Статья "Личностно-ориентированный подход в воспитании мальчиков и девочек"
статья

Статья для родителей и педагогических работников  "Личностно-ориентированный подход в воспитании мальчиков и девочек"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья 18.68 КБ
Файл vospitanie_malchikov_i_devochek.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

«Личностно-ориентированный подход в воспитании мальчиков и девочек» 

Проблема гендерного воспитания в нашем образовании сегодня актуальна как никогда. Гендерное воспитание – это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенности развития детей в ходе полоролевой социализации. Известный писатель и педагог Ж.Руссо говорил, что как нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать.

Актуальность вопроса гендерного воспитания детей заключается в том, что в современном обществе происходят социальные изменения, во-вторых, изменяются психологические установки общества, отсутствует дифференцированный подход в воспитании мальчиков и девочек, построение образовательного процесса идет без учета полоролевой социализации мальчиков и девочек. Такой подход приводит к отсутствию у детей специфических черт характерных для пола. Мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности; девочки нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному решению конфликтов. И как следствие это приводит к разрушению стереотипов мужского и женского поведения, к смешению половых ролей, феминизацию мужчин и омужествлению женщин.

Поэтому ориентироваться в настоящее время только на биологический пол, нельзя. Учеными, психологами и педагогами был введен термин «гендер» - это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то как это поведение воспринимается. В результате психолого-педагогических исследований было установлено, что именно период дошкольного детства у всех детей происходит принятие гендерной роли. К трехлетнему возрасту дети начинают понимать что они либо мальчик, либо девочка и обозначают себя соответствующим образом. С 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что пол не изменяется и мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Существуют признаки несформированности гендерной идентичности: это предпочтение игрушек и игровых ролей противоположного пола, стремление быть со взрослыми противоположного пола, подражая его поведению, активно выраженное желание изменить свой пол и имя, рассказы ребенка, в которых он выступает, как представитель другого пола, стремление одеваться и вести себя по типу противоположного пола. Если один из признаков имеется у ребенка необходимо консультация специалистов и этот факт должны узнать родители. Особенно внимательно нужно отнестись к детям из группы риска (неполные семьи), особенно к мальчикам, которые лишены мужского воспитания.

Несоответствие гендерным стереотипам создает психологические трудности для всех детей, но у мальчиков, независимо от их будущей сексуальной ориентации, такие проблемы встречаются гораздо чаще.

В период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики подвергаются исключительно женскому влиянию: дома – мама или бабушка, а в детском саду - воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчины, а женщина, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не может, по одной простой причине у них другой тип мозга и другой тип мышления. Кроме того, воспитатель женщина не располагает детским опытом переживаний, с которым сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении со взрослыми и детьми.

Первоочередной задачей стоящей перед дошкольными образовательными организациями должна быть задача осуществления дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, как при общении, так и при организации и руководстве различными видами деятельности на занятиях и в повседневной жизни.

Установлено, что мальчики играя, используют все игровое пространство, девочки играют в ограниченном пространстве. К сожалению, хочу отметить, что мальчики не всегда могут реализовать себя в игре, потому что нам воспитателям ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. А шумные, наполненные движениями игры мальчиков вызывают раздражение, потому что думаем что они наполнены бессмысленной беготней и могут привести к травме, следовательно их нужно прекратить. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии.

Чем же отличается воспитание девочки от воспитания мальчика?

Когда в семье появляются дети разных полов, родителей мучает вопрос, чем отличается воспитание мальчика от девочки. Психологи едины в одном: есть различия в подходе к обучению и воспитанию мальчиков и девочек.

  • У мальчиков и девочек разные способы получения знаний.

Мальчишкам все надо попробовать и испытать. Они учатся через эксперименты, им обязательно нужно сделать что-либо самостоятельно и дойти до ответа самому.

Девочки по своей природе склонны к послушанию. Если девочка просит ей что-то объяснить, то ей, действительно, достаточно объяснения, и она его применит, когда ей будет необходимо.

  • У мальчиков и девочек разные реакции на то, как оценивают их деятельность.

Для девочек, как представительниц прекрасного пола, очень важно какое они производят впечатление. Для них имеет большое значение эмоциональное общение со взрослым, и кто конкретно их оценивает, какие слова при этом употребляет.

Мальчиков интересует, какая именно работа оценивается родителем или педагогом, и детальное объяснение ее сути. Поэтому эмоциональная реплика в адрес мальчика: «Я недовольна тобой» – не несёт никакого смысла.

