребёнок видит перед собой, от чего в его душе загорается огонёк радости, интереса… И, хотя многие впечатления ещё не может ребёнок глубоко осознать и...

Консультация для воспитателей по нравственно – патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Расскажите детям о войне».

Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте....

Выступление по теме: «Роль сюжетно ролевой игры в воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Игра – в значительной степени основа всей человеческой культуры.А.В. Луначарский...

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей среднего дошкольного возраста»

Чтобы понять, как возникает, развивается сюжетно-ролевая игра в средней группе, необходимо рассмотреть ее особенности....

«Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей среднего дошкольного возраста»

Чтобы понять, как возникает, развивается сюжетно-ролевая игра в средней группе, необходимо рассмотреть ее особенности....

Родительское собрание «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей среднего дошкольного возраста»

Отношения с окружающими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте. И этот опыт первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и определяет особенности самосо...

Значение сюжетно – ролевой игры в воспитании детей младшего дошкольного возраста

В данном методическом материале представлены сюжетно-ролевые игры детей младшего дошкольного возраста....