Музыкальное воспитание ребенка через музыку.
консультация (младшая группа)

Музыкальное воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное воспитание ребенка через музыку.

В возрасте трех лет при восприятии музыки наблюдается высокая эмоциональность. Ребенок чувствует контрастные музыкальные образы, различает маршевую и танцевальную музыку. В этом возрасте малыши могут играть на шумовых инструментах. Дети начинают осознавать выразительное значение музыкального языка (темп, динамика, регистр и пр.) благодаря активной деятельности (музыкально ритмические движения, выбор тембра инструмента, музыкальной игрушки  и игра на том или ином инструменте, соответствующем музыкальному образу.)

В детском саду дети овладевают разными навыками и умениями исполнения музыки (движения, игра на музыкальных инструментах, пение.)

Для развития ритмичности, выразительности, координированности движений малышей учат маршировать, легко бегать, прыгать, останавливаться с окончанием звучания музыки и др.  Детей знакомят с инструментами ударной группы (бубны, деревянные ложки, кубики, погремушки, музыкальные молоточки, барабаны, колокольчики), а также с металлофоном, привлекая внимание к выразительности тембра каждого инструмента.Для  этого используют характеристики: нежный (колокольчик), звонкий (металлофон), четкий (барабан); выбирают инструмент, который лучше передаст характер музыки (ходьбы, бега, танца).

Для развития первоначальных творческих проявлений в игре на музыкальных инструментах детям предлагают изобразить шум дождя, весеннюю капель, веселую скачку на лошадке.

Дети овладевают навыками пения (дыхание, долгий звук.) Они стараются прислушиваться к пению взрослого, пению с инструментальным сопровождением и без него, пытаются сделать первые шаги в творчестве (спеть свое имя, колыбельную – баю, бай).

Детям трех лет легче петь мелодии, которые не содержат развернутого теста, поэтому они могут изобразить звукоподражание (петь как веселая птичка, мяукать как кошка, гудеть как паровоз, и т.п.)

Важнейшей, наиболее естественной деятельностью является игра. В детском саду большое внимание уделяется музыкально – игровой театрализованной деятельности, музыкальным играм сказкам, озвученным народной или классической музыкой.

В семье эти музыкальные впечатления закрепляются. При наличии записи музыкальной сказки (например,  сказок Г. Х. Андерсона, - озвученных музыкой) ребенок может перевоплощаться в ее героев, вслушиваясь в музыку и выражая свои впечатления в творчестве (движения, рисование).

Если взрослый, который находится рядом с ребенком, увлечен музыкой, пробуждающей в нем яркие эмоции, то ребенок «заражается» силой его восприятия. Со временем эти впечатления  и представления закрепляются и углубляются. Ребенок накапливает опыт ценностных впечатлений, которые постепеннообразуютего «копилку» - тезаурус (в переводе с греческого -  «сокровищница»)

Конечно, не вся музыка доступна для слушания детям. Существуют критерии доступности того или иного произведения в зависимости от возраста.

Основной критерий – соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту ребенка к данному моменту его жизни. Отметим, что этот критерий «подвижен», так как процесс обогащения чувств ребенка связан с накоплением и постоянным расширением опыта восприятия музыки. Так, совсем маленьким детям не следует давать слушать тревожную и громкую музыку.

Вторым критерием доступности музыкального произведения для ребенка является небольшая продолжительность звучания (короткое произведение или фрагмент длительностью в 1-2 минуты). Это объясняется возрастными возможностями внимания маленького ребенка. Этот критерий также гибок, так как зависит от обстановки, формы общения детей с музыкой (целенаправленное слушание или звучание фоном для другой деятельности – рисования, танцевальных импровизаций, тихих игр). Если музыка звучит  «фоном» во время рисования или ребенок целенаправленно «рисует музыку», фрагмент может быть длиннее (2-3 минуты).

Музыка имеет свою речь – музыкальную, во многом близкую к словесной, и характеризуется темпом, силой, громкостью, высотой. Музыкальная речь, как и словесная, продолжительна по времени, состоит из фраз, предложений, прерывается паузами, имеет акценты, выражающие те или иные чувства, переживания, то есть она интонационно окрашена.

