Консультация для родителей:"Развитие любознательности у дошкольников"
статья

Рокицкая Оксана Геннадьевна

«Он взрослых изводил вопросом «Почему»

Его прозвали «Маленький философ».

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше ни кому

Не задаёт вопросов «Почему?».

С.Я. Маршак

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_lyuboznatelnosti_-konsultatsiya_dlya_roditeley.docx17.42 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: "Развитие любознательности у детей"

«Он взрослых изводил вопросом «Почему»

Его прозвали «Маленький философ».

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше ни кому

Не задаёт вопросов «Почему?».

С.Я. Маршак

 ЦЕЛЬ:

Раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него; научить развивать познавательную активность.

ЗАДАЧИ:

Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.

Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей, продолжать работу по развитию мелкой моторики.

Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных качеств, закреплять культурно-гигиенические навыки.

           Какого ребенка мы называем любознательным? В Толковом словаре С. И. Ожегова можно прочитать: «Любознательный - склонный к приобретению новых знаний, пытливый». Основой любознательности является познавательная, исследовательская активность детей, удовлетворение которой во многом и будет определять пытливость детского ума, его интерес к знанию. Как родители могут помочь этому процессу?

      Ребёнок по своей натуре любознателен. Его интересует всё новое и незнакомое. Стремление познать часто подводит детей. Они нечаянно что – то ломают, режут, разбивают. Этим нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребёнок растёт, возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому.

    Любознательность у детей – это норма, даже один из признаков одарённости, поэтому очень хорошо, когда ребёнок задаёт вопросы, и тревожно, когда не задаёт. В этом случае надо серьёзно разобраться в причинах.

     На все вопросы детей надо отвечать по-научному точно и доступно, как бы вы заняты ни были. Более того, нужно похвалить за хороший вопрос, за желание узнать. Но ещё лучше, если вы будете, с пониманием относясь к незнанию ребёнка, побуждать его самостоятельно находить ответы на вопросы в словарях, справочниках, книгах, в интернете.

    Каждый вопрос ребёнка – это прекрасная возможность научить его самому находить ответ, пользоваться словарями и книгами, компьютером, помочь ему полюбить сам процесс самостоятельного приобретения знаний и проведения маленьких исследовательских работ. Идеально, когда ребёнок сам задаёт вопросы, сам хочет что-то знать. Чтобы дети не боялись задавать вопросы, надо убедить их в том, что не знать что-то не позорно: позорно не узнать, если можно узнать. Надо убедить детей, что задавать вопросы – это полезно: больше узнаешь по ответам. Не задать вопрос, когда не понял, это не позор, а трусость. Надо поощрять детей, задающих вопросы: «Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты следишь за ходом мысли, думаешь». Можно ставить оценки не только за хорошие ответы, но и за хорошие вопросы. Кто ничего не спрашивает, тот ничему не научится. Хочешь быть умным – научись задавать вопросы.

    Нельзя смеяться над ребёнком, задавшим слабый вопрос. Дети имеют право на ошибку. Если ваш ребенок задает вам вопросы, это значит, что вы стали для него довольно значимым и авторитетным человеком, который владеет нужной ему информацией и хорошо ориентируется в том, что ему интересно. Вопросы ребенка к вам, взрослому — это проявление уважения и доверия к опыту и вашей компетенции. И хотя порой от них хочется спрятаться, прикрывшись, свежей газетой или срочным разговором, побыть наедине со своими мыслями, решить накопившиеся проблемы, вы должны реагировать на исследовательский азарт малыша, который иногда не дает «бедным» взрослым ни минуты покоя! И не должны препятствовать малышу в его исследовательской деятельности.

       Каждый ребёнок рождается любознательным. Это естественное свойство подстёгивает обучение на ранних этапах. Но чтобы любознательность у малыша была созидательной, её надо культивировать.

     Малыши ужасные «почемучки». Им нужно узнать очень многое, поэтому они постоянно задают вопросы. И неудивительно, что у взрослых часто голова идёт кругом от дождя их вопросов. Иногда желание отвечать на сотый вопрос «почему?» и «что это?» может и не оказаться, но всё же постарайтесь не прятаться от любознательного дождя под зонтиком усталости или равнодушия. Не одёргивайте ребёнка, не молчите. Не говорите ему, что «ты слишком мал, чтобы понять это». Все вопросы крохи заслуживают вашего ответа, поскольку он на данном этапе всё щупает, рассматривает, пробует, слушает, а потом пытается разобраться в своих ощущениях. Слушайте вопросы ребёнка и не ленитесь отвечать на них.

