Самооценка дошкольников.
консультация

Рокицкая Оксана Геннадьевна

Консультация для родителей о повышении самооценки детей, для чего это нужно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povyshenie_samootsenki_u_doshkolnikov.docx16.68 КБ

Предварительный просмотр:

Cамооценка дошкольников.

                 

               Формирование представления человека о самом себе (самооценки) начинается уже в младенчестве. Самооценка влияет на все сферы жизнедеятельности. От нее зависят взаимоотношения с окружающими и то, сможет ли человек жить в гармонии с собой и быть счастливым. Родители должны осознавать важность адекватной самооценки ребенка и при необходимости корректировать ее.

               Адекватная самооценка ребенка дошкольного возраста – основополагающий фактор для успешного общения малыша в школе. Успейте скорректировать самооценку дошкольника, чтобы он поверил в себя.

     Уже с трех лет у детей формируется свое «я». Начиная с этого возраста, малыши стремятся многие вещи делать самостоятельно и при этом ожидают оценки родителей.

Взрослым важно понимать, что в раннем дошкольном возрасте (3–5 лет) дети полностью отождествляют свою личность со своими действиями. Хороший поступок – «хороший» я, плохой поступок – «плохой» я. Например, если ребенок сделал красивый кулич из песка, он воспринимает себя как «хорошего», а если нечаянно что-то разбил, считает себя «плохим».

Специалисты советуют родителям в этом возрасте избегать сравнения своего ребенка с другими детьми, указывая на его промахи. «Вот ты бегал, не слушался и разбил вазу, а Петя сидел спокойно, он хороший, послушный мальчик». После такого замечания малыш не думает о том, что он совершил неправильное действие, он считает себя плохим, хуже Пети. Такое отношение в итоге может привести к тому, что самооценка ребенка дошкольного возраста будет заниженной. В каждом случае родителям нужно объяснять крохе, что они его любят, но его неправильный поступок огорчает их.

Разницу между оценкой поступка и оценкой личности дети начинают понимать с 5–6-летнего возраста. В это время дети уже могут объективно оценивать свою личность, сравнивать себя с другими и контролировать свои действия. Задача взрослых – адекватно реагировать на поступки детей, помогая таким образом формировать у них объективную самооценку, элементы самоконтроля и правильную систему ценностей. Не забывайте хвалить, поощрять ребенка за успешные, правильные действия и, наоборот, делать замечания по поводу некрасивых поступков.

В раннем детском возрасте (до 7–8 лет) самооценка хорошо поддается коррекции. Это лучшее время для формирования объективного восприятия ребенком самого себя, тем более что взрослые на данном этапе являются для детей непререкаемым авторитетом.

САМООЦЕНКА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Специалисты различают нормальную (адекватную), завышенную и заниженную самооценку. Как показывает практика, у многих современных детей имеет место завышенная самооценка. Это неудивительно, поскольку родители балуют своего малыша, постоянно убеждая его в том, что он «самый лучший», «самый любимый», «самый красивый», «самый талантливый» и т.д.

На первый взгляд может показаться, что завышенная самооценка – это хорошо для ребенка, поскольку он с уважением относится к себе и уверен в своих силах. Однако в будущем такое отношение приводит к проблемам, поскольку взрослеющего ребенка будут оценивать не только любящие родители, но и другие люди. Например, в школе может выясниться, что есть дети умнее, сильнее, талантливее в какой-то области. Ребенок с завышенной самооценкой может воспринять это агрессивно и болезненно. В результате возникают конфликты с одноклассниками и учителями, а в дальнейшем – и серьезные психологические проблемы. Задача мам и пап – приблизить самооценку малыша к реальной, объясняя ему, что не только он, но и другие дети талантливы и заслуживают уважения.

Дети слишком требовательных родителей, не устающих критиковать и сравнивать (не в лучшую сторону) свое чадо со сверстниками, обычно страдают от заниженной самооценки. Такие малыши считают себя менее достойными, чем их однолетки, они беспомощны, боятся браться за новое дело, поскольку не уверены в своих силах. Очень важно вовремя осознать проблему и помочь своему ребенку поверить в себя. Повышение самооценки дошкольника требует не только правильного отношения родителей, но нередко и участия специалиста.

Оптимальный вариант – адекватная самооценка, при которой дети способны объективно оценивать свои сильные и слабые стороны. Правильное оценивание себя позволяет маленькому человечку чувствовать себя уверенно, он открыт для общения со сверстниками и способен реализовать свой потенциал.

ПОВЫШЕНИЕ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКА

Чтобы выбрать правильную тактику поведения, нужно выяснить, что стало первопричиной проблемы. Заниженная самооценка может сформироваться у ребенка как следствие какого-то внешнего дефекта или заболевания, которое может стать причиной насмешек со стороны сверстников. Низкая самооценка может развиться как результат излишней строгости родителей – из-за постоянной критики ребенок начинает заранее ожидать негативный результат своих действий и становится не уверен в себе. Причина также может крыться в низком достатке семьи и внутренних отношениях между членами семьи (например, старший ребенок чувствует себя ненужным, нелюбимым из-за младшего или, наоборот, третирует его).

К сожалению, решить эту проблему непросто. Родителям, чтобы помочь малышу, необходимо создать атмосферу любви и понимания в семье, а еще – обратиться к психологу. Специалист проведет профессиональные тесты, оценит психоэмоциональное состояние ребенка и составит индивидуальную схему терапии. Для повышения самооценки используются различные тренинги и игровые программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКОВ

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Развитие самооценки дошкольников средствами театрализации

Структура работы по развитию самооценки дошкольников средствами театрализации...

Влияние эмоциональной тревожности на самооценку дошкольника

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетво...

Исследование самооценки дошкольников

исследование самооценки дошкольников...

Игры и упражнения, способствующие повышению самооценки дошкольников

Сборник игр и упражнений,способствующих повышению самооценки у детей старшего дошкольного возраста...

Мастер - класс "Формирование основ социального и правового сознания как одно из условий повышения самооценки дошкольников и уверенности в себе"

«Для того, чтобы воспитать человека, годного для будущего,надо воспитывать его,  имея в виду вполне совершенного человека,- только тогда воспитанник будет достойнымчленом того поколения, в которо...