Автоматизация звука [К]
материал

Мариненко Наталья Николаевна
Постановка и автоматизация звука [К]
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvuka.docx488.53 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА К

Включает прямые слоги, слова с прямыми слогами, обратные слоги и слова с ними, слоги и слова со стечением согласных и др.

Начинается автоматизация, как правило, с прямых слогов.

1. Прямые слоги:

а)        ка-ка-ка                              б)        ка-ко-ку-кы

ко-ко-ко                                         ко-ку-кы-ка

ку-ку-ку                                          ку-кы-ка-ко

кы-кы-кы                                       кы-ка-ко-ку

в) игры на звукоподражание с картинками, игрушками:

куры:

«Ко-ко-ко!»

«Куд-куда!»

кукушка:

«Ку-ку, ку-ку!»

2. Слова с прямыми слогами:

а)        кабан                       б)                    банка                                   в)        ом

кабина                                будка                                               кон

кабинет                            бука                                      конь

каватина                          ватка                                  кот

 

кавун

ветка

Кофе

кайма

детка

Кофейник

камень

девятка

Ковать

камея

дудка

Команда

камин

майка

Комбинат

канава

манка

Комедия

канат

мойка

Комендант

канва

нитка

Комета

канонада

нотка

Комитет

кантата

накануне

Комната

каноэ

накат

Комод

канун

Ока

Компот

каньон

папка

Конвой

капать

пенка

Конфета

капитан

пика

Копать

капот

пикап

Копить

катать

пока

Копоть

катание

покатый

Коптить

катет

пятка

Копыто

катод

тапка

Копье

Катя

топка

Кофта

кафе

утка

Подкова

кафтан

юбка

Покой

каюта

тяпка

Упаковка

канотье

тикать

Икона

кандидат

декан

Ковбой

кант

дека

Код

 

мука

 

 

г)        Кубань, куб, куда, кум, кума, купать, купе, купидон, кутать, кутить, кутья, покупать, покупка, окунь.

 

3. Обратные слоги и слова с ними:

а)        ак-ак-ак — мак                б)        ак-ок-ук-ык

ок-ок-ок — ток                          ок-ук-ык-ак

ук-ук-ук — паук                          ук-ык-ак-ок

ык-ык-ык — бык                        ык-ук-ок-ак

ик-ик-ик — пик                           ык-ок-ук-ак

ек-ек-ек — век                             ык-ук-ак-ок

як-як-як — маяк                         ык-ак-ок-ук

в)        бак                бык                ватник        бек

мак               бок                веник                        век

так               док                водник         ток

маховик      боек              ботинок     пик

паек              табак          дубок                       путник

индюк          бук                 моток         каюк

паук              поток          охотник      тюк

тук               опенок         тюбик         маяк

внук              потомок    финик           як

г) окно, буква, тыква, диктант, диктовка, диктовать, диктат

4. Слоги и слова со стечением согласных:

а)        ква-кво-кву-квы              авк-овк-увк-ывк

            кво-кву-квы-ква              овк-увк-ывк-авк

            кву-квы-ква-кво              увк-ывк-авк-овк

            квы-ква-кво-кву              ывк-авк-овк-увк

б)        кна-кно-кну-кны             нка-нко-нку-нкы

            кно-кну-кны-кна             нко-нку-нкы-нка

кну-кны-кна-кно             нку-нкы-нка-нко

кны-кна-кно-кну             нкы-нка-нко-нку

анк-онк-унк-ынк             акн-окн-укн-ыкн

онк-унк-ынк-анк             окн-укн-ыкн-акн

унк-ынк-анк-онк             укн-ыкн-акн-окн

ынк-анк-онк-унк             ыкн-акн-окн-укн             и т.д.

в) банк, танк, ква, квант, квота, квиток, квиты, кнут, кто, никто, некто, ткань, тканый, ткать, акт, пакт, факт, такт, дефект, эффект, ткнуть.

5. Слова с повторяющимся звуком К:

как

квак

Котик

какаду

квакать

Котомка

какао

койка

Кнопка

какая

кок

Кубик

какой

кокон

Кубок

кадка

комик

Покупка

каемка

комок

Упаковка

капкан

конка

Пикник

каток

контакт

кают-компания

катакомбы

копейка

Компактный

 

 

Тактика

 

6. Лексические и грамматические упражнения с ранее отработанными словами:

а) согласование количественных числительных и существительных — игра «1-2-5»:

одна копейка—две копейки—пять копеек,

один куманек—два куманька—пятъ куманьков,

один какаду—два какаду—пять какаду                       и т.д.

б) прямой иобратный счет 1 -10:[1]

одна утка                         десять коней

две утки                            девять коней

три утки                          восемь коней

четыре утки                   семь коней


пять уток                        шесть коней

шесть уток                     пять коней

семь уток                         четыре коня

восемь уток                     три коня

девять уток                    два коня

десять уток                    один конь

в) прямой и обратный счет парами 2 -20:

две койки, четыре койки, шесть коек и т.д.

двадцать конфет, восемнадцать конфет и т.д.

г) словообразование существительных мужского рода с уменьшительно-ласкательным значением с суффиксами — -ик, -ек:

винт - винтик                 день - денек

дом -                                    конь -

куб -                                     кум -

кот -                                    пень -

фант -                                окунь -

д) образование именительного падежа множественного числа существительных — игра«Эхо»:

кабан - кабаны                           конь - кони

кабина - кабины                         кот -

камень - камни                           коготь -

камея -                                            команда -

канава -                                          комедия -

канат -                                           комета -

капитан -                                      комната -

капкан -                                          конфета -

кафтан -                                       копье -                     и т.д.

