РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ 2019-2020 г.
консультация

Рахимьянова Наталья Романовна

   1.Родительское собрание в группе №7 «Непоседы»   Собрание на тему: «Воспитание добрых чувств у  детей »,      

      Февраль 28, 2020      

  2. Родительское собрание в группе №6 «Ромашка»  Собрание на тему: «Поощрение и наказание в воспитании детей. Искусство хвалить» 

       Январь 22, 2020   

  3.  Родительское собрание в группе №13       Во втором отделении ДОУ прошло родительское собрание на тему: «Развитие речи и мелкой моторики детей раннего    возраста» (воспитатель Новоселова Н.Г.).педагог -психолог выступила с сообщением  «Особенности протекания кризиса трех лет у детей»

       Декабрь 20, 2019  

  4. Родительское собрание  для родителей вновь поступающих детей. Тема выступления:   "Особенности адаптации ребенка к условиям ДОУ"  Июнь 26, 2019

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности адаптации ребенка к условиям ДОУ

                                                               Консультация педагога –психолога  Рахимьяновой Н.Р.

                                                               МДОУ Д/С  № 53 «ЧЕБУРАШКА»                                                                                          

                                                                на общесадовском родительском   собрании для            

                                                                родителей вновь  поступающих детей.

26.06.2019 г.

  Родителям, планирующим привести ребёнка в детский  сад , следует знать,

какие  проблемы  их  и  ребёнка  могут ожидать в  адаптационный период.

Три степени тяжести адаптации

Существует три степени тяжести адаптации ребёнка к условиям ДОУ.

При адаптации ребенка к детскому саду встречается три степени тяжести:

    Адаптация  при первой степени  тяжести характеризуется легкими симптомами: поначалу ребенок капризничает, плачет. Обычно через 2-3недели он остается в детском саду без проблем.

Адаптация, имеющая вторую степень тяжести, проходит более длительный период: слезы, крики, странное поведение ребенка, отказ идти в детский сад.

  При второй степени тяжести ребёнку трудно после домашнего режима переключиться на садовский режим, но обычно такие дети   постепенно  успокаиваются в группе. На фоне нестабильного  эмоционального состояния ребенок  может начать  болеть. Постепенно  поведение и самочувствие   ребенка  становится спокойнее , и затем  он привыкает к  посещению группы.

Самой тяжелой формой является адаптация, имеющая  третью степень тяжести. Ребенок никак не может привыкнуть к детскому саду. Ребенок начинает часто и длительно болеть. От этого страдает его  нервно - психическое развитие: ребенок может забывать новые слова,  проявлять регрессию, возвращаясь по психическому развитию на более ранний возрастной период, демонстрировать мнимое неумение есть ложкой, проявлять замкнутость и отчужденность.

Подготовка к поступлению в ДОУ. 

Чтобы ребенок быстрее привык ходить в детский сад, желательно готовить его к этому заранее.

Положительный образ детского сада.

Можно сходить на экскурсию в группу, познакомится с | воспитателями, с детьми, которые уже посещают детский сад.  Рассказывайте ребенку, как интересно в детском саду, сколько там много  интересных  игр и  игрушек,  чем занимаются дети  в детском  саду.   Постарайтесь, чтобы ребенку в саду было интереснее, чем дома. Для этого нужно, чтобы в группе были какие - то привлекательные объекты, которых \нет дома. При этом на просьбу ребенка купить «точно такой же» домой ни в коем случае не соглашайтесь. Придумайте причины, по которым привлекательный для ребенка объект можно найти только в детском саду..

Пугает неизвестность. Важно  сделать детский сад знакомым привычным   местом

Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад. Например: «Детский сад- это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих малышей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие I кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все сможешь рассмотреть, потрогать, поиграть с  этими вещами. В саду дети кушают, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было там интересного, а я расскажу тебе, что у меня интересного на работе. Многие мамы и папы хотели бы отправить в этот сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло, осенью я начну водить тебя туда.

 Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло — осенью он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и близким в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребёнком.

«Уходя – уходите»

Если  ребёнок  плачет каждое утро в течение нескольких недель, то через это надо пройти, если вам действительно нужен садик, а иначе не стоит начинать! Уходя - уходите. Не травите себе душу, наблюдая за площадкой из-за забора или подслушивая под дверью.  Дети чаще всего быстро успокаиваются сразу после того, как мама исчезает из поля зрения.

Убедитесь в собственной уверенности, что детский сад необходим для вашей семьи именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности "садовского» воспитания. Любые ваши колебания он использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.

Не переносите на малыша свой детский негативный опыт. Если вам; было плохо, вас обижали дети или воспитатели были жестки, не справедливы - это не значит, что ваш ребенокпройдет тот же путь. В конце концов, сейчас другие времена, другие условия и , наверняка,  вы нашли лучший садик из всех вариантов.