Причем, аналогично тому, как в разных странах люди говорят на разных языках, речь композиторов, живших в разных странах и в разное время, сильно отличается по интонациям и стилю (это объясняется разными фольклорными корнями, принятыми в обществе вкусами, установками, обычаями и пр.).Так, музыка старинных композиторов (например, И. – С. Баха) более уравновешена по сравнению с музыкой современных композиторов – романтиков (Д. Шостаковича, С. Прокофьева) и композиторов – романтиков (Ф. Шопена, Ф. Шуберта, Ф. Листа).

Музыкальные впечатления, которые ребенок получает в семье, оказывают на него огромное воздействие, Если он слышит только развлекательную музыку и воспринимает положительное отношение к ней взрослых, то, как правило, именно эти произведения он называет в качестве своих любимых. И если же ребенок видит, что его мама выключает радио, когда звучит классическая музыка (например, В. – А. Моцарт), то он понимает, что такая «серьезная» музыка ей неинтересна, и это не проходит для него бесследно.

Значение музыки в воспитании ребенка многогранно. Прежде всего это эмоциональное развитие. Эмоциональная отзывчивость на музыку связана и с воспитанием эмоциональной отзывчивости ребенка и в жизни, таких его личностных качеств, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Музыка – самое эмоциональное искусство. Содержанием музыки и являются чувства, настроения, окрашивающие как изобразительные образы (ветерок или порыв ветра, нежный щебет птички или беспокойный гомон), так и не имеющие программы (пьесы, экспромт, соната, симфония). Именно поэтому музыку считают самым действенным способом воспитания как представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни, так и самих чувств.

Музыка развивает мышление ребенка. Известно, что процесс восприятия произведений искусства (в том числе  музыки) может быть поверхностным и более глубоким. При первоначальном прослушивании произведения не всегда удается понять смену оттенков настроений, услышать выразительные интонации, определить для себя их значение (гнев, смятение, порыв, радость). При повторных слушаниях удается расслышать то, что ускользнуло при первом прослушивании (чаще - с помощью взрослого). Кроме того, психологи свидетельствуют о том, что узнавание произведения вызывает положительную эмоциональную реакцию. Поэтому повторные прослушивания произведения необходимы ребенку. При этом можно варьировать их формы (включать танцевальные импровизации, игру на детских музыкальных инструментах и игрушках одновременно со звучанием произведения, прислушиваясь к смене настроений и согласуя свои действия с музыкой, и др.).

Восприятие музыкальной формы предполагает активность таких умственных операций, как сравнение, сопоставление. Беседы о музыке включают в себя разнообразные сведения о музыке, композиторах, музыкальных инструментах. Словарь детей обогащается выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.

Когда ребенок слушает программно – изобразительную музыку, у него развивается мышление и воображение, он сравнивает музыкальные образы с картинами природы, передающими разные настроения в живописи (умиротворения или смятения), мысленно перевоплощается в сказочные  образы (добрые и злые), может нарисовать то, что услышал в музыке.

Весьма существенно, что ценностные ориентиры появляются у ребенка лишь в том случае, если он слушает произведения высокого искусства.

Показателями неравнодушного отношения к музыке являются прежде всего внимание, внешние эмоциональные проявления (выражения глаз, мимика, пантомимика), просьба повторить произведение.

Эти показатели свидетельствуют об эмоциональной отзывчивости на музыку – важнейшей способности, являющейся  «центром музыкальности». На основе этой способности развиваются и другие (слух, чувство ритма), так как все музыкальные проявления (пение, танцевальные движения) становятся выразительными, окрашиваются чувством, а следовательно, небезразличны ребенку.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Журнал для родителей "Музыкальные картинки . Ребенок и музыка."

Консультация для родителей о влиянии музыки на развитие дошкольника....

Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни современного ребенка дошкольного возраста.

Неоспоримым фактом является важность и значимость музыкального воспитания детей в детском саду. В художественно-эстетическом аспекте музыкальное воспитание является , пожалуй, одним из важнейших компо...

Консультация для родителей по музыкальному воспитанию «Воспитание ребенка средствами музыки»

laquo;Воспитание ребенка средствами музыки» - эта тема никогда не потеряет своей актуальности. Возможно, некоторые советы помогут вам и вашему малышу войти в огромный и прекрасный мир большого ...

Консультация для родителей по музыкальному воспитанию «Учимся слушать музыку дома»

Консультация для родителей по музыкальному воспитанию «Учимся слушать музыку дома» Автор: Гогенко С.В. 1. Прежде всего помните о том, что любое музыкальное произведение необходим...

Советы родителям "Воспитание детей через музыку"

Воспитание детей через музыку – это замечательный путь к развитию малыша....