Консультация для родителей "Речевые навыки детей. Готовность к обучению грамоте"
консультация (старшая, подготовительная группа)

Кутузова Валентина Владимировна

Задержка развития речи – один из самых первых  предвестников плохой успеваемости в школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovnost_k_shkole.doc53.9 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые навыки детей. Готовность к обучению грамоте.

         Задержка развития речи – один из самых первых  предвестников плохой успеваемости в школе. Если к моменту поступления в школу у ребенка есть проблемы с устной речью, в девяти из десяти случаев у него будут проблемы с письмом и чтением. Чаще всего дети не в состоянии перерасти естественным путем выраженные, а тем более серьезные речевые недостатки: для этого необходима помощь родителей, воспитателей и логопедов.

Ребенок с задержкой развития речи точно так же нуждается в поддержке родителей, разнообразии впечатлений, как и всякий другой малыш. Не стоит ни чересчур оберегать ребенка, ни, наоборот, давить на него. И конечно ему, как никому другому, важно понимание и терпение родителей. Необходимо помочь такому ребенку справиться с речевыми трудностями задолго до поступления в школу.

Что касается мелких оговорок, типа «барелина», «праливо» и др. не следует особенно беспокоиться. Если вокруг ребенка звучит правильная речь, он постепенно сам скорректирует подобные неточности.

     Современная школа требует от детей, поступающих в первый класс, не столько суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, к анализу и обобщению.

        Правильная и эффективная подготовка к обучению языку – реализуется на уровне звукового анализа слов.

        ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ – ЭТО:

1. Определение порядка звуков в слове;

2. Выделение отдельных звуков;

3. Различение звуков по их качественным характеристикам (гласный – согласный, твердый – мягкий).

        Во время занятий ребенок вслушивается в слова и звуки, интонационно выделяет звуки в словах, определяет место звука в слове, различает на слух твердые и мягкие согласные звуки, подбирает слова на заданный звук.

        Затем дети знакомятся с материализованными моделями слов (схемами). Здесь они учатся выделять все звуки в слове по порядку и моделировать слова.

        Дидактические игры проводятся при повторении и закреплении пройденного материала. Они направлены на увеличение словарного запаса, совершенствование звуковой культуры речи.

        В процессе обучения дети последовательно овладевают анализом все более сложных по структуре слов. Они учатся вслушиваться в звуки речи, различать ударные и безударные гласные, сравнивать слова по звуковым моделям, находить сходство и различие и т.д. В результате дети уже в 5 лет приобретают широкую ориентировку в звуковом строе речи, столь необходимую для обучения чтению, грамотному письму в школе, для изучения родного языка.

        Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятии делает познавательный процесс полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями, столь важными для ребенка-дошкольника. С помощью развлекательных моментов старайтесь поддерживать стойкий интерес к занятиям, желание узнавать новое и усваивать знания и умения.

        Выполнение упражнений типа «Зоопарк», «Что сказали звери?», «Читаем по картинкам», «Отгадай имя…» позволяют избежать ошибки «неузнавания» слова при обучении чтению: ребенок читает, но не слышит, что прочитал. Поэтому упражнения и игры данного типа рекомендуется проводить регулярно. Воспользуйтесь елочными флажками, старыми открытками, календариками: доступно, ярко, интересно.

        Схемы слов ребенок может составлять при помощи мелких пуговиц-игрушек соответствующих цветов, что способствует развитию мышц пальцев. Дополнительная нагрузка на мелкую мускулатуру создается, если пуговицы хранятся в прозрачной бутылочке или банке с завинчивающейся крышкой, которую малышу нужно открывать или закрывать самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предпосылки готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи

В статье рассматриваются компоненты, необходимые для полноценной подготовки детей с недоразвитием всех составляющих языковой системы к обучению грамоте....

Диагностика готовности к обучению грамоте детей с ОВЗ

В данном материале дан обзор диагностических материалов(Фатекова, Колесникова) и эксперсс-дигностика для дошкольников из личного опыта автора.В приложениях представлены таблицы и диагностический лист....

"ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Аннотация. В статье раскрывается содержание подготовки к обучению грамоте дошкольников. Перечислите основные навыки и задачи в выбранном вопросе. В статье представлена практическая работа дошкольников...

К ВОПРОСУ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ

Большие трудности при овладении письменной ре­чью возникают у леворуких детей. Под левшеством понимается левая асимметрия - преобладание левой стороны над правой в совмест­ном функционировании...