IНе совершайте ошибки и не делайте перерывов в посещении-неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику , но и продемонстрирует ему, что есть другой вариант, которого можно всеми силами добиться.После недельного пребывания все результаты, которых достиг ребенок по привыканию к детскому саду могут исчезнуть и придется начинать все с самого начала!

Изменение поведения  малыша воспринимайте спокойно.

        Пройдет немного времени и возможно, вам покажется, что поведение малыша поменялось. Он стал более капризным. По вечерам вас  могут ждать   неожиданные истерики   по поводу и без повода,   скандалы,сопровождающиеся криком, плачем, швыряние предметов и т.д. Некоторые  родители могут прийти в настоящий ужас при виде такой резкой перемены иобвинить в ней садик.

Причины изменения в поведении:

Во-первых,   адаптация к садику - большой стресс для малыша, его нервы напряжены и имтребуется разрядка,  в окружении   посторонних кроха частостарается сдерживать негативные эмоции, так что    выплескиваются онитолько вечером на головы родителям..

Во-вторых, причиной «плохого» поведения малыша может быть.его

возраст. Кризис3-х лет. Садик может ускорить  взросление   ребенка,   и этот самый кризис   свалится   вам на голову безпредупреждения вместе с проблемами адаптации крохи в коллективе.

Совет, который можно дать родителям в этот период -терпение Маленькому человеку очень тяжело, пытаетесь помочь ему справится с эмоциями, не провоцируйте его лишний раз, старайтесь сохранять в доме спокойную обстановку.

Рекомендации:

1.Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по

имени, просить, а не отнимать игрушки; предлагать свои игрушки, услуги.

2. Расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ, и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в сад. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что будет делать после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему! будет помогать раздеваться, что он будет делать после обеда. Помогите ему запомнить последовательность событий, режимных моментов. Малышей пугает неизвестность. Когда ребеноквидит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.

3.Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сможет сделать, Например: "Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: хочу пить", и Анна Николаевна нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом». Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу: "Воспитатель не сможет одеть сразу всех детей, тебе придется немного подождать». Попробуйте проиграть все эти ситуации с ребенком дома.

Например, вы — воспитатель, а кукла, за которого вам тоже придется

говорить, просит пить.

4.Заранее уже дома попытайтесь приблизить режим своего ребенка к режиму детского сада, постепенно измените его рацион так, чтобы он был более или менее похож на питание в саду.

5. Выясните, в какое время вам лучше всего прийти в первый день и какой режим посещения будет в первые дни.

с 08.00 до 10.00 часов с воспитателем и младшим воспитателем- 2 дня

с 10.00 до 12.00, чтобы ребёнок позавтракал или  пообедал

с 08.00 до 12.00 с обедом - 2 дня;

с 08.00 до 15.00 с дневным сном;

с 08.00 до 19.00

Режим посещений  может быть для каждого ребёнка индивидуален.

Каждый ребёнок индивидуален, и имеет слабый или сильный тип нервной системы.  Существует предубеждение, согласно которому  слабый тип нервной системы  – это   нежелательный тип н.с.  Дети со слабым типом нервной системы более чутки к сенсорным раздражителям (громким звукам, тактильным ощущениям, переменам обстановки), быстрее утомляются, устают и могут чаще капризничать. Слабый тип  нервной системы  имеет преимущества перед сильным типом. Слабый тип нервной системы свойственен людям искусства, характеризуется большей  чувствительностью, более глубоким восприятием  различных видов искусств, музыки, живописи, более глубоким  эмоциональным проникновение, пониманием чувств других людей. Таких детей надо выявлять и создавать им более щадящие условия.   Но  при поступлении в ДОУ часто к детям , не взирая на их тип нервной системы, со стороны взрослых  предъявляются одинаковые требования. При привыкании к условиям ДОУ  один ребёнок через неделю способен остаться на целый день в ДОУ без потерь, а другому, чтобы перейти на следующий этап адаптации и остаться на более длительный срок,  требуется  больше времени. И кратковременное посещение  ДОУ с постепенным увеличением времени пребывания: 2 –3 часа без обеда, затем с обедом, затем со сном, будет более благоприятно  для его психики, чем  вынудить ребёнка  испытать  нервный срыв от длительного  пребывания в ДОУ в первые дни, последствия  которого отразятся на адаптации и в более зрелом возрасте. Призываю довериться мнению педагогов определять,  какой временной период способен ваш ребёнок  пробыть в стенах детского сада. По своему опыту воспитатели чувствуют, способен ли ребёнок перейти на более длительное посещение сада или нет. Все симптомы налицо: излишнее напряжение, выражающееся в замкнутости, плаче или излишней расторможенности, степень участия в режимных моментах оповещают нас о том, что нервная система ребёнка терпит перегрузку.  Может  так случиться , что вы не планировали его оставлять  дольше, а вам скажут, что ребёнка можно оставить на сон, а может наоборот, долго будут советовать приходить пораньше. Нервная система, психика, от которой в целом зависит здоровье ребёнка, очень хрупки,  особенно в детском возрасте. В период  адаптации ребенка к ДОУ  желательно снизить психологическую нагрузку на ребёнка, потерпеть капризы, срывы, агрессию, т к  эмоциональное напряжение в саду  ребёнок обязательно выплеснет дома. Стоит к его  поведению отнестись терпеливо, т. к.  изменения в поведении ребёнка на первых порах –это проявление защитный механизмов психики.

