Памятки для родителей
материал

Ксензик Анна Александровна

Предварительный просмотр:

Артикуляционная    гимнастика.

        Главной причиной возникновения  нарушений  звукопроизношения  является  расстройство подвижности  артикуляционных  органов.  Без  восстановления  нарушенных  функций  мы не   можем  надеяться  на   исправление  речевого  дефекта.  Поэтому  специалисты    много  времени   и  внимания   уделяют  артикуляционной   гимнастике.  Комплексов  упражнений  на  сегодняшний  день  существует   великое  множество.

Главная задача артикуляционной  гимнастики - это  восстановление  двигательных  функций  языка,  так как   язык  является  наиболее   подвижным  органом  речи  и  непосредственно   отвечает  за  правильное  произнесение  множества  звуков.

        Основные  правила  выполнения  артикуляционной  гимнастики .

Как  у  любой  гимнастики, у  артикуляционной  гимнастики  есть  свои  правила  проведения.                                                                                                                                                          

  1. Артикуляционную  гимнастику  следует  проводить  ежедневно  два  раза  в  день,  уделяя   ей  по  5-10  минут.   Желательно, чтобы  после  последнего  приёма  пищи  прошло не  менее  часа. Следите, чтобы  и  у  вас   и  у  ребёнка  руки  были  чистые!!!
  2. Перед  тем  как  начинать  домашние  занятия   с  ребёнком, родители  должны   сами  освоить  те  упражнения,  которые   они   предлагают  малышу.
  3. Во время  занятий  ребёнок   должен  быть  достаточно  спокоен,  находиться   в  удобной  позе.  На  первых  порах  перед  ним  обязательно    должно  стоять  зеркало   для  зрительного   самоконтроля.
  4. Перед  тем   как  начать   занятия   артикуляционной  гимнастикой, желательно,  чтобы  вы  выучили  с  ребёнком,  как   называются  основные  артикуляционные  органы.
  5. В  ходе  каждого  занятия  артикуляционной  гимнастикой  обязательно  уделите  3-5  минут  повторению   уже   известных  ребёнку   упражнений,  а   затем  переходите   к  новым.
  6.   Не  сердитесь  на   ребёнка,  если  какое-то  движение   не  получается  совсем, умение  приходит  постепенно.
  7. Вполне  допустимо  использование   различных  хитростей:  например,  для  правильного  выполнения  упражнения,  которое  предполагает  облизывание  губ,  очень  эффективно   намазать  губы  ребёнка  чем-то  сладким  и  попросить  их  облизать.
  8. Подойдите  к  артикуляционной  гимнастике  творчески. Заинтересуйте  ребёнка,  привлекайте  других  членов  семьи, любимые  игрушки.  Сделайте  так,  чтобы  малышу  было  интересно. Творите  вместе, придумывайте  маленькие  истории  для  каждого  упражнения,  сочините  сказку  для  целого  комплекса.
  9. Не  нужно  слепо  выполнять  весь   комплекс  артикуляционной  гимнастики.  В  первую  очередь  отталкивайтесь  от  истинных   потребностей   ребёнка  и ,  конечно,  от  его  состояния  на  момент  занятия.

        Основные  правила  выполнения  артикуляционной  гимнастики .

        Как  у  любой  гимнастики, у  артикуляционной  гимнастики  есть  свои  правила  проведения.                      

        Артикуляционную  гимнастику  следует  проводить  ежедневно  два  раза  в  день,  уделяя   ей  по  5-10  минут.   Желательно, чтобы  после  последнего  приёма  пищи  прошло не  менее  часа. Следите, чтобы  и  у  вас   и  у  ребёнка  руки  были  чистые!!!

1.Перед  тем  как  начинать  домашние  занятия   с  ребёнком, родители  должны   сами  освоить  те  упражнения,  которые   они   предлагают  малышу.

2.Во время  занятий  ребёнок   должен  быть  достаточно  спокоен,  находиться   в  удобной  позе.  На  первых  порах  перед  ним  обязательно    должно  стоять  зеркало   для  зрительного   самоконтроля.

