Дыхательная гимнастика
консультация (средняя, старшая группа)
Дыхательная гимнастика для часто и длительно болеющих детей
Дыхание - синоним жизни. Поэтому для человека важно не только дышать, но и не менее важно дышать правильно. От того, как человек дышит, зависит работа всех систем органов. Частота, глубина вдохов и выдохов влияют на все функции организма человека, включая и сознание.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Дыхательная гимнастика
для часто и длительно болеющих детей
Дыхание - синоним жизни. Поэтому для человека важно не только дышать, но и не менее важно дышать правильно. От того, как человек дышит, зависит работа всех систем органов. Частота, глубина вдохов и выдохов влияют на все функции организма человека, включая и сознание.
Академик В.П. Петленко, подчеркивая значение дыхания, приводит древнее
изречение: "Ум властелин чувств, а дыхание - властелин ума".
Большинство дошкольников не умеют правильно дышать во время ходьбы,
бега и выполнения других физических упражнений. Многие дети плохо сочетают дыхание с движением. Неправильное дыхание препятствует нормальному насыщению крови кислородом, приводит к дисфункции обмена веществ, снижает общую физическую и умственную работоспособность, провоцируя быстрое утомление. Именно поэтому в профилактике многих заболеваний значительное внимание отводится культуре дыхания. Дыхательные упражнения особенно необходимы для детей с ослабленным здоровьем. Нормализация дыхания в результате выполнения различных дыхательных гимнастик снижает проявление многих патологических изменений в организме, поднимает общий жизненный
тонус.
Особенно благоприятны для органов дыхания быстрая и длительная
ходьба, бег, ходьба на лыжах, катание на коньках, езда на велосипеде, плавание.
Но даже при их систематичности не следует игнорировать общее положительное развивающее и общеукрепляющее действие дыхательной гимнастики.
Дыхание осуществляется дыхательными центрами нервной системы и
состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично
следуют одна за другой. Дыхательная пауза, следующая за выдохом, обеспечивает эффективный газообмен и вентиляцию легких. Продолжительность пауз зависит от величины физической нагрузки, состояния нервной системы.
«Перебор дыхания» влечёт за собой резкий выдох – голос звучит
прерывисто, форсированно. Количество выдыхаемого воздуха не должно быть слишком большим. Необходимо избегать задержек дыхания, которые приводят к кислородному «голоданию» и повышенной утомляемости.
Обучение детей правилам гигиены дыхания и навыкам его регуляции
полезно и необходимо начинать с дошкольного возраста и продолжать в школе, как как с дыханием связаны: речь, движение, кровообращение, терморегуляция, обменные процессы в тканях, активность нервной и иммунной систем, биологические ритмы организма.
Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох
у детей, формируют сильную воздушную струю через рот. Вызывая
положительные эмоции, такие упражнения повышают интерес ребенка к
дыхательной гимнастике, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии.
«Часики»
Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так» Повторить 10-12 раз.
«Каша кипит»
Сидя на стуле, одну руку положить на живот, другую на грудь. Втянуть живот и набрать воздух в грудь – вдох, опустить грудь (выдыхая воздух) и выпятить живот – выдох. При выдохе громкое произнесение звука «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.
«Паровозик»
Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20-30 секунд.
«Регулировщик»
Стоя, ноги расставить на ширину плеч, одну руку понять вверх, другую отвести в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук с удлиненным выдохом и произнесение звука «р-р-р-р-р». Повторить 4-5 раз.
«Гуси летят»
Медленная ходьба по комнате. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох – опустить вниз с произнесением длительного звука «г-у-у-у». Повторять 1-2 минуты.
«Помаши крыльями, как петух»
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем похлопать ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5-6 раз.
«На турнике»
Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки – вдохи палку опустить назад на лопатки – длинный выдох с произнесением звука «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.
«Летят мячи»
Стоя, руки с мячом поднять вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произнести при выдохе длительное «у-х-х-х». Повторить 5-6 раз.
«Маятник»
Стоя, ноги расставить на ширину плеч, палку держать за спиной на уроне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне – выдох с произнесением звука «т-у-у-у-х-х-х». Повторить 3-4 наклона в каждую сторону.
