Музыкальные игры с детьми дома
консультация

Бариева Ильвира Решатовна

Музыкальные игры с детьми дома

Основная цель музыкального воспитания в детском саду - подготовка к школе эстетически воспитанного и развитого ребёнка, умеющего эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения, проникаться его настроением, мыслями, чувствами.

В процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста решается множество воспитательно -образовательных задач: 

воспитание художественного вкуса у детей, эмоциональной отзывчивости на музыку, а также развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности: восприятия (слушание музыки) и исполнительства (певческой деятельности, игры на музыкальных инструментах), музыкально - ритмической деятельности.

Музыкальность ребенка имеет генетическую основу и развивается у каждого ребенка при создании благоприятных условий. Музыкальные игры помогают освоению различных свойств музыкального звука: силы, тембра, длительности звучания. Во время игры ребенку важно почувствовать, что взрослому приятно с ним общаться, нравится то, что и как делает ребенок.  

И конечно же игра - основной способ обучения и воспитания дошкольников. Это не преувеличение. Игра  - планета, на которой обитает ребёнок. Особенно ребёнок дошкольного возраста. Это воздух, которым он дышит. Его способ познания мира. Именно игра - главный способ обучения и воспитания дошкольника. Чему угодно: спорту, живописи, музыке, практически любые задачи, возникающие в процессе музыкального воспитания дошкольников, в том числе в семье, можно и нужно решать с помощью игры. Привить любовь к хорошей музыке, как серьёзной, так и лёгкой, развить музыкальный вкус. Что важно, так как музыка может оказывать на ребёнка как положительное, так и отрицательное воздействие. Научить игре на том или ином музыкальном инструменте. Развить творческие способности. Научить двигаться под музыку. Развить эмоциональную культуру, эмоциональную восприимчивость. Есть, конечно, и другие, но эти задачи главные. Которые, по моему убеждению, могут решать не только педагоги, но и папы и мамы. В том числе те, которые не играют ни на каком музыкальном инструменте и даже не знают нот. Впрочем, и тому и другому не поздно научиться в любом возрасте.   

Предлагаю несколько вариантов музыкальных игр для вас в кругу семьи.

«Какой инструмент звучал?»     

Перед ребёнком два инструмента. Предположим, бубен и барабан. Попросите ребенка отвернуться и постучите по одному из инструментов. Если ребенок угадает, по какому инструменту вы стучали, то получает ваше одобрение и аплодисменты. Постепенно количество детских музыкальных инструментов, как мелодичных, так и ударных можно увеличить. Игра развивает тонкость слуха, учит узнавать различные тембры. Время от времени меняйтесь ролями: ребёнок спрашивает — вы отвечаете.

(Вы можете использовать такие музыкальные инструменты: металлофон, ксилофон, погремушка, дудочка, а также можете сделать вместе с ребенком свой какой-нибудь интересный шумовой музыкальный инструмент, например насыпать в баночку немного крупы (горох), вот и готов музыкальный инструмент).

«Слушаем тишину»     

У детей повышена эмоциональность, и они всё делают громко: не говорят, а кричат, если радуются, то визжат от восторга, если огорчаются — рыдают навзрыд. Это нормально. Они иначе не могут. За это их нельзя ругать. Но иногда предложите им присесть, остановиться, замереть и послушать… тишину. Которую они не слышат. Не умеют слышать. Это можно сделать и дома, но лучше где-нибудь на природе. В поле, в лесу, в парке, около реки. Или просто на улице или во дворе. Итак, условия игры.— Тише, — говорите вы. — Ещё тише. Совсем тихо. Давай сыграем — кто лучше услышит тишину и назовёт больше звуков. Говорим по очереди.— Вот машина проехала. Вот птичка пропела. Гудок поезда. Чей-то разговор. Деревья прошелестели ветками. Ребёнок вслушивается в тишину, в окружающие звуки. Начинает понимать, что среди этих звуков есть и такие красивые и завораживающие, как пение птиц, шум леса, реки или моря. Кстати, тишина, пауза — вполне музыкальная категория. Выдержать точно паузу (ещё мгновение и она оборвётся) — большое искусство. Как в музыке, так и в жизни…За каждый названный источник звука фишка продвигается вперёд. Побеждает тот, кто назвал большее количество таких источников.     

Танцевальная игра «Воробышек»     

Все встают в круг, в центре «воробышек». Участники двигаются по кругу и напевают на произвольный мотив:

Покажи, покажи, воробышек,

Как девицы ходят. (Воробышек показывает, и все повторяют его движения) 

Покажи, покажи, воробышек,

Как молодцы ходят. (Воробышек снова показывает)

В течение игры водящему могут предложить изобразить походку не только зверей, героев мультфильмов и т.д., но и папы, мамы, бабушки, других близких и знакомых.