е) образование родительного падежа множественного числа существительных — игра«Один —много»:


один бак - много баков                                   одно окно - много окон

один мак -                                                 одна буква -

один бук -                                                  одна тыква -

один паук -                                                           один пенек -

один бык -                                                 один денек -

один дубок -                                             один маяк -

один моток -                                           один тюк -

один поток -                                           один индюк -

один веник -                                             один диктант -

ж) подбор предметов к притяжательным местоимениям мой, моя, мое:

мой

моя

мое

кофейник

конфета

окно

кофе

кантата

кафе

кафтан

майка

каноэ                       и т.д.

 

7. Упражнения в звуко-слоговом анализе со словами на К:

а) деление слов на слоги различными способами — игра «Телеграф»;

б) выделение голосом ударного слога, ударного гласного звука;

в) определение места звука Кв слове.

8. Упражнение на развитие слухового внимания и памяти «Запомни, повтори»,начиная с трех слов, с постепенным увеличением количества слов в ряду.

9. Проговаривание словосочетаний, выборочное спряжение по образцу в настоящем и будущем времени:

катать Катю на коне                                   купить банку кофе

покупать Кате ...                                             мяукать под окном

(кофту, коньки, конфеты)               командовать конвоем

купать коней в Оке                              куковать «ку-ку»

подковать коня                                     катать комок (каток)

коптить окуней                                               покупать комод

выкопать канаву                                              подкопать пенек

 

10. Работа с фразой:

а) договаривание предложений:

Всадник скачет на резвом (конь).

Конь громко бьет (копыто).

Конь перепрыгивает через (канава).

Вика и Катя нарвали букет (мак).

Огромный бурый медведь попал в (капкан).

В доме много мух и (паук).

Катя наливает воду в (бак).

Вика занимается фигурным (катание).

На берегу моря стоял маленький (домик).

Дети носят тетради в (папка) и т.д.;

б) преобразование деформированной фразы:

капитан у мама Тани команда -

катать Вика Катю -

кофе Катя и кофейник покупать -

кофе юбка на капает Вика -

домик камин Катя в топить -

опенок пенек под -

Натка ямка дубок под копать -

Майка майку юбку кофту покупать -

капитан конвой командовать -

тапка пятка на надевать надо -

Димка каток по каток катить -

кают-компания капитан отдыхать в -

ком Катя катать -

Катя ком комка у два и -

11. Чисто- и скороговорки.

У Вовика дудка, у Бобика будка.

Пьет какао какаду у Никиты на виду.

Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!

Едет по катку пикап.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко — окунька поймает кот,

Ка-ка-ка, к 1а-ка-ка — дай котятам окунька,

Ку-ку-ку, ку-ку-ку — бегут котята к окуньку.

Ка-ка-ка — у окна видна Ока,

Ко-ко-ко — до Оки недалеко,

Ку-ку-ку — дети ходят на Оку,

Ку-ку-ку — не ходите на Оку.

Ак-ак-ак — будильник тикает «тик-так»,

Ок-ок-ок —копаем ямку под дубок,

Ук-ук-ук — в банке муха и паук,

Ик-ик-ик — Вадик едет на пикник,

Ек-ек-ек — в доме виден огонек,

Юк-юк-юк — ходит в комнате индюк,

Як-як-як — видит капитан маяк*[2].

Вот так домик! Вот так дом!

В доме том одно окно,

В том окне идет кино. (Телевизор)

Купи кипу пик.

Около кола колокола*.

Клала Клава лук на полку,

Кликнула к себе Николку*.

Кошка на окошке рубашку шьет,

Мышка в сапожках избушку метет*.

Кукушка кукушонку купила капюшон.


Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон!*

Колокольчик, колокольчик,

Колокольчик золотой,

Поклонился колокольчик

Низко бабушке седой*.

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему штанишки.

Надо к ним карман пришить,

Чтоб платочек положить*.

Встретил ежика бычок,

И лизнул его в бочок,

Но, лизнув его в бочок,

Уколол свой язычок...*.

На скамейке семь котят,

Все котята есть хотят.

В миску мы кисель нальем 

Вот вам миска с киселем.

Под скамейкой семь котят

Есть из миски не хотят*.

Катина кошка сидит на окошке,

А Колина кошка ушла с окошка*.

ЗВУК К'

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА К'

(мягкого)

согласный

ротовой

взрывной

среднеязычный

(средненебный)

глухой

мягкий

АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА К'

Сходна с артикуляцией твердого звука К с некоторыми специфическими особенностями:

углы губ оттягиваются назад;

губы прижимаются к резцам;

кончик языка приближается к нижним резцам, даже упирается в них;

средняя часть спинки языка поднимается и касается средней части твердого неба.

НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ

Каппацизм —

а) отсутствие звука (заменяется щелчком голосовых связок);

б) искажение (носовое и боковое произношение) — последний вид нарушения встречается довольно часто.

Паракаппацизм —

замена звуками Т', X'.

Дефект часто отражается на письме.

ПРЕДРАСПОЛАГАЮЩИЕ ФАКТОРЫ

Те же, что и при нарушении твердого звука К.

Специфической подготовки к постановке и собственно постановки К' нет (см. подготовку к постановке К и постановку звука К).

