Главные вкладки

    Музыкальные игры с детьми дома
    материал

    Музыкальные игры для всей семьи

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл muzykalnye_igry_s_detmi_doma.docx27.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Музыкальные игры с детьми дома

    Игра — планета, на которой обитает ребёнок. Особенно ребёнок дошкольного возраста. Это воздух, которым он дышит. Его способ познания мира. Именно игра — главный способ обучения и воспитания дошкольника.

    Практически любые задачи, возникающие в процессе музыкального воспитания дошкольников, в том числе в семье, можно и нужно решать с помощью игры:

    - Привить любовь к хорошей музыке, как серьёзной, так и лёгкой.

    - Развить музыкальный вкус.

    - Научить игре на том или ином музыкальном инструменте.

    - Развить творческие способности.

    - Научить двигаться под музыку.

    - Развить эмоциональную культуру, эмоциональную восприимчивость.

    Есть, конечно, и другие, но эти задачи главные. Которые, по нашему убеждению, могут решать не только учителя, но и папы и мамы. В том числе те, которые не играют ни на каком музыкальном инструменте и даже не знают нот.

    В какие же музыкальные игры можно поиграть с детьми дома.

    • «Слушаем тишину»     

    У детей повышена эмоциональность, и они всё делают громко: не говорят, а кричат, если радуются, то визжат от восторга, если огорчаются — рыдают навзрыд. Это нормально. Они иначе не могут. За это их нельзя ругать. Но иногда предложите им присесть, остановиться, замереть и послушать… тишину. Это можно сделать и дома и на природе. В поле, в лесу, в парке, около реки. Или просто на улице или во дворе. Итак, условия игры.— Тише, — говорите вы. — Ещё тише. Совсем тихо. Давай сыграем — кто лучше услышит тишину и назовёт больше звуков. Говорим по очереди.— Вот машина проехала. Вот птичка пропела. Гудок поезда. Чей-то разговор. Деревья прошелестели ветками. Ребёнок вслушивается в тишину, в окружающие звуки. Начинает понимать, что среди этих звуков есть и такие красивые и завораживающие, как пение птиц, шум леса, реки или моря. Кстати, тишина, пауза — вполне, музыкальная категория. Выдержать точно паузу (ещё мгновение и она оборвётся) — большое искусство. Как в музыке, так и в жизни… Побеждает тот, кто назвал большее количество таких источников.     

    • Игра на развитие слухового восприятия «Угадай, что звучит».

    Для этой игры вам понадобится несколько предметов, которые есть в каждом доме. Например, стеклянная бутылка, кастрюля, тарелка, стакан, фарфоровая чашка.

    — возьмите карандаш и постучите по каждому предмету по очереди;

    — затем попросите ребёнка отвернуться и постучите по какому-либо одному предмету;

    — когда малыш повернётся к Вам, дайте карандаш ему, и пусть он отгадает, по какому предмету Вы стучали.

    — в эту игру можно играть с 3-х лет, постепенно её усложняя.

    • «Учим слова песни»     

    В этом непростом деле тоже смогут помочь игры с куклами. Предположим, вы учите с четырехлетней дочкой слова песни про Чебурашку и чувствуете, что ей скучно. Она не может сосредоточиться, рассеяно смотрит по сторонам.— Давай, сыграем,- предлагаете вы. — Ты будешь учительница, а куклы — ученики. Разучи с куклами слова песни. Глаза девочки загорелись. Игра — это совсем другое дело. Девочка рассаживает кукол на диване и повторяет для них слова вслед за вами. Потом проверяет, как куклы слова выучили, произнося слова их голосами. Сначала голосом куклы-мышки. Потом самого Чебурашки. Потом Барби или Робота. Песня выучивается легко и быстро. Игра с куклами может помочь и при обучении игре на том или ином музыкальном инструменте.

    • Игра «Угадай песенку»

    Вы играете, напеваете или насвистываете известную песенку ребёнку. Он должен угадать, какая это песенка. В случае правильно ответа — одобрение и аплодисменты.

    или

    1. Задумайте какую-либо хорошо известную Вашему ребёнку песенку, и прохлопайте её ритм.
    2. Пусть он угадает песню, затем загадает свою.
    3. Но не забывайте, что ребёнку 4-6 лет трудно удержать в памяти большой отрывок мелодии.
    4. Поэтому в игре загадывайте только припев песенки, вернее сказать, несколько строчек.

