Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста
консультация

Чернова Лидия Владимировна

В настоящее время педагоги встречаются с такой проблемой, как отсутствие самостоятельности у детей дощкольного возраста. Изучив теорию по данному вопросу, я постаралась ответить на на него. Самостоятельность – внутренняя потребность каждого человека, данная с рождения, поэтому прежде всего родителям, а затем и педагогам необходимо  создавать такие условия, чтобы эта деятельность могла проявляться,   затем о отшлифовывать ее правилами и аккуратно направлять в нужное русло.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_samostoyatelnosti_.docx34.36 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста»

Чернова Л.В.

воспитатель высшая категория

В законе «Об образовании» дошкольное образование является первой ступенью общего образования.

В связи с этим дошкольное учреждение, выполняет важную функцию - подготовка детей к школе. В современном мире жизнь становится многообразнее и сложнее, от каждого требуются не просто выполнение привычных действий, а творческий подход к решению задач, способность самостоятельно решать различные вопросы. Это позволяет нам предположить, что одним из основных  качеств, которые необходимо формировать с детства,  является самостоятельность, так как  самостоятельная деятельность важна для формирования личностных качеств ребёнка и его успешности во взрослой жизни.

В развитии самостоятельности выделяются три ступени.

Первая ступень — ребенок действует в обычных для него условиях, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (без напоминания идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам убирает после игры игрушки; говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь).

Вторая ступень—ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, но близких ситуациях.

На третьей ступени - освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях.

Таким образом, самостоятельная деятельность ребёнка является продуктом подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы. И чем инициативнее ребёнок, тем шире его возможности самостоятельно применять их в новых условиях.

 Из опыта могу сказать,  у многих современных детей самостоятельность не сформирована, так как в настоящее время многие родители недостаточно внимания уделяют развитию самостоятельности. Среди родителей бытует мнение, что ребенок еще не личность. Они считают, что маленький ребенок не может самостоятельно мыслить, и его желания должны совпадать с желаниями взрослого. В итоге,  когда дети становятся старше,  родители начинают задумываться, почему их ребенок ни к чему не приучен, начинают винить ребёнка, детский сад, школу, окружающих. Но, забывают  о том, что, прежде всего,  все зарождается в семье. Думаю, что это связано, прежде всего,  с  чрезмерной опекой. Часто родители сами отказываются от воспитания в ребёнке самостоятельности, так как это для них проще и удобнее. Они считают, что ребёнок ещё маленький, зачем его излишне нагружать, переутомлять, ждать, когда он выполнит,   то или иное действие. Родители предпочитают сделать за ребёнка всё сами, лишая его возможности даже научиться самому элементарному -  обслужить себя. Таких семей  на сегодняшний день, к сожалению, становится всё больше.

Когда в детский сад приходит трёхлетний малыш и не может самостоятельно пользоваться ложкой, вытирать руки, надеть колготы и  многое другое, то  у него возникает внутренний протест. Он  капризничает, наотрез отказывается самостоятельно выполнить то или иное действие. Ребёнок считает, что он ничего не должен делать, он убеждён, что всё должны за него делать взрослые.

Перед воспитателем встаёт вопрос, как без нанесения вреда психическому здоровью ребёнка, без конфликта с родителями разрешить данную проблему.

Понимая важность этого вопроса, я решила особое внимание уделить развитию самостоятельности у своих воспитанников.

Я поставила цель: формирование  самостоятельности и проявления активности воспитанников.

Первое, что я сделала – я изучила теоретические подходы к проблеме воспитания     самостоятельности в дошкольном возрасте.

Затем провела мониторинг по выявлению уровней проявления самостоятельности у детей группы.

Результаты меня не обрадовали. Необходимо было начинать целенаправленную работу по следующим направлениям:

1.Формирование у детей навыков самообслуживания. Хотя  проблема формирования детской самостоятельности не затрагивает аспекта самообслуживания. Последнее связано с выработкой определённых навыков, которые следует расценивать как проявление организованности, а не самостоятельности. Задачи самообслуживания диктуются требованиями социума, а не его потребностями, и выполняются именно, как привычка действовать определённым образом в определённых условиях.

2.Развитие  самостоятельности в познавательной деятельности.

3.Применение имеющихся знаний в жизненных ситуациях.

4.Воспитание духовно-нравственных качеств.

Я уверена, что данные вопросы помогают в успешной социализации, а в дальнейшем – в активной жизненной позиции.

Самостоятельность – важное  понятие, так как это основа основ современного образования, это внутренне мотивированная деятельность. Занимается ребёнок чем-то – многие родители думают, это и есть  деятельность. Но это заблуждение. Допустим, рисуют дети клумбу с цветами. Один хочет угодить воспитателю – старается нарисовать аккуратно, но ему это совершенно не интересно. Второму нравится рисовать – он не заботится о правильности, он просто  наслаждается процессом. Третий быстро всё  выполняет, для того чтобы скорее пойти поиграть. Четвёртый очень любит цветы, поэтому рисует с удовольствием, фантазирует, пытаясь передать детали, красоту. Цель у всех одна – нарисовать клумбу, но мотивы – разные, и как итог - результат различный.