Музыкальные игры, связанные с движением, не только приносят детям и взрослым радость и хорошее настроение, но и улучшают координацию, развивают фантазию, воображение. Выбирать лучшего среди танцующих может как взрослый, так и другие дети.     

«Учим слова песни»     

В этом непростом деле тоже смогут помочь игры с куклами. Предположим, вы учите с четырехлетней Олей слова песни про Чебурашку и чувствуете, что дочке скучно. Она не может сосредоточиться, рассеяно смотрит по сторонам. — Давай, Оленька, сыграем,- предлагаете вы. — Ты будешь учительница, а куклы — ученики. Разучи с куклами слова песни. Глаза девочки загорелись. Игра — это совсем другое дело. Оля рассаживает кукол на диване и повторяет для них слова вслед за вами. Потом проверяет, как куклы слова выучили, произнося слова их голосами. Сначала голосом куклы-мышки. Потом самого Чебурашки. Потом Барби или Робота. Песня выучивается легко и быстро. Игра с куклами может помочь и при обучении игре на том или ином музыкальном инструменте.

 «Научи матрешек танцевать»

Игровой материал: большая и маленькая матрёшки. 

Взрослый отстукивает большой матрёшкой несложный ритмический рисунок, предлагая ребёнку воспроизвести его.  Затем образец ритма для повторения может задавать ребёнок взрослому.

Еще одна игра с предметами направлена на развитие музыкального слуха.

«Музыкальные сосуды» (стаканы, бокалы).

Для игры нужны какие-либо одинаковые стеклянные сосуды: бутылки, или рюмки, или стаканы и еще металлическая ложка, или вилка. Пусть в начале их (сосудов) будет 2, чем старше ребенок, тем больше сосудов.

Рассмотрим на примере бутылок.

Наберите в одну бутылку немного воды, и постучите по горлышку бутылки ложкой, держа ее (ложку) за самый край. Попросите Вашего ребенка, с помощью воды и другой бутылки сделать такой же звук. Пусть Ваш малыш самостоятельно набирает какое-то количество воды в пустую бутылку, стучит по ней ложкой, и добивается нужного звука.

«Сочини мелодию»

Далее с теми же предметами можно сочинять простые мелодии. Предложите ребенку набрать в бутылки различное количество воды и выстроить их по звуку. То есть, бутылки: которые звучат низким звуком – слева, которые звучат высоким – справа. Поверьте, ребенку будет очень интересно этим заняться. Потом можно попробовать соединять звуки и выстраивать какую-либо простую мелодию.

Сначала сочините что-то Вы, а затем предложите ребенку. Чем чаще Вы будете играть в эту игру, тем быстрее можно будет ее усложнять. Добавлять больше бутылок, или комбинировать звуки бутылок, например, с колокольчиками.

А еще под музыку можно очень хорошо фантазировать и расслабляться. Лучше всего это делать перед сном, или когда ребенка нужно успокоить. Для этого выберите легкую спокойную мелодию. Попросите ребенка: сесть, или лечь в удобное ему положение, закрыть глаза, представить, что он попал в сказку. Пусть это будет сказочный лес, или поляна, или пляж, или все что Вы захотите. Начните рассказывать, куда Вы с ним попали, и как здесь замечательно. Пусть ребенок расскажет, что он видит, и что чувствует. Следите за тем, чтобы элементы Вашего рассказа совпадали с темпом, настроением мелодии.

Например, если звучит отрывистая музыка: то пусть в этот момент в Вашем рассказе вы встретите зайчика, или будете перепрыгивать через небольшие лужицы. А если мелодия плавная – можно представить себя: красивой бабочкой, порхающей над цветами или плыть на лодочке.

В общем, фантазируйте, играйте, сочиняйте, и у Вас обязательно получится замечательная игра и продуктивное общение с Вашим ребенком.

В заключение, хочется добавить, музыка дарит и родителям, и детям радость совместного творчества, насыщает жизнь яркими впечатлениями. Не обязательно иметь музыкальное образование, чтобы регулярно отправляться с вашим малышом в удивительный мир гармонии звуков.  

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные игры с детьми ДОМА

1. Ребенок учится особенно продуктивно, только если вы являетесь активным участником процесса.2. Вы — лучший учитель для своего малыша, и в ваших силах сделать процесс обучения веселым.3. Наслаж...

Буклет "Музыкальные игры с детьми дома"

Консультация для родителей....

Музыкальные игры с детьми дома

Музыкальные игры для всей семьи...

«Музыкальные игры с детьми дома» - старший и подготовительный дошкольный возраст.

                               «Музыкальные игры с детьми дома» -          ...

Консультация для родителей на период изоляции "Музыкальные игры с детьми дома"

Музыкальность ребёнка имеет генетическую основу и развивается у каждого ребёнка при создании благоприятных условий. Родители часто спрашивают: «В какие музыкальные игры можно поиграть с детьми дома?» ...

Музыкальные игры с детьми дома

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20359990","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...