Семинар - практикум для родителей: "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста"
учебно-методический материал (младшая группа)

Исмаилова Дамира Жололиддиновна

Цель: Знакомство родителей с приёмами и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики детей в домашних условиях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum_po_razvitiyu_melkoy_motoriki.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «ТОПОЛЕК» МО

ЯСНЕНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

Семинар – практикум для педагогов: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»

Подготовили: Тулаева В.Н.

Исмаилова Д.Ж.

Семинар-практикум на тему: «Развития мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста».

Цель: Знакомство воспитателей с приёмами и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики детей в условиях массовых и коррекционных групп ДОУ.

Задачи:

 выявить взаимосвязь речи и мелкой моторики;

 показать различные виды упражнений для развития мелкой моторики;

  изготовить совместно с воспитателями пособия из бросового материала для детей.

Ход семинара:

Роль пальчиковых игр в развитии ребенка

“Рука является вышедшим наружу Головным мозгом” И. Кант

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма.

        Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы.

        В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

         Моторика – совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика). Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как “орган речи”, такой же, как артикуляционный аппарат.

        В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

        Знакомство с разновидностями пальчиковых игр

 Задача специалиста - логопеда – донести до воспитателей значение игр на развитие мелкой моторики. Для этого следует знать основные пути ее развития и совершенствования:

 Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья.

  Ежедневная пальчиковая гимнастика (со стихами, скороговорками, звуками). Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках.

Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.

Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры (совместно с воспитателями проводится игротренинг) .

 Моя семья

 Этот пальчик – мамочка,

 Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья! (попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)

  Работа с предметами и материалом

Игры с пуговицами

Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попросите ребенка выложить рисунок по образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д. Игры с сыпучими материалами 

1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая: "Месим, месим тесто, Есть в печи место. Будут-будут из печи Булочки и калачи".

2. Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набираем целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

3. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д) .

4. В «сухой бассейн» помещаем горох или бобы, а также мелкие игрушки от киндер-сюрприза. Ребенок запускает в него руку и старается наощупь найти и определить игрушку.

Игры с крышками от бутылок

 Две крышки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог: «Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной зимы». То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Игры с прищепками

1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: «Сильно кусает котенок-глупыш, Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.) Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! ».

2. Представьте вместе с малышом, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и т. д.

Игры с пинцетом и пипеткой

Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем, развивает его моторику.

Игры с бусинами, макаронами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

  Теневой, пальчиковый театр.

 Упражнения в обводе контуров предметов.

Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование “петелькой” и “штрихом” (упражнения выполняются только простым карандашом).

 Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.

 Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.

  Выкладывание фигур из счетных палочек.

 Освоение ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и др.

        Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время на занятиях педагогов и в процессе режимных моментов. Оптимальным является использование физкультминуток. Мелкая моторика отвечает не только за речь, но также позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.

1. Сортировать бусины по мисочкам

Задача, которая ставится в этой игре перед малышом: разложить разноцветные бусинки по мисочкам соответствующих цветов. Для начала берем бусины двух цветов, затем разнообразие цветов можно увеличивать. От этой игры двойная польза: вы и моторику мелкую развиваете (тренируете щипковый захват) и одновременно практикуете умение сортировать предметы на группы.

2. Перекладывать фасолинки из одной мисочки в другую, изучать понятия «много-мало»

Сначала разложите фасоль в две мисочки так, чтобы в одной из них было много фасоли, а в другой заметно меньше. Объясняя ребенку где мало, а где много фасоли, обязательно выделяйте эти понятия интонацией («мало» говорите тоненьким голосом, а «много» более низким). Предложите малышу переложить фасоль из одной миски в другую, обсудите, где теперь стало больше фасоли.

3. Играть со шнуровкой

Об этой игре ранее я уже рассказывала здесь. Но, думаю, совсем не упомянуть в данной статье шнуровку как-то неправильно, т.к. это одна из самых популярных игр для развития мелкой моторики.

Чтобы разнообразить ваши игры со шнуровкой вы также можете использовать макароны.

4. спрятать игрушки в киндер сюрпризах

5. Разворачивать предметы, завернутые в фольгу

Заверните в фольгу какую-нибудь небольшую игрушку и предложите малышу посмотреть, кто спрятался внутри блестящего комочка. При этом оставьте торчать небольшой краешек фольги, чтобы крохе было за что ухватиться.

6. Проталкивать монеты в копилку

Проталкивание небольших монеток в узкую дырочку как нельзя лучше тренирует моторные навыки. Не так это просто, как кажется на первый взгляд, — направить монетку так, чтобы она вошла в узкое отверстие.

Рекомендую выделить для малыша отдельную чистую копилку, а также заранее помыть несколько монет, чтобы потом не приходилось после каждой игры с копилкой мыть руки.

7. Выбирать из крупы мелкие предметы

8. игры с массажными мячиками

9. игры с платочками

10. игры с крупными бигуди

11. игры с прищепками

12. игры со счетными палочками

13.  игры с длинными бигуди

14. игры с зубными щетками

15.  пальчиковая гимнастика

16. «Найди клад», в крупу положить игрушки от киндера-сюрприза. Задача ребёнка – выбрать эти игрушки из крупы. Такая игра очень нравится детям и доставляет большое удовольствие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Научить родителей применять предложенные игры и упражнения в домашних условиях для развития мелкой моторики детей....

Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Цель:сформировать у родителей представления о развитии мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста;познакомить родителей с играми и упражнениями на развитие мелкой моторики у детей;предо...

Семинар- практикум с родителями «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Познакомить родителей с приемами и материалами, используемыми в работе с детьми по развитию мелкой моторикиу детей младшего дошкольного возраста....

Семинар практикум для родителей «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».2015г

Семинар практикум для родителей«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному мл...

Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Цель:Сформировать у родителей представления о развитии мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста;познакомить родителей с играми и упражнениями на развитие мелкой мо...

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через нетрадиционную технику рисования»

еминар-практикум для воспитателей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через нетрадиционную технику рисования» для воспитателей групп раннего возраста...