Типичные ошибки родителей

Не стоит

1.  Обвинять  и наказывать ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От старших требуется только терпение и помощь. Все, что нужно малышу - это адаптация к новым условиям.

2.  Не стоит планировать важных дел в первые дни пребывания ребенка к детскому саду. Выход на работу лучше отложить. Родители должны знать, что сын или дочь могут привыкать к садику 2-3 месяца.

3. Нежелательно пребывание родителей в состоянии обеспокоенности, тревожности. Они заботятся об общественном мнении, испытывают внутренний дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли «мамы» и «папы». Прежде всего родителям  надо  не демонстрировать свое беспокойство. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается им. Родителям очень важно понимать, что ребенок проходит адаптацию к новым условиям жизни.

4.  Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь еще очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы и это еще больше усиливает детскую тревогу.

5.  Пониженное внимание к ребенку также является типичной ошибкой родителей. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегченно вздыхают и уже не так много внимания, как раньше, уделяют малышу. Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни В период адаптации малышу нужна эмоциональная поддержка . Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка. Скажите малышу: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда происходит что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится».

Формы организации: тактильные игры,  игры на подражание ,  игры с игрушками, игры-шутки, поощрения, одобрение,  поддержка,  создание ситуации успеха в быту, в играх

 

Если ребенок капризничает.
Если ребенок капризничает
 дома, не бойтесь брать его на руки, гладить – телесный контакт с вами ему необходим в этот период. Можно сделать ребенку расслабляющий массаж: погладить спинку, ручки, ножки, животик, голову;
- можно включить негромко классическую, спокойную музыку на 10-20 минут;
- поиграйте с ребенком с жатой фольгой (мягкой!) Фольгу можно сжать в комочки и сложить в бутылочку, затем высыпать и снова сложить;.

А вечером обязательно спойте мелодичную, спокойную колыбельную песенку. Малыш с удовольствием заснет под ласковые слова и спокойный мамин голос.

Телесные контакты, особенно со значимыми взрослыми придают ребёнку уверенность в себе, чувство радости бытия. телесная  поддержка для ребёнка выступает как признание его ценности. Телесные контакты (заключения в объятия, поцелуи, поглаживания,   дружеские шлепки, толчки)   доставляют ребёнку телесное и психологическое удовольствие.  При недостатке  телесных   контактов страдает психическое развитие ребёнка.

6. Будьте уверены и последовательны в своем решении.

7. Будьте оптимистичны сами и заражайте этим оптимизмом окружающих. Не показывайте ребенку своей тревоги. Поделитесь переживаниями с мужем, своими или его родителями, подругами и коллегами по работе.

8. Вызывайте  у ребёнка интерес к детям. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Саше, Сереже.

9. Поощряйте обращение ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.

10.Демонстрируйте хорошее отношение к воспитателям  перед ребёнком.Будьте снисходительны и терпимы к другим. Совершенных людей нет.

11. В присутствии ребенка избегайте  критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников

12. Прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов.   Никогда непугайте ребенка детским садом.

13. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпускать вас.

 Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода.

14. Сделайте все приготовления заранее. Накануне вечером сложите необходимые вещи, решите, что ваш ребенок наденет (если он достаточно большой, предоставьте этот выбор ему) и какие вещи он возьмет в качестве запасных.

Заведите будильник с таким расчетом, чтобы утром было достаточновременина сборы и приготовления.

Заранее продумайте, какой дорогой вы будете ходить или ездить в садик, сколько времени она занимает и когда надо выйти из дома.

Если ваш малыш склонен к аллергии на тот или иной продукт или лекарство, обязательно поставьте персонал садика в известность и убедитесь, что эта информация правильно и четко записана.

Часто ребенок из всех воспитательниц выбирает одну и в ней видит временную замену маме. Постарайтесь выяснить, кому именно он оказывает  Iпредпочтение, и общайтесь с ней как можно больше - тогда вам удастся услышать массу милых подробностей о своей крохе.