Как утверждал Л. А. Венгер, взрослые учат детей не деятельности, а только действиям. С этим можно поспорить. Почему?  Да потому, что на уровне действия процесс прекращается, а на уровне деятельности продолжается как творческий и самостоятельный.

Я могу с уверенностью сказать, что в настоящее время ребёнок не мотивирован на реализацию различных видов деятельности, а лишь овладевает некоторыми способами действия.

Нам взрослым, нужно понимать, что для формирования самостоятельности значима именно внутренняя мотивация ребёнка. Это когда взрослое «надо» меняется на детское «хочу».

И чтобы получить результат, необходимо построить процесс формирования самостоятельности у дошкольника    уже на этапе выбора деятельности,  и так далее по цепочке - при постановке целей; определении и разрешении задач; при обобщении и переносе способов действий; при осуществлении деятельности.

Подведём черту, я уверена, что самостоятельный ребёнок – это тот, который ставит себе цель и может её достичь.

Что же такое самостоятельность ребёнка? Казалось бы, ответ ясен.

Приведу примеры типичных ответов:

“это действие, которое ребёнок осуществляет сам, без помощи родителей”;

“рассчитывает только на свои силы ”;

“это  творчество”;

“умеет ставить перед собой цель, и идёт к ней сам”.

Все эти определения, конечно, верны. Но самостоятельность ребенка, относительна, и она зарождается в раннем детстве. И распознать её проявления и помочь им развиться  – вот задача, которая стоит перед нами взрослыми. Как переоценка, так и недооценка зарождающейся детской самостоятельности чреваты одним и тем же результатом – беспомощностью ребёнка перед лицом жизненных проблем, а то и задержками в развитии.

Моя задача как воспитателя – воспитать жизнеспособную личность,

умеющую принимать решения, отвечать за свои поступки, делать осознанный выбор.

Самостоятельность – это способность личности планировать, осуществлять контроль над своей деятельностью на основе имеющихся знаний автономно. У дошкольника это качество начинает формироваться на втором году жизни. И в этот период главным для родителей и воспитателей является умение правильно реагировать на поведение ребёнка, направлять, поддерживать и создавать все необходимые условия для этого.

Самостоятельность и ответственность закладывается постепенно, и начинать это дело следует как можно раньше. Мне хочется дать несколько рекомендаций по формированию самостоятельности:

1.Необходимо не показывать, а говорить, т.е. развивать умение выполнять словесную инструкцию.
С момента, когда ребёнок начинает понимать взрослую речь, у него формируется наглядно-действенное мышление по типу «Вижу-делаю». Малыш полностью копирует поведение и действия взрослых. Однако именно в этот период он уже способен выполнить простые поручения: «Принеси машину», «Покажи, где кошка». Это первое стремление  ребёнка к самостоятельности. Общаясь с ребёнком дошкольного возраста нужно, стараться как можно меньше показывать способы действия, а больше давать словесные указания. Так постепенно формируется наглядно-образное, а позднее и словесно-логическое мышление, которое является неотъемлемой частью развития самостоятельности у дошкольника.

2.Учить самоконтролю и взаимоконтролю.


Необходимо учить ребёнка контролировать действия, так как любое самостоятельное действие не может быть выполнено без самоконтроля. Предлагайте ребёнку в самостоятельной деятельности самому отсчитывать определённое количество упражнений, следить за качеством выполнения задания, доводить начатое до конца.

 На данном этапе формируется умение наблюдать, анализировать и делать выводы. Эти способности являются основными критерием становления самостоятельности у детей дошкольного возраста.

3.Развивать умение анализировать

Умение анализировать свои действия, делать выводы – способность, типичная для ребёнка старшего дошкольного возраста. Он с радостью принимает похвалу за грамотно выполненное задание и в большинстве случаев не воспринимает критику. Несмотря на это, желательно давать корректную оценку действиям ребёнка и формировать умение самому себя правильно оценивать

В результате у  детей сформируется  способность  на такой анализ.


4.Обогащать жизненный опыт


Детям младше двух лет свойственна некоторая «асоциальность», которая  связана с отсутствием жизненного опыта и знаний «нормативности» действий. Поэтому, пока вы говорите по телефону, ребёнок развивает бурную деятельность. Он поливает цветы молоком, кормит кошку котлетами , которые вы приготовили на обед  и много ещё чего сделает пока вы ему предоставили самостоятельность. Он это делает для того , чтобы вы его похвалили. Не ругайте его. Лучше восхититесь его самостоятельностью и покажите, чем нужно поливать цветы, кормить кошку. И со временем малыш усвоит, что его самостоятельная деятельность  должна завершаться результатом, который устроит всех. «Всеобщий результат» основное условие совершенствования истинной самостоятельности. Чем выше уровень знаний дошкольника, тем легче ему разобраться, что «можно», а что  «нельзя». Поэтому отвечайте на все вопросы ребёнка, организуйте прогулки, берите его в путешествие, читайте книги, рассматривайте иллюстрации к ним, обсуждайте просмотренные мультфильмы, то есть делайте всё возможное для обогащения жизненного опыта дошкольника.

