Речевые упражнения для занятий с детьми "Играем вместе" с 13.04-19.04.2020г.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Колпакова Оксана Юрьевна

Лексическая тема недели по Программе "Мозаика" : "Весна"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_vesna.docx16.11 КБ
Файл vesennie_tsv._sr.docx14.4 КБ
Файл zhivotnye_st.docx14.12 КБ
Microsoft Office document icon ptitsy_vesnoy_podg.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Радуются солнышку птицы и насекомые.

Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения «Заботливое солнышко»

Солнце с неба посылает (Дети ритмично скрещивают руки над головой. плавно покачивают руками вверху.)
Лучик, лучик, лучик. 
И им смело разгоняет 
Тучи, тучи, тучи.
Летом нежно согревает 
Щечки, щечки, щечки. (
Ритмично потирают щеки.)
А весной на носик ставит 
Точки-точки-точки. (
Ритмично постукивают пальцем по носу.)
Золотят веснушки деток.
Очень нравится им это! (
Ритмично постукивают руками по плечам.)

Психогимнастика «Солнце и тучка»

За тучку солнышко зашло, (съежиться, обнимая себя за плечи, вдох)

Стало зябко и темно (выдох)

Солнце вышло из-за тучки, (расправить плечи)

Мы теперь погреем ручки. (задержать дыхание, выдох, расслабиться)

Бабочка
Бабочка-коробочка, улетай на облачко.
Там твои детки на березовой ветке.
(ладони прижаты друг ко другу тыльными сторонами, пальцы прямые, имитируем полет бабочки)

Божья коровка
По цветку ползет букашка,
(выставить из левого кулака указательный палец и мизинец — это «усы» божьей коровки)
На ней красная рубашка.
(накрыть спинку божьей коровки правой ладонью)
Маленькая крошка,
(правой рукой погладить божью коровку)
На спине горошки.
(указательным пальцем правой руки «ставить» точки на «спинке» божьей коровки)

Гусеница
Гусеница, гусеница,
(ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев)
Бабочкина дочка,
(«ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки)
По травинкам ползает,
(то же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»)
Кушает листочки:
(и по другой стороне обратно)
Ам! Ам! Ам! Ам!
(ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони; затем ладони меняются ролями)
Поела —
(останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются)
Спать захотела.
(одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает — держит кулачок, как яблоко)
Проснулась —
(постепенно расправляем ладони)
Бабочкой обернулась!
(руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь — крылья бабочки)
Полетела, полетела, полетела!
(машем «крыльями»: запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот)

Жук
Я веселый майский жук.
(сжать кулачок)
Знаю все сады вокруг.
(указательный палец и мизинец)
Над лужайками кружу,
(развести в стороны — «усы»)
А зовут меня Жу-Жу.
(шевелить пальцами-усами)

Комар
Летит муха вокруг уха: жжж
(водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс
(водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб — оп!
(пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его — хлоп!
(ладошкой дотрагиваемся до лба)
И к уху: зззз
(зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим!
(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

Муха
Вот летела муха,
(правая рука машет четырьмя пальцами)
На варенье села,
(правая ладонь шлепается на левую)
Вымазала брюхо,
(ладони вращаются относительно друг друга)
Дальше полетела.
(правая рука продолжает махать, а левая остается на месте)

Насекомые
Дружно пальчики считаем
Насекомых называем:
(сжимаем и разжимаем пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
(поочередно сгибаем пальцы в кулак)
Это кто же тут звенит?
(вращаем мизинцем)
Ой, сюда комар летит! Прячьтесь!
(прячем руки за спину)

Оса
Оса села на цветок,
(вытянуть указательный палец правой руки)
Пьет она душистый сок.
(и вращать им, затем те же движения — пальцем левой руки)

С кем дружит цветок
(для этой игры руки нужно сложить «цветочком»: соприкасаются друг с другом только запястья, а пальчики разведены в стороны, как лепестки)
Цветочек дружит с бабочкой,
(большие пальцы переплетите в замок: ладошки от себя и помашите пальчиками, как крыльями)
Цветочек дружит с пчелами,
(покружите прямыми указательными пальчиками друг вокруг друга. Остальные пальчики сложены в кулачки)
Цветочек дружит с солнышком,
(поверните ладошки от себя, пальчики подняты вверх и разведены в стороны, как лучики солнца)
С дождинками веселыми.
(постучите указательным пальчиков одной руки по раскрытой ладони другой руки — это капли дождя)

Улитка
У улитки – крошки, подрастают рожки.
Научу ее ходить, если будут ножки.
(пальцы в кулаке, указательный и мизинец вытянуты вперед — шевелят усиками)



Предварительный просмотр:

Тема: Первые весенние цветы.