Мягкий звук К' является промежуточным при механическом способе постановки твердого звука К, и необходима лишь тщательная автоматизация с последующей дифференциацией со сходными звуками.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА К'

1Прямые слоги [3]:

а)        кя-кя — кя-кя-кя              б)        кя-ке-кю-ки

ке-ке — ке-ке-ке                         ке-кю-ки-кя

кю-кю — кю-кю-кю                   кю-ки-кя-ке

ки-ки — ки-ки-ки                                   ки-кя-ке-кю

ке-ке — ке-ке-ке                         ки-кю-ке-кя

2. Слова с прямыми слогами:

а)        кибитка     б)        Аким             в)        кеды

киви                         баиньки                  кепи

кивать                   ботинки                 кепка

кивок                                   коньки                     кета

Ким                           кубики                     бакен

кино                         маки                         букет

кинофильм*         накипь                     макет

кинуть                   накидка                  пакет

кипа                         Никита                   пикет

кипеть                   покидать               океан

кипяток                 потомки                этикетка

кипятить             тонкий                   этикет

кит                          пеньки                     икебана

Китай                                                        анкета

кювет

3. Лексико-грамматические упражнения и упражнения в звуко-слоговом анализе выполняются так же, как и со словами на твердый К.

4. Словосочетания (проговаривание, выборочное спряжение):

покупать маки                           пить кипяток

надевать кепку и кеды                       подкинуть кипу книг

покидать Китай                                   купить тонкий пакет

кипятить воду                          кубики в пакете

кивать Никите                          этикетка на пакете

кинуть кепку в кювет            Никитины ботинки

надевать накидку                                видеть кинофильм*

ходить в кино

5. Работа с фразой:

а) составление предложений со словосочетаниями, данными вп.4.

б) договаривание предложений словами на К':

Аким надевает кеды и (кепка, майка).

В букете маки и (пионы, тюльпаны, васильки)*.

Ким кипятит кофе в (кофейник, стакан).

Аким покупает кубики в (пакет, корзина).

Аким и Никита — охотники на китов в (река, озеро, океан).

Кит уходит от охотников в (вода, ванна, океан)

и т.д.;

в) преобразование деформированной фразы:

Никита маки букет покупать 

Никита покупает букет маков,

бакен капитан видеть 

Аким Никита кивать на 

Ким кубики домик покупать для* —

Никита пакет у кубики для* —

пакет этикетка на 

Китай Ким покидать 

книги Аким кипа подкинуть 

упаковка в упакованы книги —

Вика от фантики конфеты поднимать 

Аким банка у мухи пауки в 

6. Упражнения с разрезной азбукой в составлении всех возможных вариантов слов из данных букв:

ИКТ — (кит, тик)

ИОККВ — (кивок, ковки)

ИОНК — (кино, инок, кони)

МКАИ — (Аким, Мика, маки, Кима)

АЕМКТ — (макет, метка)

КПАИ — (кипа, пика)

ПКТОИ — (топки, копит)

7. Чисто- и скороговорки:

В океане виден кит,

Кит, как кипяток, кипит.

Ким дает тебе пакет,

А в пакете том букет.

Покупаем Киму кепку,

А на кепке этикетка.

Киска, киска, где твоя миска?

Ест киска суп из миски.

Сыта киска, пуста миска*.

Ке-ке-ке — кепка Кима на пеньке,

Ке-ке-ке — кинем кепку мы в пакет.

Ну-ка, Ванька, топи баньку!

А вот баньки нет у Ваньки.

Ки-ки-ки — котик любит бублики,

Ки-ки-ки — ну-ка, бублики пеки!

Ки-ки-ки — нет у котика муки,

Ни воды и ни муки — вот и бублики пеки*.

Баю-баю-баинъки!

Мой Никита маленький*.

Люли-люли-люленъки!

Улетайте гуленьки! *

Покупаем мы покупки:

Для Никиты те покупки

И для Кима те покупки.

А в покупках утки, дудки,

Кубики и незабудки*.

ЗВУК Г

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА Г

согласный

ротовой

взрывной

заднеязычный

(задненебный)

звонкий

твердый

АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА Г

Такая же, как и звука К, с одной отличительной особенностью: голосовые связки при произношении звука Г сомкнуты и вибрируют, образуя голос, воздушная струя слабее, чем при звуке К.

НАРУШЕНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЯ Г И Г'

Гаммацизм — отсутствие, искажение звука.

Парагаммацизм — замена звуками Д, К, Д', К', что часто отражается на письме.

ПРЕДРАСПОЛАГАЮЩИЕ ФАКТОРЫ

Те же, что и при нарушении произношения звука К.

ПОДГОТОВКА К ПОСТАНОВКЕ

Та же, как и при нарушении произношения звука К.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Г

1. Возможна по подражанию от К с включением голоса и обязательным тактильно-вибрационным контролем (сопряжено и отражено).

2. В трудных случаях используется механический способ от звука Д с зондом, шпателем или пальцем (логопеда, ребенка):

ДА-ДА-ДА — ДЯ-ДЯ-ДЯ — ГЯ-ГЯ-ГЯ — ГА-ГА-ГА

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Г

1. Прямые слоги[4]:

а)        га-га — га-га-га              б)        га-го-гу-гы

го-го — го-го-го                         го-гу-гы-га

гу-гу — гу-гу-гу                          гу-гы-га-го

гы-гы — гы-гы-гы                     гы-га-го-гу

2. Слова с прямыми слогами:

а)        гага               бумага         б)        год                вагон

гавань         вьюга                                   годик                        выгон

гадание      угадать                  годок                        коготь

гадюка        дуга                          годен                        ноготь

гайка                       книга                                   говядина     одногодки

гамак           минога                                Гога               огонь

гамма          навага                     гобой                       огонек

гать             наган                                   гоготать  погоди

Ганя              нога                          гомон                       погода

гадать        попугай                   гонг               погодки

гадание      тайга                      гон                 погоны

Ганг              пугать                    гонит          погонять

агат            юнга                         гонка                        угон

Агата          нагайка                   гопак                        угодить

Агафон        отгадка                 готов           фагот

Агафья        яга                             готовить  ягода

в) губы, губка, гудок, гудеть.