5.Необходимо поощрять инициативу.


Бытует мнение: «Инициатива наказуема», и действительно, это высказывание подходит к детям, так как в большинстве случаев инициатива, проявленная малышом, заканчивается разбитой тарелкой, перепачканными руками, набитой шишкой. Такое поведение очень раздражает. Хочу дать совет, будьте сдержаны. В этот момент    спокойным тоном расскажите, как необходимо было поступить, чтобы избежать таких последствий. Но в большинстве случаев взрослые наказывают ребёнка, чем  подавляют инициативу, забывая о том,  что можно подавить её навсегда, и уже в подростковом возрасте трудно будет дождаться инициативы.

6.Развивать творчество и фантазию.

Известно, что развивая творческие умения и фантазию ребёнка, мы формируем умение предвидеть результат деятельности, предвидеть возможные варианты. Предлагайте ребёнку такие задания, выбор оставался за ребёнком.

 

7. Предоставлять право выбора.


       Для воспитания самостоятельности полезно предоставлять право выбора самому ребёнку. Покажите, что для вас важно, чтобы выбрал именно ребёнок, что вы уважаете его мнение. Но в тоже время вы не должны потакать капризам, необходимо постоянно обсуждать,  почему вам нравится этот выбор ребёнка, а другой нет. Таким образом, вы развиваете у него умение делать выбор в пользу верного решения проблемы в сложившейся ситуации.

8.Повышать самооценку и уверенность в себе.


      Именно умение ребёнка оценивать себя на том или ином уровне позволяет воспринимать мир и проявлять активность во любых видах деятельности: будь то общение, игра, занятия. Для дошкольного возраста характерна завышенная самооценка. Это и помогает малышу справляться со сложностями окружающего мира. Чем старше ребенок, тем гармоничнее самооценка. Восприятие самого себя становится  более объективным, ребёнок начинает учитывать  знания как о себе, так отношение к себе окружающих. В это время важно формировать адекватную самооценку у ребёнка, так как  заниженная самооценка не позволяет ребёнку достигать желаемого результата, а слишком завышенная – в случае неудачи может привести к эмоциональному срыву.

9.Необходимо доверять.


        Даже если чувствуете ложь, всё равно доверяйте маленькому человечку. Нередко, мы взрослые, сами провоцируем ребенка на ложь. Ведь, если в семье атмосфера построена на искаженных и даже манипуляторских отношениях, детям  приходится изворачиваться, врать. Это происходит потому, что они не чувствуют вашу поддержку и понимание. И наоборот те, кто не обманывает родителей, ощущают себя уверенными и защищёнными, потому что доверие – это фундамент, на котором строятся отношения. Только уважительное отношение к ребёнку способствует развитию у него уверенности делать выбор, высказывать мнение, принимать решение (даже если оно не совсем верное), поступать так или иначе в различных ситуациях.

10. Необходимо создавать условия.


Как ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевая возникшие трудности, по мнению Л.С. Выготского, во многом зависит от уровня сформированности памяти, мышления, развития внимания, речи. Но чтобы достичь результата,  необходимо создать условия. И если мы говорим о воспитании самостоятельности, то прежде всего условия должны быть безопасны. Необходимо окружить ребёнка предметами безопасными для его физического, умственного, нравственного здоровья. Помогите создать ему своё пространство, в котором нет тотального контроля, замечаний и упрёков.

Я считаю себя творческим воспитателем и стараюсь жить и работать по принципу: «Вообще ребенку доставляется большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуждение оказалось действительно верным, точно так же доставляет ему наибольшее удовольствие то, что он сделал сам и достиг без указания других» П.Ф.Лесгафт.

Список литературы

1.Буре Р.С. Я сам: Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста. / Наш малыш,1995, 204 с.

2.Борохович В.Ю. Способы развития детской инициативы и самостоятельности в культурных практиках / В.Ю. Борохович // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2015. –№11. – С.88– 100.

3.Симонкина Ю. С., Иохвидов В. М. Петр Францевич Лесгафт – основоположник физического образования // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 55-57.

Используемые источники: https://gazeta-pedagogov.ru/10-pravil-vospitaniya-samostoyatelnosti-u-doshkolnika/© gazeta-pedagogov.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проблема сиротства приобрела национальные масштабы. К ее решению подключились специалисты различных ведомств (медики, педагоги, социологи, правоохранительные органы, политики), что перевело ее в разря...

консультация для родителей "Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста"

Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста...

«Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста»

laquo;Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста»...

«Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста»

Цель:Создание  условий  для развития  самостоятельности, инициативы и активности дошкольника  через создание центров  активности и организации свободной  деятельности....

Консультация для педагогов «ППРС как способ формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста»

Точное содержание и организация предметно-пространственной развивающей среды в детском саду по системе М. Монтессори имеет едва ли ни решающую роль в жизни детей. Ребенок впитывает знания из своего ок...

Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста

Необходимые условия для создания самостоятельной деятельности детей с нарушением зрения....