#СИДИМДОМА Методическое сопровождение родителей по развитию познавательной активности детей подготовительной группы с использованием технологии экспериментирования
консультация (подготовительная группа)

Шейкина Галина Авенировна

Материал направлен на повышение педагогической компетенции родителей при использовании технологии экспериментирования в совместной деятельности с ребенком (в том числе и в условиях дистанционного образования).

Скачать:


Предварительный просмотр:

#СИДИМДОМА  Методическое сопровождение  родителей 

по развитию познавательной активности детей подготовительной  группы с использованием технологии экспериментирования

ГБДОУ №117 Невского района Санкт-Петербурга

Воспитатель: Шейкина Г.А.

Важнейшим этапом становления личности ребенка дошкольного возраста является развитие познавательной активности. Познавательная активность – это интерес к тому , что происходит вокруг, к окружающему миру. Это готовность, способность к приобретению  для себя «нового», желание разобраться в «устройстве мира». Это и стремление к самостоятельным попыткам   деятельности: увлеченно заниматься  художественно-творческой, умственной, моторной, социальной, физической деятельностью и другими.

Наша задача, задача взрослых людей, находящихся рядом с ребенком - педагога, родителя (законного представителя), направить его действия, энергию, его волю на раскрытие личностного потенциала, постараться помочь ребенку  прийти   к позитивному результату.

Формированию основ научного мировоззрения, развитию логического мышления, познавательных и творческих способностей ребенка помогает вид деятельности - экспериментирование. «Экспериментирование – деятельность, в которой проводится научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий» (М. А. Поваляева). Повысить познавательную активность ребенка, получить ряд положительных эмоций от совместной деятельности ребенка и взрослого - это тот минимум, который получат участники этого увлекательного процесса. Приведу пример.

 Развивать наблюдательность, совершенствовать представления, знаний ребенка о свойствах  воды можно имея рядом такие материалы и оборудование:

  • емкость для воды (две-три разных по форме и величине);
  • емкость с водой, емкость с молоком;
  • гуашь, кисточка для размешивания;
  • шарик, кубик;

Задача 1. Вода-это...

.

Взрослый наливает в стакан воду доверху. Предлагает ребенку пронести воду очень быстрым шагом и посмотреть что будет.

Взрослый: Что произошло с водой? Почему это произошло?

 Предполагаемый ответ ребенка: Вода выплескивается,  потому что стакан был  полный.  

Взрослый: Да, мы налили слишком много, жидкая вода в них плещется, и разливается.

Вывод: Вода жидкая. Она может разливаться.

Если есть затруднением ответа, можно попросить стакан наполнить наполовину, пройти медленно и понаблюдать за происходящем.

Задача 2. Узнать какой формы вода?

На столе лежат два предмета , например шарик и кубик.

Взрослый: Какой формы эти предметы?

Ответ ребенка

 Взрослый: имеет ли форму вода? Возьмем емкость, например, узкую и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую емкость. Что ты видишь?

Предполагаемый ответ ребенка: Форма воды меняется, она принимает форму емкости.

Если ребенок затрудняется ответить, можно направить его мысль обращением: « После дождя остаются лужи. На асфальте они растекаются, собираются в ямках, а в землю впитываются, и их не видно, только земля влажная и так далее».

Вывод: Вода не имеет формы и принимает форму той емкости, в которой находится.

Задача 3. Какого цвета вода? Можно ли ее сделать не прозрачной?

Наполнить один стакан с водой,  другой с молоком.

1)Взрослый: Возьмем одну фотографию и поставим ее за стаканом с водой, а вторую  за стакан с молоком. Что мы обнаружили?

Ответ ребенка

 2)Взрослый: Поместим предмет (кубик) в стакан с водой и  с молоком. В каком стакане виден  предмет?

Ответ ребенка

 Взрослый: Значит вода - прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной?

 Ответ ребенка

Взрослый: Мы  намочим кисточку и окунем ее в гуашь. Добавляем гуашь дозированно в стакан с водой , наблюдаем, как изменяется прозрачность воды. Смотрим теперь  на фотографию. Изображение видно?

Ответ ребенка

Взрослый: Поместим  в этот мутный стакан предмет. Что мы видим?

Вывод: Вода не имеет цвета - это прозрачная жидкость. Воду можно окрасить, например, гуашью.

И  дальше можно с ребенком продолжить увлекательное познание свойств воды  опытным путем:  есть ли у воды запах, вкус, обладает ли такими свойствами как  « растворитель», отражатель и так далее. 

Вариантов для познавательно-исследовательской деятельности с ребенком  множество.

 Главное, это понимание того, для чего и кому эта деятельность важна. 1. 1. 1. Понимать, что ребенок, в  такой деятельности не только осознает свои возможности, а порождает новые желания, новые инициативы, побуждает себя к новым действиям.  

2. Создать условия для проявления ребенка как субъекта в активной познавательной  деятельности экспериментирования.

3. Вместе двигаться  от простых задач к более сложным.

4. Взрослому быть активным участником увлекательного процесса.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей 4-6 лет посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности

   Хочу поделиться с вами педагогическим опытом работы на тему "Развитие познавательной активности детей 4-6 лет  посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающ...

Консультация для родителей. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование.

Данная консультация предназначена для родителей детей 5-6 лет. А так же для воспитателей старшей группы детского сада, как вспомогательный материал при подготовке экспериментальной деятельности с деть...

"Развитие познавательной активности детей раннего возраста в процессе экспериментирования"

Ранний возраст - период активного экспериментирования ребенка с предметным миром, поэтому все, что его окружает : предметы, игрушки, растения, животные, - вызывает особый интерес. Дети любят исследова...

«Юные Эйнштейны» (Программа по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста через детское экспериментирование)

Программа по развитию познавательной  активностидетей дошкольного возрастачерез детское экспериментирование...

Статья "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование"

Экспериментирование как процесс познавательной активности ребенка.Принципы эксперимента для детей, как организовать экспериментирование.Использование картотеки опытов с работе по познавательному разви...

«Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования».

Опыт работы по развитию познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через опытно-эксперименальную деятельность....