Консультационый материал для родителей
учебно-методический материал (старшая группа)

Гумилина Марина Александровна

Роль эмоционального развития для развития детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Консультация для родителей:

«Эмоциональное развитие детей в театрализованной деятельности»

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность.

Это приводит к тому, что у многих детей возникают страхи, срывы, наблюдается заторможенность или наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский).

С древних времен различные формы театрального действия служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. (По материалам Э.Г.Чуриловой «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников». – М., «Владос», 2001г.)

 

Основные направления развития эмоций в театрализованной игре.

Театрализованная игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, волнением, радостью, восторгом и т.д. И это дает возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребенка, но и для обогащения его эмоционального опыта.

На существование особого, эмоционального плана театрализованной игры обращают внимание многие психологи. Они подчеркивают, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребенка, что в процессе театрализованных действий происходят глубокие преобразования первоначальных аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте.

Так, эмоциональные проявления в поведении детей ярко обнаруживаются в момент принятия той или иной роли, развертывания собственно игровых действий, развития сюжета, на бытовую или сказочную тему.

Взаимосвязь между театрализованной деятельностью и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах: становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развитие эмоций; сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игр определенного содержания. Эти закономерности проявляются по-разному, в зависимости от возраста детей и уровня развития театрализованных навыков и умений. Исходя из конкретного предметного содержания, которое является непосредственным источником детских эмоций, можно говорить о следующих основных линиях развития эмоционального поведения ребенка в театрализованной деятельности:

- развитие эмоционального отношения ребенка к театрализации как деятельности в целом, в отличие от отношения к другим деятельностям неигрового типа;

- развитие эмоций, возникающих в ходе передачи игрового и сказочного образа;

- развитие эмоциональных отношений со сверстниками в процессе театрализованной деятельности (инсценировки, кукольные спектакли и т.д.).

Эмоциональное отношение ребенка к театрализованной игре.

Различный характер переживаний, возникающих по ходу игры, позволяет выделить два типа эмоционального поведения детей раннего возраста.

У эмоционально активных детей ярко выражен интерес к театральной игре в целом и к действиям с одной или несколькими куклами или предметами. Они играют в течение длительного времени. Совершают с игрушками большое количество действий, многие из которых завершаются непосредственными, ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом и т.д.

Важно отметить, что многие эмоционально окрашенные действия начинают сопровождаться речью: восклицанием, обращением за помощью к взрослому.

У эмоционально пассивных детей соответственно все выше перечисленное отсутствует совсем, либо слабо выражено. В данном случае большое значение отводится действиям педагога. Ему необходимо использовать в работе с такими детьми показ и словесные указания для освоения новых способов элементарных игровых действий с одними и теми же предметами, нацеливать детей на создание игровых ситуаций, естественно вытекающих из предметных действий и являющихся как бы их продолжением. Побуждать ребенка к активной речи, стараясь вызвать переживания, центром которых становятся действия с куклами и другими образными игрушками.

Развитие эмоций, возникающих в ходе действий с персонажами.

Эмоциональное отношение ребенка к игровому персонажу важно не только для развития театрализованной игры, но и для его воспитания. Практика показывает, что дети чаще всего эмоционально выражают в своих играх действия положительных персонажей, и неохотно передают образ отрицательных героев. Для того, чтобы этого не происходило важны умения воспитателя: а) неторопливо вести игру, объясняя действия отдельных персонажей; б) максимально полно развертывать общение и взаимодействие персонажей; в) постоянно обращаться к партнеру в соответствии с его ролью. И как итог игры – исправление персонажа из плохого в хорошего. Соблюдение данных условий, как правило, приводит к пробуждению у ребенка живого интереса к театрализованной игре, воображения, игрового творчества.

В старшем возрасте эмоциональные оттенки театрализованной игры начинают выражаться в движениях ребенка, его мимике. Особую выразительность приобретает сопровождающая игру речь: восклицания, высказывания, реплики, диалоги и т.д.

Для обогащения эмоционального опыта используются различные средства: рассматривание иллюстраций; чтение художественных произведений; введение в игру специальных наборов театров и образных игрушек с ярко выраженным эмоциональным содержанием.

Развитие эмоциональных отношений со сверстниками в процесс театрализованной игры.

Для того, чтобы дети могли совместно разыгрывать театрализованные игры необходимо учитывать ряд причин: а) может ли ребенок видеть, слышать, понимать другого и откликаться на его предложения; б) может ли взаимодействовать на речевом уровне и на уровне игровых действий; в) свободен ли от эмоциональных стереотипов поведения отрицательного характера и т.д.

