Консультация для родителей: «Подготовка ребенка к школе»
консультация (подготовительная группа)

Работа педагога и родителей по формированию у детей готовности к школе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya-_podgotovka_k_shkole.doc477 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Подготовка ребенка к школе»

         Каждый родитель мечтает о классе с более блестящими перспективами. Однако требования при приеме в такой класс не стыкуются с требованиями, предъявляемыми программой дошкольного образования к своему выпускнику. Реагируя на родительский запрос, ДОУ вынуждены подстраиваться под требования школы.

        Приводя своего ребенка на занятия в школу (даже при посещении им подготовительной группы), родители считают, что они повышают его шансы на поступление в престижный класс. О том, что существует специальное постановление Министерства образования РФ, запрещающее школе принимать на подготовительные курсы детей, посещающих ДОУ, не знают не только педагоги, но и большинство родителей.

      Как правило, практически все родители отождествляют интерес ребенка к школе с умением читать, считать и писать. Однако, интерес к школе может быть сформирован и при отсутствии этих умений.

       Готовность к школе включает  сформированность предпосылок к учебной деятельности:

  • Умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе,
  • Слушать и выполнять инструкции взрослого,
  • Работать по образцу и др. (Д.Б. Эльконин).

     Именно эти предпосылки характеризуют переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту.  Именно эти составляющие готовности к учебной деятельности оказываются не знакомы большинству родителей.

      В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению?

  • Ребенок не может сосредоточиться, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы группы;
  • Имеет слабое развитие связной речи и умственных способностей не умеет задавать вопросы, сравнивать  предметы, выделять главное;
  • Проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, имеет затруднения в общении со взрослыми и сверстниками.

         В настоящее время выделяют две группы причин неподготовленности ребенка к школьному обучению:

  • Органические (отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребенка);

  • Воспитательные, связанные с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в дошкольном возрасте.

                            Работа педагога и родителей

по формированию у детей готовности к школе

                    включает следующие составляющие:

  1. Выработку представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления ребенок активно ведет себя на занятиях (тщательно выполняет задания, проявляет внимание к словам воспитателя).

  1. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Сформированность данных качеств проявляется в стремлении овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия.

  1. Воспитание опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки).

  1. Формирование навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков существенно влияет на общий процесс нравственного становления личности ребенка, делает его более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.

        Познавательные задачи должны соединяться с задачами, формирующими нравственно-волевые качества, и решаться в тесной взаимосвязи: познавательный интерес пробуждает ребенка к активности, способствует развитию любознательности, а умение проявлять настойчивость и прилежание влияет на качество деятельности, в результате чего дошкольники достаточно прочно усваивают учебный материал.

           Важно воспитать в ребенке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, пассивно

поведет себя на занятии, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов в учении.

    Большое значение в подготовке к школе имеет воспитание у детей «качеств общественности», умения жить и трудиться в коллективе, в том числе и многонациональном. Поэтому одно из условий формирования положительных взаимоотношений – поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении, которое должно носить добровольный и доброжелательный характер.

        Общение детей – необходимый элемент подготовки к школе, а обеспечить наибольшую возможность его реализации может в первую очередь педагог.

       Показателями готовности ребенка к школе, доступными для определения самими родителями, являются следующие.

  • Игровые навыки, четкое соблюдение и выполнение правил, связанных с ролью.
  • Умение брать на себя роль учителя в игре.
  • Умение видеть предмет, состоящий из отдельных признаков (проявляется в изобразительной деятельности дошкольника).
  • Общая осведомленность – показатель того, что ребенок любознателен, у него сложилась некая картина мира и представление о том, каково его место в этом мире.

       Готовность к школе, а значит, к систематическому обучению – комплексная характеристика развития ребенка, включающая:

  • Социальные умения (общение со сверстником, взрослым);
  • Развитие познавательных функций, необходимых для обучения (речь, моторика, зрительное восприятие, внимание, память);
  • Уровень личностного развития (мотивация, самооценка);
  • Здоровье (физическое, психологическое).

           На направления развития ребенка – физическое, познавательное-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое – должна ориентироваться программа для родителей будущих первоклассников. Эти направления выступают в качестве оснований преемственности дошкольного и начального общего образования и задают учителю начальных классов ориентиры для индивидуального подхода к ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Подготовка ребенка к школе"

В данной консультации содержится материал для родителей, в котором можно узнать о трудностях с которыми сталкиваются родители перед поступлением детей в школу или первые месяцы обучения в школе....

Консультация для родителей "Подготовка ребенка к школе"

Как подготовить ребенка к школе?  Этот вопрос очень актуален не только для педагогов ДОУ, но и для родителей....

Консультация для родителей "Подготовка ребенка к школе"

Среди родителей нет ни одного, которого бы не волновало, как его ребенок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение для него будет радос...

Консультация для родителей "Подготовка ребенка к школе."

Консультация для родителей"Как подготовить будущегопервоклассника?"В современном образовании одной изактуальных проблем является подготовкаребёнка к обучению в школе. Школа – этосовершенно новая жизнь...

Консультация для родителей: «Подготовка ребенка к школе»

Подготовить ребенка к школе – не только приобрести ему школьные принадлежности, портфель, форму, создать праздник для ребенка 1 сентября…Настоящая подготовка начинается задолго до этого праздничного д...

Консультация для родителей «Подготовка ребенка к школе»

Одни учителя первоклашек жалуются на то, что некоторые  дети и уже все умеют, и в школе на первых порах им просто нечего делать. Другие отмечают, что малыш без труда воспроизводит английские слов...

Консультация для родителей:«Подготовка ребенка к школе»

Как незаметно, как быстро летит время! Вот только недавно, кажется, принесли из родильного дома маленький тёплый комочек — и вот уже пришла пора подумать о том, что школьные годы не за горами....