К ВОПРОСУ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
Большие трудности при овладении письменной речью возникают у леворуких детей. Под левшеством понимается левая асимметрия - преобладание левой стороны над правой в совместном функционировании парных органов. Левшество не сводится к леворукости - преимущественному пользованию левой рукой при выполнении различных действий, обусловленному доминированием правого полушария (М.М. Безруких, 1996). Оно возможно в функционировании всех парных органов.
Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга за последние десятилетия активно развивалась, накоплен значительный теоретический и. практический материал. Однако в практической работе педагогов дошкольных учреждений редко учитываются данные об функциональной асимметрии мозга ребенка.
Основы функциональной специализации полушарий мозга являются врожденными. По мере развития ребенка. происходит усложнение механизмов межполушарной асимметрии.
Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга: доминирование левого полушария, доминирование правого полушария, отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий. К односторонне представленным правополушарным и левополушарным типам реагирования принадлежат чуть меньше половины людей.
Для левого полушария коры головного мозга человека характерен аналитический, рациональнологический характер психической деятельности.
«Левополушарные», формальнологические компоненты мышления организуют любой знаковый материал таким образом, что создается строго упорядоченный и однозначно, понимаемый контекст, необходимый для успешного общения между людьми. Это могут быть не только слова, но и другие символы, знаки и даже образы. То есть из всех реальных и потенциальных связей между предметами и явлениями выбирается несколько определенных, не создающих противоречий . и укладывающихся в данный контекст. Так, слово, включенное в контекст, приобретает только одно значение, хотя в словаре их может быть больше.
Для правого полушария коры головного мозга характерны синтетичность, доминирование интуиции, непроизвольные формы реализации психических процессов, одновременная обработка больших объемов информации в виде образов и других невербальных сигналов. Характерна направленность на отражение естественных форм, в частности, лиц людей. Правое полушарие перерабатывает и хранит информацию, ведущую к созданию чувственных образов. В нем сконцентрированы механизмы конкретного, образного мышления, которое создает живой и полнокровный, натуральный образ мира. Здесь находится основная зрительная память с «записанными» для каждого класса объектов реализациями (изображениями конкретно виденных представителей данного класса).
В ходе индивидуального развития выраженность асимметрии межполушарной меняется, при этом полушария в известной мере взаимозаменяемы. Оба полушария функционируют во взаимосвязи, внося свою специфику в работу мозга в целом. Наряду со специализацией полушарий, мозг работает как единое целое. Предполагается, что различия между функциями полушарий сводятся к разным способам организации контекстуальной связи между элементами обрабатываемой информации.
Левшество - один из вариантов нормального развития организма. Пока еще нет четкого ответа на вопросы о причинах леворукости и отличии физиологических показателей и психологических характеристик леворуких и праворуких.
Предпочтение правой руки связано с несколько большим функциональным объединением корковых структур, то есть более жестко «завязаны» не только все зоны каждого полушария, но и полушария между собой. У леворуких более автономны полушария и выявлена меньшая жесткость взаимодействия корковых структур в каждом полушарии. Возможно, что именно эта меньшая жесткость функциональной организации и большее количество «степеней свободы» позволяют левшам более гибко, разнообразно, не запрограммировано выбирать варианты стратегии деятельности (Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова, 1988).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_obuchenie_levorukih_detey_gramote.docx | 24.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 станицы Ярославской
муниципального образования Мостовский район
Консультация для педагогов
«К ВОПРОСУ ГОТОВНОСТИ
К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ».
Подготовила:
учитель-логопед
Кряж Ольга Викторовна
Большие трудности при овладении письменной речью возникают у леворуких детей. Под левшеством понимается левая асимметрия - преобладание левой стороны над правой в совместном функционировании парных органов. Левшество не сводится к леворукости - преимущественному пользованию левой рукой при выполнении различных действий, обусловленному доминированием правого полушария (М.М. Безруких, 1996). Оно возможно в функционировании всех парных органов.
Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга за последние десятилетия активно развивалась, накоплен значительный теоретический и. практический материал. Однако в практической работе педагогов дошкольных учреждений редко учитываются данные об функциональной асимметрии мозга ребенка.
Основы функциональной специализации полушарий мозга являются врожденными. По мере развития ребенка. происходит усложнение механизмов межполушарной асимметрии.
Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга: доминирование левого полушария, доминирование правого полушария, отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий. К односторонне представленным правополушарным и левополушарным типам реагирования принадлежат чуть меньше половины людей.