«Наши нежные цветки»

Наши нежные цветки               Руки в вертикальном положении.

Распускают лепестки                Развести пальцы рук.

Ветерок чуть дышит,                 Ритмичные движения пальцев рук.

Лепестки колышит.

Наши нежные цветки

Закрывают лепестки.               Соединить пальцы вместе.

Тихо засыпают,                         Небольшие покачивания рук со сжатыми пальцами.

Головой качают.

«Цветок»

Вырос цветок на весенней полянке,

(неплотно соединяют ладони)

Нежную голову робко поднял.

(поднимают руки перед собой)

Ветер подул - он качнулся неловко,

(покачивают ладонями перед собой)

Вперед и назад, налево, направо.

(вперед и назад, налево, направо)

Нежный цветок появился в лесу,

(из кистей обеих рук, соединённых в запястьях – «цветок»)

Первым встречает он солнце, весну.

(«солнышко» из обеих рук)

Утром весенним раскрыл лепесток,

В мягкой землице его корешки.

(соединить ладони тыльными сторонами, пальцы опустить вниз)

«Посадили зернышко»

Посадили зернышко,

(нажать на центр ладони пальчиком)

Выглянуло солнышко.

(кисти,  сжимаем и разжимаем по очереди)

Солнышко, свети — свети!

Зернышко, расти — расти!

(ладони вместе, руки двигаются вверх)

Появляются листочки,

(ладони соединить, пальцы по очереди соединяются с большим пальцем на двух руках одновременно)

Распускаются цветочки.

(кисти разжимаем по очереди)

Физминутка «Цветы»

Раз – два - три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)
К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево - вправо над головой)
Влево качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)
Ветерок убегай! (грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай! (приседают)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики)

«Цветы распускаются»

Нежный маленький бутон,
Свернут туго-туго он.
(Руки прижаты к груди)
Солнце луч ему подарит
И бутон цветочком станет.
(Встают на цыпочки, руки поднимают вверх)

«Подснежник»

К нам Весна лишь заглянула - Протягивают руки вперед

В снег ладошку окунула Руки внизу, перпендикулярно корпусу

И расцвел там нежный, Руки соединяют в бутон на уровне глаз

Маленький подснежник Медленно раздвигают пальцы («цветок

раскрылся»)

Вырос цветок на весенней полянке,  Неплотно соединяют ладони

Нежную голову робко поднял.  Поднимают руки перед собой

Ветер подул - он качнулся неловко,  Покачивают ладонями перед собой

Вперед и назад, налево, направо   Вперед и назад, налево, направо

***

Нежный цветок появился в лесу, Из кистей обеих рук, соединённых в запястьях – «Цветок»

Первым встречает он солнце, весну. «Солнышко» из обеих рук.

Утром весенним раскрыл лепесток, Соответственно.

В мягкой землице его корешки. Соединить ладони тыльными сторонами, пальцы опустить вниз.



Предварительный просмотр:

Тема: Животные в лесу.

Звери
У зверей четыре лапы.
(поднимаем и опускаем четыре пальца на ручках)
Когти могут поцарапать.
(пальцы двигаются как коготки)
Не лицо у них, а морда.
(соединить пальчики двух рук, образовав шарик, по очереди разъединять пальчики, опуская их)
Хвост, усы, а носик мокрый.
(волнообразные движения рукой, «рисуем» усы, круговые движения пальцем по кончику носа)
И, конечно, ушки
(растираем ладошками свои ушки)
Только на макушке.
(массажируем две точки темени)

Лесное население
Животных следы мы как книгу читаем.
(ладонями рук дети изображают открытую книгу)
В лесу кто живет мы легко отгадаем:
(закрываем «книгу»)
Вот лисьи следы,
Вот волчьи, лосиные,
Кабаньи и заячьи,
Медвежьи, ежиные.
Вот беличьи, рысьи,
А это — оленьи.
(загибают пальцы на руках, перечисляя следы животных)
Какое большое в лесу население!
(поднимают руки вверх и опускают их через стороны вниз)

