Консультация для родителей "профилактика косолапости"
консультация

Свешникова Наталья Сергеевна

Консультация для родителей

Тема: «Физические упражнения для профилактики и лечения косолапости» 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Тема: «Физические упражнения для профилактики и лечения косолапости»

Почти у 12% младенцев диагностируется косолапость различной степени тяжести. Установлено, что врожденная патология может являться следствием генетической предрасположенности или чрезмерного механического воздействия на нижние конечности плода во время внутриутробного развития при маловодии или неправильном предлежании. Приобретенное косолапие у детей в раннем возрасте встречается примерно в 3-5% случаев и чаще всего развивается после травм или некоторых инфекционно-воспалительных заболеваний.

В результате анатомических нарушений формируется стойкая деформация стоп: подошвы выворачиваются вовнутрь, в центре ступней образуется перегиб, а объем голеней значительно уменьшается.

Правила во время выполнения упражнений от косолапости у детей всех возрастов

  •  Проводить тренировки требуется не менее 5-6 раз в неделю. Продолжительность работы с каждой стопой у новорожденных составляет 5-7 минут, у детей школьного возраста – не менее 15-20 минут.
  •  Все движения должны быть плавными и безболезненными. При появлении дискомфорта или усталости необходимо сделать перерыв.
  •  Занятия для детей всех возрастов проводят без обуви. Допускается надевать тонкие носки.
  •  Зарядку при косолапости следует делать после тепловых процедур (принятия ванны или душа, согревающего компресса). Завершать каждый комплекс рекомендуется интенсивным массажем стоп с применением масла или специального крема. После окончания тренировки необходимо избегать переохлаждения, а ноги утеплить шерстяными носками или колготками.
  •  Для повышения эффективности лечения выполнение упражнений следует сочетать с физиотерапией, плаванием, занятиями спортом и ношением ортопедической обуви по назначению врача.

Физические упражнения для профилактики и лечения косолапости

1. Ходьба по «дорожке - елочке». Нарисовать на полу мелом или на бумаге яркими красками «елочку» длиной 1-2 м, с «веточками» под углом 15-30 градусов. Предложить малышу пройти по такой дорожке, наступая на каждую «веточку», разворачивая к наружи стопы. Летом можно такую дорожку нарисовать на песке, выложить из дощечек или кирпичей, и пусть ребенок ходит по ней несколько раз в день. Постепенно, благодаря вашей настойчивости и терпению, вырабатывается правильная установка стоп, нормализуется походка, исправляется искривление ног.

2. «Резиночка». Сидя на полу, упор руками сзади, выпрямленные ноги вместе, на передние отделы стоп надеть широкую резинку. Отвести стопы в стороны, растягивая резинку; пятки остаются сомкнутыми; стараться направить пальцы «на себя» (разгибание стоп). Удержать это напряжение от 10 сек до 1 минуты 1 раз. (Если сначала не удается подольше растягивать резинку, то выполнить упражнение несколько раз до утомления мышц).

3. «Брусок». Стоя передними отделами стоп на бруске высотой 10 - 15 см, пятки свисают с бруска, руками держаться за перекладину шведской стенки (или за спинку стула).

1, 2, 3 - пружинистые движения пятками до пола, растягивая задние поверхности голеней и ахилловы сухожилия. 4 - вернуться в исходное положение. 8 раз.

4. «Приседания». Стоя перед шведской стенкой, руками держаться за перекладину перед собой, ноги на ширине плеч. 1- Присесть как можно глубже, соединяя колени, стопы поворачиваются на внутренние своды. 2- Выпрямиться. 10 раз.

5. «Самолетик» или "Лодочка". Лежа на животе, ноги выпрямлены и плотно прижаты друг к другу, стопы в положении разгибания (пальцы стоп на себя), руки перед собой.

1- Поднять голову, верхний плечевой пояс и руки в стороны так, чтобы лопатки соединились. Одновременно поднять плотно сомкнутые ноги, пятками тянуться назад, растягивая позвоночник. Удержать это положение 1 минуту.

2- Вернуться в исх. положение. 1 раз.

6. Стоя перед стулом, руки на поясе, ноги вместе. 

1- Поднять правую ногу, сгибая в колене, и положить ее на сиденье стула с отведением стопы вправо. 