3. Слоги со стечением согласных:

гда-гдо-гду-гды                          гва-гвд-гву-гвы

гдо-гду-гды-гда                          гво-гву-гвы-гва

гду-гды-гда-гдо                          гву-гвы-гва-гво

гды-гда-гдо-гду                          гвы-гва-гво-гву

гна- гно-гну-гны                        агн-огн-угн-ыгн

гно-гну-гны-гна                         огн-угн-ыгн-агн

гну-гны-гна-гно                         угн-ыгн-агн-огн

гны-гна-гно-гну                         ыгн-агн-огн-угн

гма-гмо-гму-гмы                                  мга-мго-мгу-мгы

гмо-гму-гмы-гма                                  мго-мгу-мгы-мга

гму-гмы-гма-гмо                                  мгу-мгы-мга-мго

гмы-гма-гмо-гму                                  мгы-мга-мго-мгу

4. Слова со стечением согласных:

гнать          гной              гну                 где

выгнать     гнойник       гнуть                                  когда

угнать        гнойный      гнутый                   Гвинея

обогнать   гном             выгнуть                 Гвидон

отогнать  гномик         подогнуть             пингвин

гнев              гантели*               город*         град*

гневить      гобелен*                дорога*       игра*

гневный      гольфы*                 народ*         гроза*

гнедой         телега*                  пирог*         гром*

гнить                      фляга*                    радуга*       груша*

5. После отработки произношения слогов и слов проводятся лексические, грамматические и упражнения в звуко-слоговом анализе по той же схеме, что и на звукК.

6. Упражнения с разрезной азбукой — игра «Отгадай слова из данных букв»:

ОМГН —(гном)                            ААННГ — (наган)

ГНОА — (нога)                             ГБМААУ — (бумага)

ААГМК —. (гамак)                      ГПДООА — (погода)

ОАГПК — (гопак)             ОГД — (год, дог)

ВНГОА — (вагон)             ИАКНГ — (книга)

ЬООГН — (огонь)                        ДАГОЯ — (ягода)

ГНУО — (угон)                              КГЙАА — (гайка)

ГНЮА — (юнга)                           ДАГОК — (когда)

БГАУ — (губа)                               ИИВНГПН — (пингвин)

ГДУА —(дуга)                               УОГБЛЬ — (голубь*)

Словосочетания (проговаривание, выборочное спряжение):

гнуть дугу                                                догонять бегунов

обогнать гнома                                    обогнать бегуна

отогнать гадюку                                            бегать на выгон

пугать пингвинов                                            отогнать вагоны

подогнать телегу*                             погонять нагайкой

готовить говядину                             пугать нагайкой

отгадать книгу                                    пугать наганом

бегать в тайгу за ягодами              пугать попугаев

угадывать погоду                                угодить Агафону

гудеть на гобое                                     готовить вагон

догонять пингвинов                            гоготать в гавани

8. Работа с фразой:

а) договаривание предложений словами на Г:

Рыбаки поймали (окунь, лещ, минога, навага).

Гога играет на фортепиано (этюд, песня, гаммы).

Всю ночь в тайге бушевала (метель, вьюга).

Агафон закручивает (винт, гайка).

Вдали слышатся удары (колокол, бубен, гонг).

Игорь открывает дверь гаража (колено, рука, нога).

На берегу моря бушует (вода, огонь).

Из комнаты слышен детский (смех, гомон).

Дети весело танцуют (веснянка, кадриль, гопак).

Папа повесил на двух дубах (качели, гамак).

Гале подарили украшение из (бирюза, агат, рубин).

В клетке живут два веселых (щегол, попугай).

Ганя читает интересную (сказка, книга, повесть).

У Инги болит (ухо, зуб, нога).

Инга и Ганя — (соседи, одногодки).

б) преобразование деформированной фразы:

пингвин у пингвиненок — У пингвина пингвиненок.

тайга нет в попугаев 

кнут Агафья гнать гуси* 

ягоды Агафон по идет тайга в 

гудок в гудит гавань 

Ганя говядина котлеты из готовить* 

Инга бумага ногтем сгибать 

Игорь тупик вагоны отгонять в* 

Ганя год один 

Инга годик два 

Агата книга покупать новая —

компот мама готовить ягодный 

пингвин пингвинята гнать вода в 

гномы дети пугать —

Инга Ганг идти гулять на 

Гога в отдыхать гамак 

гавань в дети бегать —

9. Чисто- и скороговорки, рассказы.

Я бегу, бегу, бегу,

отдыхая на бегу.

Год бегу, два бегу ~

догнать годы не могу.

Я и Гога, мы вдвоем

в тайгу по ягоды идем.

Мама, ноги у меня

Бегут, будто два коня.

Га-га-га — дайте Гане пирога,

Дайте Гане пирога,

Пирога из творога.

Гу-гу-гу — сидит гном на берегу,

Сидит тихо — ни гу-гу*.

В небе гром, гроза,

Закрывай глаза.

Грома нет, трава блестит,

В небе радуга горит*.

В огороде гуси ущипнули Люсю,

и болела долго у нее нога.

Я вам, злые гуси! —

погрозила Люся.

А они в ответ ей: «Га-га-га!»*.

Бабка-угадка,

отгадай отгадку.

Гуси

Ганя маленькая. Ганю испугали гуси. Гуси гоготали: «Гага-га!». Не бойся Ганя. Гони гусей. Ганя гонит гусей. Гуси бегут от Гани. Ганя довольна*.

