СТАТЬЯ "Развитие исследовательских способностей в дошкольном возрасте"
статья

Кириченко Виктория Владимировна

Развитие исследовательских способностей в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_issledovatelskih_sposobnostey.docx13.29 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие исследовательских способностей в дошкольном возрасте.

        Развитие исследовательских способностей ребёнка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные ребёнком в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

        Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Федеральные государственные требования диктуют нам сегодня направление на достижение у дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одарённости.

        Одним из видов игр, которые могут быть использованы в ходе познавательного развития детей дошкольного возраста становятся игры - экспериментирования.

        Игры – эксперименты – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка – это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета.

        Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, соответствует этим возрастным особенностям. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребёнка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника.

        Особый интерес детей наблюдается у долгосрочным наблюдениям-экспериментам, а также  у занятиям, содержащим демонстрационные опыты и элементы самостоятельного экспериментирования. Опыты сопровождаются проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи детей, их умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственно многим детям, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, чёткость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться). А вопросы «Зачем?», «Как?», «Почему?» требуют уже от нас, взрослых компетентности в различных областях знаний об окружающем нас мире.

        Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группах должна быть преобразована предметно-развивающая среда и должен быть центр экспериментально-поисковой деятельности.

         Познавательное развитие должно обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (с песком, водой и т.д.).

        В экспериментальной деятельности достаточно чётко представлены моменты саморазвития: преобразование объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, более сложные цели.

        Многочисленные исследования последних десятилетий показали, что если механизм познания окружающего мира взрослым и ребенком различны, то сам принцип познания остается одним и тем же – ребенок, как взрослый, познаёт окружающий мир в процессе самостоятельного взаимодействия с этим миром, активного экспериментирования с ним. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на природе"

В современной школе уделяется много внимания формированию восприятия и развитию исследовательских умственных способностей. Это предусмотрено содержанием учебных программ. На протяжении всех школ...

«Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на прогулке»

В предложенные игры можно играть во дворе, в парке, дома. Они очень просты, но дают богатую пищу для развития творческих сторон интеллекта ребенка....

Развитие внимания как одной из основных исследовательских способностей в дошкольном возрасте

Методическая разработка по теме: Развитие внимания как одной из основных исследовательских способностей в дошкольном возрасте....

Консультация для родителей:"Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на природе"

Мы должны существенно помочь детям в данном вопросе уже в период раннего и на протяжении всего дошкольного детства....

Консультация для родителей "Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на природе"

Вся жизнь ребенка сопряжена с бесконечным восприятием окружающего мира с его красками, формами, звуками и т.п. Необходимо, чтобы восприятие было целенаправленным. В играх, на прогулке необходимо обращ...

Консультация для родителей "Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на природе"

Играя с детьми, важно ставить перед ними задачи, для решения которых требуются умственные усилия, создавать ситуации, побуждающие их к активизации знаний, умений, прошлого опыта, развитию навыков иссл...

Консультация для родителей "Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на природе"

Предложенные игры родились в общении с детьми и при их непосредственном участии. Они вызывают интерес не только у детей, но и у многих родителей. В них можно играть на улице и в детском саду, и в парк...