     

    • Релаксация

     

    А ещё под музыку можно очень хорошо фантазировать и расслабляться.

    Лучше всего это делать перед сном или когда ребёнка нужно успокоить.

    Для этого выберите лёгкую спокойную мелодию. Попросите ребёнка:

    — сесть или лечь в удобное для него положение;

    — закрыть глаза;

    — представить, что он попал в сказку.

    Пусть это будет сказочный лес или поляна, или пляж, или всё, что вы захотите.

    1. Начните рассказывать, куда Вы с ним попали, и как здесь замечательно.
    2. Пусть ребёнок расскажет, что он видит, и что он чувствует.
    3. Следите за тем, чтобы элементы Вашего рассказа совпадали с темпом, настроением мелодии.
    4. Например, если звучит отрывистая музыка:

    — то пусть в этот момент в Вашем рассказе Вы встретите Зайчика.

    — или будете перепрыгивать через небольшие лужицы.

    1. А если мелодия плавная — можно представить себя:

    — красивой бабочкой, порхающей над цветами.

    — или плыть на лодочке.

     

    • Игра «Громко-тихо запоём»

     

    Игровым материалом может быть любая игрушка.

    1. Ребёнку предлагается на некоторое время выйти из комнаты.
    2. Взрослый прячет игрушку.
    3. Задача ребёнка найти её, руководствуясь силой звучания песенки, которую начинает петь взрослый.
    4. При этом громкость звучания :

    — усиливается по мере приближения к игрушке,

    — ослабляется по мере удаления от неё.

    1. Затем взрослый и ребёнок меняются ролями.

     

     

    • Игра «Кошка Мурка и музыкальные игрушки»

     

    Игровой материал: музыкальные игрушки — дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек; мягкая игрушка — кошка, коробка.

    1. Взрослый приносит коробку, перевязанную лентой, достаёт из неё кошку и сообщает, что кошка Мурка пришла в гости и принесла музыкальные игрушки, которые предложит ребёнку, если он узнает их по звуку.
    2. Взрослый, незаметно для ребёнка, за небольшой ширмой играет на музыкальных игрушках.
    3. Ребёнок узнаёт их.

     

    • «Танцуй так же, как я»

     

    Под танцевальную музыку вы делаете самые простые движения и просите ребенка, точно их повторить. Маленькие дети вообще любят подражать. Игровой момент усиливается, если вы заранее объявляете, кто танцует. Например, Баба-Яга, Золушка, или другой сказочный персонаж или зверь. Ребёнок становится старше, и круг танцующих персонажей всё более расширяется. Особенно азартный характер приобретает игра, если в ней участвует двое или более детей. Тогда вы или дети оценивайте, кто станцевал лучше, и кто становится «заказчиком». Игра помогает развитию координации движений под музыку, развивает фантазию, воображение.

    • «Послание африканскому племени»

     

    Вы стучите на барабане определённый ритм-послание соседнему африканскому племени. Сообщаете ребёнку содержание послания. А лучше, если он придумает послание сам. Например, «на улице хорошая погода», «у меня скоро день рождения» и т.д. Ребенок должен точно повторить ритм. В этой игре также возможна смена ролей: ребёнок стучит послание — вы повторяете. Такого рода игры развивают не только ритмические способности, но и фантазию ребёнка.

     

    • «Кто лучше изобразит»

     

    Кто лучше имитирует, изображая под весёлую музыку игру в мяч, в снежки, фигурное катание и т.п.   

                     

    • «Придумай танцевальные  движения»

     

    Кто больше придумает движений под различные танцы: цыганочку, польку, русский перепляс, быстрый современный танец и т.д.

     

      !!!

    Вайолет Оклендер (всемирно известный детский гештальт-терапевт) часто использует музыкальные игры в своей работе с детьми. Оказывается, можно играть с детьми при помощи музыки. Без всяких скучных обучений нотам и прочему. Итак, примеры.