3.Перед  тем   как  начать   занятия   артикуляционной  гимнастикой, желательно,  чтобы  вы  выучили  с  ребёнком,  как   называются  основные  артикуляционные  органы.

4.В  ходе  каждого  занятия  артикуляционной  гимнастикой  обязательно  уделите  3-5  минут  повторению   уже   известных  ребёнку   упражнений,  а   затем  переходите   к  новым.

5.  Не  сердитесь  на   ребёнка,  если  какое-то  движение   не  получается  совсем, умение  приходит  постепенно.

6.Вполне  допустимо  использование   различных  хитростей:  например,  для  правильного  выполнения  упражнения,  которое  предполагает  облизывание  губ,  очень  эффективно   намазать  губы  ребёнка  чем-то  сладким  и  попросить  их  облизать.

7.Подойдите  к  артикуляционной  гимнастике  творчески. Заинтересуйте  ребёнка,  привлекайте  других  членов  семьи, любимые  игрушки.  Сделайте  так,  чтобы  малышу  было  интересно. Творите  вместе, придумывайте  маленькие  истории  для  каждого  упражнения,  сочините  сказку  для  целого  комплекса.

8.Не  нужно  слепо  выполнять  весь   комплекс  артикуляционной  гимнастики.  В  первую  очередь  отталкивайтесь  от  истинных   потребностей   ребёнка  и ,  конечно,  от  его  состояния  на  момент  занятия.



Предварительный просмотр:

           Игры для   «Домашней Игротеки».

 Игры, которые помогут  Ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь  Ребёнка богаче и разнообразнее. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня.

    Во время игры со словом следует учитывать настроение Ребёнка, его возможности и способности.

    Играть с Ребёнком на равных, поощрять его ответы, радоваться успехам и маленьким победам!

    Предлагаем ввести в жизнь семьи традиционные игры.

* «Я дарю тебе словечко»
Цель: расширить словарь ребенка, объяснить лексическое значение слов.  Например, раз в неделю родители «дарят» ребенку новое для него слово и обязательно объясняют его значение. 
Самые разные слова: «веселые» (клоун, радость, смех);   «зимние» (снежная бахрома, полозья);
«легкие» (пушинка, облачко); и т.д.

   Подаренные слова дети «приносят» в группу и знакомят с ним других детей. А  воспитатели записывают  каждое слово и складывают  в копилку.
Предлагают  для игры детям: по очереди дети достают бумажку, воспитатель зачитывает слово, достающий должен объяснить его значение. За правильный ответ ребенок получает фишку.  Выигрывает тот, кто соберет больше фишек.

*"Автобиография".

Вначале кто-то из Взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.

Например, "Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, изящная. От небрежного обращения погибаю, и становится темно не только в душе:". (Лампочка).

*"Волшебная цепочка".

Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?

Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, "пчелу".  Следующий игрок, услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "боль" и т. д.    Что может получиться?

Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва - красная площадь и т. д.

*"Слова мячики".

Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, "Тихий". Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением "Громкий". Затем игроки меняются ролями. Теперь уже Ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.

*"Если вдруг:"

Ребёнку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.

Например, Если вдруг на Земле исчезнут:

•        Все пуговицы;

•        Все ножницы;

•        Все спички;

•        Все учебники или книги и т. д.

Что произойдёт? Чем это можно заменить?

Ребёнок может ответить: "Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить: верёвочками, липучками, крючочками, кнопочками, ремнём, поясом и т. д."

Можно предложить Ребёнку и другие ситуации, например, если бы у меня была:

•        Живая вода;

•        Цветик-семицветик;

•        Сапоги-скороходы;

•        Ковёр-самолёт и т. д. 

 Джанни  Родари  утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот что необходимо ребёнку».



Предварительный просмотр:

Нормы речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

4-5 ЛЕТ

5-6 ЛЕТ

Словарный запас 2000 слов. 