Лиса и гусята

Галя гонит гусей и гусят на поляну. Галя пасет гусей и гусят. Гуси и гусята наелись и улеглись спать. А лиса тут как тут. Галя, береги гусей и гусят! Лиса видит гусей и гусят. А гуси не видят лису. Лиса хватает одного гусенка и несет его голодным лисятам. Лисята наелись и стали веселы и довольны*.

ЗВУК Г'

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА Г'

согласный

ротовой

взрывной

среднеязычный

(средненебный)

звонкий

мягкий

АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА Г'

Сходна с артикуляцией твердого Г и мягкого К'.

В отличие от твердого Г углы губ оттягиваются назад, губы прижимаются к резцам, кончик языка приближается к нижним резцам, средняя часть спинки языка поднимается и касается средней части твердого неба.

В отличие от мягкого К' голосовые связки сомкнуты, напряжены и вибрируют, образуя голос.

ПОДГОТОВКА К ПОСТАНОВКЕ ЗВУКА Г'

Такая же, как и при других небных.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Г'

1. По подражанию от звука К' с включением голоса с тактильно-вибрационным контролем.

2. По подражанию от звука Г в игре «Наоборот»:

та-та-та — тя-тя-тя                                 го-го-го — гё-гё-гё

да-да-да — дя-дя-дя                             гу-гу-гу — гю-гю-гю

ка-ка-ка — кя-кя-кя                              гы-гы-гы — ги-ги-ги

га-га-га — гя-гя-гя                                гэ-гэ-гэ — ге-ге-ге

3. Механическим способом от звука Д с зондом, шпателем или пальцем:

да-да-да — дя-дя-дя — гя-гя-гя

ды-ды-ды — ди-ди-ди — ги-ги-ги

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Г'

Проводится только в прямых слогах, словах и фразах с ними (обратные слоги с мягким звуком Г'не употребляются в фонетической системе русского языка).

1Прямые слоги:

ги-ги — ги-ги-ги                         ги-ги-ги — ги-ги

ге-ге — ге-ге-ге                           ге-ге-ге — ге-ге

гя-гя — гя-гя-гя                           гя-гя-гя — гя-гя

гю-гю — гю-гю-гю                    гю-гю-гю — гю-гю

гя-ге-гю-ги                                   гю-ги-гя-ге

ге-гю-ги-гя                                   ги-гя-ге-гю

2. Слова:

гегемон                  гиббон         ангина

гематоген                        гибкий         боги

Гея                            гигант        богиня

ген                            гигиена       бумаги

Гена                          гиена                        деньги

генетик                 гид                 нагибать

гений                                   гикать        ноги

гейм                         гиканье       подгибать

гепатит                гимн             утюги

гетман                   гинея                        маги

бегемот                гибнуть      погибать

3. Лексические, грамматические упражнения и упражнения в звуко-слоговом анализе по той же схеме, что и на звук К.

4. Упражнения с разрезной азбукой в отгадывании слов:

ЕИГНА — (гиена)             ИОГН — (ноги)

МНГИ — (гимн)                           ИЮУТТ — (утюги)

ДГИ — (гид)                                  ИАМГ — (маги)

ААИННГ — (ангина)                   ЬЕИДНГ — (деньги)

ГБИО — (боги)                             БМГИАУ —(бумаги)

5. Словосочетания (проговаривание, выборочное спряжение):

погибать от гепатита        гибкий гиббон

погибать от ангины               гениальный гетман

подгибать ноги                         деньги на гигиену

вытягивать ноги                                 бумаги для гида             и т.д.

6. Работа с фразой:

а) договаривание словами на Г'(мягкий):

Мама дает Гене (гематоген, хлеб, ягоды).

Гиббоны скачут с дерева на дерево с громким (вой, гиканье).

Оркестр играет (песня, гимн, марш).

Мама работает (учитель, гид, врач).

Для победы Инге надо выиграть третий (тайм, гейм).

Мама купила Гане и Инге игрушечные (печка, кастрюля, утюги).

У богини Геи были сыновья (гиганты, гномы, карлики).

б) Преобразование деформированной фразы:

океан минога нет в —                        гетман битва погибать в —

океан навага много в —                                 Инга бегемот от убегать —

киты океан гибнуть в —                  гепатит гиббон у —

Гена калина нагибать гибкая —    гигант ангина у —

Гена гейм пятый в победит —       Гена бумаги подгибать —

гигант ноги подгибать —               бегемот тайге погибнуть в —

7. Скороговорки.

Ги-ги-ги — Гена, на хоккей беги,

ги-ги-ги — Гена Инге помоги.

У гиббона гепатит 

потерял он аппетит*.

Ге-ге-ге — Гена бегает в тайге,

ге-ге-ге — Гиви бегает в тайге,

ге-ге-ге — и Гога бегает в тайге,

ге-ге-ге — дети бегают в тайге.

Маме купим утюги,

Диме, Гене — две дуги,

А для Инги — книги,

Папку и бумаги.

Бегемот, бегемот,

Погибает бегемот 

У него болит живот*.

ЗВУК Х

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКАX

согласный

ротовой

щелевой

заднеязычный

(задненебный)

глухой

твердый

АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА X

Отличается от артикуляции звука К только отсутствием смычки задней части спинки языка с небом (вместо смычки образуется щель) и воздушная струя более длительная.

НАРУШЕНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЯ X И X'

Хитизм — отсутствие или искажение звука (встречается редко).

Парахитизм — замена звуками К, С, Т, (К', С', Т').