Лиса
Лиса, лисонька, красавица,
Всем она очень нравится.
(потирают руки)
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
(растопыривают пальчики, поворачивают и поглаживают их)
По лесу важно бродит,
(«ходят» пальцами по столу)
Страх на зайцев наводит.
(стучат кулаками по столу)

Белка
Скачет белка-шалунишка,
(«бегают» пальчиками по столу)
Рвет с сосновых веток шишки.
(сжимают поочередно кулачки на правой и левой руках)
Лапками сжимает ловко
(сжимают одновременно кулачки на правой и левой руках)
И несет в свою кладовку.
(«бегают» пальчиками по столу)

Ежик
Мы нашли колючий шарик,
Нам его не удержать.
Шарик крутится в ладошках,
Шарик хочет убежать.
(дети крутят между ладонями массажные мячи)
Шарик наш живой и теплый,
На кого же он похож?
(смотрят на мяч, держа его в ладонях)
Прыгнул шарик на дорожку —
Оказалось…это еж!
(дети опускают руки, мячи падают и катятся по полу)

Прятки
Первый зайчик под листочком,
(загибают большой палец)
А второй забрался в бочку.
(загибают указательный)
Третий заинька косой
Сидит тихо за сосной.
(загибают средний)
На пеньке сидит четвертый.
(загибают безымянный)
Пятый на бревно залез,
(загибают мизинец)
С бревна спрыгнул и исчез.
(разгибают мизинец и «прячут» в кулачок другой руки)

Серый волк
Волк серый, зубастый,
(сгибают и разгибают кулачки)
По полю рыщет,
(«ходят» пальцы по столу)
Добычу себе ищет.
Как найдет,
(сжать кулаки)
Волчатам отдает.

Шуба
Шуба серая у волка,
Шуба ежика в иголках,
Шуба рыжая лисы —
Удивительной красы.
Шуба белая у зайца,
У медведя — бурая.
(поочередно загибают пальцы на руке, перечисляя диких животных и цвета их «шуб»)
Не страшны ему дожди
И погода хмурая.
(качают головой из стороны в сторону)



Предварительный просмотр:

Лексическая тема: Птицы весной.

Предметы: март, апрель, май, лужа, ручей, река, ледоход, верба, ветка, ствол, почка, подснежник, прохлада,  проталина, оттепель, пригорок, весна, денек, небо, солнце, солнцестояние, капель, сосулька / ласточка, грач, журавль, цапля, жаворонок, скворец, соловей, кукушка, дикая утка, лебедь, дикие гуси, перья, пух, крыло, клюв, стая, косяк, клин, гнездо, скворечник.

Действия: таять, греть, теплеть, распускаться, набухать, пахнуть, темнеть, появляться, звенеть, пригревать, удлиняется (день), укорачивается (ночь) / летать, улетать, перелетать, зимовать, возвращаться, строить, вить, петь, выводить.

Признаки: мартовский,  апрельский, майский, ранняя, весенняя, долгожданная,  яркое, рыхлый, сырой,  темный, теплый, лучистая, долгожданная, первые (цветы), душистые, высокое (небо), солнечный,  голубое, липкий, прохладный, свежий (ветерок), весенний, тяжелый, грязный / перелетные, журавлиный, утиный, гусиный, соловьиная (песня).

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Пальчиковая гимнастика.

Солнечные зайчики               (Рисуем пальчиком одной руки круги на ладони        

У меня в ладошке.                  другой руки).                     

Их поглажу пальчиком,

Покружу немножко.

Вдруг пропало солнышко,     (Сжать руку в кулак)

Спряталось за тучку.

Лишь тепло оставило             (Разжать ладонь)

У меня на ручке.

  1. Координация речи с движением.

За окном сосулька тает,

(Дети стоят, повернувшись лицом в

круг. Выполняют 4 прыжка на носоч-

ках, держат руки на поясе)

Ветер тучи рвет в клочки.

(Руки вверх. Наклоны туловища влево-

вправо)

Разжимает, разжимает

(Руки перед грудью. Локти опущены

Клен тугие кулачки.