Особо следует подчеркнуть, что уровень эмоциональной ориентации ребенка на сверстника, характер эмоциональной отзывчивости обнаруживают тесную связь с уровнем развития театрализованной игры.

Для формирования нравственной ориентации на сверстника необходимо, чтобы педагог умел ставить и решать в процессе игры наиболее конкретные задачи: а) подбирать содержание совместных театрализованных игр, которое способствовало бы развитию разных сторон эмоционального опыта ребенка; б) обозначать моменты обязательных контактов между сверстниками, разных по степени сложности; в) идти в театрализованных действиях от простого к сложному, от создания элементарных стереотипов для стимулирования эмоций к неизвестным ранее более сложным ситуациям, требующим определенного эмоционального отношения.



Предварительный просмотр:

 

Консультация для родителей:

«Эмоциональное развитие детей в театрализованной деятельности»

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность.

Это приводит к тому, что у многих детей возникают страхи, срывы, наблюдается заторможенность или наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский).

С древних времен различные формы театрального действия служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. (По материалам Э.Г.Чуриловой «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников». – М., «Владос», 2001г.)

 

Основные направления развития эмоций в театрализованной игре.

Театрализованная игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, волнением, радостью, восторгом и т.д. И это дает возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребенка, но и для обогащения его эмоционального опыта.

На существование особого, эмоционального плана театрализованной игры обращают внимание многие психологи. Они подчеркивают, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребенка, что в процессе театрализованных действий происходят глубокие преобразования первоначальных аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте.

Так, эмоциональные проявления в поведении детей ярко обнаруживаются в момент принятия той или иной роли, развертывания собственно игровых действий, развития сюжета, на бытовую или сказочную тему.

Взаимосвязь между театрализованной деятельностью и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах: становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развитие эмоций; сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игр определенного содержания. Эти закономерности проявляются по-разному, в зависимости от возраста детей и уровня развития театрализованных навыков и умений. Исходя из конкретного предметного содержания, которое является непосредственным источником детских эмоций, можно говорить о следующих основных линиях развития эмоционального поведения ребенка в театрализованной деятельности:

- развитие эмоционального отношения ребенка к театрализации как деятельности в целом, в отличие от отношения к другим деятельностям неигрового типа;

- развитие эмоций, возникающих в ходе передачи игрового и сказочного образа;

- развитие эмоциональных отношений со сверстниками в процессе театрализованной деятельности (инсценировки, кукольные спектакли и т.д.).

Эмоциональное отношение ребенка к театрализованной игре.

Различный характер переживаний, возникающих по ходу игры, позволяет выделить два типа эмоционального поведения детей раннего возраста.

У эмоционально активных детей ярко выражен интерес к театральной игре в целом и к действиям с одной или несколькими куклами или предметами. Они играют в течение длительного времени. Совершают с игрушками большое количество действий, многие из которых завершаются непосредственными, ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом и т.д.

Важно отметить, что многие эмоционально окрашенные действия начинают сопровождаться речью: восклицанием, обращением за помощью к взрослому.

У эмоционально пассивных детей соответственно все выше перечисленное отсутствует совсем, либо слабо выражено. В данном случае большое значение отводится действиям педагога. Ему необходимо использовать в работе с такими детьми показ и словесные указания для освоения новых способов элементарных игровых действий с одними и теми же предметами, нацеливать детей на создание игровых ситуаций, естественно вытекающих из предметных действий и являющихся как бы их продолжением. Побуждать ребенка к активной речи, стараясь вызвать переживания, центром которых становятся действия с куклами и другими образными игрушками.

Развитие эмоций, возникающих в ходе действий с персонажами.

Эмоциональное отношение ребенка к игровому персонажу важно не только для развития театрализованной игры, но и для его воспитания. Практика показывает, что дети чаще всего эмоционально выражают в своих играх действия положительных персонажей, и неохотно передают образ отрицательных героев. Для того, чтобы этого не происходило важны умения воспитателя: а) неторопливо вести игру, объясняя действия отдельных персонажей; б) максимально полно развертывать общение и взаимодействие персонажей; в) постоянно обращаться к партнеру в соответствии с его ролью. И как итог игры – исправление персонажа из плохого в хорошего. Соблюдение данных условий, как правило, приводит к пробуждению у ребенка живого интереса к театрализованной игре, воображения, игрового творчества.

