Сценарий родительского собрания в старшей группе на тему: «Роль семьи в развитии ребенка»
консультация (старшая группа)

Дорощенко Елена Николаевна

Цель данного собрания: систематизировать знания родителей по проблеме роли и влияния родителей на развитие личности ребенка, способствовать осознанию собственной воспитательной позиции.

Задачи собрания:

  1. Актуализировать знания родителей о функциях семьи.
  2. Познакомить с понятием «стиль воспитания», влияние стиля на становление личности ребенка.
  3. Оказать практическую помощь родителям в определении собственного стиля воспитания, анализе своих родительских чувств и собственных эмоциональных реакции на различные чувства детей для развития эмпатийных взаимоотношений в системе родители-дети.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий родительского собрания в старшей группе

на тему: «Роль семьи в развитии ребенка»

Цель собрания: систематизировать знания родителей по проблеме роли и влияния родителей на развитие личности ребенка, способствовать осознанию собственной воспитательной позиции.

Задачи собрания:

  1. Актуализировать знания родителей о функциях семьи.
  2. Познакомить с понятием «стиль воспитания», влияние стиля на становление личности ребенка.
  3. Оказать практическую помощь родителям в определении собственного стиля воспитания, анализе своих родительских чувств и собственных эмоциональных реакции на различные чувства детей для развития эмпатийных взаимоотношений в системе родители-дети.

Форма проведения: нетрадиционное.

Этап № 1. Подготовительный этап.

На этом этапе необходимо провести следующие мероприятия:

Необходимо подготовить именные приглашения участникам собрания.

Разработка памятки для родителей.

Подготовка бланков тестов и анкет для каждого родителя.

Оформление помещения (или актового зала) для проведения собрания.

Оформление книжной выставки, где представлена литература по проблеме формирования личности ребенка.

Этап № 2. Ход родительского собрания.

Родительское собрание открывает воспитатель группы.

Добрый день, уважаемые мамы и папы! Трудно переоценить роль семьи в становлении личности ребенка. В этом нам сегодня поможет педагог-психолог детского сада (представляет психолога).

Семья – это ячейка общества, малая социальная группа, члены которой связаны супружескими или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.

Мозговой штурм «Мотивы родительства» (т.е. ответить на вопрос почему я родитель)

Варианты ответов воспитатель записывает на ватмане или доске. Воспитатель просит вспомнить и проанализировать дома собственные мотивы родительства. Далее дополняет следующим информационным сообщением.

Основными причинами создания семьи в Росси являются: иметь детей (66 % опрошенных); быть с человеком, способным понять и оказать поддержку (45 %); быть нужным другому человеку (37 %); выполнить моральную обязанность человека по образованию семьи (27 %); избежать одиночества (26 %); иметь устроенную жизнь (24 %); не расставаться с любимым человеком (19 %) и иметь постоянного сексуального партнера (7 %).

Наиболее важные характеристики семьи – это ее функции, структура и динамика.

Так, функции семьи представляет собой ее жизнедеятельность, связанную с удовлетворением определенных потребностей ее членов. Удовлетворение потребностей членов семьи или, иначе говоря, оптимальное функционирование семьи имеет значение не только для родственников, но и для всего общества. Среди функций семьи чаще всего выделяют следующие:

  1. репродуктивная – продолжение рода;
  2. сексуально-эротическая – удовлетворение сексуально-эротических потребностей ее членов и регуляция их сексуально-эротического поведения;
  3. воспитательная – удовлетворение потребностей мужчины и женщины в родительстве, в общении с детьми и их воспитании. За счет выполнения этой функции обеспечивается социализация детей;
  4. хозяйственно-бытовая – удовлетворение материальных потребностей членов семьи (например, в пище, крыше над головой), которое способствует сохранению соматического здоровья и восстановлению физических сил;
  5. экономически-материальная – поддержание одними членами семьи других, то есть несовершеннолетних, или престарелых, или нетрудоспособных;
  6. эмоциональная – удовлетворение потребности членов семьи в эмоциональной поддержке, уважении, симпатии, признании и психологической защищенности, выступает основой для психического здоровья, эмоциональной и личностной стабилизации;
  7. духовное (культурное) общение – удовлетворяет потребность в совместном проведении досуга, способствует духовному обогащению и развитию членов семьи;
  8. коммуникативная – влияние семьи на разнообразные связи ее членов с окружающим миром, природой, литературой, искусством, СМИ;
  9. первичный социальный контроль – обеспечение выполнения членами семьи различных социальных норм;