Игры с детьми

Предлагаем вам несколько интересных игр с детьми двух-трех лет в период адаптации к условиям детского сада.

Эти игры способствуют:

• стабилизации психоэмоционального состояния;

• снижению тревожности, регуляции процессов возбуждения и торможения нервной системы;

• стимуляции познавательной активности, возбуждению интереса к исследовательской деятельности;

• стимуляции зрительных, слуховых, тактильных ощущений ребенка;

• развитию общей и мелкой моторики, координации движений.

Игра «Колючий ежик».

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений, стимуляция речевой активности.

Оборудование: массажный мяч.

Ход игры:

Самомассаж оказывает на организм благотворное воздействие. Обучение простейшим приемам происходит в игре. На вашей ладони появляется необычный шарик. Вместе вы внимательно рассматриваете его. Оказывается, что он похож на ежика. Аккуратно кладете шарик на ладонь ребенка, прокатываете «ёжика» по каждому пальчику, начиная с большого пальца ведущей руки, и чуть дольше задерживаетесь на подушечке каждого пальчика. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру. Действия сопровождайте стихами:

Дай ладошку, моя крошечка,

Я поглажу тебя по ладошечке.

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь в колючках серый ёжик,

Ищет ягодки-грибочки

Для сыночка и для дочки.

Самомассаж кисти развивает мускулатуру пальцев рук, рефлекторно стимулирует соответствующие зоны головного мозга, помогает нормализовать состояние нервной системы, оказывая наряду с успокаивающим ещё и общеоздоровительный эффект.

Игра «Что нам подскажут пальчики».

Цель: развитие тактильного восприятия, наблюдательности, обогащение сенсорного опыта, стимуляция познавательной активности.

Оборудование: природные материалы различной фактуры: каштан, грецкий орех, шишка, деревянный ребристый карандаш, гладкий камушек; геометрические формы: кубик мячик; фрукты и овощи; мелкие или средние игрушки.

Ход игры:

Ребенок осваивает окружающий мир с помощью органов чувств. В частности, через тактильное восприятие, чувствительность рук. Если в детском возрасте не тренировать движения и не обогащать сенсорный опыт (то, что мы чувствуем и воспринимаем через органы чувств, то, повзрослев, человек не будет обладать достаточной пластичностью ума, чтобы уметь легко приспосабливаться к различным обстоятельствам. При этом

развивается чувствительность рук, активизируется внимание. К тому же подвижность пальцев рук тесно связана с развитием речи.

Например: в мешочке лежит кубик и мячик. Не заглядывая в мешочек, на ощупь ребёнку предлагается отыскать предмет. В плетёной коробочке лежат природные материалы – шишка, камушек, каштан, грецкий орех. Рассмотрите, потрогайте и опишите их. Например, шишка – шершавая, колкая; камень – гладкий, орех – шероховатый. Далее не заглядывая в коробочку, на ощупь что-нибудь найти.

Игра «Прятки».

Цель: регуляция процессов возбуждения и торможения, снижение уровня тревожности, развитие пластики движений.

Оборудование: цветные платки из легкой полупрозрачной ткани, любые игрушки.

Ход игры:

А сейчас мы поиграем в прятки, но не простые – а прозрачные. Эту игру любят абсолютно все дети, ничто не может сравниться с радостью, испытываемой ребенком, когда он обнаруживает любимого родителя, вытянувшегося по струнке за занавеской или в платяном шкафу. Кстати, эта любовь не случайна. Прятки помогают спрятаться со страхами темноты и замкнутого пространства, с чувством одиночество: его в какой-то момент испытывает каждый ребенок, а во время игры он должен некоторое время провести абсолютно один, да еще и в тайном, укромном месте. Итак, накинув прозрачный шарф на лицо, ребенок видит все вокруг, но при этом – он спрятался! Взрослый его ищет. Можно поменяться ролями. Далее игру можно разнообразить. Могут прятаться в комнате любые предметы, например, мячик. Ребёнок вместе с взрослым его ищет.

Радость движения будет ярче, если платки превратятся в крылья бабочек, тогда получится подвижная игра.

Игра «Бабочки на весеннем лугу».

Цель: регуляция процессов возбуждения и торможения, снижение уровня тревожности, развитие пластики движений.

Ребёнок повторяет движения за взрослым.

Мы – бабочки весенние, на листиках сидели (ребенок сидит на корточках,

Ветер дунул – полетели (встает, бегает по комнате, расставив руки в стороны).

Мы летели и летели.

И на землю тихо сели (садится на корточки, замирает).

Ветер снова набежал,

Высоко он нас поднял (встает, поднимает руки вверх).

Он вертел нас и кружил

И на землю опустил (кружится по комнате, ложится на пол и замирает).

