Информация к выступлению на родительском собрании. Кризис 3х лет.
консультация (младшая группа)

Возраст, который можно обозначить как определенный рубеж в развитии ребенка с момента его рождения, - это  период третьего года жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Информация к выступлению на родительском собрании.

Кризис 3х лет.

Возраст, который можно обозначить как определенный рубеж в развитии ребенка с момента его рождения, - это  период третьего года жизни.

Давайте рассмотрим, что характерно для развития ребенка младшего дошкольного возраста.

Для развития эмоционально-волевой сферы характерны:

аффективные  (эмоциональные) вспышки по незначительным поводам,

низкий самоконтроль поведения и волевой регуляции,

неустойчивый эмоциональный фон.

Чувства  у ребенка этого возрастного периода непроизвольны - легко вспыхивают, ярко горят и быстро гаснут. Психические процессы не сбалансированы,  и возбуждение преобладает над торможением, поэтому дети быстро переключаются с одного процесса на другой, не способны долго удерживать внимание.

Ребенок в этом возрасте не способен предвидеть последствий поступка и,  самое главное, НЕ ПЕРЕЖИВАЕТ – по поводу поступка и по поводу последствий.

Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности — игра. А значит, именно в игровой деятельности, организованной первоначально взрослым (воспитателем или родителем), а потом и самостоятельно поддерживаемой, формируются все психические новообразования этого периода.

В норме  самооценка  ребенка младшего дошкольного возраста завышена – это позволяет ребенку осваивать новые виды деятельности, чувствовать  себя принятым, любимым и спокойным. Нарушения во взаимодействии ребенка и взрослых  являются условиями для формирования проблемного поведения.

Внутренний мир ребенка 3-4 лет начинает наполняться противоречиями:

 - ребенок стремится к самостоятельности, но в тоже время не может справиться без взрослого;

- ребенок любит близких, но он не может не злиться из-за ограничения его свободы.

 В 3-4 года (а иногда и раньше) ребенок переживает мощный возрастной кризис 3-х лет.

 СУТЬ КРИЗИСА 3-х ЛЕТ

Ребёнок бунтует против тех норм воспитания, которые сложились, считая, что он «вырос из них». С одной стороны, он хочет признания своей самостоятельности и независимости, а с другой – к такой форме поведения он ещё не готов.

Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осознавать собственную «отдельность» и претендует на самостоятельность. Этот период крайне важен для дальнейшей сепарации и обретения самостоятельности и автономности. Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Одной из причин является депривация (угнетение) потребности ребенка действовать самому. Не случайно поэтому, что наиболее остро переживают кризис слишком опекаемые дети или те, кто живет в условиях авторитарного воспитания, сопровождаемого строгими мерами наказания. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого.

Происходят изменения эмоционально-волевой сферы ребенка, что приводит к большей, чем ранее, произвольности и саморегуляции.

Дети в игре со сверстниками начинают учиться чувствовать и защищать свои личностные границы, воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе он рискует остаться в одиночестве и скучать.

Наиболее яркие проявления кризиса 3-х лет:

- деспотизм (ребенок начинает диктовать всем окружающим, как себя вести, и стремится, чтобы его слушались и поступали так, как он говорит. Подобное поведение может отмечаться тогда, когда ребенок один в семье или последний по счету),

- негативизм (не следует путать с обычным непослушанием),

-строптивость (направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, против его, сложившегося ранее, образа жизни),

- упрямство (ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого очень хочет, а потому, что он это потребовал) 

- обесценивание (все: от игрушек, с которыми он играл, до родителей, которые его воспитывают).

Итогом возрастного кризиса являются новообразования - те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной ступени развития и определяют внутреннюю и внешнюю жизнь ребенка.

Центральное новообразование «Я сам» свидетельствует о том, что кризис трех лет - это первый кризис, когда ребенок противопоставляет свое Я окружающему миру и начинает чувствовать себя отдельной, независимой личностью. Вследствие чего новообразованием кризиса трех лет можно считать личное действие, связанное с первым опытом самостоятельного выбора.

Выбор в кризисе трех лет — решение противоречия между «хочу» и «могу», первый опыт самостоятельного выбора, когда впервые рождается новообразование — восприятие альтернативы, которое напрямую влияет на выбор в последующие возрастные периоды.

Как правило, именно в возрасте 3-х лет дети начинают посещать детский сад.