Таким образом, семья удовлетворяет и биологические, и личностные, духовные потребности человека, причем, с одной стороны, именно в семье эти потребности могут быть удовлетворены комплексно (то есть все сразу единовременно), с другой – по мере развития семьи ее цели меняются [Андреева Т. В., 2004; Эйдемиллер Э. Г., 2006].

В семейной психологии выделяют три группы мотивов родительства:

1. Экономические мотивы: благодаря рождению ребенка мужчина достигает каких-то материальных выгод для себя или своей семьи, повышает свой экономический статус. Один из недавних примеров – принятие правительством России закона о выплате единовременного денежного пособия семьям на рождение второго и третьего ребенка. В результате рождение ребенка становится экономически выгодным и не всегда при этом сопровождается внутренней, адекватной содержанию родительства мотивацией. В исторической же перспективе дети еще и были своеобразными «работниками» в патриархальной крестьянской семье. Также ребенок был продолжателем рода и главным наследником имущества отца.

2. Социальные мотивы: желание иметь детей возникает как реакция на социальные нормы и требования социума. Это подтверждение своей полноценности как мужского члена общества и отстаивание перед окружающими своей маскулинности и репродуктивной способности. Еще один из мотивов – нормативные предписания и социальные стереотипы: «Я хочу иметь ребенка, потому что так принято», «Каждый мужчина должен построить дом, посадить дерево, вырастить сына».

3. Психологические мотивы: через рождение детей достигаются личностные, внутренние цели личности родителя, желание самореализоваться в ребенке:

- человек сознательно или бессознательно ищет и находит у детей недостающую ему эмоциональную привязанность;

- удовлетворение властных амбиций и потребностей;

- удовольствие от самого процесса общения с детьми;

- инфантильность самого родителя, который в обществе детей и подростков чувствует себя увереннее и комфортнее, чем в обществе своих сверстников.

В исследовании мотивации отцовства Т.В. Архиреевой и Е.В. Полевой было выявлено три типа мотивации отцовства. Каждая из мотиваций включает в себя ряд коррелирующих между собой мотивов. 

Первый тип мотивации характеризуется отношением к отцовству как к способу решения личностных и семейных проблем. Сюда вошли такие мотивы, как «безотчетное желание иметь ребенка», «подходящий возраст», «благоприятное материальное положение», «желание увеличить семью», «понимание того, что дети укрепляют семью», «желание жены иметь детей». На взгляд исследователей, данные мотивировки можно интерпретировать как недостаточно зрелые, но предполагающие возможность дальнейшего развития. Их незрелость состоит в том, что ребенок пока не является для отца самостоятельной ценностью и предметом удовлетворения потребности в родительстве.

Второй тип мотивации характеризуется «вынужденной» необходимостью. По сути, здесь отсутствует вообще какая-либо мотивация к отцовству, т.к. ребенок появляется «случайно», не запланировано. Мужчина при этом относится к своему отцовству как вынужденному обстоятельству.

Третий тип мотивации связан с ценностным отношением мужчины к ребенку, включающим такие мотивы, как «любовь к детям», «желание иметь ребенка от любимого человека», «понимание того, что ребенок является продолжателем рода». Подобный тип мотивации означает сознательное отношение мужчины к своему родительству, которое является не средством удовлетворения каких-то дополнительных потребностей, а самостоятельной целью. Авторы называют это «мотивацией ценностью ребенка».

Выступление педагога-психолога. Характер родительского отношения, который определяется преобладанием предметного или личностного начала, определяет стиль поведения с ребенком, являющийся сочетанием различных вариантов поведения родителя.