ПРЕДРАСПОЛАГАЮЩИЕ ФАКТОРЫ

Общие для всех небных звуков так же, как и подготовительные упражнения.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА X

1. Звук X легко вызывается по подражанию, используются упражнения «Погреем руки», «Подуем теплым воздухом».

2. Иногда можно получить звук X от звука К, произносимого длительно с придыханием.

3. В трудных случаях звук ставится с механической помощью (зонд, шпатель, палец) от звука С:

СА-СА-СА — СЯ-СЯ-СЯ — ХЯ-ХЯ-ХЯ — ХА-ХА-ХА

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА X

1. Прямые слоги и слова с ними:

а)        ха-ха — ха-ха-ха              б)        ха-хо-ху-хы

хо-хо — хо-хо-хо                         хо-ху-хы-ха

хэ-хэ — хэ-хэ-хэ                            ху-хы-ха-хо

хы-хы — хы-хы-хы                     хы-ха-хо-ху

в)        хаос*                                    хобот                      хомут

хаки                          ход                            хомяк

хан                            ходить                    хохот

хапать                   ходоки                     хохотать

хапуга                     ходка                                   хотеть

хата                        ходики                     хохотун

хатка                      ходьба                     худой

хаханьки                хоккей                      худеть

хаять                      хоккейный             худоба

г)        веха                          пахать                    маховик

уха                            ахать                      находить

муха                         папаха                     находка

вакханка                потеха                    охота

Михай                     птаха                      охотник

буханка                  утеха                                  поход

махать                   помеха                    походка

макуха                    охапка                     тихо

отдыхать            ехать                                  походный

2. Обратные слоги и слова с ними:

а)       ах-ах-ах — ах-ах              б)        ах-ох-ух-их

ох-ох-ох — ох-ох                         ох-ух-их-ах

ух-ух-ух — ух—ух                                   ух-их-ах-ох

ых-ых-ых — ых-ых                     их-ах-ох-ух

их-их-их — их-их                         их-ух-ох-ах

в)

ах

бах

мах

ух

бух

дух

г)

махнуть

пахта

тахта

 

пах

пух

 

пихта

 

птах

обух

 

бухта

 

кудах-тах

мех

 

вахта

 

монах

эх

 

хохма

 

ох

пых

 

кухня

 

мох

отдых

 

квохтать

 

вдох

петух

 

пухнуть

 

выдох

конюх

 

пыхтеть

 

подвох

потух

 

отдохнуть

 

впопыхах

нивх

 

пахнуть

 

их

опух

 

яхта

 

3. Слоги и звукосочетания со стечением согласных и слова с ними:

а)        хва-хво-хву-хвы               ахва-охва-ухва-ыхва

хво-хву-хвы-хва               охва-ухва-ыхва-ахва

хву-хвы-хва-хво               ухва-ыхва-ахва-охва

хвы-хва-хво-хву               ыхва-ахва-охва-ухва

вха-вхо-вху-вхы              авх-овх-увх-ывх

вхо-вху-вхы-вха              овх-увх-ывх-авх

вху-вхы-вха-вхо              увх-ывх-авх-овх

вхы-вха-вхо-вху              ывх-авх-овх-увх

(то же с согласными М, Н, Т).

б) хват, хватать, хватка, хвоя, хвойный, хна, хмыкать, хмыкнуть, хныкать, хныканье.

4. Лексико-грамматические упражнения и упражнения в звуково-слоговом анализе по той же схеме, что и на звук К.

Упражнение в отгадывании слов:

ААТХ — (хата)                               ХДОО — (поход)

ООХБТ — (хобот)             ПТХЕУ — (петух)

ОДХ — (ход)                                 ТАБУХ — (бухта)

ОИДТХ — (ходит)                        НЯХКУ — (кухня)

ЙОЕККХ — (хоккей)                    ТАХАВ — (вахта)

МЯКОХ —(хомяк)                       ХЫДТО — (отдых)

ХОТОХ — (хохот)             АТХИП — (пихта)

ТАООХ — (охота)

6. Словосочетания (проговаривание, спряжение в настоящем и будущем времени):

отдыхать на юге                                 худеть в походе

нюхать пионы                            пухнуть от выпитой воды

ахать от удивления*             ходить в походы

охать от боли*                         ходить на охоту

ухать, как филин*                    махнуть папахой

7. Работа с фразой:

а) договаривание с использованием слов со звуком X:

Витя находит хомяка под (пол, крыша, духовка).

На обед подают (суп, каша, уха, салат).

Михай едет на (гимнастика, плавание, хоккей).

На окне отдыхает (кот, петух).

На окне сидит (кот, муха).

Охотник едет на (гора, охота, водопад).

б) преобразование деформированной фразы:

хомяк духовка под пыхтеть 

хомяк охота выходить на 

охота охотник отдых для* 

дети хоккей ходить на 

петух пух у нет 

гага пуху тонкий 

медведь мех у густой* 

бегемот хобот у нет 

Михай поход находить в мох 

Пахом кухня уха готовить в 

8. Скороговорки, рассказы.

Ха-ха-ха — будет на обед уха,

ха-ха-ха — очень вкусная уха,

ху-ху-ху — на обед едим уху,

хи-хи-хи — дети не хотят ухи*.

Ха-ха-ха — дают детям петуха,

ха-ха-ха — не хотим мы петуха,

аха-ха-ха — нам не надо петуха,

уху-ху-ху — дай макуху петуху,

охо-хо-хо — тихо едет тихоход.

Мы хотим идти в поход 

Нам помеха — тихоход.

Хвоей пахнет хвойный лес 

Запах хвои до небес*.

Ходики ходят — они на ходу,

Ходики станут — попали в беду*.