    • Рисуем музыку

    Включайте классическую музыку и слушайте вместе с ребенком. Спросите ребенка, как ему кажется, про что эта музыка. О чем думал музыкант, когда писал или играл ее. Ставьте композицию на повтор и рисуйте. Всё, что приходит в голову, когда слышите эту музыку. Вы – на своем листочке, ребенок – на своем. Рекомендуется брать для этой игры композиции из детских альбомов классиков. Интересно слушать разные по настроению и ритму мелодии. К примеру, «Баба Яга» и «Мама» П.И.Чайковского. Под них рождаются совсем разные образы (лучше не сообщать ребенку названий, чтобы он мог «родить», услышать что-то свое).

     

    • Прогулка карандаша

    Вооружаемся карандашом и включаем музыку. Любую. Отлично подойдет, опять же, композиция из детских альбомов классиков. Быстрая или медленная, веселая или грустная – на ваш выбор. Не надо стараться ребенка искусственно увеселять. Если ему сегодня немного грустно – так и поставьте грустную, дайте ему свое настроение прожить сполна. Есть чудесная музыка про болезнь куклыу того же Чайковского, например.

    Музыка играет, а карандаш гуляет по бумаге под музыку. Просто, как будто это и не карандаш. Пусть танцует. Как бы он танцевал под эту музыку, если бы был живым. Музыка заканчивается, убираем карандаш от листа и смотрим. Всматриваемся. Разглядываем. На что похоже? Задача – что-то «найти». Вы – у себя на бумаге, ребенок – у себя. Что-то нашли – берем карандаши других цветов и дорисовываем найденное.

    Чем полезна эта игра? Развитием воображения и фантазии, как вы уже, наверняка, догадались. Ну и, опять же, развитием умения слушать и слышать ритм композиции.

    • Играем вместе

    Эта игра для компании детей, взрослых, для всей семьи. И для нее ёпонадобятся музыкальные инструменты. Подойдут как раз те, с которыми играет ребенок: ксилофон, маракасы, барабан, ложки, губная гармошка и т.д.

    Каждый участник игры выбирает себе по инструменту, и все начинают играть.

    Первый этап: все играют вместе, оркестром.

    Второй: по очереди, по часовой стрелке (будет удобно, если вы сядете в круг на полу).

    Третий: играют только те, кого называет ведущий, остальные – ждут (называть можно как одного человека, так и сразу двоих, троих).

    Заканчивается игра тем, что ведущий называет всех присутствующих, и все снова играют вместе, оркестром.

    Чем полезна эта играКроме того, что она веселая и семейная (а что может быть лучше), она учит потерпеть, ждать своей очереди. Ребенок учится «молчать», пока «звучит» другой, проявлять уважение к «звучанию» другого и сам при этом встречается с тем же: все молчат, когда он играет. Это бывает очень полезно в формирующейся группе на детских занятиях. Я замечала, что после этой игры детям становится проще потерпеть, пока другой договорит.

     

    • «Сыграй, как…»

     

    Возвращаемся к инструментам. И фантазируем. Игра заключается в том, чтобы сыграть, как… Как шумит дождь. Как принцесса собирается на день рожденья принца. Как садится солнышко. Как больно малышу, когда у него растут зубки. Как радостно, когда Дед Мороз приносит то, что ты у него попросил. Как обидно было, когда на площадке кто-то толкнул. Как было горько, когда мама поругала. Как ложится спать уставший мальчик. Как мы завтра пойдем в детский сад. И т.д.

    Чем полезна эта игра? Тут пользы – целый вагон. Во-первых, игра позволит вам много про своего ребенка узнать. Какую музыку он играет про поход в детский сад? Бодрую или унылую? Что он сыграет про нового друга? Слушайте – и услышите. Только не превращайтесь в аналитиков – это всего лишь игра. Также пользу во время игры извлекаем через развитие воображения и фантазии, конечно. Это ж все нужно представить и придумать, как сыграть. Эмоциональное развитие – если вы просите сыграть на тему чувств, как в приведенных мною примерах. Тут есть еще и возможность прожить какие-то чувства, отреагировать. А вам – разделить, при помощи своего инструмента.

     

     

    • Стоп!

    Снова собираемся всей семьей вокруг музыкальных инструментов. Назначаем главного. Он будет дирижером. Все играют, а он – командует. Громче! Тише! Медленнее! Быстрее! И самая любимая детьми команда – Стоп! Дирижеры меняются.