В речи появляются наречия.

Развивается «словотворчество».

Проговаривает действия, когда играет один с игрушкой.

Использует в речи обобщающие слова.

Называет животных и их детенышей.

Читает наизусть небольшие стихотворения.

Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых.

Использует слова много-один.

Называет времена года.Понимает значение предлогов (в, на, за и т.д.)

Ребенок проговаривает свистящие (С, З, Ц) и шипящие (Ш, Ж) звуки, иногда наблюдается их смешение в связной речи.

Звукопроизношение в норме.

Развивается связная речь, ребенок способен пересказать текст, составить рассказ по картине или серии картин, по представлению  в правильной логической последовательности.

В речи использует синонимы и антонимы.

Способен определить количество слогов в слове, выделить ударный слог.

Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые-мягкие, звонкие-глухие согласные.

Формируются навыки звукового анализа слов ( ребенок способен определить наличие звука в слове, место звука в слове).

Формируется внутренняя речь.

Нормы речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

4-5 ЛЕТ

5-6 ЛЕТ

Словарный запас 2000 слов. 

В речи появляются наречия.

Развивается «словотворчество».

Проговаривает действия, когда играет один с игрушкой. Использует в речи обобщающие слова.  Называет животных и их детенышей.    Читает наизусть небольшие стихотворения. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых. Использует слова много-один. Называет времена года.

Понимает значение предлогов (в, на, за и т.д.)Ребенок проговаривает свистящие (С, З, Ц) и шипящие (Ш, Ж) звуки, иногда наблюдается их смешение в связной речи.

Звукопроизношение в норме.

Развивается связная речь, ребенок способен пересказать текст, составить рассказ по картине или серии картин, по представлению  в правильной логической последовательности.В речи использует синонимы и антонимы. Способен определить количество слогов в слове, выделить ударный слог.Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые-мягкие, звонкие-глухие согласные.

Формируются навыки звукового анализа слов ( ребенок способен определить наличие звука в слове, место звука в слове).Формируется нутренняя речь.



Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей на лето:

Уважаемые родители! Во время летнего отдыха стараемся СОБЛЮДАТЬ  РЕЖИМ ДНЯ!!!!

Интересное   рядом  (ведение  дневника   или  альбома: фиксируем  интересные  высказывания  и рисунки  ребёнка,  фото и т.п.  о  природных   явлениях   и  в   окружающем  мире,  а  так же   продолжаем  учиться  выдвигать   гипотезы  и  на  основе  этого  делать  предположения ).

  • Проводим  игры  с  мячом : бросаем  в  корзину, отбиваем  от  пола, от  стены, подбрасываем  и ловим; играем  с резинкой; крутим  обруч; прыгаем  на  скакалке; бегаем  на  перегонки;
  • Активный отдых:  купаемся  в  речке, море,  загораем  на пляже  и  в  огороде; ходим в походы , играем  в   спортивные игры и т.д.)
  • Развиваем мелкую моторику рук: игры с песком, мелким бросовым материалом, лепим, рисуем, вырезаем, вяжем узелки, мотаем клубочки, выкладываем рисунки из камушков, ракушек, палочек, семечек, пуговиц и т.д.
  • Отстукиваем, отхлопываем ритмы,  повторяем  цепочки  слов, придумываем  самые  длинные предложения, сочиняем  рифмы:  мак-бак, гамак, башмак чудак и  т.д;  придумываем  слова с  изученными  ранее  буквами; находим  знакомые  буквы  на  рекламных  щитах, плакатах,  объявлениях и т. п .
  • Развиваем словарный запас ребенка (много беседуем, играем, читаем сказки, стихи,  разучиваем короткие стихотворения, поём народные  песни,  частушки, совместное прослушивание  песен  детского  репертуара).
  • Рисуем  на песке  буквы,  цифры,  геометрические  фигуры….

ЖЕЛАЕМ  ВАМ  ОТЛИЧНОГО  ОТДЫХА!!!    ДО  ВСРЕЧИ  В  НОВОМ  УЧЕБНОМ ГОДУ!!!



