Дидактические игры по развитию речи (Лексическая тема "Человек")
картотека (старшая, подготовительная группа)

Дидактические игры, представленные в материале, направлены на развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Человек»

        Игра «Закончи предложение»

Цель: активизация глагольного словаря по лексической теме.

Методические рекомендации: игра проводится после предварительной беседы.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку подобрать и назвать как можно больше слов-действий.

Ногами я (что делаю?) шагаю, бегаю, топаю. 

Руками я (что делаю?) леплю, машу, рисую.

Глазами я (что делаю?) моргаю, смотрю, подмигиваю. 

Ртом я (что делаю?) ем, говорю, пою.

Зубами я (что делаю?) кусаю, жую, стучу. 

        Игра «Назови ласково»

Цель: образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Методические рекомендации: игра проводится после предварительной беседы по лексической теме.

Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, просит его назвать ласково части тела, а ребенок, возвращая мяч взрослому, отвечает на вопрос.

Папа – папочка        Шея - шейка

Мама - мамочка        Рот - ротик

Сын - сыночек        Зуб - зубик

Дочка - доченька        Язык - язычок

Нога – ножка        Пятка - пяточка

Глаз - глазик        Локоть - локоток

Волос – волосок        Плечо - плечико

Ноготь – ноготок        Спина - спинка

Сердце – сердечко        Живот - животик

Голова - головка        Щека - щечка

Рука – ручка        Лицо - личико

Нога – ножка        Ладонь - ладошка

Палец – пальчик

Уши – ушки

Нос - носик

        Игра «Скажи наоборот»

Цель: образование качественных прилагательных с противоположным значением, закрепление представлений ребенка о противоположных признаках предметов или слов-антонимов, закрепление словаря по лексической теме.

Методические рекомендации: игра проводится после предварительной работы с картинками и усвоения ребенком таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный», «противоположный».

 Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, просит подобрать слова, противоположные по смыслу, а ребенок, возвращая взрослому мяч, называет прилагательное с противоположным значением.

Папа высокий, а сын низкий.

У сестры волосы длинные, а у брата короткие.

У бабушки грустные глаза – а у тети веселые.

У дяди сильные руки, а у малыша слабые.

У мамы светлые волосы, а у папы темные.

        Игра «Четвертый лишний»

Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов. 

Методические рекомендации: игра проводится после усвоения детьми обобщающих понятий.

Ход игры: взрослый называет четыре предмета, три из них относятся к одной тематической группе, а четвертая к какой-нибудь другой. Детям дается задание: назовите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее.

перчатки, пальцы, ноги, ладони. 

нога, стопа, сапоги, колено.

глаза, очки, нос, рот.

язык, живот, локоть, тарелка.

одуванчик, рука, палец, голова.

ухо, нос, рот, носорог.

Зуб, язык, акула, губы.

колено, локоть, плечо, конфеты.

Береза, спина, живот, шея.

щека, лицо, корабль, лоб.

синица, ноготь, ресница, волос.

        Игра «Один – много»

Цель: закреплять знания детей о строении человека, частях тела, учить детей образовывать формы множественного числа существительных.

Методические рекомендации: игра проводится после предварительной беседы по лексической теме.

Ход игры: взрослый показывает  картинку с изображением человека, или часть тела

(ухо, нос, нога), и просит детей назвать. 


голова — две головы — много голов,

рука — две руки — много рук,

нога — две ноги — много ног,

ступня — две ступни — много ступней,

палец — два пальца — много пальцев,

глаз — два глаза — много глаз,

ухо — два уха — много ушей,

нос — два носа — много носов,

 рот — два рта — много ртов,

зуб — два зуба — много зубов,

язык — два языка — много языков,

пятка — две пятки — много пяток,

колено — два колена — много колен,

локоть — два локтя — много локтей,

спина — две спины — много спин,

живот — два живота — много животов,

лоб — два лба — много лбов,

ноготь — два ногтя — много ногтей,

ресница — две ресницы — много ресниц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по развитию речи (Лексическая тема "Мебель")

В материале представлены дидактические игры по развитию речи, напревленные на развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста....

Дидактические игры по развитию речи (Лексическая тема "Моя любимая игрушка")

Дидактические игры помогут закрепить словарь по лексической теме "Моя любимая игрушка"...

Дидактические игры по развитию речи (Лексическая тема "Весна")

В материале представлены дидактические игры, направленные на развитие речевой активности....

Дидактические игры по развитию речи (Лексическая тема "Перелетные птицы")

Дидактические игры, представленные в материале, направлены на развитие речевой активности детей старшей, подготовительной группы с ОНР....

Дидактические игры по развитию речи (Лексическая тема "Комнатные растения")

Дидактические игры, представленные в материале, направлены на развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста....

Дидактические игры по развитию речи (Лексическая тема "Моя семья")

Дидактические игры, представленные в материале, направлены на формирование у детей чувства единства и сплоченности семьи....

Дидактические игры по развитию речи (Лексическая тема "Космос")

Дидактические игры способствуют развитию речевой активности у детей старшего дошкольногов возраста с ТНР....