Выделяют семь типов родительского стиля:

  1. строгий – воздействие на ребенка в основном силовыми, директивными методами, жесткое направление ребенка по пути социальных достижений;
  2. объяснительный – апелляция к здравому смыслу ребенка, словесное объяснение;
  3. автономный – предоставление ребенку максимальной свободы выбора и принятия решения;
  4. компромиссный – предложение чего-либо привлекательного в обмен на выполнение ребенком требуемого действия;
  5. содействующий – реальное участие в жизни ребенка, стремление помочь, разобраться в проблеме, разделить с ним его трудности;
  6. ситуативный – принятие решения в зависимости от наличной ситуации;
  7. потакающий – полная ориентация на потребности и интересы ребенка, которые ставятся выше родительских, а порой и выше интересов семьи в целом.

Для поддержания глубоких и искренних межличностных отношений с ребенком оптимальным является преобладание содействующего типа родительского стиля. Это будет способствовать максимальной социальной адаптации.

Совокупность установок родителей, их эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителями и соответствующих способов обращения с ней образуют стиль семейного воспитания. В современных условиях существует четыре наиболее распространенные варианты стиля воспитания: традиционный, демократический, либеральный, детоцентричный. Традиционный или авторитарный характеризуется педагогическим воздействием по вертикали сверху вниз, то есть от родителей к детям. Главным требованием отношений является уважение к авторитету старших и покорность им. Результатом социализации ребенка в такой семье является ее способность с легкостью выполнять приказы, доверенности и т.п., т.е. вписываться в "вертикально организованную" общественную структуру. Как правило, дети из таких семей безынициативны, негибкие в общении, оказывают и действуют, исходя из представлений о необходимости и "надо". Они четко придерживаются долга перед своими родителями и добросовестно его исполняют.

Демократические отношения строятся на взаимодействии, автономности членов семьи и восприятии друг друга такими, какие они есть. Воспитательное взаимодействие происходит в "горизонтальной плоскости". Между родителями и детьми происходит "диалог равных". В отношениях всегда учитываются взаимные интересы, причем с возрастом ребенка растет и вес его мнения. Результат воспитания в такой семье - усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности. Ребенок растет активным и самостоятельным, доброжелательным, адаптированным к окружающему миру, уверенным в себе и эмоционально уравновешенным. Вместе с тем, именно у детей, воспитывающихся в демократических семьях, часто оказывается нежелание подчиняться социальным требованиям: они не любят, чтобы ими командовали, не желают подчиняться кому-то сильному, более властному, что, как показала жизнь, провоцирует проблемы взаимоотношений с другими членами и структурами общества. Забота о родителях в зрелом возрасте детей из таких семей становится нормой их взаимоотношений.

Либеральный стиль отношений наблюдается в семьях, в которых жизнь складывается так, как складывается: каждый член семьи живет своими чувствами, делами, интересами. Характерно заблуждение родителей, что именно таким образом они помогают своему ребенку формировать самостоятельность. В реалиях же жизни такие дети практически безнадзорные. В семье царит отчужденность и обособленность. И именно эти дети вырастают равнодушными к своим родителям и их проблемам.

Детоцентричный вариант семейных отношений характеризуется влиянием по вертикали, но снизу вверх, т.е. от ребенка к родителям. Семья существует только для ребенка, а главной своей задачей родители считают обеспечение "счастья ребенка", в содержание которого они вкладывают своеобразное его понимание: ребенку надо давать все, что он хочет, любой ценой. Симбиоз ребенка и взрослого создает условия, при которых у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возникает вероятность конфликтов с социальным окружением за пределами семьи. Нередко дети из таких семей воспринимают мир как враждебный. У них часто возникают проблемы взаимоотношений со сверстниками в дошкольном учреждении или вне его, а после поступления в школу такие дети также входят в группу риска по социальной адаптации, в частности учебной. В перспективе именно родители больше всего страдают от равнодушия или жестокости своих детей, воспитанных при таком варианте отношений.

Оптимальным для практики семейного воспитания считается демократический стиль, характеризуется высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями; включенностью детей в обсуждение семейных проблем; учетом их мнения; готовностью родителей в случае необходимости прийти на помощь, одновременно с верой в их успешную самостоятельную деятельность, адекватным родительским контролем.

Отклонение от демократического стиля в сторону авторитаризма, либеральной вседозволенности или чрезмерной центрации на ребенке вызывает соответствующие деформации его личности. Так, В. Гарбузов выделяет три типа неправильного воспитания, практикуемых родителями детей, больных неврозами:

Задание: предложить по каждому типу привести примеры или разыграть диалог по заранее подготовленным материалам.