  • Мальчиков и девочек хвалить нужно по-разному.

Чтобы дети росли гармоничными личностями с адекватной самооценкой, их действия должны иметь обратную связь со стороны родителей.

Мальчики оценивают себя по достижениям. Поэтому лучшая похвала для сильного пола будет: «Какой замечательный самолёт ты смастерил!». Самооценка мальчика растет прямо пропорционально тому, как взрослые оценивают его достижения и поступки. Похвала умножается вдвое, если мама нахваливает действие сына другому человеку, например, папе. Самооценка мальчика растет через его успехи.

Для девочки важно, чтобы оценили ее качества, потому как женская натура – это состояние. Нужно смотреть глубже и хвалить саму девочку: «Какая хозяюшка растет, настоящая помощница». От этого душа девочки наполняется счастьем, а женская самооценка стремительно идет вверх.

Какими мужчинами и женщинами вырастут наши дети во многом зависит от семьи, в которой они воспитываются. Взрослые должны помнить про особенности воспитания мальчиков и девочек. Родители в состоянии помочь и мальчикам, и девочкам учиться успешно. Просто надо знать природу каждого пола и, отталкиваясь от этого, помогать личностям раскрываться.

 

Литература:

  1. Берн Ш. Гендерная психология – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.
  2. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, школьным психологам. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1988.
  3. Красоткина И. Одинаково ли думают мальчики и девочки. – «Дошкольное воспитание». №12 – 2003.
  4. Попова Л.В. «Гендерные особенности психического развития в дошкольном детстве» - «Детский сад от А до Я». №2 – 2004.



Предварительный просмотр:

«Личностно-ориентированный подход в воспитании мальчиков и девочек» 

Проблема гендерного воспитания в нашем образовании сегодня актуальна как никогда. Гендерное воспитание – это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенности развития детей в ходе полоролевой социализации. Известный писатель и педагог Ж.Руссо говорил, что как нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать.

Актуальность вопроса гендерного воспитания детей заключается в том, что в современном обществе происходят социальные изменения, во-вторых, изменяются психологические установки общества, отсутствует дифференцированный подход в воспитании мальчиков и девочек, построение образовательного процесса идет без учета полоролевой социализации мальчиков и девочек. Такой подход приводит к отсутствию у детей специфических черт характерных для пола. Мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности; девочки нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному решению конфликтов. И как следствие это приводит к разрушению стереотипов мужского и женского поведения, к смешению половых ролей, феминизацию мужчин и омужествлению женщин.

Поэтому ориентироваться в настоящее время только на биологический пол, нельзя. Учеными, психологами и педагогами был введен термин «гендер» - это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то как это поведение воспринимается. В результате психолого-педагогических исследований было установлено, что именно период дошкольного детства у всех детей происходит принятие гендерной роли. К трехлетнему возрасту дети начинают понимать что они либо мальчик, либо девочка и обозначают себя соответствующим образом. С 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что пол не изменяется и мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Существуют признаки несформированности гендерной идентичности: это предпочтение игрушек и игровых ролей противоположного пола, стремление быть со взрослыми противоположного пола, подражая его поведению, активно выраженное желание изменить свой пол и имя, рассказы ребенка, в которых он выступает, как представитель другого пола, стремление одеваться и вести себя по типу противоположного пола. Если один из признаков имеется у ребенка необходимо консультация специалистов и этот факт должны узнать родители. Особенно внимательно нужно отнестись к детям из группы риска (неполные семьи), особенно к мальчикам, которые лишены мужского воспитания.

Несоответствие гендерным стереотипам создает психологические трудности для всех детей, но у мальчиков, независимо от их будущей сексуальной ориентации, такие проблемы встречаются гораздо чаще.

В период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики подвергаются исключительно женскому влиянию: дома – мама или бабушка, а в детском саду - воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчины, а женщина, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не может, по одной простой причине у них другой тип мозга и другой тип мышления. Кроме того, воспитатель женщина не располагает детским опытом переживаний, с которым сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении со взрослыми и детьми.

Первоочередной задачей стоящей перед дошкольными образовательными организациями должна быть задача осуществления дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, как при общении, так и при организации и руководстве различными видами деятельности на занятиях и в повседневной жизни.

Установлено, что мальчики играя, используют все игровое пространство, девочки играют в ограниченном пространстве. К сожалению, хочу отметить, что мальчики не всегда могут реализовать себя в игре, потому что нам воспитателям ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. А шумные, наполненные движениями игры мальчиков вызывают раздражение, потому что думаем что они наполнены бессмысленной беготней и могут привести к травме, следовательно их нужно прекратить. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии.

