"Психопрофилактика отклонений в семейных отношениях в ДОО"
методическая разработка

Азнаурьян Елена Михайловна

......Ближайшим окружением ребенка является семья. Ни с чем несравнимо ее влияние на развитие ребенка. Особое значение семейной микросреды для формирования личности связано с такими ее функциями, как эмоциональная, воспитательная, духовная. К сожалению, не каждая семья способна в достаточной мере выполнить эти функции. Их нарушение сказывается как на психическом, так и на физическом  развитии ребенка, ведет к депривации в семье. Вот почему педагогу, психологу важно изучать микроклимат в семьях своих воспитанников. Это помогает глубже понять ребенка, причины и мотивы его поведения, выбрать наиболее оптимальные коррекционные формы и методы воздействия....

Скачать:


Предварительный просмотр:

         ПСИХОПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЕНИЙ

               В СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

                          В УСЛОВИЯХ ДОУ

Введение .....................................................................................................................3 

ГЛАВА 1.  Семья как фактор формирования личности ребенка ....................…..4

ГЛАВА  2.  Общая  характеристика типов семейных отношений .........................7

ГЛАВА 3.  Методы диагностики внутрисемейных отношений ........................... 14

ГЛАВА 4. Специфика организации и проведения психопрофилактики в

               дошкольном образовательном учреждении ........................................... 16

Заключение .............................................................................................................. 20

Список литературы .................................................................................................21 

ВВЕДЕНИЕ

        Нормальное нравственное развитие, гармония любви, счастья и труда, от которых зависит моральное здоровье человека, возможны только при условии, если ребенок убежден, что он кому-то нужен и дорог. Может быть, это убеждение не выступает как отчетливая мысль, но оно наполняет все человеческое существо ребенка переживанием радости полноты жизни. Воспитание не обладает магической силой для того, чтобы сделать человека счастливым, независимо от обстоятельств, в которых он живет, но его истинная гуманность заключается в том, чтобы беречь радость, счастье, на которое имеет право ребенок.

Ближайшим окружением ребенка является семья. Ни с чем несравнимо ее влияние на развитие ребенка. Особое значение семейной микросреды для формирования личности связано с такими ее функциями, как эмоциональная, воспитательная, духовная. К сожалению, не каждая семья способна в достаточной мере выполнить эти функции. Их нарушение сказывается как на психическом, так и на физическом  развитии ребенка, ведет к депривации в семье. Вот почему педагогу, психологу важно изучать микроклимат в семьях своих воспитанников. Это помогает глубже понять ребенка, причины и мотивы его поведения, выбрать наиболее оптимальные коррекционные формы и методы воздействия.

Причины, ведущие к нарушению отмеченных выше семейных функций, к депривации, могут быть самыми разными. Общая атмосфера семьи находится в зависимости от систематического контакта в совместной жизни всех членов семьи. И если в семье отсутствует какой-либо значимый взрослый, то относительно легко возникает опасность депривации для ребенка, поскольку далеко не всегда может быть заменена роль, функция, которую данный член семьи должен был выполнять в отношении ребенка, да и всей семьи. Так же на характер, степень нарушения семейной атмосферы виляет и то, по какой причине выбыл из семьи близкий взрослый и на какой срок, а также количество детей в семье, стиль общения в ней, существуют ли затруднения  в реализации семейных обязанностей у родителей.

Изучение семьи воспитанников важно еще и потому, что она косвенным путем оказывает влияние и на положение ребенка в «детском обществе». Насмешки и угрозы, подавление воли ребенка, концентрация внимания на его недостатках и различные негативные эмоциональные состояния затрудняют установление теплого контакта между детьми и педагогами, ведут к низкой самооценке, неуверенности в себе, застенчивости, безынициативности. Все это мешает ребенку обрести благоприятное положение в системе личных отношений в «детском обществе», а, следовательно, в дальнейшем, и во взрослой жизни.

        

ГЛАВА 1.

Семья как фактор формирования личности ребёнка

        Семья – воспитательная среда, в которой в естественных условиях организуется жизнь и деятельность ребёнка. С младенческого возраста человек развивается как социальное существо, и среда является не только условием,  но и источником развития. Семейная среда – это первая культурная ниша для ребёнка. Она многогранна и состоит из предметно-пространственного, социально-поведенческого, событийного, информационного окружения.