Мир полон захватывающих вещей, и для взрослых это часто беда, ведь ребёнку надо с ними экспериментировать. да, активное изучение ребёнком мира может принести в ваш дом сумбур и беспорядок. но нужно понимать, что, сдерживая кроху, вы помешаете приобретать необходимый ему опыт. Поэтому избавьтесь от желания одёрнуть малыша ради сохранения чистоты и порядка: пусть ребёнок строит укрытия из стульев и одеял, рисует на стенах, швыряется подушками, возводит замки из песка. Если эксперимент вашего юного исследователя становится опасным и разрушительным, вам необходимо остановить его, переключив внимание и исследовательскую мысль на другой объект. При этом объясните малышу, что вас не устраивает не сам процесс, а его результат. Проводите с ребёнком безобидные опыты и эксперименты: лепите из теста, разрисовывайте скучные обои, сдувайте пух с одуванчика, просеивайте песок через сито, смешивайте пищевой краситель с водой и т.д. Каждому из нас порой нужно, чтобы ничто не сдерживало нашу фантазию. А ребёнку тем более.

    Примиритесь с исследовательской деятельностью малыша, и не только примите её как должное, но и поощряйте её.  Знакомьте ребёнка с числами, цветами, буквами, рассказывайте обо всём. Ваша цель не в том, чтобы научить ребёнка считать или писать, а в том, чтобы заронить искру интереса к этим областям знания и создать основу для будущего обучения, всё остальное ребёнок изучит сам.

     Включайте обучение в повседневную жизненную деятельность. Обучение должно быть весёлой забавой. Если ребёнок почувствует, что вы его заставляете учиться, ругаете, высмеиваете и кричите за неудачи, если будете ставить перед детьми трудные не по возрасту задачи, насильно заставлять что – то делать, то он начнёт страшиться учёбы, страшиться узнавать что – то новое. Поэтому старайтесь, чтобы обучение для ребёнка сопровождалось игрой и забавой. Обучая ребёнка, играйте с ним.

      Наблюдение – прекрасный способ познания мира! Музеи, игровые площадки, лужайки, магазины игрушек, парки, зоопарки оживлённые улицы – ребёнку почти везде есть чему поучиться. Посещайте выставки, концерты, театры, ходите в гости – ребёнок обязательно найдёт что – то интересное для себя. Делитесь с ребёнком собственными наблюдениями, задавайте ему вопросы и обсуждайте их с ним. Показывайте и наблюдайте вместе с ребёнком мир.

     Пусть ребёнок качается на качелях, катается с горки, плещется в детском бассейне, сажает цветы, дёргает сорняки, играет в мяч, посыпает тесто мукой, рисует мелком, играет с детьми, активно осваивает детскую площадку, моет посуду, говорит по телефону. Возможностей много, они есть везде. Приобретаемый опыт ценен сам по себе, а ваши комментарии могут сделать его ещё более ценным. Всё, что делает ребёнок, даёт ему необходимый жизненный опыт. Дайте возможность и просто позволяйте ребёнку получать разнообразные впечатления.

    Ребёнка учите не только вы и реальный мир вокруг него, но и мир фантазий, которые вы можете создать с помощью книг, кино, мультфильмов, телевизионных передач. Поощряйте любые игры. Предлагайте ребёнку придумывать свои сказки или переписывать уже хорошо ему знакомые. Не бойтесь смешивать характеры и ситуации в разных сказках, которые ребёнок знает. Добавьте Бабу – Ягу в сказку о Красной Шапочке, Колобка – в историю о Снежной Королеве. Задавайте ребёнку вопросы: «А что бы произошло, если бы на месте Красной Шапочки была Снежная Королева? И как бы жили тогда герои?» Позвольте ему придумать свой вариант развития событий, стимулируя фантазию дополнительными вопросами.

     Поощряйте фантазии и импровизации детей. Пусть ребёнок поймёт, что вы тоже любите исследовать окружающий мир, что обучение продолжается всю жизнь. Желание учиться, как для вас, так и для ребёнка заразительно. Показывайте ему пример. Рассказывайте о своих наблюдениях и новых знаниях, пусть ребёнок понимает, что обучение продолжается всю жизнь. Ваш интерес к жизни будет лучшим образцом для подражания

Будьте для ребёнка примером.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие любознательности средствами природы"

Консультации способствуют экологическому образованию родителей...

Консультация для родителей "Развитие любознательности у дошкольников"

Памятка для родителей«Развитие любознательности у дошкольников».  1.Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не подда...

Консультация для родителей «Воспитание любознательности у дошкольников»

Любознательность создаёт учёных и поэтов. А. Франс Природная любознательность присуща всем детям. Путём бесконечных вопросов и исследований ребёнок расширяет свои представления об окружающем...

Памятка для родителей "Развитие любознательности у дошкольников"

Любознательные дети растут у любознательных родителей....

Консультация для родителей "Воспитание любознательности у дошкольников средствами природы"

Влияние природы на ребёнка и его любознательность огромно. Приобщая ребёнка к природе, мы всесто­ронне развиваем его личность, воспитываем интерес, бережное отношение к природе и лю­бознательн...