Картотека игр с элементами ТРИЗ - технологии (для воспитателей и родителей)
картотека

Еременко Елена Анатольевна

Картотека игр (для воспитателей и родителей) 

Методический комплекс игр с элементами ТРИЗ - технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_eremenko_e.a.docx33.99 КБ

Предварительный просмотр:

Методический комплекс игр с элементами ТРИЗ - технологии

Картотека игр (для воспитателей и родителей)

Смени цвет, форму, размер (поиграй с признаками)

Цель и задачи: Закреплять умение различать цвет, форму, размер объекта.

Закреплять знание геометрических фигур.

Учить выделять заданный признак и оперировать им.

Ход игры.

Игровое действие – построить поезд из вагончиков-фигур. Сцеплением вагончиков служат карточки-стрелочки с символами признаков, которые нужно изменить. Например, желтый маленький круг – цвет – красный маленький круг – форма – красный маленький квадрат – размер и цвет – синий большой квадрат – и т.д.

1 вариант. Ребенок выбирает первый вангончик-фигуру, ведущий выкладывает карточку-сцепление. Ребенок подбирает геометрическую фигуру в соответствии с признаком или признаками, которые нужно изменить.

2 вариант. Ведущий строит поезд из геометрических фигур. Ребенок между фигурами-вагончиками расставляет карточки-сцепления в соответствии с изменившимися признаками.

3 вариант. Ведущий раскладывает карточки-сцепления. Ребенок расставляет фигуры-вагончики в соответствии с признаком или признаками, которые меняются.

Найди пару

Цель: Закрепить умение детей работать по модели «объект – имя признака – значение признака».

Ход игры.

Вариант 1. Дети берут по одному символу имени признака и подбирают два объекта с одинаковым или разным значением выбранного признака. Карточки располагаются на планшете.

Вариант 2. Дети получают планшеты с двумя объектами. Задача детей подобрать признак, по которому можно объединить эти объекты по одинаковому или разному значению признака.

Вариант 3. Дети получают картинки с объектами и объединяются в пары по одинаковому или разному значению признака объекта.

        

«Раз, ,два, три, признак к признаку беги» (п/и)

Цель: закрепить знание детьми символов признаков, развивать внимание, координацию движений, эмоциональная разгрузка.

Ход игры:

На ковре или столе – признаки (по 2 каждого) – по числу игроков. Игроки «гуляют» (бегают, прыгают – по заданию), по команде (сигнал) – ребята выбирают себе карточку с символом признака и продолжают гулять, по сигналу 2 – ищут пару и называют свой признак.

Усложнение: задание – назвать характеристики объектов  с данным признаком (его значение) или найти в окружении, схожие или различные по данному признаку, и т.д.

«Раз, ,два, три, форма/фигура  (…) ко мне  беги» (п/и)

Цель: закрепить знание детьми название геометрических фигур (признак - форма), развивать внимание, координацию движений, эмоциональная разгрузка.

Ход игры:

На ковре или столе – геометрические фигуры (формы) – по числу игроков. Игроки «гуляют» (бегают, прыгают – по заданию), по команде (сигнал) – ребята выбирают себе геометрическую фигуру (форму)  и продолжают гулять, по сигналу «Раз, ,два, три, … ко мне  беги» – к ведущему подбегают ребята с заданной фигурой в руках.

«Раз, ,два, три, четыре, пять, надо парочками встать» (п/и на количество)

Цель: закрепить знание детьми количества, умения соотносить названное число и количество объектов, развивать внимание, координацию движений, эмоциональная разгрузка.

Ход игры:

Игроки «гуляют» (бегают, прыгают – по заданию), по команде (сигнал) – 1,2,3,4,5, надо парочками (троечками, по пять и т.д. встать, )ребята объединяются – берутся за руки по заданному количеству.

Игра «Волшебная коробочка»

Цель: развитие тактильного восприятия и речи

Ход игры: объект прячется в коробочку, ребенок ощупывает и по выбранному признаку (рельеф, форма, температура и др., связанные с тактильным анализатором)  описывает – передает следующему…так до тех пор, пока не отгадают.