        Родители в большей или меньшей степени создают это окружение, от его организации зависят методы воздействия на ребёнка и их эффективность. Вся жизнь семьи складывается из множества социальных ситуаций: прощание на ночь, приветствие по утрам, расставание перед уходом на работу, в школу, детский сад, сборы на прогулку и т.д.

Умение родителей придавать целенаправленность этим ситуациям, превращает их в педагогическое воспитание, особенностью которого является непреднамеренность и естественность. Важно формирование социально-психологических новообразований в структуре личности ребёнка, а домашнее воспитание благоприятно для инициирования активности ребёнка, так как  оно сугубо индивидуально, конкретно и персонализировано. В отличие от детского сада, где внимание ребёнка концентрируется в основном положительно, что есть в окружающем мире, семья даёт возможность быть свидетелем и участником самых разных жизненных ситуаций, причем не всегда позитивного содержания и смысла. Это даёт возможность ребёнку формировать иммунитет к отрицательным образцам, а социальный опыт, приобретаемый в семье, отличается большим реализмом.  

        Отношение ребёнка к окружающим предметам, нормам поведения и жизнедеятельности в родном доме возникает опосредованно, благодаря общению со всеми членами семьи. Семья, в свою очередь, предоставляет ребёнку разнообразные поведенческие модели, на которые он будет ориентироваться, приобретая свой собственный социальный опыт, определяет первые контуры образа мира, формирует образ жизни. Так же является организатором разнообразных видов деятельности детей: познавательной, предметной, игровой, трудовой, учебной и деятельности общения.

        Контакт ребёнка с окружающими – это своеобразная копия взаимосвязи родителей и детей, которым необходимо постоянное стремление иметь перед собой живой авторитет, к которому в любую минуту можно обратиться за помощью или советом. Это одна из наиболее примечательных особенностей психического склада ребёнка. Родительский авторитет не требует никаких доказательств и принимается как несомненное достояние старшего.

        Но не всегда семья оказывает положительное влияние на детей. Отрицательно сказывается конфликтная атмосфера семьи с её постоянными ссорами и скандалами. Появление у детей раннего невроза – следствие напряжённых отношений между родителями. Парадоксальной является ситуация, когда “трудные” дети растут в семьях с хорошим материальным достатком, относительно высокой культурой родителей и, наоборот, в плохо обеспеченных семьях, где присутствует низкий уровень образования, воспитываются хорошие дети. Следовательно, можно сделать вывод о том, что ни материальные блага, ни педагогические знания родителей не способны компенсировать воспитательную неполноценность стрессовой, напряженной атмосферы семьи, которая приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребёнка.

        Трудно себе представить что-либо более гнусное, чем крики и истерики, поливание друг друга грязью при детях. В  таких ситуациях семья теряет все свои педагогические качества. Так же неблагоприятно влияет на ребёнка скудность и монотонность домашнего быта. В такой семье он будет испытывать эмоциональный голод, ведь дети по самой своей природе чрезвычайно жадны до впечатлений. Им всё мало, хочется каких-то событий и волнений. Поэтому семья должна нести доброжелательную атмосферу для эмоциональных потребностей ребенка, давать пищу для воображения. В противном случае дети метаются в поисках “суперраздражителей”, либо теряются и страдают в любой более или менее усложненной ситуации.

        Безразличие родителей к проблемам в семье приводит к задержке социализации личности ребёнка и возникновению у него в будущем трудностей. Во избежание этого взрослым следует повышать свой культурный уровень и пользоваться более совершенными методами в воспитании детей. Это может быть личный пример, организация совместной деятельности, более гибкая система поощрений и наказаний.

        В зависимости от того, как ведут себя родители с детьми, какие чувства проявляются в их отношениях, ребёнок воспринимает мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. В результате у него возникает доверие или недоверие к миру. Это является основой формирования позитивного самоощущения ребёнка.         

Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами, непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на мельчайшие детали поведения ребёнка – все это создает максимально благоприятную среду для эмоционального формирования, для накапливания фактов и наблюдений, которые чудесным образом кристаллизуются потом в новую неповторимую личность.