2- Вернуться в исходное положение. 

3- Поднять левую ногу, сгибая в колене, и положить ее на сиденье стула с отведением стопы влево.

4- Вернуться в исходное положение. Выполнить 6 раз.

7. «Ходьба гусиным шагом» в положении приседа с отведением стоп в стороны. Руки свободны или на поясе. До утомления.

8. «Ходьба на пятках» 20 сек.

9. «Птичка». Сидя на стуле, ноги вместе, руки на поясе.

1- поднять передние отделы стоп с отведением в стороны.

2- вернуться в исх. положение. До утомления.

10. «Вращение стопой».

Сидя на стуле, правую ногу положить на левую колено на колено, руки в «замке» положить на правое колено, чтобы зафиксировать правую ногу.

1- Правой стопой «рисовать» круги по часовой стрелке (до легкого утомления).

2- Левой стопой «рисовать» круги против часовой стрелки (до легкого утомления).

11. Танцевальное движение. Стоя ноги вместе, руки на поясе.

1- Отставить правую ногу в правую сторону на пятку с отведением стопы вправо, легкий присед на левой ноге.

2- Вернуться в исх. положение.

3- Отставить левую ногу в сторону на пятку с отведением стопы влево, легкий присед на правой ноге.

4- Вернуться в исх. положение. 8 раз.

При отведении ноги в сторону сгибать ногу в колене, чтобы было танцевальное движение.

12. Растяжка задних поверхностей голеней. Сидя на полу, ноги выпрямлены и сомкнуты, руки на поясе.

Потянуться руками к стопам, стопы в положении разгибания (на себя), ноги не сгибать: 1, 2, 3- выполнить пружинистые наклоны. 4- Вернуться в исх. положение. 6 раз.

13. «Канатоходец». Ходьба по канату или гимнастической палке с отведением стоп в стороны.

14. Ползание по-пластунски с продвижением вперед и с опорой на отведенные в стороны стопы.

15. "Таз". Лежа на спине, руки вдоль тела, ноги согнуты и расставлены на ширине плеч.

1 - Поднять таз, оставляя стопы на ширине плеч, а колени, стараясь соединить.

2 - Вернуться в исходное положение. 6 раз

16. Игра в призраки

С помощью этой игры можно отлично развить координацию движений, мышцы ног ребенка становятся более сильными. Белая простыня и большой коврик с жесткой ворсистой поверхностью поможет ребенку поиграть с пользой для себя.

Один человек (взрослый) набрасывает на себя простыню, играя роль призрака. Ребенок снимает обувь и повторяет все действия привидения, которое передвигается по комнате. Привидение может бегать, ходить, сидеть, замирать, ребенок делает то же самое, чтобы привидение его не заметило.

Ребенок повторяет все действия призрака тихонько, на цыпочках, чтобы тренировать мышцы ног. Когда привидение оборачивается, ребенок должен «защититься» от него, попрыгав на одной ножке. Это тренирует и укрепляет мышцы ног.

17. «Рыбалка с помощью ног»

Это упражнение отлично помогает при косолапости, тренируя ступни и лодыжки. Нужно посадить ребенка на стульчик - «берег реки», оттуда он будет рыбачить. Но не руками, а ножками. Нужно разбросать вокруг ребенка несколько предметов, таких, которые можно поднять пальцами стопы. Этим и будет заниматься ребенок, а заодно, и исправлять форму стопы.

Такую игру нужно проводить каждый день, и тогда у ребенка будет выравниваться косолапая стопа, и усиливаться подвижность пальчиков.

  1. Упражнения для детей от 2 лет

Когда ребенок начинает ходить, тренировка усложняется и включает в себя выполнение упражнений, направленных на укрепление мышечного корсета, улучшение кровообращения и коррекцию походки.