Для левого полушария коры головного мозга человека характерен аналитический, рациональнологический характер психической деятельности.
«Левополушарные», формальнологические компоненты мышления организуют любой знаковый материал таким образом, что создается строго упорядоченный и однозначно, понимаемый контекст, необходимый для успешного общения между людьми. Это могут быть не только слова, но и другие символы, знаки и даже образы. То есть из всех реальных и потенциальных связей между предметами и явлениями выбирается несколько определенных, не создающих противоречий . и укладывающихся в данный контекст. Так, слово, включенное в контекст, приобретает только одно значение, хотя в словаре их может быть больше.
Для правого полушария коры головного мозга характерны синтетичность, доминирование интуиции, непроизвольные формы реализации психических процессов, одновременная обработка больших объемов информации в виде образов и других невербальных сигналов. Характерна направленность на отражение естественных форм, в частности, лиц людей. Правое полушарие перерабатывает и хранит информацию, ведущую к созданию чувственных образов. В нем сконцентрированы механизмы конкретного, образного мышления, которое создает живой и полнокровный, натуральный образ мира. Здесь находится основная зрительная память с «записанными» для каждого класса объектов реализациями (изображениями конкретно виденных представителей данного класса).
В ходе индивидуального развития выраженность асимметрии межполушарной меняется, при этом полушария в известной мере взаимозаменяемы. Оба полушария функционируют во взаимосвязи, внося свою специфику в работу мозга в целом. Наряду со специализацией полушарий, мозг работает как единое целое. Предполагается, что различия между функциями полушарий сводятся к разным способам организации контекстуальной связи между элементами обрабатываемой информации.
Левшество - один из вариантов нормального развития организма. Пока еще нет четкого ответа на вопросы о причинах леворукости и отличии физиологических показателей и психологических характеристик леворуких и праворуких.
Предпочтение правой руки связано с несколько большим функциональным объединением корковых структур, то есть более жестко «завязаны» не только все зоны каждого полушария, но и полушария между собой. У леворуких более автономны полушария и выявлена меньшая жесткость взаимодействия корковых структур в каждом полушарии. Возможно, что именно эта меньшая жесткость функциональной организации и большее количество «степеней свободы» позволяют левшам более гибко, разнообразно, не запрограммировано выбирать варианты стратегии деятельности (Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова, 1988).
Особенности межполушарной асимметрии наиболее ярко проявляется в познавательной деятельности леворуких детей и могут привести к трудностям при овладении грамотой (Э.Г. Симерницкая, Л.И. Москавичуте, А.В. Семенович).
Знание особенностей познавательной деятельности дошкольников-левшей позволит организовать педагогическую работу по предупреждению возможных трудностей при обучении их чтению и письму. Леворукость является фактором риска при обучении письменной речи не сама по себе, а в связи с определенными нарушениями и отклонениями в развитии ребенка. Далеко не все леворукие дети будут иметь трудности при овладении учебной деятельностью, особенно если в дошкольном возрасте уделялось внимание психическому развитию такого ребенка. В основе нарушений письма и чтения лежит комплекс факторов, а специфическая функциональная организация мозга у левшей может быть лишь одним из них.
В деятельности леворукого ребенка особенности организации его познавательной сферы могут иметь следующие проявления:
- сниженная способность зрительно-двигательной координации: дети плохо справляются с задачами на срисовывание графического изображения; с трудом удерживают строчку при письме, чтении; как правило, имеют плохой почерк;
- недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти: зеркальность письма; пропуск и перестановка букв при письме; оптические ошибки, смещение на письме близких по конфигурации букв; ошибки при определении расположения предметов в пространстве;
- особая стратегия переработки информации: для левшей характерна поэлементная работа с материалом, на основании такого подробного анализа строится целостное представление об объекте деятельности;
- слабость внимания: трудности переключения и концентрации внимания;
- ошибки звукобуквенного анализа.
Анализ работ показывает большое количество ошибок у леворуких детей, связанных с развитием тонко координированных движений руки. У них часто наблюдается тремор, движения нечеткие, медленные, неловкие. Нередко ребенку для выполнения задания необходимо несколько попыток, во время работы он напряжен, нервничает, движения скованны (А.В. Семенович).
Исследования зрительно-моторной координации леворуких дошкольников показали трудности копирования, которые проявляются в нарушении пропорций, размеров, направления движений. При копировании фигур линии «дрожащие», с разрывами, дополнительными штрихами, отмечаются неточности соединения углов фигур. Время выполнения заданий по копированию значительно превосходит время аналогичной работы правшей (М.М. Безруких).
Трудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в работе с детьми старшего дошкольного возраста очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму.
Успешность обучение детей зависит от своевременного развития межполушарного взаимодействия и подбора индивидуальных методик, учитывающих индивидуальный профиль функциональной асимметрии полушарий.
Для пропедевтики нарушений письменной речи у леворуких детей в первую очередь необходимо использовать задания, направленные на развитие зрительно-пространственных представлений и зрительно- моторных координаций.
При организации занятий с леворукими дошкольниками важно учитывать правостороннее расположение демонстрационного материала для расширения зрительной зоны, дополнительные пометки для лучшей ориентировки.
Для повышения эффективности обучения левшей необходимо:
- как можно чаще обращаться к возможностям правого полушария, чтобы полнее использовать присущие ему особенности: большую скорость и эмоциональность восприятия, обобщенность, целостность, образность, вовлечение непроизвольной памяти. С этой целью на занятиях с такими детьми полезно использовать различные модели, макеты и схемы. С учетом специфики организации мозговой деятельности, речь педагогов на занятиях должна быть образной, богатой эмоционально и интонационно, сопровождаться мимикой, жестами, постоянно подкрепляться зрительной наглядностью.
Для отработки дифференциации правых и левых частей тела можно рекомендовать использовать разнообразные внешние опоры и маркеры (часы, браслет, цветная тряпочка), разнообразные упражнения.
Показать правую руку, затем левую. Если ребенок не может назвать левую руку, взрослый называет ее сам, а ребенок повторяет. Поднять то правую, то левую руку. Взять предмет то правой, то левой рукой.
После уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступить к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха. Предлагается показать левой рукой правое ухо, показать правой рукой левую ногу и т.д.
Формирование ориентировки в окружающем пространстве включает следующие задания.
определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя» или «Положи книгу слева от себя»;
определение пространственных соотношений между двумя- тремя предметами или изображениями.
При подготовке руки к письму рекомендуется проводить гимнастику для левой руки:
Выпрямить кисть, плотно сжать пальцы и медленно прижимать их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони.
Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний - к указательному.
Руку плотно положить на стол и постепенно сгибать то средний, то указательный, то большой пальцы, остальные пальцы при этом должны постепенно подниматься вверх.
Пальцы разомкнуть как можно шире и медленно соединять их, опуская руку вниз.
Сжать пальцы в кулак и вращать рукой в разных направлениях.
Для развития мелкой моторики обеих рук рекомендуется использовать:
застегивание и расстегивание пуговиц; перекладывание
мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме;
всасывание и высасывание воды из стакана пипеткой;
плетение из ниток закладок, ковриков;
завязывание и развязывание узелков, бантиков.
Для развития способности планировать движение руки можно предложить варианты упражнений: «раскрутить» спираль вправо и влево; нарисовать волны; соединить точки по траектории.
Также рекомендуется выполнение графических диктантов орнаментов и различных фигур.
При выполнении всех предложенных упражнений особое внимание следует уделить вербальному описанию движений, а также выделению количества элементов, характеру, пространственному расположению, направлению движения.
Комплексный подход к организации педагогической работы поможет адаптироваться леворукому ребенку в коллективе, почувствовать свою успешность, а в дальнейшем - справиться с трудностями школьного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы в обучении детей» Консультация для педагогов.
Математика в жизни дошкольника....
К вопросу формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения иностранному языку
Дошкольник, сталкиваясь с новой областью познания, испытывает переживания, связанные с личной состоятельностью или несостоятельностью и зачастую в современных условиях это связанно с изучением и...
Загадки,задачи - шутки, занимательные вопросы в обучении детей
Формирование у детей логического мышления через задачи, загадки, шутки....
«Загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы в обучении детей»
Из многообразия математических игр и развлечений детям в дошкольном возрасте доступны, интересны загадки и задачи-шутки....
Профессиональная компетентность педагогов дошкольной образовательной организации в вопросах инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзия на этапе дошкольного образования — это попытка придать уверенность в своих силах обучающимся с ограниченными возм...
Рассказы с вопросами, для обучения пересказу, детей 5-7 лет с опорными картинами.
Рассказы с вопросами, для обучения пересказу, детей 5-7 лет...
План взаимодействия с работниками ДОО по вопросам воспитания, обучения, развития детей
В детском саду каждому специалисту отведена своя сфера профессиональной деятельности, которая направлена на диагностику, предупреждение и коррекцию имеющихся отклонений в развитии ребенка, в той или и...