        Родительское воспитание должно иметь действенность, силу и стойкость, а для этого быть постоянным и длительным по воздействию.

        Таким образом, в меру своих сил и педагогических возможностей семья руководит становлением личности ребёнка, заботясь о его здоровье, нравственном, интеллектуальном, эстетическом и трудовым развитии. Воспитать своего ребёнка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей. В любых самых сложных и острых педагогических ситуациях родители должны считаться с чувством собственного достоинства маленького человека, видеть в нём развивающуюся личность и стремиться к взаимопониманию.

                                                           

                                                                  ГЛАВА 2

                             

                           Общая характеристика типов семейных отношений

Любое общение (по сравнению с его отсутствием) полезно и выгодно для людей. Еще со школьной скамьи нам известно, что человек – существо социальное, и это одно из основных отличий, выделяющих его из класса млекопитающих в вид «homo sapiens». И кем бы человек ни был в возрастном, профессиональном, социальном аспектах, но с момента своего рождения и до последнего вздоха – существа общественные, а это значит, что нас не только отличает от животного мира, но и ярко характеризует процесс общения.

Можно с уверенностью утверждать, что отношение к ребенку, стиль общения с ним подсознательно формируется у родителей с момента его зачатия. Насколько желанный ребенок, кого ожидали родители (мальчика или девочку), а кто при этом родился и т.д., в общем «пришелся ли ребенок ко двору»  – все это накладывает свой отпечаток дальнейшую его судьбу, на его общение с окружающим миром.

Находясь в утробе матери, ребенок находится в состоянии полного комфорта: питание, постоянная температурная среда и т.д. В момент же рождения происходит изменение всех этих условий, и ребенок испытывает сильнейший психологический стресс. И то, какая будет оказана ему помощь в адаптации к новым условиям, будет зависеть его отношение к миру. Это – этап психологического общения. Через то, какие руки взяли в первый раз ребенка, как часто потом его берут на руки, как пеленают, кормят, что и как говорят при этом и т.д., он получает информацию о благополучии или неблагополучии окружающего мира.

Известно, что младенцы, лишенные в течение длительного времени физического контакта с людьми, страдают, деградируют и, в конце концов, погибают. Следовательно, отсутствие эмоциональных связей может иметь для человека фатальный исход. Обследование детей, проведших первые годы жизни в домах ребенка, показывает, насколько невосполнимо они отстают в своем развитии. Это – следствие дефицита общения. Такие дети в большинстве своем неконтактны, о таких детях говорят «сами в себе» и они считаются психологически не рожденными.

В каждой семье своя жизнь, характер которой определяется не только материальными возможностями, квартирными условиями, количеством членов семьи, их взаимоотношениями, но и умением отца, матери  организовать труд, учебу, отдых, бюджет, то есть – создать такую обстановку в своем доме, которая бы помогла хорошо воспитывать детей. Естественно, что все это невозможно без непосредственного общения между родителями и детьми. Карл Маркс сказал по этому поводу следующее: «Человек сначала смотрится как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к другому, как к себе подобному, сам человек начинает относиться к себе как к человеку». Так как отец и мать являются первым таким зеркалом, в которое смотрится растущий человек – их ребенок, то очень важно, чтобы он находил в нем отражение лучших человеческих качеств.

Понятие «родительское отношение» имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка, при этом выделяют три спектра отношений, составляющих любовь родителей к своему ребенку: симпатия – антипатия, уважение – пренебрежение, близость – дальность. Сочетание этих аспектов позволяет описать некоторые типы родительской любви.

Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула родительского семейного отношения такова: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом».

Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком): «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня так мало времени для общения с ним».

Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения): «Мой ребенок не такой как все. Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно – это мой ребенок, и я его люблю».

Любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция).

Отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция): «Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело».

Презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция): «Я мучаюсь, страдаю оттого, что мой ребенок так неразвит, неумен, упрям, труслив, неприятен другим людям».

Преследование (антипатия, неуважение, близость): «Мой ребенок негодяй, и я это докажу ему!».

Отказ (антисимпатия, большая межличностная дистанция): «Я не хочу иметь дело с этим негодяем».

