Переживание детьми дошкольного возраста физического наказания
консультация

Куликова Виктория Анатольевна

Переживание детьми дошкольного возраста физического наказания

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧТО ДЕЛАЕТ ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ В ДОУ?

Всем хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель детского сада. Нужен ли в этом перечне еще и психолог? Чем психолог отличается от других специалистов? Эти и многие другие вопросы часто волнуют родителей. 
Хотелось бы развеять распространенный «миф» о психологах в дошкольном учреждении. Большинство полагают, что слово «психолог» образуется от слова «псих». Из чего далее делают совершенно неверный вывод о том, что если с их ребенком в саду работает психолог, то их сын или дочь психически ненормальные. Это не так. Педагог - психолог работает с нормальными детьми и их индивидуальными особенностями, а не отклонениями.
Существует еще одно ошибочное мнение, что: психолог, психоневролог, невропатолог, дефектолог и нейропсихолог - это все одно и то же. То есть врачи, которые работают с отклонениями в психике, с ее дефектами. На основании этого родители требуют от психолога невозможного. Обратите внимание на сочетание слов: педагог-психолог. В первую очередь педагог. Это сообщает мамам и папам о том, что данный специалист не врач. Психолог детского сада располагает информацией, касающейся в основном не физического, а психического состояния ребенка. Он может только предположить диагноз и направить ребенка к соответствующему специалисту. Поставить диагноз и тем более работать с ним он не может и не имеет права.


Цель работы педагога - психолога - сделать жизнь ребенка в условиях ДОУ удобной, комфортной, прежде всего с точки зрения детской психики, общих и индивидуальных особенностей ее развития.
Психолог выявляет скрытые причины некоторых детских неудач, поступков, нарушение развития психических процессов, эмоциональной сферы и особенностей поведения. Для того чтобы вместе с родителями и другими специалистами ДОУ помочь ребенку справиться с ними еще до школы.
Для решения поставленных задач, педагог-психолог планирует свою работу по нескольким направлениям:
Первое направление – это консультации. Они бывают двух видов: те, которые планирует сам психолог, и по «запросу родителей». Первые - психолог проводит в течение года по темам, которые, по его мнению, актуальны для детского сада, возрастной группы и контингента родителей. Консультации «по запросу» - любые проблемы, которые волнуют близких малыша. И это необязательно вопросы, связанные с развитием крохи или его поведением. 
Второе направление – это диагностика. В течение всего учебного года проводиться психолого-педагогическая диагностика. Она включает в себя контроль над усвоением знаний, умений и навыков детьми разных возрастных групп в соответствии с программой. Если результаты показывают, что малыш «не справляется», плохо себя ведет, не владеет навыками самообслуживания в соответствии с возрастом, проводится дополнительные исследования на зрелость основных психических процессов. И если на этом уровне выявляются проблемы, то психолог совместно с воспитателем и родителями старается их решить.


Психологическое сопровождение детей в период адаптации, также в течение года изучается отношения в детском коллективе, выявляются лидеры, и те, с кем «никто не дружит», совместно с воспитателем планируется работа по улучшению взаимоотношений между детьми.
В течение года изучается отношения в детском коллективе, выявляются лидеры, и те, с кем «никто не дружит», совместно с воспитателем планируется работа по улучшению взаимоотношений между детьми.
Помимо плановой диагностики, о которой шла речь, так же проводятся и «ситуативные» исследования. Например, затянулся процесс адаптации, появились у ребенка страхи, с помощью специальных тестов и методик выявляется причина. И проводится коррекционная работа.                                                                              

В подготовительных группах проводиться отдельный вид диагностики - это комплексная оценка готовности ребенка к школе. Если ваш ребенок будет не совсем готов к школе, то психолог вам подскажет, на что именно нужно будет обратить внимание.
Так же проводиться коррекционная работа. Дети все разные. Один ребенок развивается быстрее, другой медленнее. Психические процессы тоже формируются скачкообразно. И порой бывает, что развитие какой-то психической функции нужно чуть-чуть подтолкнуть, чтобы наладилось нормальное усвоение знаний или поведение. С этой целью планируется и проводится с ребенком коррекционная работа. Предварительно получив ваше согласие.