В старшем возрасте эмоциональные оттенки театрализованной игры начинают выражаться в движениях ребенка, его мимике. Особую выразительность приобретает сопровождающая игру речь: восклицания, высказывания, реплики, диалоги и т.д.

Для обогащения эмоционального опыта используются различные средства: рассматривание иллюстраций; чтение художественных произведений; введение в игру специальных наборов театров и образных игрушек с ярко выраженным эмоциональным содержанием.

Развитие эмоциональных отношений со сверстниками в процесс театрализованной игры.

Для того, чтобы дети могли совместно разыгрывать театрализованные игры необходимо учитывать ряд причин: а) может ли ребенок видеть, слышать, понимать другого и откликаться на его предложения; б) может ли взаимодействовать на речевом уровне и на уровне игровых действий; в) свободен ли от эмоциональных стереотипов поведения отрицательного характера и т.д.

Особо следует подчеркнуть, что уровень эмоциональной ориентации ребенка на сверстника, характер эмоциональной отзывчивости обнаруживают тесную связь с уровнем развития театрализованной игры.

Для формирования нравственной ориентации на сверстника необходимо, чтобы педагог умел ставить и решать в процессе игры наиболее конкретные задачи: а) подбирать содержание совместных театрализованных игр, которое способствовало бы развитию разных сторон эмоционального опыта ребенка; б) обозначать моменты обязательных контактов между сверстниками, разных по степени сложности; в) идти в театрализованных действиях от простого к сложному, от создания элементарных стереотипов для стимулирования эмоций к неизвестным ранее более сложным ситуациям, требующим определенного эмоционального отношения.



Предварительный просмотр:

Сценарий праздника «День уважения и добра!»

Дети старшей и подготовительной группы.

Наш любимый детский сад,

Всем гостям сегодня рад!

Деток вы скорей встречайте,

Хлопать им не забывайте!

Они вам сейчас споют,

Как здесь весело живут!

Вход под музыку

Ведущие – воспитатели старшей и подготовит. групп

Вед. 1. Есть в разгаре осени

      Праздник необычный,

      Небо блещет просинью,

      С солнцем – симпатичный!

Вед.2. Бабушек и дедушек сегодня поздравляем,

       Праздник уважения сегодня отмечаем!

(Дети старшей группы)

Реб. 1.     Это светлый праздник,

           Мудрых и достойных

            С возрастом  по-разному,

           На жизнь настроенных.

Реб.2.        Здесь в зале собрались самые родные,

             Бабушки и дедушки наши дорогие,

             Вам желаем от души, чтоб здоровы были вы,

Реб.3.     Чтобы внуки вас любили,

           В гости чаще приходили,

Реб.4.          А если вместе бабушки и внуки,

               То не будет места скуке!

Танец  - пародия  - подготовительная группа (мальчики в платочках)"Бабушки -старушки"

Вед. Сказки любят все на свете,

     Любят взрослые и дети,

     Сказочку на новый лад,

    Вам покажет детский сад!

Сказка Курочка Ряба (дети подготов. группы – Мальчик и Девочка)

Баба. Эй, старик, проснись, скорей!

Дед. Волки, что ли у дверей?

         Ты, чего шумишь, старуха?

Баба. Да, смотри, что я нашла

           Наша курочка - пеструха под кустом яйцо снесла.

Дед. Ну, снесла, какое дело,

     Что ты, бабка, обалдела?

Б.    Да, яйцо, то не простое,

       А гляди-ка, золотое!

Д.  Золотое,  в самом деле,

Мы с тобой разбогатели!

Б. В среду в город я поеду,

Там базар бывает в среду,

Богатеев много там,

Им яичко я продам!

Вот обновок накуплю,

До краев сундук набью!

Д.Что ты мелешь небылицы,

Ишь, сыскалась, молодица,

Наряжаться в разный хлам.

Нет, уж если мы богаты,

Я построю вместо хаты,

Трехэтажные палаты!

Б.Наказанье с глупым мужем,

Что ты, старый, не блажи!

Мы живем, других не хуже,

Ни к чему нам этажи!

А за этот дом, беседки,

Засмеют тебя соседки!

(Вырывают яйцо друг у друга)

Вед. Ох, яичко покатилось,

Покатилось и разбилось,

И скорлупки не осталось,

Всё куда-то подевалось!

Д. Ну, чего мы затужили,

От чудес одна беда,

Будем жить, как прежде жили,

И работать как всегда!

Б. Эй, соседка,

Д.Эй, сосед!