Оптимальная родительская позиция должна отвечать трем главным требованиям: адекватности, гибкости и прогностичности.

1. Адекватность позиции взрослого  основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребенка, на умении видеть, понимать и уважать его индивидуальность. Родитель не должен концентрироваться  только на том, чего он хочет добиться от своего ребенка. Знание и учет его возможностей и склонностей – важнейшее условие успешности развития.

2. Гибкость родительской позиции рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения, способов воздействия не ребенка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. «Закостенелая», инфантилизирующая позиция ведет к барьерам общения, вспышкам непослушания, бунтам и протеста в ответ на любое требование.

3. Прогностичность позиции выражается в ее ориентации на «зону ближайшего развития» ребенка и на задачи завтрашнего дня; это опережающая инициатива взрослого, направленная на изменение общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития.

Одним из основных психолого-педагогических понятий для выделения различных типов семейного воспитания является стиль родительского отношения (или стиль воспитания). Родительский стиль – это обобщенные, характерные ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению к ребенку. Чаще всего в психолого-педагогических исследованиях для определения анализа родительского отношения используются два критерия: степень эмоциональной близости, теплоты родителей к ребенку (любовь, принятие, тепло) или эмоциональное отвержение (холодность) и степень контроля над его поведением (высокая – с большим количеством ограничений, запрещений; низкая – с минимальными запретительными тенденциями). Характеристика родительских отношений сочетает в себе четыре типа воспитания: авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный.

Авторитетный – теплые отношения, высокий уровень контроля.

Авторитарный – холодные отношения, высокий уровень контроля.

Либеральный – теплые отношения, низкий уровень контроля.

Индифферентный – холодное отношение, низкий уровень контроля.

Если смотреть на проблему родительских отношений с точки зрения клинико-психологических позиций, то определяется ряд параметра воспитательного процесса. Стиль воспитания напрямую связан с отклонениями в психическом  и физическом здоровье детей.

  1. Интенсивность эмоционального контакта родителей (гиперопека, опека, принятие, непринятие).
  2. Параметр контроля: разрешительный, допускающий, ситуативный, ограничительный.
  3. Последовательность – непоследовательность.
  4. Аффективная устойчивость – неустойчивость.
  5. Тревожность – не тревожность.

Различные сочетания этих параметров воспитания соотносятся с различными видами неврозов у детей. Например, ограничительство, аффективная неустойчивость со стороны родителей приводит к развитию у ребенка невроза страха. Сверхпринятие, разрешительство, непоследовательность – к развитию истерического невроза. Выраженное ограничительство – к неврозу навязчивых состояний.

В реальной жизни могут быть представлены несколько стилей отношения к ребенку: отец, мать, бабушки и дедушки могут конфликтовать друг с другом, отстаивая каждый свой стиль. Кроме стилей отношений, обращенных непосредственно к ребенку, на его воспитание оказывает безусловное влияние стиль взаимоотношений взрослых членов семьи.

Изучение внутрисемейных отношений показывает, что под влиянием эмоционального опыта общения с родителями и их оценочных воздействий переживания детей приобретают разную эмоциональную направленность. Если родители ведут себя непоследовательно – то ругают, то не обращают внимания, то вступают в спор, заступаясь за ребенка, – наблюдаются ярко отрицательные проявления личности.

Существуют различные типы семей. Т. Д. Куликова указывает, что каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому-либо типу.

Например, патриархальная (семья традиционного склада), большая по численности, где много детей, которые зависят от родителей, почитают старших, строго соблюдают национальные и религиозные обычаи. Сохранились такие семьи в основном в сельских местностях и малых городах. Также имеют распространение семьи, состоящие из трех поколений, и имеющие зачастую вынужденный характер: из-за отсутствия собственного жилья молодая семья живет со своими родителями и детьми.

        В молодых нуклеарных семьях (родители и несемейные дети) обычно присутствуют уважение и забота друг о друге, открытое проявление тесного содружества в отличие от патриархальных семей, где подобные отношения вуалируются. Но распространение нуклеарных семей чревато ослаблением эмоциональных связей между молодыми супругами и их родителями. В результате снижается возможность в оказании взаимопомощи, затруднена передача опыта, в том числе и опыта воспитания от старшего поколения к младшему.

