Рекомендации по домашнему чтению
консультация (младшая группа)

Нилова Татьяна Петровна

Методические рекомендации по домашнему чтению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации родителям по организации домашнего чтения. 

«…Сказка приобретает целостность, если прожить в ней реальную жизнь». К. Эстес

« Чтение в годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души». В. Сухомлинский

Чтение должно занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге – одна из основных задач художественно-эстетического воспитания ребенка. Знакомство ребенка с лучшими образцами мировой литературы должно начинаться с первых лет жизни. Открывая ребенку книгу — Вы открываете ему мир. Вы заставляете его размышлять, наслаждаться и узнавать как можно больше. Вы помогаете ему хорошо учиться в школе и в один прекрасный день найти интересную работу. Но, прежде всего, Вы наслаждаетесь временем проведенным вместе с ним. Слушая сказку или книжку, смотря мультфильм или спектакль, ребёнок бессознательно отождествляет себя с их героями и, сопереживая герою, проживает вместе с ним все события, о которых ведётся повествование. Если такого сопереживания не происходит — книга или фильм проходит мимо ребёнка, не оставляя следа в его душе. Поэтому, выбирая книги и фильмы для малыша, важно обращать внимание, прежде всего на то, каковы их герои (к чему они стремятся, как поступают, в какие отношения вступают с другими персонажами), и на то, насколько живо, интересно и талантливо они изображены (иначе сопереживание не возникнет). Возвращаясь из детского сада или школы, занимаясь домашними делами, родители имеют большие возможности для того, чтобы подготовить ребенка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории. В таком случае чтение становится желанным, ожидаемым. Кроме того, в режиме дня необходимо выделить определенное время, чтобы к этому часу малыш настраивался на восприятие книги. Всегда найдется 15-20 минут, чтобы почитать ребенку. Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребенка и окружающие относятся к его занятиям «уважительно». Помните! Ребенок не может быть все время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Пусть малыш за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.

Существуют правила, которые сделают чтение вслух привлекательным для ребенка:

1.Показывайте ребенку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, не торопитесь.

2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребенок должен знать, что книга - это не игрушка, не крышка для кукольного домика, и не повозка которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно общаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевертывать страницы. После рассматривания убирайте книгу на место.

3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребенком. Взрослый во время чтения или рассказывания должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочитанного. В этом случае ребенок-слушатель чувствует, что повествование обращено к нему, а вам видно, какие чувства вызывает у него то, о чем вы читаете. Можно заметить, какое место в сказке, рассказе или стихотворении больше всего задевает ребенка, и это позволит полнее реализовать терапевтическую и компенсаторную функции художественного произведения.

4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чаруют ребенка, он наслаждается напевностью русского сказа, ритмом стиха.

Роль чтеца или рассказчика при организации домашнего чтения трудно переоценить. Именно от него зависит, какую атмосферу, какое настроение он создаст, как будет направлять внимание детей, активизировать и успокаивать их. Взрослый должен тонко чувствовать, в каком ритме и темпе проводить занятия, когда уменьшать или увеличивать драматизм ситуации.

5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо – в зависимости от текста содержания. Читая малышам стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а так же смешную или грустную ситуацию, но не перебарщивайте. Излишняя драматизация мешает ребенку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.

6. Сокращайте текст, если он слишком длинный. В таком случае не надо читать все до конца, ребенок все равно перестает воспринимать услышанное.

7. Читайте книги всегда, когда ребенок хочет их слушать

8. Читайте малышу вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте семейное чтение и тогда, когда ребенок научится читать: ценность хорошей книги зависит и от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для нее должное место в своей семейной библиотеке.

9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребенку самому выбрать книгу для чтения.

10. С самого раннего детства ребенку необходимо подбирать его личную библиотеку. Чаще ходите с ребенком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги нужно постепенно. Отведите дома уголок для ремонта книг. В котором будет находиться оборудование для ремонта: бумага, клей, ножницы, иголка с нитками. Найдите время и помогите ребенку чинить книги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рекомендация для родителей: Организация домашнего чтения.

Рекомендация для родителей: организация домашнего чтения...

Консультация для родителей:"Рекомендации при обучении чтению в домашних условиях"

Рекомендации для родителей  при обучении чтению детей в домашних условиях"...

рекомендации по домашнему чтению

Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, ...

Рекомендации по домашнему чтению

Рекомендации для родителей до чтения книги, во время чтения и в процессе обсуждения...

Рекомендации по домашнему чтению.

Чтение с ребенком – это серьезная работа по развитию умений слушать, разглядывать и подмечать детали, считывать символы и догадываться о смысле. Читая ребенку раннего возраста мы способствуем ра...

Памятка для родителей. Рекомендации по домашнему чтению. детям от 5 и более

Памятка для родителей. Рекомендации по домашнему чтению. детям от 5 и более...