Занятия рекомендуется проводить в игровой форме. Каждое движение следует повторять по 6-8 раз:

  •   произвольная разминка (бег, марширование, прыжки);
  •   балетный шаг. Ходить по прямой линии с отведением носка наружу, стараясь выдвигать пятку максимально внутрь и вперед;
  •   солдатский шаг. Ходить, высоко поднимая колени и перекатываясь с пятки на носок;
  •  разработка боковых поверхностей ступни. Стоять по 20-40 секунд на наружных, а затем на внутренних сводах стопы. Допускается держаться руками за любую неподвижную опору;
  •  разработка переднего отдела ступни. Встать прямо, ноги вместе, стопы параллельны друг другу. Держась за спинку стула, поднимать пальцы ног как можно выше, задерживаясь в верхней точке на 15-20 секунд;
  •   в том же положении поджимать пальцы, не отрывая пятки от пола;
  •   в положении сидя на стуле вращать стопами в разные стороны, перекатывать мячи разного диаметра, захватывать пальцами и перемещать мелкие предметы (карандаши, лоскутки, смятую бумагу, игрушки);
  •   глубоко приседать без отрыва подошвы от поверхности пола.

Комплекс упражнений при косолапости

Комплекс упражнений, которые нужно выполнять с ребенком ежедневно, в течение длительного времени. Повторять каждое упражнение нужно 5-7 раз, с фиксацией стопы в конце упражнения на 15-20 секунд. Ребенок при этом должен лежать на спине, на твердой поверхности (например, на пеленальном столе).

Упражнение 1. Взяв в одну руку голень ребенка, а в другую - среднюю часть его стопы, делать стопой движение "к себе и от себя".

Упражнение 2. Одна рука взрослого удерживает стопу ребенка за пятку, а пальцы другой руки осуществляют движение пальцев стопы ребенка "от себя и вверх".

Упражнение 3. Одна рука взрослого фиксирует голеностопный сустав малыша, а другая, обхватывая среднюю часть стопы, осуществляет движения стопы "из стороны в сторону".

Упражнение 4. Одна рука взрослого фиксирует среднюю часть стопы ребенка, а большой палец другой руки осторожно разгибает пальчики этой стопы.

Упражнение 5. Положение рук взрослого - такое же, как в предыдущем упражнении. Но разгибание проводится только с большим пальцем стопы ребенка.

Упражнение 6. Одна рука взрослого удерживает стопу ребенка за пятку, а пальцы другой руки надавливают на передний и средний отделы стопы, осуществляя её отведение в сторону.

Упражнение 7. Одна рука взрослого фиксирует голень ребенка, а пальцы другой руки надавливают на наружный край стопы, осуществляя приведение ее кнутри.

Упражнение 8. При выполнении этого упражнения ребенка укладывают на живот. Взрослый удерживает одной рукой голень малыша, оттягивая его пятку другой рукой на себя.

Упражнение 9. Одна рука взрослого фиксирует голеностопный сустав малыша, а ладонь другой руки плотно прижимается к стопе ребенка и надавливает на нее, слегка выворачивая кнаружи.

Упражнение 10. Одна рука взрослого фиксирует голеностопный сустав ребенка, другая же обхватывает стопу и выполняет движение кнаружи.

Упражнение 11. Одна рука взрослого удерживает ногу ребенка согнутой в коленном суставе, другая рука обхватывает стопу и осторожно вытягивает ее вперед, смещая в естественное положение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая, ритмическая игра «Мишка косолапый».

Развитие чувства ритма, координации речи и движения, воспитание просодии речи,развитие общей и мелкой моторики, развитие мимики, развитие воображения,развитие слухового и зрительного внимания, развити...

Авторская разработка подвижная игра "Мишка косолапый".

Подвижная игра для детей дошкольного возраста....

Спортивное развлечение в средней группе "У мишки косолапого в гостях".

Задачи: Воспитывать у детей потребность в движении. Закрепить умение выполнять основные виды движений: бег змейкой, ходьба по гимнастической скамейке, подъем по гимнастической лестнице чередующим...

Памятка для родителей по профилактике "косолапие"

Многие дети до 5-6 лет «косолапят». Но бывает, и после этого возраста у ребенка наблюдаются отклонение пяток в положении стоя к наружной стороне, ходьба с опорой на внутреннюю сторону стопы, частые па...

Конспект НОД для средней группы "Мишка косолапый" (техника квиллинг)

познакомить детей с основными понятиями и базовыми формами «квиллинга»....

Консультация для родителей Тема: «Физические упражнения для профилактики и лечения косолапости»

Почти у 12% младенцев диагностируется косолапость различной степени тяжести. Установлено, что врожденная патология может являться следствием генетической предрасположенности или чрезмерного механическ...