        В последние десятилетия растет число малых семей, где живут два человека. Это супруги, дети которых не живут по каким-либо причинам с ними, или  это результат развода, либо смерти одного из  супругов. В неполной семье одни из супругов, чаще мать, воспитывает ребенка. Такая же структура наблюдается у  материнской (внебрачной) семьи, которая отличается от неполной тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребёнка. О количественной представительности такой семьи свидетельствует отечественная статистика “внебрачной” рождаемости: каждый шестой ребёнок рождается у незамужней мамы. Часто ей всего 15-16 лет, когда она не в состоянии ни содержать, ни воспитывать ребёнка. В последние годы материнские семьи стали создавать зрелые женщины, сознательно сделавшие выбор “родить для себя”. Ежегодно более полумиллиона детей в возрасте до 18 лет остаются без одного из родителей в результате развода. На сегодня в России каждый третий ребёнок воспитывается в неполной или материнской семье.

        Существует так называемый гражданский брак. Иногда его называют фактическим, в просторечии это не что иное, как сожительство. На научном языке это промежуточная семья, то есть в любой момент она может принять какую-то окончательную форму: развалиться или будет закреплена документально (часто это делается под давлением беременности). В такой семье трудно строить долгосрочные планы. Мужчина и женщина, годами проживая под одной крышей, остаются раздельными “он” и “она”, тогда как супружеское “мы” обладает совсем иным качеством ощущения самих себя и жизни вообще. По данным социологических исследований в таком браке в основном живут те пары, которые достигли чего-то в жизни и имеют приличный достаток, но не желающие брать на себя ответственность за ячейку общества под названием “семья”.

        Некоторое время назад считалось, что особого внимания заслуживают молодые семьи, не имеющие опыта воспитания, не владеющие необходимыми знаниями и умениями. Серьезным тормозом в воспитании ребёнка в таких семьях становится неумение родителей организовывать домашнее хозяйство, рационально распределять своё время и силы и, часто, наладить правильные взаимоотношения в семье. Это молодые семьи, воспитывающие первого ребёнка, где возраст родителей не превышает 30 лет, а супружеский стаж – 5 лет.

        В неполной семье мать в основном пренебрегает родительскими обязанностями, не уделяет ребёнку должного внимания, перекладывая все заботы о воспитании на дошкольное учреждение. Выявить неблагополучие домашнего воспитания помогает изучение поведения ребёнка, его эмоционального состояния. Часто отклонения в поведении ребёнка – это травма из-за развода родителей, семейные неурядицы, переживания из-за отсутствия отца.

        Таким образом, становление родительского поведения, приспособление к роли родителя – одно из главных направлений личностного развития взрослого человека. Трудность этой задачи в том, что она не может быть решена раз и навсегда: по мере роста, взросления ребёнка родительская роль многократно изменяется, наполняется все новым и новым содержанием. Ведь главными характеристиками оптимальной родительской позиции считаются адекватность, гибкость и прогностичность. И нужно помнить, что горячая и прочная привязанность – это живительная почва, на которой расцветает личность ребёнка.

                                                         

                                                       

                                                                ГЛАВА 3

           Методы диагностики внутрисемейных отношений

Комплексное изучение особенностей личностных характеристик родительско-детских отношений требует создания экспериментальных условий для исследования и с этой целью использования стандартизированных методик изучения познавательной деятельности и методик личностной психодиагностики. Большая часть этих методик возникла за рубежом, однако к настоящему моменту значительное их число адаптировано в нашей стране. Существуют и отечественные методики, направленные на изучение этих характеристик.

Целью методов диагностики является переосмысление семейных отношений с помощью педагога-психолога, который помогает ребёнку понять свою ситуацию, вместе с ним искать пути и средства решений  волнующих ребёнка проблем, связанных с оптимизацией его семейной микросреды.

При изучении сферы взаимоотношений ребенка с родителями чаще всего используют следующие проективные методики:

  • методика Р. Жиля;
  • методика «Чернильные пятна» Г. Роршаха;
  • рисуночные методики – «Рисунок семьи», «Нарисуй себя», «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное».
  • тест-опросник А.И. Захарова;
  • тест родительско-детских отношений (А.Я. Варга, В.В. Столин);
  • тест-опросник «Мера заботы» А.Г. Лидерса, И.В. Анисимовой;
  • тест-опросник «Ваш стиль воспитания».