-неприятие, эмоциональное отторжение – неприятие индивидуальных особенностей ребенка в сочетании с жестким контролем, регламентацией жизни ребенка, навязывание ему единственного правильного (с точки зрения родителей) типа поведения, наряду с жестким контролем этот тип может сочетаться с недостаточным уровнем контроля, равнодушием, полным попустительством;

-гиперсоциализация – тревожно-мнительная концентрация родителей на состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе, ожидании успехов часто к недооценке индивидуальных психологических особенностей ребенка;

- "Кумир семьи" – концентрация родителей на ребенке, попустительство ее прихотям, иногда в ущерб другим детям или членам семьи.

Но в наибольшей степени вредят ребенку непоследовательный, смешанный стиль воспитания, несогласованность и противоречивость установок родителей на процесс воспитания, поскольку постоянная непредсказуемость реакций родителей лишает ребенка ощущения стабильности окружающего мира, порождая у него повышенную тревожность.

Интересно, что в большинстве случаев стиль воспитания ребенка является репродуктивным, т.е. во многом репродуцирует стиль воспитания, который применялся в детстве родителей. При этом самооценка, Я-образ ребенка является интроекция родительского отношения и способов управления поведением ребенка, реализуется, во-первых, через прямое или косвенное (в образцах поведения) внушение образа или отношение к себе, во-вторых, через формирование у ребенка стандартов выполнения тех или иных действий, формирования уровня притязаний, в-третьих, через контроль за поведением ребенка, в котором он усваивает способы самоконтроля.

Я-образ и самооценка, что навеиваются ребенку, могут быть как положительными, когда ребенка убеждают в том, что он является хорошим, умным и т.д., так и отрицательными, когда ребенка убеждают в том, что он плохой, злой, глупый и т.д..

В этой связи Р. Лэнг вводит понятие "мистификация" – внушение детям, кем они являются. Формами мистификации является приписывание (внушение ребенку, что он слабый, не способный быть самостоятельным, плохой) и инвалидация (обесценивание мысли ребенка, его планов и интересов). В результате ребенок либо соглашается с взглядом родителей или чаще агрессивно выступает против него.

Родители могут влиять на формирование Я-образа ребенка также стимулированием определенного поведения ребенка, может повысить или снизить его самооценку, изменить в ней целостный образ. Это наблюдается, например, в результате ориентации ребенка на реализацию определенных целей и планов, достижения тех или иных стандартов.

Если цели и планы соответствуют реальным психофизиологическим и психологическим возможностям ребенка, его склонностям и интересам, то созданная ситуация успеха способствует формированию у ребенка позитивного Я-образа, повышению самоуважения. В противном случае ребенок теряет самоуважение, становится неуверенным, тревожным и т.д.

Для понимания внутрисемейной ситуации следует обратить внимание на следующие показатели родительского поведения: уровень протекции в процессе воспитания, степень удовлетворения потребностей ребенка, количество требований к подростку, количество требований-запретов, строгость санкций, неустойчивость стиля воспитания. Среди различных причин неправильного воспитания наибольший интерес представляет две группы причин: отклонение характера самих родителей и их личные проблемы, решаемые за счет ребенка.

Неустойчивость стиля воспитания. Резкое изменение стиля воспитания – переход от очень строгого к либеральному и, наоборот, переход от значительного внимания к подростку к эмоциональному отторжению – относительно часто встречается в семьях детей с отклонениями характера.

Неправильная воспитательная позиция может быть связана с личностными проблемами родителей, решаемыми за счет ребенка. У родителей с глубокими личностными проблемами часто срабатывает механизм "проекции", когда они неосознанно переносят собственные нежелательные качества ребенка. Такие родители, не замечая в себе определенные черты характера и поведения, проецируются на ребенка, стремятся настойчиво искоренить эти качества у ребенка. При этом отношение к ребенку формируется по типу "эмоциональное отторжение" из-за несоответствия идеальному образу родителей или по типу "гиперпротекция", маскируя скрытое отторжение (такие родители о своем ребенке говорят: "я ее люблю, но она плохая, ленивая, глупая и т.д., делает что-то только после наказания"). В неполной семье мать может проецировать свои отношения с бывшим мужем на сына, оценивая его отрицательно ("такой же, как отец"), или, как отмечают А. Бодалев и В. Столин, относясь к сыну-подростку как такого, что "заменяет" мужа (требуя постоянного внимания к себе, проявляя навязчивое желание постоянно быть в обществе сына, стремясь ограничить его контакты со сверстниками").

