Для чего нужна артикуляционная гимнастика и как её проводить.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Никитина Ольга Николаевна

Познакомить родителей с понятием артикуляционная гимнастика, с её фукциями,  для чего и как её нужно проводить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_chego_nuzhna_artikulyatsionnaya_gimnastika.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

Для чего нужна артикуляционная гимнастика.

        Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо.

        Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. 

        Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно.

Как проводить артикуляционную гимнастику?

  1. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепиться. Желательно заниматься ежедневно 2- 3 раза в день по 3-5 минут (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа). Не следует предлагать ребёнку более 2-3 заданий за один раз, каждое выполняется по 5-6 раз. Статические упражнения выполняются по 5-7 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  2.  Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребёнок видел в нём себя и взрослого.
  3.  Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Такое знакомство лучше провести в форме сказки. В результате ребенок должен усвоить названия органов: зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык. 
  4. Артикуляционную гимнастику выполняйте не торопясь, под счёт, следя за точностью, координированностью движения, за полнотой объема. При отборе заданий для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность, идти от простых к более сложным. Рекомендуется проводить их эмоционально, в игровой форме. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

        Если же ребёнок выполняет какое- то задание недостаточно хорошо, не следует вводить новый, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. Артикуляционную гимнастику выполняйте сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребёнок  сидит за столом или полукругом перед взрослым  так, чтобы они все видели лицо родителя, которое должно быть хорошо освещено. Взрослый должен следить за качеством выполняемых ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Не надо забывать и правила личной гигиены. У ребёнка всегда должен быть чистый платочек, чтобы вытирать губы, обязательно чисто вымытые руки и у ребёнка и у взрослого.

        Работа организуется следующим образом:

1. Родитель рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Показывает его выполнение.

3. Упражнение выполняет ребёнок, а родитель проверяет правильность выполнения.

4. Упражнение выполняют одновременно.

        Инструкция к упражнению должна быть короткой и понятной ребёнку. Улыбнись -  Покажи зубы - Приоткрой рот -  Положи широкий язык на нижнюю губу и удержи под счёт.

        Каждое артикуляционное упражнение имеет название, которое отражает его сущность. Для лучшего запоминания необходимо создать образ упражнения, поэтому используется картинка – «Лошадка», «Лопатка», «Заборчик», «Чашечка», «Гармошка» и т.д.

        

                Пример артикуляционной гимнастики.

Cели ровно, спинки выпрямили, плечи расправили, ручки положили на колени, ножки подружили, посмотрели на меня - улыбнулись.

 А теперь, внимание,  начинаем!

 Все ребята по порядку

Утром делают зарядку.

Язычок наш хочет тоже

На детишек быть похожим.

 Раз - мы песенку запели (бегемотик)

Два - уселись на качели (качели)

Три - на лошади скакали (лошадка)

 На четыре - поболтали (индюк, болтушка)

Пять - по зубкам постучали (барабанщик)

Шесть - мы в часики играли (часики)

Семь - лакали словно кошка (лакает кошечка)

Восемь - спела нам гармошка (гармошка)

Девять - сделали грибок. (грибок)

Десять - ротик на замок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для чего нужна артикуляционная гимнастика? Буклет

Буклет предназначен для родителей детей, посещающих логопедическую группу...

Консультация для родителей: "Для чего нужна артикуляционная гимнастика"

Помощь родителям, которые хотят помочь своему ребёнку исправить звукопроизношение....

Консультация для родителей: "Для чего нужна артикуляционная гимнастика"

Это статья для тех родителей, кто хочет помочь своим деткам....

09.09.22 Консультация "Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика."

Консультация"Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?"....

Консультация «Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?»

Для чего нужна артикулиционая гимнастика? Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, по...