К любым изменениям в ритме и организации жизни необходимо адаптироваться, и дети проживают этот период по-разному. Адаптация -сложный процесс приспособления организма, протекающий на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. Успешность ее прохождения зависит от многих факторов как внешних, так и внутренних (в норме от 1-6 дней легкая, средняя 16-32 дней, сложная может длиться до полугода и более).

Следует подробнее разобраться в том, что представляет собой адаптация к детскому садику. В первую очередь, она требует от ребёнка огромных энергетических затрат, в результате чего детский организм перенапрягается. К тому же нельзя сбрасывать со счетов изменившиеся жизненные условия, а именно:

отсутствуют поблизости мама с папой и прочие родственники;

необходимо соблюдать чёткий дневной распорядок;

нужно взаимодействовать с другими детьми;

уменьшается количество времени, которое уделяется ребёнку (педагог общается одновременно с 15 — 20 малышами);

малыш вынужден подчиняться требованиям чужих взрослых.

Чтобы помочь ребенку легче адаптироваться, родителям имеет смысл придерживаться простых правил: сад-это необходимость. Дети, чьи родители уверены в правильности своего выбора, адаптируются быстрее и легче. Они ощущают себя частью семейной системы, если посещение садика необходимо – принимают это. Гораздо хуже, если ребенок чувствует неуверенность взрослого: то ли нужно ходить – то ли не нужно. Конечно он будет противиться. Важно НЕ пугать садом и не наказывать садом! «Перестань плакать – а то не заберу вечером»! «Будешь баловаться – отведу в сад! Там тебя научат!» - разве могут подобные запугивания помочь ребенку успешно адаптироваться к детскому саду?

Между педагогами детского сада и родителями важно выстроить сотрудничество. Необходимо придерживаться одних принципов в воспитании и обучении в семье и саду, руководствуясь интересами ребенка. Важно понимать, что навыки, которые формируют у детей в саду, должны поддерживаться и дома.

Другой важной задачей развития ребенка является его социализация. Для многих родителей – это главная цель посещения детского сада. Совместное пребывание детей в саду и предъявления к ним единых требований помогает принять и присвоить социальные нормы и правила.

Как мама и папа могут помочь малышу в этот не простой период и укрепить эмоциональную связь с ним?

Мы дадим ряд рекомендаций. Расспрашивайте ребенка ежедневно о жизни детского сада. Провожайте ребенка в группу и встречайте его с улыбкой! Удивляйтесь и хвалите ребенка, ваша беседа с ним о том, как он прожил этот день в саду должна быть эмоционально окрашена. Так как ведущий вид деятельности в период всего дошкольного детства ИГРА, можно использовать ее широкие возможности в воспитании, обучении, адаптации и социализации. Проигрывайте дома различные ситуации,с которыми ребенок сталкивается в саду. Пусть одна из домашних игрушек исполнит его роль. Понаблюдайте, что делает игрушка в саду, что говорит, вместе с ребенком помогите игрушке найти друзей, с ее помощью решайте проблемы вашего малыша, ориентируясь на положительные результаты. Передавайте ребенку технологию поведения в различных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление в виде презентации педагога-психолога на родительском собрании "Кризис 3 лет"в1 младшей группе

Кризис 3 летЗнаете ли вы, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным – это приучить его не встречать ни в чем отказа.Ж.Ж.РуссоТема нашей встречи посвящена одной из важных проблем мале...

Конспект выступления на родительском собрании во второй младшей группе. «Кризис трех лет»

В конспекте раскрыта тема кризиса трех лет. Показаны признаки этого периода и действия, помогающие преодолеть более легко этот  промежуток времени....

Выступление на родительском собрании «Кризис 3-х лет»

К 3-м годам родитеи замечают серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Многие не знают, что в это время происходит очень важный дл...

Выступление на родительском собрании 2-я мл группа «Кризис 3-х лет или как устанавливать запреты»

Выступление на родительском собрании 2-я мл группа «Кризис 3-х лет или как устанавливать запреты»...

Выступление на родительском собрании по теме: «Возрастные особенности детей 6-7 лет. Готовность ребёнка к школе. Кризис семи лет».

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, б...

Выступление на родительском собрании «КРИЗИС 3-Х ЛЕТ»

Ребенок постоянно развивается, а всякому процессу развития свойственны скачкообразные переходы – кризисы.Они необходимы, это - движущая сила развития.Во время кризиса происходит изменения не тол...