Чем же отличается воспитание девочки от воспитания мальчика?

Когда в семье появляются дети разных полов, родителей мучает вопрос, чем отличается воспитание мальчика от девочки. Психологи едины в одном: есть различия в подходе к обучению и воспитанию мальчиков и девочек.

  • У мальчиков и девочек разные способы получения знаний.

Мальчишкам все надо попробовать и испытать. Они учатся через эксперименты, им обязательно нужно сделать что-либо самостоятельно и дойти до ответа самому.

Девочки по своей природе склонны к послушанию. Если девочка просит ей что-то объяснить, то ей, действительно, достаточно объяснения, и она его применит, когда ей будет необходимо.

  • У мальчиков и девочек разные реакции на то, как оценивают их деятельность.

Для девочек, как представительниц прекрасного пола, очень важно какое они производят впечатление. Для них имеет большое значение эмоциональное общение со взрослым, и кто конкретно их оценивает, какие слова при этом употребляет.

Мальчиков интересует, какая именно работа оценивается родителем или педагогом, и детальное объяснение ее сути. Поэтому эмоциональная реплика в адрес мальчика: «Я недовольна тобой» – не несёт никакого смысла.

  • Мальчиков и девочек хвалить нужно по-разному.

Чтобы дети росли гармоничными личностями с адекватной самооценкой, их действия должны иметь обратную связь со стороны родителей.

Мальчики оценивают себя по достижениям. Поэтому лучшая похвала для сильного пола будет: «Какой замечательный самолёт ты смастерил!». Самооценка мальчика растет прямо пропорционально тому, как взрослые оценивают его достижения и поступки. Похвала умножается вдвое, если мама нахваливает действие сына другому человеку, например, папе. Самооценка мальчика растет через его успехи.

Для девочки важно, чтобы оценили ее качества, потому как женская натура – это состояние. Нужно смотреть глубже и хвалить саму девочку: «Какая хозяюшка растет, настоящая помощница». От этого душа девочки наполняется счастьем, а женская самооценка стремительно идет вверх.

Какими мужчинами и женщинами вырастут наши дети во многом зависит от семьи, в которой они воспитываются. Взрослые должны помнить про особенности воспитания мальчиков и девочек. Родители в состоянии помочь и мальчикам, и девочкам учиться успешно. Просто надо знать природу каждого пола и, отталкиваясь от этого, помогать личностям раскрываться.

 

Литература:

  1. Берн Ш. Гендерная психология – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.
  2. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, школьным психологам. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1988.
  3. Красоткина И. Одинаково ли думают мальчики и девочки. – «Дошкольное воспитание». №12 – 2003.
  4. Попова Л.В. «Гендерные особенности психического развития в дошкольном детстве» - «Детский сад от А до Я». №2 – 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК.

Половая принадлежность является одной из фундаментальных характеристик личности. Современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут бы...

Дифференцированный подход в физическом воспитании мальчиков и девочек

В последние годы исследователи в области физического воспитания большой интерес проявляют к проблеме дифференцированного подхода в процессе физического воспитания мальчиков и девочек. Большинство иссл...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы. «Путешествие в страну Мальчиков и Девочек» (с применением дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.)

Цель: Обучающая:- Развитие логического мышления, смекалки, положительных эмоций.- Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.- Закрепить и упорядочить ...

Дифференцированный подход в физическом воспитании мальчиков и девочек в старшем дошкольном возрасте

Проблема воспитания и обучения детей, в соответствии с его полом является актуальной задачей в работе педагогов дошкольного образовательного учреждения. Социальные изменения, происходящие в современно...

Консультация для воспитателей "Личностно-ориентированный подход в воспитании мальчиков и девочек"

Данная статья поможет найти "ключ" в воспитание девочек и мальчиков в дошкольном учреждении....

Родительское собрание в средней группе по теме "Гендерное воспитание. В чем разница воспитания мальчика и девочки? Как воспитать девочку и мальчика? (Дистанционная форма проведения)

Родители стали забывать про гендерные различия мальчиков и девочек, поэтому мы наблюдаем как девочки становятся сильными и волевыми, а пацаны, наоборот, перенимает женский тип поведения. Так как ...

«Личностно-ориентированный подход в воспитании мальчиков и девочек»

laquo;Личностно-ориентированный подход в воспитании мальчиков и девочек»...