Диагностические методики на выявление родительско-детских отношений включают в себя изучение содержания контактов родителей с детьми. Такие методики необходимы, чтобы понять многие супружеские конфликты и причины напряженности в семье. Они делятся на две группы: одни исследуют межличностные отношения в системе «родитель – ребенок» глазами родителя, другие – глазами ребенка.

Проективная методика Р. Жиля в адаптированном варианте И.Н. Гильяшевой и Н.Д. Игнатьевой предназначена для исследования социальной приспособленности ребенка, особенностей его личностных отношений с окружающими, некоторых поведенческих характеристик и черт личности.

Методика «Чернильные пятна» Г. Роршаха направлена на выявление таких аспектов личности ребенка, как индивидуальный когнитивный стиль, способы  аффективного реагирования и контроля, структура потребностей личности, содержание конфликтных переживаний.

Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга и В.В. Столина представляют собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

        Ценную информацию можно получить с помощью рисовальных проб «Моя семья»,  «Кинетический рисунок семьи» (КРС). Испытуемому предлагается нарисовать свою семью так, чтобы каждый член семьи и сам ребёнок были чем-то заняты. Анализируют, уделяя особое внимание структуре рисунка семьи – сравнивается реальный и нарисованный, расположение, взаимодействие членов семьи на рисунке, величина изображенных фигур, их адекватность.

Одним из методов диагностики внутрисемейных отношений является беседа. Ребенку предлагается опросник, разработанный А.И Захаровым. Диагностируется компетентность и престижность родителей в восприятии детей, выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями.

Изучив особенности взаимоотношений детей и родителей в семье с помощью диагностических методик, психологи и педагог намечают пути коррекции нарушений на основании дифференцированного и индивидуального подхода к родителям.

                                                     

                                               

                                                       ГЛАВА 4

 Специфика организации и проведения психопрофилактики в ДОУ

        Всестороннее гармоничное развитие детей, начиная с самого раннего возраста, требует единства и согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий. Руководство ДОУ организует и направляет усилия педагогического коллектива на работу с родителями, обеспечивает развитие всех форм работы с семьей в их взаимосвязи, улучшает содержание педагогической пропаганды, её методы, вносит в эту работу целенаправленность.

В дошкольном учреждении в единстве выступают два вида работы: это диагностико-коррекционный и диагностико-развивающий. Их основное назначение – не сравнение детей, а проникновение в их духовный мир: познание психики, изучение общения и взаимоотношений в группе. Важно познать структуру детской группы, выявить воспитанников с низким социальным статусом, определить устойчивость детских симпатий и антипатий, коллективные отношения, их гуманность.

        Еще одной целью работы является осуществление двухуровневой диагностики, то есть определение уровня развития ребенка не только на сегодняшний день, но и “зоны его ближайшего развития”. Следует выбрать наиболее адекватные поставленной цели методы для изучения детей. Предпочтительней такие, которые позволяют достаточно оперативно получить нужную информацию, не связанной с громоздкой процедурой обработки. Используется также метод регулярного систематического наблюдения, так как он относится к самой особенности профессиональной деятельности психолога. Результаты работы приводят к разным выводам: ребёнок либо соответствует, либо превосходит, либо ниже нормативных показателей. Дети каждой выделенной группы требуют внимания, в особенности последние, так как возрастные особенности, связанные с быстрыми внешними физическими изменениями допускают быстрое изменение психологического облика ребенка.

        Особенно широко в психопрофилактической работе используется ведущая деятельность детей. В основном это игра во всех её разновидностях. Она является универсальной формой работы, которая как бы создает “зону ближайшего развития” ребёнка и делает занятия привлекательными для детей.

Психогимнастические игры разработаны на основе теоретических положений социально-психологического тренинга о необходимости особым образом организовывать среду, в которой возможны преднамеренные изменения, касающиеся групп в целом или отдельных ее участников. В психогимнастических играх у детей формируется положительное отношение к своему имени, своим личностным качествам, правам и обязанностям и т.д.

