Дидактические игры для развития детей 2-3 лет.
картотека (младшая группа)

Игра - это практически единственный инструмент, при
помощи которого можно обучать и развивать дошкольника. В игровой форме вы сможете
обучить своего малыша правильно разговаривать, считать, писать,
общаться со сверстниками и взрослыми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_dlya_razvitiya_detey_2-3_let.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

                Дидактические игры для развития детей 2-3 лет.

Ребенок в возрасте 2-3 лет становится самостоятельным
человечком. У него уже с каждым днем совершенствуется речь,
поведение, мышление, развиваются умения и навыки. Но появление
самостоятельности не мешает игре продолжать занимать одну из
главных ролей в жизни ребенка.
Игра - это практически единственный инструмент, при
помощи которого можно обучать и развивать дошкольника. В этом
возрасте детям очень сложно сосредоточиться и длительное время
выполнять определенную задачу. В игровой форме вы сможете
обучить своего малыша правильно разговаривать, считать, писать,
общаться со сверстниками и взрослыми.
При помощи дидактической игры ребенка можно обучать
определению цветов, изучению геометрических форм, букв, цифр,
запоминанию названия продуктов, животных и многому другому.
Чтобы начать обучение ребенка таким способом, нужно знать,
какие существуют дидактические игры для детей 2 — 3 лет.
В педагогике дидактические игры применяются уже очень
давно. Дети таким методом обучаются в детских садах и в
начальных классах школы. Дидактические игры учат детей
сравнивать предметы, находить их связи, анализировать, наблюдать
и узнавать о внешнем мире. К тому же ребенок усталости от
занятий чувствовать не будет, наоборот они принесут ему радость.
Дидактические игры для ребенка 2 — 3 лет периодически
нужно повторять. Ведь суть таких игр заключается не только в
простом веселом времяпровождении, но и в учебе. И полученные
знания нужно закреплять и постоянно повторять.
Итак, какие же существуют дидактические игры для ребенка 2
— 3 лет.
                              "Кто где спрятался?"
Цель: Сформировать понимание некоторых предлогов,
активизировать речь.
Оборудование: любая игрушка.
Описание игры. Взрослый прячет игрушку на стул, под кровать,
за дверь, около шкафа и т.д. После того, как ребенок находит
игрушку, взрослый спрашивает: "Куда спряталась игрушка? (под
стол). Правильно. Игрушка под столом". Взрослый выделяет
предлог голосом, затем предлагает малышу спрятать игрушку, а
сам ищет ее, активизируя речь ребенка вопросом: "Куда ты спрятал
игрушку?"
"Назови ласково."
Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительноласкательными суффиксами.
Оборудование: Картинки с изображением предмнтов из какойнибудь серии (посуда, мебель, транспорт, животные).
Описание игры.
Взрослый показывает ребенку картинку с изображением, например,
машины и спрашивает что это (машина). Затем просит ребенка
назвать машину ласково (машинка).
                                   "Что внутри?"
Цель: Развивать мышление, воображение, речь, слуховое
восприятие ребенка.
Описание игры. Посадите ребенка перед собой. Называйте тот или
иной предмет или место и побуждайте ребенка называть то, что
может находиться внутри этого предмета или места.
Например: дом - стол; шкаф - свитер; холодильник - кефир;
тумбочка - книжка; пузырек - лекарство; кастрюля - суп; дупло -
белка; улей - пчелы; нора - лиса; автобус - пассажиры; корабль -
матросы; больница - врачи; магазин - покупатели.
Примечание: первое время помогайте и подсказывайте ребенку
необходимые слова.
                                      "Что вокруг нас?"
Цель: Развивать внимание, мышление, расширить словарный запас
ребенка и его кругозор.
Описание игры. Попросите ребенка осмотреть комнату, в которой
он находится. Затем он должен назвать как можно больше
предметов, которые находятся в этой комнате. Рассказывайте
ребенку о каждом названном предмете.
Примечание: во время проведения этой игры можно учить ребенка
новым словам.
                                  "Подбери крышку".
Цель: Развивать мышление, мелкую моторику рук, зрительное
восприятие и глазомер.
Описание игры. Посадите ребенка за стол. Поставьте перед ним
баночки и отдельно положите крышки. Попросите ребенка
подобрать крышки для каждой баночки и закрутить. Затем
предложите ему открутить крышки. Если у малыша что-то не
получатся, обязательно помогайте ему.
Примечание: рекомендуется использовать небьющуюся посуду.
                                  «Красная башенка»
Цель: Учить детей выделять цвет предметов, выбирать из группы
предметы нужного цвета, составлять группы предметов одного
цвета.
Описание игры: К детям приходит маленький щенок (котенок или
медвежонок). Щенок просит малышей построить для него домик
красного цвета. На столе лежат кубики красного, желтого и синего
цвета. Взрослый дает каждому ребенку по одному красному кубику
и предлагает помочь щенку. Но чтобы получилась башенка,
ребенок должен выбрать еще несколько кубиков красного цвета.
Когда дети справятся с заданием, взрослый спрашивает детей:
«Какого цвета твоя башенка?»
Щенок подходит к башенкам, радуется и хвалит малышей.