П/и «Поиграем с волшебниками»

Цель: закрепить знание волшебников, узнавание по символам, развитие координации движений, произвольности внимания и поведения, эмоциональная разрядка.

Ход игры: ребятам поочередно называются / показываются символы волшебников: уменьшение – увеличение, оживление – окаменение, объединение – дробление. В соответствии с символом – «какой волшебник играет», дети выполняют соответствующие движения.

Примечание: волшебник «оживление» может превращать каждый раз в разное (лесные животные, домашние, машины и т.д. – в соответствии с текущей темой или поставленной задачей   и необходимой интенсивностью упражнений).Волшебник «объединение – дробление» то разъединяет ребят, то объединяет по парам, тройкам, в круг и т.д.

Смени цвет, форму, размер.

Цели и задачи:

Закреплять умение различать цвет, форму, размер объекта.

Закреплять знание геометрических фигур.

Учить выделять заданный признак и оперировать им.

Ход игры.

Игровое действие – построить поезд из вагончиков-фигур. Сцеплением вагончиков служат карточки-стрелочки с символами признаков, которые нужно изменить. Например, желтый маленький круг – цвет – красный маленький круг – форма – красный маленький квадрат – размер и цвет – синий большой квадрат – и т.д.

1 вариант. Ребенок выбирает первый вангончик-фигуру, ведущий выкладывает карточку-сцепление. Ребенок подбирает геометрическую фигуру в соответствии с признаком или признаками, которые нужно изменить.

2 вариант. Ведущий строит поезд из геометрических фигур. Ребенок между фигурами-вагончиками расставляет карточки-сцепления в соответствии с изменившимися признаками.

3 вариант. Ведущий раскладывает карточки-сцепления. Ребенок расставляет фигуры-вагончики в соответствии с признаком или признаками, которые меняются.

Задай вопрос.

Цель: Учить детей формулировать вопросы по значению имени признака объекта.

Ход игры.

Игра проводится с применением колец Луллия.

На малом круге расположены изображения объектов природного и рукотворного мира.. На среднем круге – символы имен признаков. На большом – символы вопросов. Ребенок раскручивает все три круга и, в зависимости от того какие символы попадут в сектор, формулирует вопрос.

Волшебники времени

Познакомить детей с Волшебниками времени. Закрепить понятия об однонаправленности, равномерности и необратимости времени. Развивать творческое воображение.

Ход игры

Игра проводится с применением колец Луллия.

Вариант 1. На среднем круге расположены изображения объектов природного и рукотворного мира. На большом – символы волшебников времени. Ребенок, раскручивая большой круг, выбирает волшебника, с которым будет играть. Подводя к нему объекты среднего круга, ребенок рассказывает, что случится с объектом, если тот встретится с выбранным волшебником.

Вариант 2. Раскрутив оба круга, ребенок получает пару объект - волшебник. Задача ребенка рассказать как волшебник сможет заколдовать объект.

«Домики с признаками»

Цель: закрепление значений признаков, умения описывать различные объекты по признакам

Ход игры:

Ребята выбирают себе домик с определенными признаками и объект. Который и описывают (индивидуально или по подгруппам).

Вариант 2: загадывают объект, описывая по признакам (может отгадывающий сам формулировать вопросы ).

«Логические рядочки»

Цель: развитие математических представлений детей о геометрических фигурах, развитие логического мышления.

Задачи:  закрепление знаний о форме  геометрических фигур, цвете и размере; развитие умения составления закономерностей; развитие умения следовать правилу, операций анализа, синтеза, сравнения; внимания , наблюдательности.

Оборудование: таблица «Логические рядочки», схемы признаков ( закрепленные на таблице и дополнительно),  математический набор или нарезной материал – геометрические фигуры из картона различные по цвету и размеру (набор «Геометрическая мозаика»)

Описание игры: следуя правилу, записанному с помощью символов (схемы признаков со стрелочкой, означающей «изменение»), составить ряд (рядочки) из геометрических фигур.

Варианты использования:

  1. Описание фигуры по вопросам («Какая фигура по цвету, форме, размеру?»