Коммуникативные игры делятся на три группы:

1) направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и проявлять положительное отношение к нему;

2) способствующие углублению сферы общения;

3) обучающие умению сотрудничать.

Игры и задания, направленные на развитие произвольности, для дошкольников особенно важны. Чтобы это качество развивалось у детей осознанно, занятия начинаются с освоения таких понятий, как «хозяин своих чувств» и «сила воли».

Игры, развивающие воображение, опираются на хорошо известное положение о том, что действие ребенка в воображаемом мире отражает его мышление и поведение в реальной жизни. Как отмечает В.Оклендер, дети с хорошо развитым воображением имеют более развитый показатель интеллекта, легче преодолевают трудности. А целенаправленное развитие способности к воображению у детей со слабо развитой фантазией улучшает их адаптационные возможности.

        Важное место отводится художественной деятельности, где имеет место два основных направления:         

                                                а) извлекающие занятия

                                      б) самораскрытие в творчестве.

        Используются также занятия физической культурой, которые дают возможность зарождаться новым видам деятельности: учебной и трудовой.

        Используются опросные методы, которые дают возможность установить личное мнение ребёнка. Особое значение имеет искусство ставить вопросы. Ценную информацию о внутреннем мире ребёнка даёт анализ продуктов деятельности детей. Он даёт возможность изучать познавательные процессы, личное отношение к окружающим и состояние здоровья ребёнка. Широкое распространение получили разнообразные тесты – короткие психологические испытания, дающие представление о ведущей для данного возраста деятельности, уровне развития и готовности к чему-либо.

        Исходя из принципов и конкретных задач изучения тех или иных особенностей психики ребёнка или группы, определяется стратегия, общий путь психопрофилактической работы, который даёт возможность целенаправленно и планомерно определить в работе важнейшие задачи и второстепенные. Общая цель психопрофилактической работы заключается в точной фиксации, регистрации, выявлении психологических факторов (определенный акт поведения ребенка, обусловленный особенностями его психологии и личности), в накоплении эмпирических, опытных данных для последующего анализа и профилактического использования. Психопрофилактическая работа руководствуется:

  • принципом генетического (исторического) подхода,
  • принципом детерминизма,
  • принципом обусловленности,
  • принципом стереоскопичности (вывод, исходящий из нескольких мнений о ребенке),
  • принципом “Не навреди!”,
  • принципом беспристрастности,
  • принципом сотрудничества.

В работе психолога  учитывается целостность психики ребёнка, его душевного склада, потому как отдельные диагностические методы по необходимости как бы “выхватывают” из целого какую-то маленькую частичку. Любые показатели рассматриваются на фоне личности ребёнка, как любая черта психики вписана в сложную картину общего явления.

        Очень важным моментом является профессиональная подготовленность педагога, ведь она напрямую связана от его собственной индивидуальной готовности к работе. Отсюда вывод: если педагог аффективен, он не может вести коррекционную работу до тех пор, пока не выяснит причины собственной аффективности. Личностная готовность предполагает у взрослого способность идти не от себя, а от ребёнка и его проблем.

        Таким образом, все виды психопрофилактики, используемые в ДОУ, направлены на создание наиболее благоприятных условий для оптимизации психического развития личности ребёнка. Насколько полезными для педагогической практики окажутся результаты диагностической деятельности педагогов, зависит от их грамотности, полноты интерпретации, результатов изучения воспитанников, и от того, насколько верными окажутся избранные ими пути и средства коррекционной работы с детьми.

                                               

                                                         ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная семья и её проблемы служат объектом исследования ряда наук – психологии, педагогики, социологии, демографии, экономики. Специалисты изучают динамику эмоциональных отношений в браке, причины одиночества в семье, особенности семейного воспитания. Ведь семья – это школа чувств ребёнка. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе всё многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно-национальный опыт.

От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает нормы общественного поведения. Но семейному воспитанию недостает целенаправленности, так как родители, хотя и знают цели и задачи воспитания, тем не менее, затрудняются в их практическом осуществлении

 Для того, чтобы у детей не возникало никаких нарушений личностной сферы, современные родители должны обладать способностью к реформации на индивидуальные и возрастные особенности ребенка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального воспитания.