Кот-хапуга

Вхате нет никого. Тихо тикают ходики. По кухне ходит худой кот. Он находит окуня, нюхает находку. Кот-хапуга хватает находку в охапку и убегает.

ЗВУК Х'

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА Х'

согласный

ротовой

щелевой

среднеязычный

(средненебный)

глухой

мягкий

АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА X'

Сходна с артикуляцией звука К' с единственным отличием: средняя часть спинки языка поднимается к средней части твердого неба, не касаясь его и образуя вместо смычки щель, по которой проходит воздушная струя.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА X'

1Если дефектны оба звука X и X', звук X ставится механическим способом от С (СА-СА-СА), звук X' (мягкий) является промежуточным и не требует специальной постановки.

2. Если дефектный только X' (мягкий), он ставится от гласного звука И,произносимого шепотом, с придыханием и широкой, утрированной улыбкой.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА X'

1. Прямые слоги:

а)        хе-хе — хе-хе-хе               б)        хя-хе-хю-хи

хи-хи — хи-хи-хи                         хе-хю-хи-хя

хи-хи-хи — хи-хи                         хю-хи-хя-хе

хя-хя-хя — хя-хя                          хы-хя-хв-хю

2. Слова:

химия           хибара*                  духи              стихи*

Химки          хижина*                 монахи        пастухи*

хина              химера*                  монахиня    рубахи*

хихоньки     хирург*                   петухи        пряхи*

хихикать    хитрый*                похитить  штрихи*

химикаты хищник*                 мухи              страхи*

хитон          хищение*               мхи                похищение*

3. Договаривание предложений словами на звук X':

Катя пишет (сказки, стихи).

На утренней заре громко поют (соловей, петух).

Перед выходом на сцену балерина надевает (туника, пачка, хитон).

Рыбаки поймали в Тихом океане много (кит, сельдь, хек).

Катя нюхает (пион, кофе, духи).

В комнате летают (комар, муха).

Больному малярией дают (аспирин, хина).

4. Преобразование деформированной фразы:

Химки Пахом ехать в 

дети хата хихикать в 

духи Нина покупать 

мхи едят олени 

Пахом выдох петь на —

5. Скороговорки.

Хи-хи-хи — в Химках ходят петухи,

хи-хи-хи — поют в кухне петухи,

хи-хи-хи — дайте на обед ухи,

хи-хи-хи — нет ни хека, ни ухи.

У мухи нет уха, нет уха у мухи.

Хи-хи-хи — мама купит мне духи,

Кате — меха для дохи,

Папе — яхту для утехи,

Пете — пуха для потехи.

Охи, ахи — нету птахи,

нету птахи на папахе.


MAAM.ru: Сказка в помощь логопеду на этапе автоматизации звуков

Для успешного осуществления коррекционных задач учителю – логопеду приходится искать новые формы работы с детьми с нарушениями речи. Одной из таких форм работы является логопедическая сказка. Обращение к логопедической сказке на индивидуальном занятии по автоматизации звуков объясняется рядом причин. Прежде всего, работа над формированием у ребенка правильной речи требует от него внимания, сосредоточенности, настойчивости. Эти качества обычно бывают не сформированы у детей с нарушениями речи. 
Как известно, на этапе автоматизации поставленных звуков на уровне слогов, отдельных слов, ребенку в течение продолжительного промежутка времени приходится неоднократно повторять один и тот же речевой материал. В результате у него снижается интерес к логопедическим занятиям. 
Для повышения учебной мотивации речевой материал для автоматизации звуков должен быть разнообразен, интересен, хорошо иллюстрирован, понятен и доступен ребенку с речевыми нарушениями. Всем этим требованиям отвечает изложение учебного материала в форме сказки. 
Кроме того, в логопедическую сказку легко и органично включаются игры и задания на развитие внимания, мышления, памяти, голосовые и дыхательные упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики. 
Все, о чем говорилось выше, касается занятий по автоматизации не только звуков [Х], [Х'], работе над которыми посвящена логопедическая сказка «Приключения белочки Ханы и ее друзей». Сказочная форма изложения учебного материала приемлема для автоматизации любых звуков. 
Но, к сожалению, приходится констатировать, что дидактических пособий для автоматизации заднеязычных звуков в настоящее время мало. Представленный в них дидактический материал изложен недостаточно интересно, плохо иллюстрирован и подобран без учета онтогенеза формирования слоговой структуры слов, что затрудняет проведение коррекционной работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, у которых чаще всего бывают нарушены эти звуки. 
Ограниченность дидактических пособий по автоматизации заднеязычных звуков и увеличение частотности нарушения у детей в последнее время именно этой группы звуков, стало основной побудительной причиной создания логопедической сказки «Приключения белочки Ханы и ее друзей». Учебный материал в пособии представлен в форме путешествия со сказочными персонажами. 
Пособие превращает логопедическое занятие в увлекательное путешествие со сквозными героями: белочкой Ханой и ежиком. 
Каждая страница пособия предназначена для решения определенной учебной задачи (автоматизация звука [Х] в слогах, в начале, в середине, в конце слова, в предложениях и спонтанной речи). В начале каждого упражнения белочке Хане дается задание, для выполнения которого ей приходится правильно проговорить речевой материал. Далее расположена иллюстрация к сказке, а под чертой, в нижней части страницы, указано задание и речевой материал для автоматизации звука. Каждое упражнение можно повторить несколько раз. 
В пособии так же предусматриваются задания на развитие мелкой моторики: раскрашивание предметов, проведение линий и другие виды деятельности. Эту работу могут выполнять родители с ребенком в качестве закрепления учебного материала. 
В структуру занятий включены лексико-грамматические упражнения для расширения словарного запаса ребенка, предупреждения и коррекции грамматических ошибок в речи. 
Предлагаемое логопедическое пособие адресовано учителям – логопедам, воспитателям, родителям в работе по автоматизации звуков [Х], [Х']. 
Апробация логопедического пособия «Приключения белочки Ханы и ее друзей» в работе с детьми средней группы свидетельствует, что эффективность индивидуальных занятий по автоматизации звуков [Х], [Х'], проведенных в форме путешествия со сказочными героями, гораздо выше, чем при проведении занятий в традиционной форме. Предлагаю вашему вниманию фрагменты логопедического пособия. 
Фрагмент 1. Автоматизация звука [Х] на уровне слогов. 
Белочка и ёжик увидели слоника, который никак не мог собрать букет цветов для мамы, потому что боялся их растоптать. 
- Надо помочь слонику, - сказал ёжик. 
- Но как? – удивилась белочка. 
- Если ты будешь правильно произносить слова со звуком [Х], то мы соберем букет для слоника. 
- Большое спасибо – сказал слоник, когда друзья собрали для слоника большой красивый букет. 
- Вы мне очень помогли. Пойдемте вместе со мной в гости к лягушке. 