Усложнение (дополнительно):  «Что такого же цвета, формы, размера (на что похожа данная фигура?)

  1. По образцу  (следуя за педагогом или по очереди)– подбор фигур
  2. Выстраиваем логические рядочки – индивидуально, в парах, или по подгруппам
  3. Самостоятельное выполнение задания

Примечание: 1. Правило может быть строгое («изменяем только цвет» и т.д.)

2. Нестрогое правило: изменяем цвет (можно и форму, и размер…)

  1. Исправь ошибку

Игра – лото «Наш город – Жигулевск»

Цели:  нравственно – патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников,  развитие зрительного и слухового внимания и речи

Описание игры

Оборудование: большие карты размера А4, маленькие карточки, схемы признаков и вопросов

Варианты  игры:

  • Один игрок втаскивает любую маленькую карточку, остальные должны назвать, что изображено,  и рассказать об объекте.
  • Игроки раскладывают карточки перед собой (4-7), рассматривают и запоминают их расположение несколько минут, затем, перевернув их обратной стороной, должны будут назвать.
  • Игроки раскладывают карточки перед собой (4-7), рассматривают и запоминают их расположение несколько минут, затем отворачиваются, а ведущий может менять их местами  (заменять, убирать).
  • Один из игроков вытягивает карточку, не показывая ее другим, и пытается описать выбранный объект так, чтобы другие игроки смогли угадать.
  • Большие карты раскладываются перед  игроками, затем один из них или по очереди вытаскивает одну маленькую карточку, остальные должны, рассмотрев ее, обнаружить – «чья», затем «хозяин» карточки должен описать данный объект. После чего может поставить ее на свое игровое «поле». 
  • При выборе карточки ребенок описывает данный  объект (достопримечательность города, место и т.п.), отвечая на вопросы: где этот объект находится (место), и что есть там; в каком количестве, какие цвета там присутствуют, как пахнет (запах), чем  занимаются люди (кто и чем - действие) и т.д. можно загадывать с помощью «Домиков с признаками» загадки – описывать данный объект, а другие игроки должны отгадать его.

Кольца Луллия

Игра «Народы России»

Цель: Расширение представлений детей о народах России, их символике, специфике национального костюма. Развитие познавательной активности

Варианты использования игры: групповой, подгрупповой, индивидуальный (самостоятельная игра).

Ход игры: ребенок раскручивает 3  круга, сопоставляя сектора, ограничивая зону внимания стрелками (символика народов России (флаги), национальные костюмы – женский и мужской, изображение элемента костюма). В помощь себе для описания флага и костюма, характерных национальных черт (мужчины и женщины), дошкольник использует схемы признаков.

Игра «Собери растение»

Цель: формировать обобщённое понятие, что каждый объект состоит из частей.

Описание игры: Найди реальное сочетание и соедини правильно.

Под стрелкой необходимо соединить объект и его часть; рассказать, какую часть объекта показывает стрелка; предложить ребёнку назвать другие части объекта.

Игра «Фантастическая история»

Цель: формировать обобщённое понятие объектов, которые  могут менять свойства в разных условиях.

Описание игры: Предложить ребенку придумать  фантастическую историю или сказку.  После соединения под стрелкой объекта и частей от другого объекта ребёнку предлагается составить фантастический рассказ или сказку (герой, волшебный предмет, место).

Вариант 2 : герой, волшебный транспорт, место

Игра «Дорожные знаки»

Цель: закреплять знание детей дорожных знаков.

Описание игры:

Младший возраст: ребенок подбирает при помощи вращения кругов дорожный знак по форме и по цвету.

Старший возраст: Ребенок  выбреет при помощи стрелки дорожный  знак, затем, вращая круги, место или  дорожную ситуацию, где этот знак должен находиться. Рассказать,  что увидел на дороге, как надо действовать  в данной ситуации правильно.

Игра «Веселый счет»

Цель: закреплять знание детей о соотношение чисел и количество, состава числа.

Описание игры:

Средний  возраст: ребенок подбирает при помощи вращения кругов цифру с соответствующим количеством нужных объектов.