Через некоторое время нужно попросить ребенка потянуться и почувствовать, как «расправляются крылья» во время потягивания.

Игра «Рваки».

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, обучение приемлемому способу выражения негативных эмоций, агрессивных импульсов. Развитие координации движений.

Оборудование: ненужные журналы, газеты, бумага, корзина.

Ход игры:

В момент физического и эмоционального напряжения эта игра поможет «выплеснуть» негативную энергию приемлемым способом

Ребёнок вместе с взрослым может рвать, мять, топтать бумагу, а потом собрать её в корзину для мусора. А если взять лист бумаги, разорвать его на много мелких кусочков и на счет 1-2-3-4-5 подбросить вверх, то получиться веселый салют. Результат салюта собирают в корзинку, приговаривая: «собираем мы листочки быстро-быстро, чисто-чисто». В этой игре в буквальном смысле выплескиваются эмоции. В человеческом организме самой природой заложена возможность саморегуляции: когда на смену реакции напряжения (стрессу) приходит расслабление, покой, отдых.

Игра «Разговор с игрушкой».

Цель: обучение способу выражения своего эмоционального состояния, переживаний, развитие навыков речевого общения.

Оборудование: перчаточные игрушки.

Ход игры:

Для ребенка в период жизненных изменений важна поддержка взрослого. У каждого малыша есть потребность сообщить, что у него «не так», но сделать это ему пока сложно. Помочь ребенку в этом может его любимая игрушка, которая ассоциируется с положительными эмоциями, ощущением комфорта и безопасности. Давайте попробуем надеть на руку перчаточную игрушку на руке у ребенка тоже игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашивайте, «почему мой… грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т. д. побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок расскажет вам, что же его тревожит, поделиться тем, что трудно высказать без специальной поддержки. Ученые установили, что дети, окруженные любовью и заботой, легче переносят стрессовые ситуации, в их организме вырабатывается меньше кортизола – гормона, негативно воздействующего на обмен веществ, иммунную систему, мозг. Родительское тепло помогает малышу управлять своими эмоциями. Дошкольнику важно чувствовать контакт с мамой (и физический в том числе). Ведь общаясь с ребенком, мы как бы говорим ему: «Я тебя люблю, мне хорошо рядом с тобой».

Игра «Песочница».

Цель: развитие тактильной чувствительности, визуализация понятия «Я».

Оборудование: поднос, контейнер, манная крупа, мелкие игрушки.

Давайте вспомним одну из самых любимых игр-занятий нашего детства. Когда на улице становилось тепло, детвора собиралась в песочнице: Почему дети любят играть в песке? Песок помогает расслабиться: руки зарываются в песок – это приятные тактильные ощущения; песок медленно сыпется – это зрительно завораживает; из песка можно построить что угодно, все, что хочется – быстрые изменения. Превращения отвлекают от переживаний. А в целом играть с песком просто интересно. Полезно выполнять движения двумя руками. Это помогает синхронизировать активность обоих полушарий головного мозга, стимулирует развитие логического, отвечающего за речевое развитие левого полушария, и интуитивного, эмоционального правого полушария.

Ход игры:

Создадим свою маленькую песочницу с белым «песком» (манной крупой). Предложить ребёнку медленно пересыпать в руках, насыпать ее горкой или разгладить, прятать ладошки, искать мелкие игрушки, насыпать в разные ёмкости. По песочку пробежится стадо лошадей, проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Если взять поднос, на нем появиться рисунок, а какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в игру.

Упражнение: «Дышим животиком».

Цель: снижение эмоционального напряжения, достижение мышечного расслабления

Находясь в новой обстановке, ребенок испытывает различные эмоции. Природа подарила человеку возможность управлять своими эмоциями с помощью регуляции дыхания. Брюшное дыхание – противострессовое, оно способствует уменьшению тревоги, возбуждения, вспышек отрицательных эмоций, повышает тонус блуждающего нерва. Приводит к общему расслаблению. У вдоха и выдоха есть своя психофизиологическая роль. Вдох возбуждает; выдох успокаивает, рассеивает отрицательные эмоции, способствует расслаблению мышц.

Ход  игры.

Обычно это упражнение делают лежа. А мы попробуем выполнить его сидя. Положите ладонь на живот и почувствуйте, как живот поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох.

Бегемотики лежали,

Бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох,

То животик опускается (выдох).

Сели бегемотики,

Потрогали животики:

То животик поднимается (вдох,

То животик опускается (выдох).

Работа диафрагмы должна восприниматься ребенком и зрительно, и тактильно. Положим на животик игрушку, например рыбку, и посмотрим, как она поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох:

Качаю рыбку на волне,

То вверх (вдох,

То вниз (выдох)

Плывет ко мне.

