Этапы развития речи.
материал

Мариненко Наталья Николаевна

Этапы развития речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_razvitie_rechi_reb._rannego_vozr._-_kopiya.docx17 КБ

Предварительный просмотр:

                    Этапы развития речи.

! этап – от 1г. до 1,5 лет.

2 этап – от 1.5  до 2.5 лет.

3 этап – от 2.5 до 3 лет.

     1 этап. Первый год жизни – подготовительный этап формирования речи. Он включает в себя развитие у детей голосовых реакций, подражания и начатков понимания речи окружающих.     На первом году жизни название предмета связывается у ребенка  с действиями, проделываемыми с данным предметом, с местом, где он находится. Вначале ребенок реагирует на слово как на простой звуковой раздражитель ( на тембр, силу голоса, интонацию) но не на связанное с ним содержание. Где звонок?- только голову повернет. Обращение взрослого к ребенку с вопросом «Где такой-то предмет?» является основным приемом по развитию понимания речи у детей конца первого – начала 2 года жизни. Лошадка цокает, тпру, гладит, домой пошла, поводили за веревочку. Где лошадка. А вот!

Нельзя сформировать у ребенка начатки понимания речи, если он безразличен к этому.  Очень важно научить ребенка понимать и выполнять несложные действия-поручения ( сядь, иди сюда, дай, на, открой, закрой, вытащи, вложи, сними, надень). На мяч. – Дай мяч.  Для выполнения действий закрой, открой и др.  их несколько раз сначала проделывает сам взрослый (Миша, вынь кубик из коробки).  К году ребенок должен произносить не менее 10 слов ( мама, папа, баба, звукоподражания кс, ав - ав и слова, легкие для произношения дай, на, бах, Катя, сядь, и др. (часы – тик –так, машина – би-би и т.д.).

    2 этап. Второй год жизни – период интенсивного формирования всех сторон речи. От понимания отдельных слов и коротких фраз ребенок проходит путь к выполнению словесных поручений взрослого, включающих несколько действий, пониманию несложного сюжета в показах-инсценировках и на картинках. Понимание речи детьми до 1г.6м значительно опережает развитие у них активной речи. Благодаря развитию подражания запас произносимых слов к 2 годам увеличивается до 200-300; в речи детей появляются короткие фразы, ребенок пользуется словами по разнообразным поводам, развивается речь как средство общения со взрослыми.

      Развитие понимания речи идет в основном за счет широкого знакомства с предметами, которые окружают ребенка, рассматривания доступных по содержанию картинок. Ребенок на 2 году жизни усваивает и название действий. Это те, которые он проделывает сам или наблюдает неоднократно, как их выполняют взрослые, при условии, что они обозначают словами (я беру большой мяч).

  На 2 году жизни у детей начинает формироваться способность обобщения. Слово всегда относится не к одному какому-нибудь предмету, а к целой группе предметов. Процесс обобщения в раннем возрасте во многом зависит от способа познания. В раннем возрасте познание ребенка идет в основном от предмета к слову. У детей 3-7 лет мы наблюдаем обратный процесс: речевое познание идет в основном от слова к предмету.

При показе картинок легче побудить малыша к речевым ответам, чем при показе предмета, с которым ему часто хочется поиграть. Полноценного и разностороннего развития речи на 2-м и 3-м году жизни можно добиться только комплексным использованием натуральных предметов и картинок. Речь взрослого для ребенка 2-го года жизни становиться регулятором поведения (сделай то-то, где одеяло, найди его, принеси мне). Ребенок выполняет действия и дает правильные ответы.

Формирование грамматического строя речи.

Вначале слова у ребенка имеют смысл предложения. Слова-предложения состоят из существительных или названий действий (бай-бай – спать, бах – упала). Постепенно к 2-м годам появляются в речи двухсловные предложения (Ия кусяя, яя пит); из 3 слов (баба куда осла).

В конце 2 года жизни ребенок начинает правильно употреблять ед. и мн. Число сущ-х, в речи появляются им., вин. И род. Падежи, а также суффиксы уменьшительности. Глаголы встречаются в наст., прош вр., повелительном наклонении и инфинитиве. Появляются придаточные предложения (грамматически не всегда правильные).

К 2-м годам речь становится основным средством общения.

3-й год жизни – начало речевого общения детей друг с другом. В этот период речь широко используется для сопровождения действий, а в конце 3-го года даже для планирования предстоящей деятельности (я буду тетя докиль, наисую додик). Раньше о понимании ребенка, его представлениях зачастую судили по его двигательным ответам, действиям. Теперь, когда активная речь пронизывает всю деятельность ребенка и выполняет репродукции, воспроизведения, об уровне понимания, восприятия, мышления начинают судить по его высказываниям. В речи ребенка 3-го года жизни можно услышать почти все части речи, он способен узнавать и называть знакомые предметы, строить фразы, распространенные и сложные предложения.

 Развитие произносительной стороны речи.

Однако дети еще недостаточно отчетливо и правильно произносят многие слова, их речь не всегда понятна окружающим. Развитие понимания речи явно опережает произносительные возможности ребенка. Происходит это потому, что подвижность артикуляционного аппарата (движения мышц языка, губ, нижней части челюсти) еще недостаточна, и это затрудняет усвоение многих звуков. Ребенок заменяет «трудные» звуки более «легкими» звуками для произнесения…

Значительно увеличивается словарь  общеупотребляемых  слов  и обогащается словотворчество (светка-карбетка, натка-карпатка). В речи м.б. до 1200-1500 слов разных частей речи, редки причастия, деепричастия, числительные.

Подражание у детей 3-го года жизни совершенствуется: дети воспроизводят любые сложные слова, целые предложения, запоминают и воспроизводят тексты стихотворений и песенок. Копируют интонацию взрослых, даже если не понимают до конца  смысл, заложенный в ней.

Грамматический строй речи.

3-й год жизни – период быстрого совершенствования гр-го строя, что к концу этого периода речь детей по форме значительно приближается к речи взрослых. Дети пользуются сложными предложениями, но чаще без союзов. Пользуются  вопросительными словами что? Куда? Где? Как? Почему? Когда? Легче дети овладевают сложносочиненными пр-ми, чем  сложноподчин-ми. Появляются придаточные предложения (грамматически не всегда правильные). Рассказывает о виденном неск-ми пр-ми, но отрывочными. По вопросам могут передать содержание сказки, р-за (по карт-м и без них).

Употребление сложных гр-х форм является основным показателем освоения гр-го строя речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему:"Этапы развития речи ребёнка"

 Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые ...

Этапы развития речи.

Речь ребенка - важная черта его личности.  В статье показаны этапы речевого развития ребенка, что может служить памяткой для родителей....

Консультация для родителей "Этапы развития речи дошкольника"

Помощь родителям в развитии речи у детей...

Этапы развития речи

Многие родители считают, что не следует вмешиваться в процесс формирования речи. «Ребенок подрастет и сам научится говорить лучше родителей. Логопедов в наши времена не было, и ничего, мы сами научили...

Аттестационная работа на тему: «Возрастные этапы развития речи детей раннего возраста»

В Аттестационной работе были рассмотрены теоретические основы изучения этапов развития речи детей раннего возраста, а также практические аспекты. Обобщение опыта в ДОУ....

Этапы развития речи детей дошкольного возраста

В  консультации раскрыты этапы формирования речи в соответствии с возрастной нормой. Материал полезен логопедам, воспитателям, родителям....

Ранний этап развития речи детей

Тема: «Воспитание правильного произношения у дошкольников как средство формирования коммуникативной компетенции».            Учитель-логопед МБДО...