"Экология и создание условий для экологического воспитания детей дошкольного возраста"
консультация (младшая группа)

Ефименко Юлия Викторовна

Экологическое образование и воспитание, направленное на формирование у детей познания природы, практических навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

"Экология и создание условий для экологического воспитания детей дошкольного возраста"

        Экология -это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой. Экологическое образование и воспитание, направленное на формирование у детей познания природы, практических навыков.

        Знания, которые даются детям дошкольного возраста, можно подразделить на две большие группы: о самом мире фауны, его разнообразных представлениях начиная с названия, характерных особенностей внешнего вида до некоторых форм приспособления к среде и о возможных формах взаимодействия человека и животного (способах помощи животному, ухода за ним, его защиты). Программа экологического образования детей определяет объем сведений и представлений, которые получают дошкольники о животном мире.

        Эти знания можно объединить в три группы:

 а) внешний вид животного(части тела, издаваемые звуки, характер движения, питание)

б) среда обитания,   характер   приспособления к условиям жизни

в) приносимая польза.

        Знакомство с природой проводится не только на занятиях, но ив повседневной жизни- наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение книг о животных и растениях, дидактические игры.

        Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживание ребят, оказывает влияние на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира.

Через игру легко налаживается позитивное отношение к окружающим людям, формируются новые положительный эмоции и чувства.

Экологические знания, вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше входят в их самостоятельную игровую деятельность, становятся ее содержанием.

        Экологическое воспитание можно осуществлять путем привнесения элементов сюжетно-ролевой игры в процессе обучения дошкольников и формирования у них осознанно- правильного отношения к растениям и животным, к себе как части природы, к материалам природного происхождения и предметам, изготовленным из них.

Оптимальной формой привнесения сюжетно -ролевой игры в процесс ознакомления дошкольников с природой являются игровые обучающие ситуации, Они   создаются для решения конкретных дидактических задач, входящих в природоведческие занятия, наблюдения.

Это - использование игрушек-аналогов, изображающих различные объекты природы, использование кукол, изображающих персонажи литературных произведений, чтобы вызвать интерес и привлечь внимание детей, различные варианты игры в путешествие:  "Экскурсия в зоосад", "Поездка на выставку".

        Главной задачей является формирование у детей систематизированных знаний о природе ближайшего окружения, умения наблюдать ее характерные особенности и сезонные изменения, потребности любоваться природой и бережно к ней относиться.

Наблюдать за погодой, рассматривать небо, выяснять есть ли ветер, по одежде людей определять, на сколько холодно или тепло. В плохую погоду наблюдение можно проводить из окна помещения, результаты сразу заносятся в календарь.

Рассматриваются во время прогулок деревья, кустарники, покров земли.

Осенью обращаем внимание на то, как желтеют, краснеют и опадают листья с деревьев и кустарников, сколько их лежит на земле, вянет ли трава.

Зимой учим распознавать деревья по коре, веткам, кроне. Измеряем глубину снега специальной палкой- снегомером, а весной обращаем внимание на появление проталин, на набухание, а потом развертывание почек, на постепенное появление зелени.

Летом показываем буйное разнотравье, цветение и созревание плодов растений.

Во все времена года наблюдаем за составом животного мира: какие есть насекомые, птицы, как они себя ведут, какие издают звуки, что делают.

        Занимались рядом поэтапных наблюдений: по выращиванию лука, семян.

Каждое такое наблюдение развивает у ребенка восприятие. Дети учатся замечать   изменения, устанавливать их причины, связывать состояние растения с условиями, которые они создают для него.

        Наблюдаем за животным миром- за птицами, хомяками, морской свинкой, за рыбками, за домашними животными в их естественной обстановке.

        Все это привлекает и сосредотачивает внимание ребенка, будит его познавательную активность.

        Дополняем знания детей рассказами взрослых, чтением художественной литературы, практическими действиями ребенка рассматривают картинки, заучивают стихи, изучают условные обозначения в календаре погоды.

        Наблюдаем за веточками поставленными в воду, как набухают и раскрываются почки, как появляются листья, как начинают отрастать корни.

        Проводятся занятия на различную тематику: о деревьях, о цветах, о временах года, о том, как нужно беречь воду, о животных, растениях, как вести себя в природе, прогулки по парку, о том где живут птицы зимой и т.д.

        Наблюдая, играя с растениями и  животными, дошкольник учится распознавать настроение живого существа, его своеобразие, что так же способствует формированию чуткости и душевной отзывчивости ребенка.

        Художественно-творческая деятельность, слушание, чтение и рассматривание книг о природе помогают детям закрепить полученные знания, умения и навыки, расширяют их продуктивные, созидательные возможности в мире.

Литература:

П.Г. Саморукова., Л.М. Маневцова: "Мир природы и ребенок"

С.Н. Николаева : "Как приобщить ребенка к природе"

Е.И. Золотова: "Знакомим дошкольников с миром животных"

С.Н. Николаева: "Методика экологического воспитания в детском саду"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для использования инновационных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

        Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались особой восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлен...

Создание условий для экологического образования детей дошкольного возраста

Главной задачей экологического воспитания дошкольников является формирование у детей систематизированных знаний о природе ближайшего окружения, умения наблюдать ее характерные особенности и сезонные и...

" Создание условий для экологического воспитания детей дошкольного возраста"

. Экологическое образование и воспитание, направленное на формирование у детей познания природы, практических навыков....

«Создание условий духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста в культурных традициях города и региона»

В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у современных детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии и патриотизме.Мы не должны забывать о своем культу...

Создание условий для патриотического воспитания детей дошкольного возраста с использованием разнообразных форм краеведческой работы в ДОУ

С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Важнейшей задачей учебно-в...

«Создание условий для экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Из опыта работы)

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры.Эколо...

Консультация для педагогов: «Создание условий для экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Система экологического воспитания дошкольников включает в себя следующие компоненты:1. Создание условий для экологического воспитания детей.2. Формирование системы целей и задач экологического воспита...