То вверх (вдох,

То вниз (выдох)



Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему  «Воспитание добрых чувств у детей»

Тема  сообщения педагога-психолога: «Конструктивное  общение  как условие стабилизации  эмоционально-личностной сферы у детей  и   поддержки  гармоничных  детско-родительских взаимоотношений.»

Цель: способствовать  формированию  конструктивных форм  общения между родителями и детьми.

Задачи:

1.Вызвать интерес у родителей к   таким  проявлениям  личности ребёнка,  как позитивные и негативные эмоции у детей, мотивы нарушения поведения  у детей дошкольного возраста, саморегуляция детского поведения, обратить внимание на проблемы  воспитания  гуманных чувств у детей (сопереживания,  сочувствия, эмпатии ) к окружающим  людям.

Вступление

Нам, взрослым, хотелось бы, чтобы наши дети успешно социализировались в обществе, были добрыми, внимательными  к вам, родителям, и к  окружающим людям, могли проявить отзывчивость, заботу, умение договориться, конструктивно отстоять свои позиции . И первый шаг, который они делают уже сейчас, связан с  пребыванием их в ДОУ и взаимодействием  со  сверстниками и педагогами. Детям дошкольного возраста  свойственен эгоцентризм ( склонность видеть мир, понимать окружающих людей  со своих позиций). Одним из достижений  психического развития к концу дошкольного возраста является обретение такого качества  как  децентрация, психического  новообразования  дошкольного детства, связанного с  умением  вставать на точку зрения другого человека,  понимать его чувства, желания, эмоции. Это умение не всегда  формируется в зрелом  возрасте, и  детей, которые еще только осваивают модели   поведения, взятые у взрослых, СМИ,  пониманию чувств  другого  человека и социально приемлемому поведению  надо учить.

Порой нас огорчает поведение ребёнка. Мы часто задаем себе вопросы, не понимаем,  почему же он   опять плохо себя ведет: дерётся, ссорится, грубит, проявляет упрямство, негативизм. Попробуем в этом разобраться.

Психологам известны  следующие  мотивы нарушения поведения у детей:  привлечение внимания, месть, власть, избегание неудачи, нарушение поведения как способ  действия для достижения цели. Предлагаю выполнить задания, в которых  надо определить, какие мотивы  нарушения поведения проявляются в  приведенных ситуациях. Примеры взяты из  недавних запросов родителей и воспитателей.

1.Упражнения, направленные на  определение причин нарушения поведения у детей.

Определите, какой  мотив поведения действует у  детей в данных ситуациях ?

(Родители определяют мотив поведения ребенка, предполагают, что чувствует ребенок в конкретной ситуации,  опираясь на памятку, находят  конструктивный способ  взаимодействия с ребёнком.)

  • Мама вытерла стол, а дочь  подошла и  опять накрошила печенье. (месть, привлечение внимания);
  • Ребёнок говорит маме, увидевшей подругу: "Ты не будешь говорить с ней, а пойдешь со мной  в магазин" (власть);
  • На занятиях ребёнок громко стучит ногами, посматривая на взрослых (привлечение внимания);
  • Девочка забралась на лестницу на  участке  ДОУ  и  громко заплакала, поглядывая на педагогов. Как только  воспитатели посмотрели  на неё, кричать стала   еще громче. (привлечение внимания);
  • Ребёнок специально говорит глупости и смотрит с улыбкой на взрослых  (привлечение внимания);
  • Ребёнок отказывается играть с детьми в «догонялки»,  в шашки выступать на празднике, отказывается выполнять  аппликацию (избегание неудачи);
  • Девочка решила поиграть с машинкой,  мальчик подошел, выхватил из её рук игрушку и сам стал играть ( неконструктивный способ действия);
  • Дети в песочнице друг у друга отбирают совки ( неконструктивный

способ действия).

Памятка для родителей

Способы взаимодействия с ребёнком, нарушающим поведение

Мотив нарушения поведения

Чувства ребёнка

Что делать ?

Прием "Активное слушание"

1.Назвать, обозначить  чувство ребёнка;

2. Выслушать  ребёнка без комментариев, оценок и советов;

3.Помочь выразить чувство

Месть, власть

Злость, обида

Прояснить чувства с ребёнком,

Позволить выразить злость, обиду  конструктивным способом (проговорить, простучать, прокричать, )

Привлечение внимания

Грусть, обида из-за недостатка эмоционально-доверительного общения

Оказать внимание в моменты социально приемлемого  поведения, игнорирование в моменты  нарушения  поведения, эмоциональное поглаживание.