Старший возраст: Ребенок  выбреет при помощи вращения круга цифру или число, затем, вращая круги, подбирает нужный пример.

Игра «Необычное сочетание»

Цель: освоения способа познания мира.

Описание игры: Объясни необычное сочетание. Раскрутить круги и рассмотреть полученное сочетание. При получении под стрелкой различных комбинаций предложить ребёнку достоверно объяснить это объединение которые получаются случайно. (Море ветка от дерева. Ветром сорвало ветку с дерева и она и оказалась в море. В этом случае ветка дерева часть моря).

Игра «Чудесный мешочек»

Цель: развитие тактильного восприятия, речи (описание объекта по признакам)

Варианты:

  1. Ребенок на ощупь пытается определить, что за предмет он держит в руке – в волшебном мешочке
  2. 2) ребенок описывает по признака – форма, рельеф, размер и т.д. – предмет, остальные ребята определяют загаданный.

Игра «Угадай – ка»

Цель: развитие тактильного восприятия и речи

Ход игры: выбрать и описать определенный материал (объект) по признакам материал, рельеф, температура и др. – связанные с тактильным анализатором. Остальные ребята – отгадывают (возможно с закрытыми глазами).

Игра  (п/и) «Светофорчик» (признаки цвет и действие, причина-следствие, волшебник «оживление – окаменение»)

Цель: развитие внимательности, развитие умения ориентироваться в правилах дорожного движения, развитие цветовосприятия, снятие эмоционального напряжения.

Ход игры: в соответствии с цветом светофора дети двигаются, замирают или готовятся к движению (вариант со стульчиками: зеленый – ходят, двигаются, желтый – встают у стульчиков, красный - садятся)

Варианты: со стульчиками, «автомобильчики»,  «пешеходики»; отдельно задания для мальчиков и девочек и т.д

Игра «Опиши по вкусу»

Цель: развитие речи в плане описания вкусовых ощущений

Ход игры: ведущий описывает вкус загаданного объекта, другие ребята отгадывают

Что умеют делать наши помощники.

Цель: Сформировать понятие о значении органов чувств для живых существ. Учить анализировать, обобщать, делать выводы.

Закрепить знания о возможностях анализаторов.

Ход игры: Игра проводится с применением колец Луллия.

На малом круге расположены символы анализаторов. На среднем и большом кругах – символы имен признаков объектов. Ребенок раскручивает малый круг и подбирает 2 признака, которые различает попавший в сектор анализатор.

Расскажи обо мне.

Учить составлять рассказ об объекте, используя признаки, воспринимаемые органами чувств.

Ход игры.

Средняя группа: на нижней строке МТ выставлены символы анализаторов. На верхней строке соответствующе выставлены символы признаков воспринимаемых этими анализаторами. Ребенок, рассказывая об объекте, подбирает к символам признаков символы значения этих признаков. Например: мяч по цвету яркий, по форме круглый и т.д.

Старшая группа: верхняя строка МТ пустая. Ребенок сам выкладывает признак объекта и называет его значение.

Наши помощники (органы чувств)

В комплект игры входят пять больших элементов с символами анализаторов, к каждому символу-анализатору прилагается набор малых элементов с символами признаков объектов.

Цель: Сформировать у ребенка понятие о том, что наши органы чувств (помощники, анализаторы) не только смотрят, трогают, слушают, нюхают и пробуют на вкус, а различают признаки объектов, которые окружают нас.

Ход игры: Педагог предлагает ребенку элемент с символом анализатора и маленькие элементы с символами признаков объекта.

Игровое действие: Ребенок должен правильно соединить символы анализатора с символами признаков, объясняя, что умеет данный анализатор.

Например, язык умеет различать вкус, температуру и качество поверхности объекта.

Игровое правило: Собрав одну схему, можно переходить к следующей.

Усложнение игры

Педагог просит ребенка рассказать о каком-нибудь объекте (любимой игрушке, любом предмете из окружения ребенка) с помощью собранной схемы

Например, что глаза могут рассказать о моей игрушке.

Где живут маленькие человечки.