Забывать друзей не след,

Заходите на часок,

У меня хорош квасок,

Б. И варенье, и соленья,

Вместе. Заходите без стесненья!

Вед1. Мы артистов провожаем и наш праздник продолжаем!

Вед2. Что за шум и тарарам,

Кто-то рвется в гости к нам!

Что ж, тихонько посидим,

Кто же это?

Поглядим!

Под музыку влетает Баба-Яга.

Баба. В тёмной чаще на опушке,

Я живу в своей избушке.

Я умею колдовать,

Лихо на метле летать. Вижу здесь полно ребят,

Что же это?

Вед. Детский сад!

Баба. Значит, я не зря плутала,

Значит , я туда попала.

Здравствуйте, ребятишки,

Девчонки и мальчишки!

Говорил мне Леший – брат,

«Ты слетай =кА в детский сад!

Дети там гостей встречают,

С праздником всех поздравляют!

Вед. 1.Да, праздник мы сегодня отмечаем ,

Бабушек и дедушек всех мы поздравляем!

Баба. А меня ж не пригласили?

Про Бабулечку забыли?

Я обиды не прощаю, Всех отсюда выгоняю!

Вед.2. Перестань, Яга , сердиться!

Ну, куда это годится?

Вед.1. Да не трать ты силы, зря!

Не боимся мы тебя!

Баба. Ах, меня вы не боитесь?

Хорошо, тогда держитесь!

Я сейчас как закричу, как метлою застучу!

Злую скуку напущу!

Вед. 2. Развеселый мы народ! Гоним скуку из ворот!

Если только захотим,

И тебя развеселим!

Вед.1. Ставьте ушки на макушке,

Мы для Вас споем частушки!

Частушки (подготовительная группа)

1. Вместе.Мы на празднике своем вам частушки пропоём,

    Как мы с дедом и бабулей очень весело живем!

2.Девочка..Мне бабуля говорит, У меня кругом болит,

    Посидела  с ней три дня - заболело у меня!

3. Мальчик.Я весь день страдать готов,

Без твоих , без пирогов!

До того я настрадался –

Один нос  большой остался!

4. Девочка.Стала бабушка плясать,и чечётку отбивать,

          Так развеселилася, люстра повалилася.

5.Мальчик. Молотком на даче машем мы с дедулей целый день,

  А бабуле силу – кашу нам варить совсем не лень.

6.Мальчик.Нынче с бабушкой моей мы пошли играть в хоккей

    Я забил ей шайбы три, а она мне тридцать три.

7.Моя бабушка – Красотка,

На высоких каблуках,

Как по улице пройдется,

Говорят мужчины – Ах!

8.Мальчик.Если был бы я девчонкой, я б потом бабулей стал,

   Внуков я бы не ругал, а лишь только баловал!

9. Девочка.Моя милая бабуля не бранится , не ворчит,

На тусовки со мной ходит, с женихами говорит.

10. Девочка.Нас не разу не обидев, дед и бабушка грустят,

      Если несколько денечков не возьмут к себе внучат.

11.Все. Спели мы про вас частушки на виду у города,

      Будьте бабушки и деды веселы и молоды!

Баба. Ладно, ладно, победили,

И меня развеселили,

Ноги рвутся сами в пляс,

Выходите в перепляс!

Танец Тетя Весельчак!

Баба. Буду ваших бабушек сейчас я проверять,

Могут ли загадки с кухни отгадать?

Загадки "Кухонные"

1.Ходит с края на край,

Режет теплый каравай! (нож)

2.Вся дырявая и злая,

И кусачая такая!

Только бабушка с ней ладит,

Ей бока и трёт и гладит! (Тёрка)

3. Дыр много ,

а выскочить некуда! (дуршлаг)

4.Из горячего колодца,

Через нос водица льется!

(Чайник)

5. Среди ложек я полковник,

А зовут меня ...(половник)

Вед. Бабушка на кухне просто мастерица,

         И печет и варит, без дела не сидится,

 Реб.старшей группы . Надо нам устроить бабуле выходной,

                    Пусть на кухне справится кто-нибудь другой!

Стихотворение "Бабушкин выходной" (сценка – дети старшей группы)

Дев.1.         Сегодня у нас воскресенье как раз,

              Бабулю будить я не буду сейчас.

                На завтрак, пожалуй, нажарю картошки,

               С повидлом пирог испеку и лепешки,

                Все это не трудно сделать одной,

              Ведь должен у бабушки быть выходной?