Способ действия как следствие  отсутствия  примеров конструктивных моделей поведения

Злость, обида из-за непонимания, почему  на него сердятся

Демонстрировать модели  конструктивного поведения, показывать образцы поведения из источников (СМИ, книги, игры)

Страх неудачи

Страх перед ошибкой, неудачей

Помочь ребёнку поверить в себя, в свои силы, радоваться даже маленьким успехам

В моменты нарушения поведения ребенок чувствует страх, злость, недостаток  эмоциональной сопричастности взрослого, отчужденность, заброшенность,  во всех случаях чувствует себя неблагополучно. Месть, власть, привлечение внимания - эти виды мотивов поведения, указывающие  на эмоциональное   неблагополучие ребёнка, сигналы, призывающие к помощи.

2. Знакомство родителей с упражнением «Цепочка настроений»   и детскими работами.

Цель: привлечь внимание родителей к сфере детских чувств, показать родителям эмоциональное состояние ребёнка в различные режимные моменты, вызвать интерес к проявлению эмоций у детей.

Хотели бы вы узнать , какие чувства  испытывают ваши дети ?

Родителям предлагается посмотреть на работы их собственных детей, в которых дети отразили свое  настроение в различных жизненных ситуациях в пиктограммах и проанализировать, какой эмоциональный фон стал доминирующим у ребёнка в течение дня.

 В упражнении, которое  мы выполнили с детьми, «Цепочка настроений», ребёнку надо было пиктограммой отразить эмоции, которые он испытал в определенные режимные моменты .

Знакомство родителей с упражнением.

 Упражнение «Цепочки настроения»

 (Детям раздаются картонные овалы, с помощью которых они рисуют пиктограммы на альбомных листах)

Инструкция для детей:

Нарисуйте свое  настроение в следующих ситуациях:

  • вы вставали  с кровати, чтобы одеться в детский сад,
  • одевались в детский сад,
  • шли по улице в детский сад,
  • входили  в группу, завтракали,
  • занимались математикой,
  • занимались физкультурой,
  • на музыкальном занятии,
  • занимались на логопедическом занятии,  
  • на занятии с психологом,
  • на прогулке с детьми,
  • во время обеда ,
  • во время дневного сна,  
  • во время полдника,
  • во время игр с детьми  после сна,
  • на вечерней прогулке,
  • в момент, когда вас забирали родители.

(Родители рассматривают  эмоциональные цепочки пиктограмм  в работах своих детей, и каждый анализирует эмоциональный фон  своего ребёнка).

По работам детей мы, взрослые, видим, что у любого ребёнка в  течение дня накапливаются разнообразные противоречивые чувства, непроработанные, невысказанные, связанные с ситуациями, имеющими не всегда завершенный характер. Как часто остаются  прерваны детские игры, увлекательные  занятия  деятельность, которую ребёнок сам организовал. С этим набором чувств, противоречивых по эмоциональному знаку, (радость, грусть, удивление, страх и т. п.) ребёнок ходит в течение долгого времени. Испытанное чувство  дискомфорта, связанное с  утренним подъемом,  нелюбимой  кашей, ошибкой, неуспешным ответом или работой на занятии, ссорой с другом  в игре, с неумением договориться  со сверстниками; или положительные события            ( праздник, день рождения,  радостная веселая игра с друзьями, интересное  захватывающее  общение с воспитателем),  многие другие события в ДОУ  или дома оставляют в душе ребенка   яркий след. Невысказанные,  даже радостные не выговоренные  чувства мешают полноценно проживать предстоящие события,  полноценно играть, усваивать новый материал, познавать окружающий мир, общаться.

Избавиться от  накопившегося напряжения,  противоречивых чувств  ребёнок сам не способен. У детей недостаточно сформированы  словарный запас и навыки общения. Взрослые часто не  могут точно  словесно обозначить свое  душевное состояние и  назвать свои чувства, а детям это тем более не под силу Они  пытаются нам  своей сбивчивой речью рассказать что-то о себе, описывая ситуации, но, не осознавая чувства: "Мам, а я...",  "А мы с Сашей...",  "Пап, а у меня не получилось… »,   « Вы знаете, а мы с папой…» и т. п..  Чаще всего взрослым  некогда слушать ребёнка. Находятся много  причин. Надо спешить с ним  на курсы подготовки к школе, на  курсы английского языка,  заниматься бытовыми проблемами,  а затем мы не понимаем, почему ребёнок, например, не хочет рассказывать стихотворение выразительно перед воспитателем, родителями и детьми на празднике, капризничает, проявляет упрямство и негативизм. Ребёнку  приходится ценой огромных душевных усилий,  подавляя свои чувства и  потребности, выполнять деятельность, к которой у него ещё не возникла  мотивация, настрой, желание. Накопленные чувства он тяжелым грузом тащит изо  дня  в день, на что  у него расходуется большое количество энергии, и, вдруг, неожиданно для нас и  для себя ломает у  сверстника  игрушку или  грубит,  отказывается заниматься математикой, рисовать или делает все нарочито плохо или капризничает, громко кричит на всю квартиру , улицу так, что становится стыдно перед соседями и окружающими людьми.  Невыраженное чувство в любой  момент может проявиться в виде смещенной агрессии на постороннего человека, воспитателя, сверстника.