Как показывает практика, именно такие случаи представляют особую сложность при диагностике и коррекции, ведь объяснение родителям неправильность их поведения и уговоры изменить стиль воспитания оказываются безрезультатными. Перед психологом встает нелегкая задача выявить личную проблему родителей, помочь им осознать ее, снять защитные механизмы, препятствующие такому осознанию.

Важными источниками нарушений воспитания также могут быть: предпочтение детским качествам у ребенка (не поддерживают взросление ребенка), воспитательная неуверенность родителя, фобия утраты ребенка, неразвитость родительских чувств, проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, внесение конфликта между супругами в сферу воспитания.

Далее психолог предлагает родителям выполнить практикум: «Определение собственного стиля воспитания» (Приложение 1). Помогает подсчитать результаты теста и определить доминирующий стиль воспитания.

Далее родителям предлагается следующее практическое задание: проанализировать свои родительские чувства и собственные эмоциональные реакции на различные чувства детей (Приложение 2). Родители заполняют бланки, по желанию зачитывают свои ответы. Обсуждение вариантов поведения и собственных чувств родителей в ответ на разные чувства детей.

Вопросы для обсуждения:

-Как вы реагируете, когда ребенку страшно? Каковы ваши слова и действия? Помогают ли они уменьшить негативные переживания ребенка? Осознаете ли вы в этот момент собственные эмоции и чувства?

- Как вы реагируете на гнев и агрессию ребенка? Каковы ваши слова и действия? Помогают ли они уменьшить негативные переживания ребенка? Осознаете ли вы в этот момент собственные эмоции и чувства?

- Как вы реагируете на обиду ребенка? Каковы ваши слова и действия? Помогают ли они уменьшить негативные переживания ребенка? Осознаете ли вы в этот момент собственные эмоции и чувства?

- Как вы реагируете на радость и восхищение ребенка?

Таким образом, можно обсудить и реакции на другие чувства ребенка (зависть, например).

Завершение родительского собрания. Анкетирование участников (Приложение 3). Психолог приглашает на индивидуальные консультации всех желающих родителей, раздает информационные бланки со временем приема для родителей.

Подведение итогов собрания. Рефлексия. Обмен мнениями.

В ходе рефлексии родителям предлагается проговорить о том, что полезного они узнали в ходе собрания. Обменяться мнениями о том, какие моменты остались не досказанными или требуют более глубокого анализа.

Этап № 3. Анализ психолога по результатам проведённого родительского собрания. Составление вопросов для будущей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе Тема "Знаете ли вы своего ребенка?"

Родительское собрание в старшей группе детского сада, с подробным, поэтапным изложением всего хода мероприятия, с добавлением фотографий....

Сценарий родительского собрания в старшей группе «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника»

Сценарий родительского собрания в старшей группе «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника»Родительское собрание в старшей группе детского садаАвтор: Зотова Юлия Викто...

Родительское собрание - практикум в старшей группе Тема: «Роль семьи в речевом развитии дошкольников»

Привлечение родителей (законных представителей) воспитанников к сотрудничеству: совместно решать задачи речевого развития детей....

Родительского собрания в старшей группе Тема. Роль совместного отдыха детей и родителей

Познакомить родителей с разнообразными формами проведения совместного семейного отдыха, с учетом их интересов, возможностей....

Конспект родительского собрания в старшей группе Тема: «Моя семья – что может быть дороже!»

Программное содержание:  Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;Повысить уровень педагогической культуры родителей;Вовле...

Сценарий родительского собрания в старшей группе Тема: «Возрастные особенности детей 5-6 лет. Здоровая семья: нравственные аспекты»

Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании ребёнка дошкольника. Воспитание 5-летних детей является качественной новой ступенью по сравнению с воспитанием детей среднего во...