«Семафор»
Сидя, ноги сдвинуть вместе. Поднять руки в стороны и медленно их опустить вниз с длительным выдохом и произнесением звука «с-с-с-с-с». Повторить 3-4 раза.
Развитии ребенка - в ДВИЖЕНИИ!
Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Для этого, наряду с заботой о чистоте его тела и полноценном питании, необходимо удовлетворить и потребность в движениях.
Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений.
Упражнения могут быть с предметами и без них, они могут быть направлены на выработку координации движений, на равновесие, могут быть связаны с преодолением сопротивления или с расслаблением мышц или же проводиться в статическом напряжении.
Особенно важно поддерживать в каждом ребенке желание и умения преодолевать препятствия (обежать, перепрыгнуть, перелезть и т.п.). Например, неширокую канавку можно перепрыгнуть с места или с разбега. А вот широкую – надо спуститься с одной стороны и вылезти с другой.
При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувства радости, подъема, удовлетворения. Дети воспринимают красоту совместных, дружных действий: прошли ровной колонной, согласованно выполнили подскоки. Богатая разнообразными движениями деятельность делает пребывание детей на воздухе интересным и познавательным.
Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма. И напротив, недостаток движений (гиподинамия) вызывает изменения в центральной нервной и эндокринных системах, которые могут привести к эмоциональной неустойчивости, нарушению обмена веществ, и также уменьшению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем и, следовательно, снижению работоспособности организма.
Чаще всего в целях двигательной активизации дошкольников используют игры.
Игры с движениями дают детям мгновения чудесного человеческого общения, развивают опыт поведения. Особенно полезны игры и развлечения на свежем воздухе. Во время игр на просторе у детей формируются умения использовать приобретенные навыки в многообразных жизненных ситуациях. В играх развивается ловкость, быстрота, дети становятся сильными и выносливыми, приучаются действовать смело, активность, настойчивость, инициативу и самостоятельность. У них воспитываются чувства дружбы и товарищества, взаимопомощи и честности.
Незначительная усталость, вызываемая участием в подвижной игре, полезная: систематически повторяясь, она способствует приспособлению организма к повышенной физической нагрузке, увеличению работоспособности. Нужно стремиться к тому, чтобы игры с высокой двигательной активностью разумно сочетались с более спокойными видами деятельности.
«Человек – высшее творение природы, но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию – быть здоровым» А.А. Леонов.
Цель физического воспитания в детском саду – формирование у детей основ здорового образа жизни.
Основные задачи инструктора по физическому воспитанию направлены на укрепление здоровья, физического и психического развития, на создание эмоционального благополучия, позволяющие обеспечить гармоничное развитие каждого ребенка.
Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению родителей, укладу жизни семьи.
Я надеюсь, что советы, размещенные на этой странице, помогут правильно организовать здоровый образ жизни детей.
Инструктор по физической культуре
Письменная Е.Ю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.
1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...

Картотека дыхательной гимнастики. "Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология для сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"
Картотека дыхательной гимнастики. " Дыхательная гимнастика - здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"...

Методическая разработка «Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста. Картотека дыхательной гимнастики»
Методическая разработка предназначена для всех категорий дошкольных работников, родителей....

Что такое дыхательная гимнастика? Виды дыхательной гимнастики.
Сохранение и укрепление здоровья детей — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного. Для достижения этой задачи в ДОУ испол...

Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека дыхательной гимнастики.
Обозначены задачи дыхательной гимнастики, правила ее выполнения. Собрана картотека дыхательных упражнений....

выступление на педсовете " ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА. ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ"
Тренажеры для дыхательной гимнастики: «Дышим правильно – болеем мало!» Автор - составитель:АНДРИЯН ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА Мастер-класс для воспитателей на тему...