Итак , становится ясно, что  прежде чем формировать конструктивные способы  поведения, надо помочь ребёнку справиться со шквалом своих эмоций.

3 .Упражнения «Назови эмоцию»

Материал: набор фотографий детей с различными эмоциями

Цель: формировать у родителей внимание к эмоциональной сфере детей, потребность внимательно относиться  к  чувствам ребёнка.

Уважение к  личности ребёнка возможно только при условии  внимания к его чувствам. (рассмотреть схему)

УВАЖЕНИЕ К ЛИЧНОСТИ = ВНИМАНИЕ К ЧУВСТВАМ

Представьте , что ваш ребёнок пришел из сада вот в таком состоянии (психолог показывает фотографию  ребёнка с определенным эмоциональным состоянием )  Помогите ему справиться с этим чувством.  

Этапы работы с чувством:

Во- первых, надо  помочь ребёнку понять и назвать его чувство  (Тебе грустно, радостно, страшно…)

Во-вторых, надо помочь высказаться о причине состояния. Для этого выполним ряд упражнений.

Цель: помочь родителям  ощутить позицию ребёнка и представить его эмоциональное состояние.

Представьте, что вы и есть ваш ребёнок. От его имени назовите, почему вас охватило определенное чувство.

Упражнение «Барабан злости» 

«Я злюсь, потому что…»

(Родители передают барабан, проговаривают от имени ребёнка, почему они злятся  и  бьют с той силой , насколько сильна , по их мнению, злость у ребёнка.)

Упражнение «Продолжи предложение»

«Мне грустно, потому что….»

«Мне страшно, потому что….»

«Мне радостно, потому что….»

« Я спокоен, спокойна, потому что….»

(Родители передают мяч  и от имени ребёнка выражают причину его эмоционального состояния)

4.  Упражнение «Созидательная критика»

 На доске высказывания для размышления:

 «Вера в добрые и светлые стороны личности ребёнка придает ему силы».

«Мы чудесным образом исцеляемся с теми, кто верит в наш свет, даже когда мы блуждаем в своей тьме 

Как эти слова можно связать с воспитанием детей ?

Прочитав эти строки,  стоит сделать вывод о том, что даже в самом неблагоприятном случае ребёнку поможет наша вера в его   светлый  потенциал. Критика не должна  унижать ребёнка,  любое воздействие на ребёнка должно  способствовать его личностному росту.

Предлагаю   рядовые  фразы , имеющие  критикующий характер, перестроить на созидательные , где  ребёнку дается возможность самому принять решение , сделать свой выбор, что способствует личностному росту, формированию  социальных чувств  (эмпатии,    сочувствия, понимания  состояния другого),  развитию социальной мотивации.

Традиционные замечания

Созидательная критика.

 Прием "Я -высказывания"

Высказывать свои чувства по поводу поступка ребёнка, можно в форме неопределенно-личного и безличного  предложения.

Ты плохой мальчик.(девочка )

Твой  поступок меня расстроил

Опять ты не убрал игрушки, быстро убери.

Я расстроилась, в комнате неуютно, т к игрушки не убраны

Прекрати стучать. Надоело.

Шумно, трудно читать, работать, хочу отдохнуть. Голова болит, когда шумят.

Опять вы дрались с  Сашей. Как не стыдно!

Грустно из-за того, что дети не умеют играть без драк

Ты-  грязнуля !  Опять испачкался.

Жаль, куртка опять грязная, а мне стирать её некогда, я устала.

Ты снова  отвлекался (-лась), не выполнил(-ла) задание аккуратно.

Задание не выполнено, придется отложить просмотр мультфильма .

Спасибо за внимание и активное участие.  Уверена, вместе мы сможем помочь нашим детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Влияние родительских установок на развитие детей»

Одним из важнейших условий в жизни человека является реализация себя в семье, детях. Часто свое будущее благополучие родители связывают с будущим своих детей, строят далеко идущие планы. Их реальност...

Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»

Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»Цель проведения дня открытых дверей: помочь родителям и детям ощутить радость от сов...

"Родительский клуб - как форма оптимизации родительско детских отношений"

Опыт работы организации родительского клуба на базе своей группы...

Родительская встреча в рамках родительского клуба "Диалог" - "Азбука родительской любви"

Работа с родителями. Гармонизация детско-родительских отношений, самообразование родителей в области педагогических знаний...