    Чем полезна эта игра? Возможностью для ребенка хоть немного побыть главным и поуправлять общим процессом. Отыграть свое желание командовать, диктовать. Получить законную сферу и время, где и когда это можно делать (и все реально слушаются). Если играть регулярно, желание командовать всегда и всюду у ребенка снижается – проверено и замечено.

    Вторая сторона этой игры – попробовать себя в новой роли. Бывает, что и дети, и взрослые умеют только командовать или только слушаться. А в этой игре можно примерить на себя и то, и другое, посмотреть, где вам комфортнее.

    Кстати, есть дети и взрослые, которые категорически отказываются от роли дирижера – и не нужно их уговаривать. Если человек не готов брать на себя столько власти – ничего хорошего для него не будет, если уговорите.

     

    • Животные Сен-Санса

    Да, кроме Чайковского, есть и другие прекрасные композиторы. Например, Камиль Сен-Санс. Он написал целый, если так можно выразиться, сборник небольших музыкальных произведений под общим названием «Карнавал животных». Отдельная композиция – про отдельного животного. Там у него антилопы, слон, кенгуру и т.д.

    Найдите картинки со всеми этими животными, или игрушки. Разложите перед ребенком и включайте композиции. Просите ребенка угадать, о ком это сейчас играет музыка. Животных можно также, конечно, изображать.

    Чем полезна эта игра? Знакомством с животным миром, настроением и повадками разных животных.

     

    • Сыграй сказку

     

    Выдаем детям инструменты и просим помочь рассказать сказку. Рассказываем любую сказку, а некоторые ее эпизоды дети  проигрывают. Например, встретила Красная Шапочка волка, а он какой? Как он зарычал? Дети играют. Потом пошла она по дорожке медленно – как? А волк быстро побежал – как? Такая интерактивная сказка получается.

    Чем полезна эта игра? Развивает фантазию, воображение. Дает ребенку возможность ощутить свою причастность, принадлежность, быть полезным и важным в общем процессе, побыть активным участником, а не просто слушателем.

     

    • Разговор инструментами

     

    Представьте, что вы умеете разговаривать только музыкальными инструментами. Какой бы инструмент вы выбрали, чтобы что-то сказать ребенку? И как бы вы это «сказали»? Сделайте это и, объяснив ребенку правила игры, попросите сделать то же самое. Пусть он ответит вам. Послушайте его ответ. Какой он? Какие чувства рождает? Как вам кажется, что он хочет сказать вам?

    Чем полезна эта игра? Возможностью сказать друг другу что-то, что сложно сказать словами. Возможностью услышать другого, встретиться с ним. Прекрасная игра для семьи. Бывает, что я использую ее в семейной терапии.

    ! Музыкальные инструменты можно заменить звучащими предметами, которые есть у вас дома.

    Фантазируйте, играйте, сочиняйте и у Вас обязательно получится замечательная игра и продуктивное общение с Вашим ребёнком!

    В заключение, хочется добавить, музыка дарит и родителям, и детям радость совместного творчества, насыщает жизнь яркими впечатлениями. Не обязательно иметь музыкальное образование, чтобы регулярно отправляться с вашим малышом в удивительный мир гармонии звуков.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Музыкальные игры с детьми дома

    В консультативной форме рассказывается родителям, как и в какие музыкальные игры можно поиграть со своим ребенком дома....

    Музыкальные игры с детьми ДОМА

    1. Ребенок учится особенно продуктивно, только если вы являетесь активным участником процесса.2. Вы — лучший учитель для своего малыша, и в ваших силах сделать процесс обучения веселым.3. Наслаж...

    Буклет "Музыкальные игры с детьми дома"

    Консультация для родителей....

    «Музыкальные игры с детьми дома» - старший и подготовительный дошкольный возраст.

                                   «Музыкальные игры с детьми дома» -          ...

    Музыкальные игры с детьми дома

    Музыкальные игры с детьми домаОсновная цель музыкального воспитания в детском саду - подготовка к школе эстетически воспитанного и развитого ребёнка, умеющего эмоционально воспринимать содержание музы...

    Консультация для родителей на период изоляции "Музыкальные игры с детьми дома"

    Музыкальность ребёнка имеет генетическую основу и развивается у каждого ребёнка при создании благоприятных условий. Родители часто спрашивают: «В какие музыкальные игры можно поиграть с детьми дома?» ...