Развивающая работа. В каждом новом учебном году выбирается направление, на которое в течение года будет делать основной акцент. Исходя из выбранной темы, планируется развивающая работа. В ходе которой малыши учатся общаться, вместе играть, решать конфликты, избегать ссор.
И конечно, так же проводится индивидуальная работа.
Не нужно пугаться, если педагог - психолог назначает вам встречу для беседы о вашем ребенке. Приглашая вас, он хочет поделиться информацией о психическом и эмоциональном состоянии вашего малыша.
     

 Родители и сами, могут прийти на прием к психологу, если их интересует:

  • адаптация ребенка к детскому саду;
  • уровень развития психических процессов;
  • эмоциональное состояние малыша;
  • его самооценка;
  • положение, которое он занимает в группе среди сверстников ;
  • отношение ребенка к воспитателям;
  • уровень его тревожности или агрессии…

Если у вас появилась проблема, и вы готовы ее сформулировать, педагог - психолог постарается помочь выявить причины ее возникновения. С помощью надежных и апробированных методик, тестов и опросников он выработает рекомендации, следование которым поможет скорректировать нежеланные проявления в поведении вашего ребенка. Психолог так же поможет подобрать литературу о развитии детей, об играх и пособиях для дошкольников.
Таким образом, в детском саду педагог-психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка».
Труд педагога-психолога, как правило, не очевиден родителю, но ребенку он, поверьте, необходим.

        

Распределение деятельности психолога в ДОУ

по возрастным категориям

Возрастная группа    

Что делает психолог?    

I младшая группа
(2 - 3 года)

 

•    сопровождение процесса адаптации, наблюдения за психоэмоциональным состоянием ребенка
•    ведение листа адаптации совместно с воспитателем группы и медсестрой
•    игры с детьми, беседы, упражнения для снятия психоэмоционального напряжения
•    консультации с родителями по вопросам адаптации ребенка
•    консультации с педагогами группы по нормализации адаптационного периода

II младшая группа
(3 - 4 года)

 

•    индивидуальная диагностика уровня развития ребенка (по наблюдениям, запросу педагогов и родителей). Проводится с целью раннего выявления отклонений в развитии
•    индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики, рекомендации по развитию ребенка.
•    консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком

средняя группа
(4 - 5 лет)

 

•    индивидуальная диагностика ребенка по запросу педагогов или родителей.
•    индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики.
•    консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком
•    индивидуальная диагностика уровня развития ребенка по запросу логопеда для ПМПК

старшая группа
(5 - 6 лет)

 

•    индивидуальная диагностика ребенка по запросу педагогов или родителей.
•    индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики.

подготовительная группа
(6 - 7 лет)

 

•    групповая диагностика уровня развития предпосылок к учебной деятельности
•    индивидуальная углубленная диагностика уровня развития ребенка (в случае, если ребенок в групповом режиме показал недостаточные результаты)
•    индивидуальные консультации с родителями по итогам диагностики.
•    консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком
•    развивающие занятия с детьми по подготовке к школе
•    итоговая диагностика готовности к школе детей



Предварительный просмотр:

Переживание детьми дошкольного возраста физического наказания

        Проблема насилия над детьми приобретает все большее социальное и научное значение. Она привлекала и продолжает привлекать внимание специалистов разных областей знаний. Не случайно в последнее время в научной литературе, на страницах газет и журналов, на радио телевидении обсуждаются вопросы о сущности насилия в обществе, уязвимости детей и возможностях создания безопасных для них условий жизни.
Когда родители, педагоги говорят о воспитании детей, то обязательно касаются проблемы наказания. При этом возникает целый ряд вопросов:                                                
*Насколько наказание целесообразно, эффективно и неизбежно?                                              *Чем наказание отличается от насилия?                                                                           *Следует ли применять физическое наказание?         
         Наказанием считается определенное воздействие, направленное на осознание человеком своего поступка. Специфика наказания распознается по двум признакам.                                                                                                                Во-первых, - наказание должно быть справедливым, соразмерным проступку.           Во-вторых, - наказание не должно унижать человеческого достоинства, а наказывающий, будь то родитель, педагог или кто-либо иной, не должен стремиться к власти над жертвой. Нарушение одного из этих признаков превращает наказание в насилие.
      Такого рода наказания обязательно приводят к появлению страха:
страха потерять родительскую любовь или страха испытать физическую боль.   

Физические наказания и их обязательное следствие – психические травмы – нередко становятся звеньями одной цепи, которая тянется из поколения в поколение. Человек, подвергавшийся насилию, сам становится источником насилия по отношению к своим или чужим детям.