 Если у родителей присутствует авторитарный стиль воспитания, то у детей возможно появление таких личностных нарушений как тревожность, агрессивность, замкнутость,  при либерально-попустительском стиле — замкнутость и агрессивность и только при демократическом стиле воспитания ребенок может развиваться без нарушений в личностной сфере.

                                           БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ!

                                         

                                                 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авдуевская Е., Дубовская Е. Возрастная социальная психология. //Дошкольное воспитание, № 10. – М.,  1993.
  2. Волосова Е. Эмоциональное воспитание ребёнка в повседневной жизни. //Дошкольное воспитание, № 11. М.,  1991.
  3. Воспитателю о работе с семьей. /Под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М., 1989.
  4. Григорович Л. Будущему воспитателю о психодиагностике. //Дошкольное воспитание, № 11, 1993.
  5. Детский сад и семья. /Под ред.Т.А. Марковой. - М., 1981.
  6. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника./Под ред. Я.Л. Коломенского, К.А. Панько. - Минск, 1977.
  7. Доронова Т.Н. Работа с родителями. – М., 1989.
  8. Запорожец А. Роль дошкольного воспитания в общем процессе всестороннего развития человеческой личности. //Дошкольное воспитание, № 9, 2002.
  9.  Захаров А.С. Неврозы детей и подростков. – М., 1989.
  10. Захаров А.С. Отклонение в поведении ребенка. -  Спб., 1997.
  11. Коломенский Я.Л. Человек: психология. - М., 1980.
  12. Корчак Я. Как любить детей. - Минск, 1980.
  13. Кошелева А.   Мелодия душевной жизни ребенка. //Дошкольное воспитание, № 8, 2002.
  14. Куликова Т.А. Семейная педагогика. – М., 2000.
  15. Лавров А.С, Лаврова О.А. Воспитание чувств. - М., 1968.
  16. Мещерякова С. Авдеева Н.   С чего начинается личность. //Дошкольное воспитание, № 8, 2002.
  17. Монич К.И. Доброта начинается с детства. - Минск, 1978.
  18. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., 1990.
  19. Окунев И. Дорогое наследие. //Дошкольное воспитание, № 3, 1990.
  20. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. - М., 1990.
  21. Пинт А.О. Это вам, родители. - М., 1971.
  22. Психология семейных отношений. /Под ред. Е.Г. Симеевой. - М., 2002.
  23. Ходьков Н.М. Молодым супругам. – М., 1979.
  24. Шаграева О. Родительский университет: изучаем психологию семьи. //Дошкольное воспитание, № 3, 2000.
  25. Шакуров Р.Х. Человек формируется с детства. - М., 1972.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пcиxoкoppeкция и психопрофилактика отклонений и нарушений в развитии ребенка

Пcиxoкoppeкция и психопрофилактика отклонений и нарушений в развитии ребенка...

«Семейный кодекс – документ, регулирующий правовые вопросы в семейных отношениях»

В данной консультации обсуждается вопрос правовых вопросов в семейных отношениях обозначенных в Семейном кодексе РФ....

Материал к семинару-практикуму «Стили семейных отношений» Стили семейного воспитания

По поводу воспитания детей существует множество теорий. Родители, воспитывая детей, обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывают интуиция, жизненный опыт и складывающ...

Пcиxoкoppeкция и психопрофилактика отклонений и нарушений в развитии ребенка

В целом содержание психокоррекции в условиях дошкольного учреждения определяется: направлением психологических воздействий (дети, семья, педагогический коллектив), контекстом отклонений (общие и парци...

Семейный Кодекс Российской Федерации — основной кодифицированный нормативный правовой акт, регулирующий семейные отношения на территории Российской Федерации. Был принят вместо действовавшего до этого КоБС РСФСР. Семейный кодекс состоит из восьми разделов

Семейный Кодекс Российской Федерации — основной кодифицированный нормативный правовой акт, регулирующий семейные отношения на территории Российской Федерации. Был принят вмес...

Психологические методы изучения семейных отношений и положения ребенка в структуре межличностных отношений в семье

Психологические методыизучения семейных отношений и положения ребенка в структуре межличностных отношений в семье Актуализация теоретических знаний Нестабильность и противоречивость современ...