Сказка в помощь логопеду на этапе автоматизации звуков
___
Взрослый произносит слоги, ребенок повторяет каждый слог по два раза: ах, ох, ух, их, эх, ах, ох, ух, их, эх. 
Фрагмент 2. Автоматизация звука [Х] на уровне слов. 
Белочка Хана решила угостить яблочками своих сестричек. Но что такое? На ее пути лежала большая-пребольшая гусеница. 
- Не пущу тебя, Хана, пока ты не пройдешь путь от моего хвоста до моих рожек. 
- Не бойся, Хана, - сказал ёжик, - ты уже многому научилась, ты справишься с этим заданием. 

http://www.maam.ru/upload/blogs/43f396c3431f9e14d30d2026d891fdd1.jpg.jpg
___ Ребенок по картинкам называет слова: муха, хлопушка, духи, хурма, хлеб, орехи. 
Фрагмент 3. Автоматизация звука [Х] на уровне предложений. 
Друзьям было очень весело. Но вдруг на солнышко набежала тучка. Одна, потом другая. Вскоре тучки закрыли все небо. 
- Мы же хотели пойти на речку искупаться, а теперь придется вернуться домой, - загрустила белочка Хана… 
- Не грусти, белочка, - ответил ёжик. – Ведь у меня иголочки не простые, а волшебные. Я подарю тебе несколько иголочек. Если ты, возьмешь в лапку иголочку и повторишь предложение, тогда облачка разойдутся, и на небе снова будет сиять солнышко. 

http://www.maam.ru/upload/blogs/d685d516a463dabb2e72f00b54992fbc.jpg.jpg
___
Ребенок повторяет за взрослым каждую фразу по 2 раза. 
Уха готова. Муха летает. Мама нюхает духи. Летит пух. Кричит Петух. Растет мох. Упал орех. Желтая хата. Ползет черепаха. Болит ухо. Купили хлеб. 
Фрагмент 3. Автоматизация звука [Х] на уровне предложений. 
Белочка и ёжик помогли хомячку посчитать запасы. Ёжику показалось, что этих продуктов хомячку не хватит на всю зиму. И он решил угостить своего друга вкусными желудями. Хомячок принял предложение ёжика, но сначала решил угостить своих гостей. Скажи, из чего приготовил хомячок супы, уху и варенье? Какой суп нельзя есть? 
Уха из рыбы. Суп из гороха. Суп из мухоморов. Варенье из орехов. 

http://www.maam.ru/upload/blogs/0b3f6040c48212395051ab95f907d5dc.jpg.jpg
___
Как называется суп из гороха? (Гороховый суп). Суп из рыбы? (Рыбный суп). Варенье из орехов? (Ореховое варенье). Закрой книжку, вспомни и расскажи, какое угощение приготовил хомячок для своих гостей. 
Фрагмент 3. Дифференциация звуков [Х]-[Ф] на уровне слов. 
В следующий раз ёжик принес белочке альбом с фотографиями разных предметов. 
- В каждом горизонтальном ряду есть один «лишний» предмет. Давай найдем его и обведем, - сказал ёжик. – Нужно хорошо подумать и объяснить, почему предмет лишний. 
- Так! Халат, футболка, сарафан, шарф, - перечислила белочка. Я думаю, здесь лишний шарф, - сказала белочка Хана. - Шарф надевают, когда становится холодно, а всю остальную одежду носят в теплое время года. 
- Молодец, - сказал ёжик. – Ты правильно рассуждаешь! А теперь подумай, какой звук [Ф] или [Х] есть в этих словах. 
- А, поняла, - воскликнула белочка. – Шарф, футболка, сарафан – во всех словах есть звук [Ф] и только в слове «халат» звук [Х]. Значит, «халат» - лишнее слово. 
- Молодец, белочка! – похвалил Хану ёжик. 

http://www.maam.ru/upload/blogs/098804487b55f5479b6837ba244548b4.jpg.jpg
___
В каждом горизонтальном ряду ребенок находит и раскрашивает «лишний» предмет. Объясняет, почему он лишний, выделяя звуки [Х], [Ф] в словах. 
Халат, футболка, сарафан, шарф. 
Флаг, фонарь, фотоаппарат, хлеб. 
Светофор, фартук, конфета, муха. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.

Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение  пересказыванию  на материале  рассказа "Открытые ворота"....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....