Закреплять знания детей об агрегатных состояниях вещества. Формировать представление детей о разнообразии неживой природы на Земле.

Ход игры.

В трех обручах-домиках символы твердого, жидкого, газообразного состояния вещества. Детям раздаются карточки с изображением разнообразных веществ. По команде воспитателя дети бегут в свой домик, определив агрегатное состояние вещества на своей картинке.

Как это бывает

Закреплять знания об агрегатных состояниях вещества. Закреплять умение считывать схемы перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое. Учить схематически изображать протекание явления неживой природы.

Ход игры

Разрезать карточки-пазлы. Карточки с изображений явлений природы разделить между тремя игроками. Карточки-схемы выложить в центре стола изображением вверх. Дети подбирают к явлению природы схему.

Выигрывает тот, кто первый соберет свои пазлы.

«Изменение агрегатного

     состояния воды»

Цель: Закреплять знания об агрегатных

состояниях вещества

«Поиграй с волшебником

 «Машина времени»

Цель: Закрепить понятия об однонаправленности, равномерности и необратимости времени. Развивать творческое воображение.

«Поезд времени»

(поиграй с волшебником «Зеркало времени»)

Цель: Учить выстраивать линию развития объекта, располагать  события в правильной последовательности – что было сначала, а что потом; правильно установить причинно – следственные связи между событиями и явлениями

п/и «Часики»

Цель: поиграть с Волшебниками «Быстрых минут» и «Замедление времени»

Ход игры: убыстрение или замедление определенных движений в соответствии с обычным, заемедленным или ускоренным движением стрелки (рукой воспитателя)

Игра

«Расскажи, кто что делает?

Цель: развитие умения задавать вопросы и формулировать ответы, развитие умения ориентироваться в пространстве по картине (справа, сверху и т.д.), способствовать расширению словаря (глагольный и др.), и развитию связной речи (рассказ по картине)

Ход игры:  ведущий выбирает сюжетную картину и задает вопросы (с опорой на схемы – технолог.карты, используя схемы вопросов и признаков), ребята отвечают

Вариант2- ребята задают вопросы, а ведущий отвечает

«Что такое «хорошо»

и что такое «плохо»

Цель: развитие умения формулировать вопросы и отвечать на них, способствовать духовно – нравственному развитию ребенка

Ход игры: формулировать вопросы и отвечать на них, используя технологические карты и схемы вопросов и признаков

Вариант2: без опоры на схемы – беседа по определенной духовно – нравственной теме (помощь пожилым, умение делиться и т.д.)

Игра «Явления природы»

Цель: способствовать формированию умений устанавливать причинно-следственные связи.

Игра «Причина – следствие»

Цель: способствовать формированию умений устанавливать причинно-следственные связи.

Словесные игры на установление причинно-следственных связей

Игра «Почему это произошло?»

Предложите ребенку назвать как можно больше причин для следующих ситуаций:

• На улице стояло много людей.

• Дети стояли, открыв рот от изумления.

• Вода в чашке стала мутной.

• Внезапно в комнате погас свет.

• Пение птиц внезапно прекратилось.

• Мама открыла дверь в комнату и ахнула.

Постарайтесь придумать как обычные, так и самые невероятные объяснения ситуаций. Например: мама могла удивиться, увидев подарок на столе или разбитую чашку, а может быть Карлсона, сидящего на подоконнике.

Игра «Что может произойти, если…»

• Если положить лед на ладонь, то … .

• Если у медведя вырастут крылья, то … .

• Если полететь высоко-высоко, то … .

• Если съесть много мороженого, то …

• Если летом пойдет снег, то … .

Подключите фантазию: если выбросить кусочек хлеба, то его могут скушать птички, он может упасть на голову кому-то, его отнесет ветром в волшебную страну и хлебный кусочек превратится в съедобный домик.

Игра «Продолжи предложения»

• Девочка весело смеялась, потому что

• Если наступит праздник, то … .

• На горячую сковороду капнула вода

• Мы уехали и забыли полить цветы …

• Голодный волк увидел пирожок … .

• Папа открыл кран … .

• Коля упал в яму, потому что … .