Предварительный просмотр:

Нормы развития речи ребёнка в 3-4года

Темпы развития связной речи у детей в 3-4 года весьма индивидуальны, однако существуют общепринятые нормы, на которые могут ориентироваться родители, чтобы понимать, насколько правильно идет речевое развитие у их ребенка.                                                                                                               

 Желательно, чтобы в 4 года ребенок мог:

  • проговаривать свое имя, фамилию и отчество;
  • назвать имена близких родственников и друзей;
  • пересказать сказку или мультфильм;
  • точно повторить услышанное;
  • называть действия – птица летит, собачка бежит, машина едет;
  • в процессе речи понижать и повышать тон.

В речи детей 3-4-х лет могут сохраняться недостатки в произношении некоторых слов, особенно длинных и незнакомых, а также нечеткое произношение ряда звуков.
Повышенного внимания требуют следующие случаи:

  • речь ребенка трудна в понимании и похожа на лепет;
  • скудный активный словарный запас – малыш не может назвать предметы и явления, с которыми сталкивается ежедневно;
  • скудный пассивный словарный запас – ребенок с трудом может понять, что от него требуют, и не может ответить даже на простые вопросы;
  • плохо развито звукопроизношение;
  • выражения односложны, а составление предложений вызывает затруднения.

На развитие речи ребенка оказывают влияние, как физиологические факторы, так и социальные. Недостаток внимания или же его переизбыток могут препятствовать полноценному развитию коммуникативных навыков.

Нормы развития речи ребёнка в 3-4года

Темпы развития связной речи у детей в 3-4 года весьма индивидуальны, однако существуют общепринятые нормы, на которые могут ориентироваться родители, чтобы понимать, насколько правильно идет речевое развитие у их ребенка.                                                                                                               

 Желательно, чтобы в 4 года ребенок мог:

  • проговаривать свое имя, фамилию и отчество;
  • назвать имена близких родственников и друзей;
  • пересказать сказку или мультфильм;
  • точно повторить услышанное;
  • называть действия – птица летит, собачка бежит, машина едет;
  • в процессе речи понижать и повышать тон.

В речи детей 3-4-х лет могут сохраняться недостатки в произношении некоторых слов, особенно длинных и незнакомых, а также нечеткое произношение ряда звуков.
Повышенного внимания требуют следующие случаи:

  • речь ребенка трудна в понимании и похожа на лепет;
  • скудный активный словарный запас – малыш не может назвать предметы и явления, с которыми сталкивается ежедневно;
  • скудный пассивный словарный запас – ребенок с трудом может понять, что от него требуют, и не может ответить даже на простые вопросы;
  • плохо развито звукопроизношение;
  • выражения односложны, а составление предложений вызывает затруднения.

На развитие речи ребенка оказывают влияние, как физиологические факторы, так и социальные. Недостаток внимания или же его переизбыток могут препятствовать полноценному развитию коммуникативных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей Памятка по обучению детей правилам дорожного движения

Уважаемые родители хочется напомнить Вам еще раз правила безопасного поведения на улицах нашего города. 1. Переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги прекратите разговариват...

Памятка для родителей «Памятка родителям от детей»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШЕОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 6 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКОГО РАЙОНА Памятка для родителей «Памятка род...

консультация для родителей "Безопасные окна" памятки "Как предотвратить выпадение ребёнка из окна" памятка для родителей "Безопасность при движении зависит и от вас" листовка "Тонкий лёд" памятка для родителей "Безопасный интернет"

фликерыСоветы безопасного поведения на дороге3Д-ручка для ребёнка-интересная информация.безопасность на льдуКонсультация для родителей "Безопасные окна"памятки  "Как предотвратить ...

Памятка родителям "Развития речи ребенка 5 – 6 лет" (Памятка для родителей)

Памятка для родителей содержит материал по характеристике речи детей 5-6 летнего возраста....

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....