вниз. Разжимают кулачки)

Прислонился он к окошку.

(4 прыжка)

И едва растает снег,

(Наклоны влево-вправо)

Мне зеленую ладошку

(Поворачиваются лицом друг к другу.

Клен протянет раньше всех    

         Протягивают друг другу правые руки.

Рукопожатие)

  1. Беседа по теме.

Знать и называть весенние месяцы. Побеседовать об изменениях в живой и неживой природе весной (солнце поднимается выше и греет больше, снег сырой, тает, появляются проталинки, на деревьях набухают почки, в лесу медведи выходят из зимней спячки, возвращаются перелётные птицы).

  1. Игры с лексическим словарём:
  • «Назови ласково» (все слова существительные)
  • «Один – много»

Один грач – много грачей, ласточка -………………….., , журавль -……………….., цапля -……………., жаворонок -……………….., скворец -…………, соловей -…………….., лебедь -……………………. дикая утка -……………………… , дикий гусь -…………………………….., гнездо -………………….., птенец -…………………………….

  • «Мой, моя, мое» 

- Мой: снег, ручей, соловей, ………………………………………………………………..…..

- Моя: проталинка, ………………………………………………………………………………

- Моё: дерево, облако, …………………………………………………………………………...

  • «Сосчитай до 5» (контроль за окончаниями слов)

- 1 перелётная птица, 2 перелётные птицы, 3…, 4…, 5 перелётных птиц.

- 1 весенний день, ……………………………………………………………………………….

- 1 лёгкое облако, ………………………………………………………………………………..

  • «Что бывает?»

- Весенняя: капель, песенка,………………………………………………………………..….

- Весенний: день, ручей, ……………………………………………………………………….

- Весеннее: настроение, небо, ………………………………………………………………….

6. Игры по обучению грамоте:

  • Назови первый звук в названии каждой птицы.
  • «1,2,3! Звук лови!» (звук К, затем Х).
  • Придумай слова со слогом ХА: ХАлва………………………………………………..….

Со слогом КА: тарелКА,……………………………………………………………………….

  1. Игры по связной речи:
  • Составь рассказ о весне по плану:

Название времени года - ……………………………………………………………………….

Солнце - …………………………………………………………………………………………

Земля - …………………………………………………………………………………………..

Осадки - …………………………………………………………………………………………

Деревья - ………………………………………………………………………………………..

Животные - ……………………………………………………………………………………..

Птицы - …………………………………………………………………………………………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование речевых игр и упражнений на занятиях.

Консультация для педагогов"Использование речевых игр и упражнений на занятиях"(игры и упражнения для развития речи детей старшего возраста)...

пальчиковые игры ,музыкально - речевые. двигательно - речевые упражнения, как средство развития музыкальности детей.

в работе преследуются задачи по развитию музыкальности, развитию фонематического, интонационного. музыкально - певческого слуха,овладение мимикой лица, телом, развитие дыхания, коммуникабельности. сти...

пальчиковые игры ,музыкально - речевые. двигательно - речевые упражнения, как средство развития музыкальности детей.

в работе преследуются задачи по развитию музыкальности, развитию фонематического, интонационного. музыкально - певческого слуха,овладение мимикой лица, телом, развитие дыхания, коммуникабельности. сти...

Мастер – класс «Применение речевых игр и упражнений на занятиях по развитию речи»

Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме развития речи детей дошколь...

Речевые игры для детей "Играем вместе" с 18.05.- 24.05.2020г.

Лексическая тема: Весна - Лето.  Программа "Мозаика"Тема: Весенние травы и цветы. Насекомые. Младшая группа.Тема: Деревья весной. Средняя группа.Тема: Деревья весной. Старшая группа.Тем...

Сообщение из опыта работы "Использование кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре в работе с детьми, имеющими речевые нарушения"

      Сегодня мне хочется рассказать  о кинезиологических упражнениях, которые, по моему мнению, являются  результативными и эффективными средствами коррекции и по...

Музыкально-подвижные, коммуникативные, речевые и логоритмические игры и упражнения для занятий с дошкольниками

Музыкально-подвижные, коммуникативные, речевые и логоритмические игры и упражнения для занятий с дошкольниками могут быть использованы как на музыкальном занятии,так и на занятиях по ритмике, разви...