• Птицы начали собираться в теплые края, потому что … .

Игра «Найди связь»

Предложите ребенку найти связь между двумя предложениями, на первый взгляд не имеющих ничего общего. Объясните, как все происходило.

 Например:  Шишка упала с елки.

Автобус не пришел вовремя.

Белка сидела на дереве и упустила шишку. В это время под деревом сидел зайчик, на которого упала шишка. С перепугу трусишка бросился бежать, выскочил на дорогу. Дети, сидящие в автобусе выбежали посмотреть на зайца и разбрелись. Водитель их долго ждал и поэтому автобус не пришел на станцию вовремя.

Игра «Невероятные фантазии»

• Что произойдет, если зима будет круглый год?

• Что произойдет, если рыбы станут летать?

• Что произойдет, если человек будет ростом с дом?

• Что произойдет, если муравьи станут ростом со слона?

Игра «Понимание назначения»

• Зачем каждому человеку имя?

• Для чего нужны светофоры на улицах?

• Зачем нужна печка?

• Почему у ежа иголки?

• Что можно сделать, если ты заблудился?

Игра «Состав предметов и явлений»

• Из чего птички строят свои гнезда?

• Что нужно взять с собой на рыбалку?

• Как получается дождь?

• Что можно подарить собаке на день рождения?

• Как отличить живой предмет от неживого?

Игра «Почему это произошло?»

Предложите ребенку назвать как можно больше причин для следующих ситуаций:

• На улице стояло много людей.

• Дети стояли, открыв рот от изумления.

• Вода в чашке стала мутной.

• Внезапно в комнате погас свет.

• Пение птиц внезапно прекратилось.

• Мама открыла дверь в комнату и ахнула.

Игра «Задаем вопросы»

       Цель: способствовать формированию умений задавать различные типы вопросов к объектам или процессам.

Описание игры:

1.        Предложить детям посмотреть на карточку: «Задаем вопросы». На глазах у детей поставить значок вопроса, «какой, какие» на место для значка вопросного слова, проговорить вопросные слова.

2.        Выбрать любую картинку объекта и поставить на место для картинок с объектами.  Выбрать схему признака поставить на место, для значка признака.

«Опиши объект по вкусу» или «Откушу-ка я кусочек»

Цель: способствовать формированию умения задавать  вопросы, формулировать ответ, описывать объект (продукт) по признаку вкуса, развитие творческого воображения.

Ход игры: ведущий загадывает продукт и говорит «Откушу-ка я кусочек…ой, мне стало…(кисло, горько…)» - ребята отгадывают.

Вариант2: можно добавлять элементы классификацтонной (фрукт?овощ? и др.) или пространственной (слева от…) «Да-нет-ки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр с использованием элементов Триз технологии

Картотека игр с использованием элементов Триз технологии...

Картотека с использованием элементов ТРИЗ технологии.

Картотека содержит разнообразные игры с использованием элементов ТРИЗ технологии, начиная с игр на автоматизацию звуков, и заканчивая играми на развитие различных сторон речи и всех форм логического м...

Консультация для воспитателей "Использование элементов ТРИЗ технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста"

quot;Использование элементов  ТРИЗ  технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста" В настоящее время педагоги особенно остро ста...

Использование авторского дидактического пособия "Карусель" в работе учителя – логопеда и воспитателей комбинированной группы (с элементами Триз-технологии).

Использование авторского дидактического пособия "Карусель" в работе учителя – логопеда и воспитателей комбинированной группы. учитель-логопед С.А. Позднякова МБДОУ &laqu...

Картотека игр для детей дошкольного возраста по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ технологии.

Картотека игр для детей дошкольноого возраста помогает развивать у детей дошкольного возраста речевые, творческие способности....

Картотека игр с элементами ТРИЗ-технологии

Применение игр по технологии ТРИЗ развивают пространственные представления, воображение, мышление, комбинаторные способности, находчивость, целенаправленность в решении практических задач, способствую...

Картотека игр с использованием элементов ТРИЗ технологии

Картотека игр с использованием элементов ТРИЗ технологии...