               Еда на столе, и в двух вазах букеты,

                Иди же, бабуля, Бабуля, ну где ты?

Дев - Баб.     На кухне я! С пола сейчас уберу,

                  Соль, масло, картофельную кожуру,

                  Потом соскрести я должна поскорей,

                    Присохшее тесто со стен и дверей,

                   Повидло с окна, с потолка ещё смою,

                   И завтракать, внученька сяду с тобою!

Баба. Ой, какие молодцы!

Мне тоже сразу таких внучат захотелось (плачет)

Вед.1. Ты , Бабуля, не рыдай,

Лучше с нами поиграй!

ИГРА Новая игра для всех:

Я прочту стихи  сейчас,

Вы сидите , не скучайте,

Хором дружно отвечайте!

Какие продукты нужны для манной каши?

Если продукт нужен, говорите  - да!

Если продукт не нужен, говорите – нет!

Бабулечка задумала кашицу сварить,

Чтоб деток накормить

На рынок пошла, и вот что взяла:

Парное молоко – да, куриное яйцо – нет,

Крупа манная – да, капуста кочанная – нет,

Солёный огурец – нет , мясной холодец  - нет,

Сахар да соль – да, белая фасоль – нет,

Масло топлёное  - да, рыбка соленая – нет,

Перец болгарский – нет, соус татарский – нет,

Клубничное варенье – да, бисквитное печенье – нет!

Вед. Да, сладенькая кашка получилась!

ИГРА от Бабы ЯГи

Баба – Яга. Ой, спасибо, ребятушки, поиграли от души,

Но устали мои ушки, надо отдохнуть в глуши…

Вы теперь меня зовите, вы теперь меня любите,

Я не буду больше злой,

Бабулей буду = ЗОЛОТОЙ!

Вед.1. Ну, что ж, Будем праздник продолжать ,

Гостей милых удивлять!

Вед.2.Ваши внуки хорошо и поют и пляшут,

    Хлопайте им от души, что-то счас покажут!

Танец-песня «Ходит моя бабушка» или Пляска с ложками

Сценка "Вежливый друг" (старшая группа)

Реб.-автор. Бабка противень достала,

                  Разложила пирожок,

                  Внуку ласково сказала,

Реб.2"Ну, отведай-ка, дружок!

Реб.автор. Дед заметил недовольно

Реб.-Д. "Вот, невежливый, какой,

Что сказать при этом надо?"

Реб.- Автор.Внук ответил:

        "Дай другой!"

Вед. Да, такие простые слова "спасибо", и "пожалуйста",

но они способны согреть душу бабушек и дедушек.

 Нужно всегда быть внимательными и заботливыми к своим близким. А еще чаще милых обнимать и стихи им посвящать!

Стихи. Дети старшей группы

1. Дедушки и бабушки,

Милые, родные,

Ведь когда-то тоже вы,

Были молодые!

И ходили в шортиках, и плели косички,

И стишки учили вы , как зайчики, лисички.

2.Сейчас вы  - наши бабушки – вот ваше ремесло,

Сейчас вы – наши дедушки – нам очень повезло!

3. Много есть друзей вокруг,

Но считаю я ,

Что мой самый верный друг –

Бабушка моя!

4. В воскресенье и в субботу,

Ей не надо на работу,

Наступают для меня,

Эти лучшие два дня!

Дети подготовительной группы

5.Бабушка -  голубушка,

Милая, родная!

Наша чудо – бабушка-

Просто  - золотая!

6. Всё на свете может,

Всё на свете знает,

Если что тревожит –

Мигом утешает!

7. Бабушка – забавушка,

Всем помочь готова,

Золотая бабушка –

Будь всегда здорова!

8. Мы вас очень любим!

Желаем не болеть!

После отдыха на даче,

На Канары полететь!

9.Что сказать ещё такого,

Что вам нынче пожелать?

Чтоб хорошего закона,

Не пришлось вам долго ждать,

Чтобы пенсию давали каждый месяц – МИЛЛИОН,

Вот тогда бы вы сказали – Замечательный закон!

Вед. 1.Дорогие дети! Нежно любите и цените своих бабушек и дедушек,

не причиняйте боли своими словами и поступками,

будьте добрыми и чуткими к ним!

Вед.2.Пусть ваш дом достатком дышит,

     Будут в нем покой и труд,

     Смех внучат в нем будет слышен,

     Мир и счастье в нём живут!

А сейчас мы вас поздравим и подарки вам подарим!

Дети дарят , сделанные своими руками подарки!