Физические наказания широко распространяются на детей дошкольного возраста. Наказывая маленького ребенка, родители часто неосознанно пользуются полной его незащищенностью и беспомощностью.
Физическое наказание тяжело переживается детьми уже в раннем возрасте. Наиболее частая реакция дошкольников на наказание – плач как естественная реакция на сильное болевое воздействие. Наряду с этим переживание наказания сопровождается появлением обиды, злости, то есть эмоций, лежащих в основе агрессии и низкой самооценки.                                                                                
      Применяя к ребенку физическое наказание. Родители показывают, что насилие и рукоприкладство допустимы, и тем самым увеличивают риск причинения не только физической травмы, но и психической.                          Жестокие наказания восстанавливают ребенка против родителей, а самое страшное – остаются в памяти на всю жизнь.
      Таким образом,
наказание вряд ли можно назвать эффективным методом воспитания. Часто ребенок остается в замешательстве – «Чего хотели взрослые?». Наказание возбуждает противоречивые чувства. Дети, которых наказывали физически, испытывают чувство беспокойства, унижение, у них появляется желание отомстить за оскорбление. Особенности переживания, их интенсивность зависят от личности наказуемого. Если физическое наказание становится обычным методом воспитания, оно приносит огромный вред. То, что началось  с нескольких шлепков, может выйти из-под контроля, если у взрослого крепится привычка выплескивать собственные чувства и проблемы на ребенка. Ребенок постепенно усваивает такое поведение и вполне может начать использовать шлепки и удары по отношению к другим, когда его чувства будут затронуты.
      Применение физического наказания родителям провоцирует возникновение трудностей межличностного взаимодействия детей – дошкольников. Дети, к которым применяют физические наказания,
 имеют в общении проблемы, обусловленные, прежде всего, повышенной агрессивностью и тревожностью, а также сниженной самооценкой.                                                                                         В результате такие дети испытывают трудности в установлении контактов со сверстниками, не подчиняются общим правилам, могут проявлять деструктивные тенденции по отношению к окружающим.

Можно определить ряд психологических особенностей, характерных для избиваемого ребенка-дошкольника. Синдром избиваемого ребенка включает в себя:


- ребенком факта применения физического наказания со стороны;
- частая драчливость;
- редкие проявления осознание дружелюбия по отношению к сверстникам;
- злость;
- агрессия во взаимоотношениях со сверстниками;
- агрессия во взаимоотношениях со взрослыми;
- неосознаваемые агрессивные проявления;
- высокая личная тревожность;
- тревога во взаимоотношениях со взрослыми;
- с детьми;
- ощущение нездоровья;
- сниженная самоценность;
- непринятие в семье.

ПАМЯТКА
«СЕМЬ ПРАВИЛ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ»


1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным. 
2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте. Даже если уже поняли, что слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай». 
3. За один раз – одно наказание. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не по одному за каждый.
4. Наказание – не за счет любви, что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды. 
5. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные чересчур последовательные взрослые ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного развития. 
6. Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах – ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала! 
7. Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!
 
Ребенок не должен бояться наказания.  Не наказания он должен страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения.              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Интеграция образовательных областей "Физическая культура", "Здоровье ", "Безопасность" в работе с детьми дошкольного возраста"

Выступление на заседании городского методического центра для начинающих воспитателей ДОУ«Интеграция образовательных областей «Физическая культура», «Безопасность», «Здоровье» в работе с детьми  д...

Статья "Коррекция уровня тревожности на занятиях физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи средствами ритмопластики"

Статья из опыта совместной работы инструктора по ФК и педагога-психолога ДОУ  посвящена возможностям коррекции тревожности средствами ритмопластики....

Опыт работы по теме:"Влияние классической музыки на физическое и психическое здоровье детей. Элементы арт - педагогики в работе с детьми дошкольного возраста."

Особенностью данного опыта является использование музыки и других видов искусствакак сильного фактора воздействия на эмоциональную сферу ребёнка, включение элементов арт - педагогики во все виды детск...

«Разработка содержания физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми дошкольного возраста (в соответствии с новыми нормативно-правовыми документами в области физического развития)» «Не играй с огнем!» В средней группе

Тема: "Огонек"Идея: Уторм, вечером и днем осторожен, будь с огдем.Спички не игруша гонь не забава.Аудитория: Средняя группа.форма проведения: Естественное освежение.Техническое оформление: Музыкальный...