Играя в следующий раз, дети строят башенки из кубиков других
цветов.
                                   «Строители»
Цель: Учить выделять цвет предметов, тренировать умение
сравнивать предметы по цвету, объединять их в группы по цвету.
Описание игры: Детям предлагается побыть строители. В одном
месте строится городок из кубиков красного цвета, в другой
стороне — из кубиков зеленого (синего, желтого) цвета. Между
городами лежат кубики красного и зеленого (синего, желтого)
цвета. Малыши на машинах развозят стройматериал на место
строительства. Взрослый спрашивает каждого малыша: «Какого
цвета твой домик?», «Какого цвета кубики ты выбрал?», «Почему?»
Каждый раз сравниваются два цвета.
                           «Помоги Петрушке»
Цель: Учить выделять предметы определенного цвета, сравнивать
их по цвету, раскладывать предметы по группам, ориентируясь на
их цвет.
Описание игры: К детям приходит Петрушка. Он говорит, что
играл в кубики и все перепутал, а как разложить их правильно не
знает. На столе дети видят кубики трех цветов и три коробки.
Взрослый кладет в каждую коробку по одному кубику разного
цвета. Дети раскладывают кубики по коробкам по образцу.
Петрушка рад, говорит малышам «Спасибо». В следующий раз игра
проводится с кубиками четырех цветов.
                                 «Бабочки»
Цель: Продолжать учить выделять и называть цвет предметов,
объединять предметы по группам, ориентируясь на цвет.
Описание игры: У каждого ребенка по четыре цветка разного
цвета (красного, желтого, синего, зеленого) и по четыре бабочки
таких же цветов. Цветки и бабочек воспитатель готовит заранее.
Взрослый просит детей спрятать бабочек, и объясняет как это
сделать (надо посадить бабочку на цветок такого же цвета).
Взрослый спрашивает малышей: «Куда ты посадил бабочку?» (На
красный цветок);
Затем взрослый просит посадить бабочек под цветочки. Красную
бабочку под красный цветочек, синюю бабочку под синий цветочек
и т.д. «Куда посадил желтую бабочку?» (под желтый цветочек)
Если ребенок не отвечает на вопросы, взрослый проговаривает
ответ за него.
                                «Цветочки на полянке»
Цель: Формировать умение выделять и называть цвет предметов,
объединять предметы в группы по цвету.
Описание игры: На полу разложены цветы четырех основных
цветов: красные, синие, желтые, зеленые. Взрослый сообщает
детям, что сегодня у куклы Кати именины, и предлагает поздравить
ее. Катя очень любит желтые цветочки. Давайте соберем букеты из
желтых цветов. В ответ кукла благодарит малышей и хвалит.
В игру можно поиграть несколько раз, предлагая собрать букеты из
цветов другого цвета. Играя в другой раз, предложите малышам
собрать букеты других цветов.
В процессе игры взрослый спрашивает детей: «Какого цвета у тебя
букет?».
                              «Цветные человечки»
Цель: Продолжать формировать умение определять и называть
цвет предметов, распределять предметы в группы по цвету.
Оборудование: Для игры нужен фланелеграф, цветные домики
(красный, синий, желтый, зеленый), полоски таких же цветов,
цветные человечки этих же цветов.
Описание игры: На фланелеграфе прикрепляются полоски
(дорожки) одна под другой. Взрослый предлагает детям назвать,
какого цвета дорожки. Малыши называют цвета дорожек: красная,
желтая, зеленая, синяя.
Взрослый объясняет детям, что эти дорожки ведут к домикам
такого же цвета, например красная дорожка, ведет к красному
домику (прикладывает домик красного цвета к концу красной
дорожки).
По красной дорожке мы идем к красному домику. А к какому
домику нас приведет желтая дорожка? Дети выбираю желтый
домик, если затрудняются, то взрослый помогает.
В домиках живут цветные человечки. Взрослый показывает детям
красного человечка. Человечек здоровается с детьми, спрашивает,
как их зовут. Дети по очереди отвечают человечку. «А меня зовут
«Красный» — отвечает человечек детям.
«Как вы думаете, в каком домике живет красный человечек?»;
«Какая дорожка ведет к красному домику?»
Аналогично дети знакомятся с другими человечками: желтым,
синим, зеленым, и помогают им дойти до нужных домиков.
                          «Найди такую же фигуру»
Цель: Формировать представление о форме предметов. Учить
находить одинаковые предметы по цвету и форме. Обогащать
словарь названиями различных форм: круг, квадрат, треугольник.
Закреплять знания об основных цветах.
Оборудование: Для игры понадобятся карточки на каждого
ребенка с изображением геометрических фигур. На
карточке изображены два круга, треугольник и квадрат — всего
четыре фигуры разных цветов. На всех карточек цвета фигур
разные.
Описание игры: У взрослого геометрические фигуры: круги,
квадраты, треугольники разных цветов.
В начале игры к детям обращается медвежонок. Он рассказывает,
что ему подарили цветную мозаику, он поиграл ей, а теперь не
может правильно сложить. Давайте поможем медвежонку.
Взрослый берет по одной фигуре и показывает детям, при этом
называя фигуру по цвету и форме: «Вот желтый треугольник, у
кого такая же мозаика?»
Дети смотрят на свои карточки, ищут, есть ли у них точно такая же
фигура. Если ребенок нашел у себя такую же фигуру, он берет
мозаику у взрослого и закрывает ей свою фигуру. Если никто не
заберет показанную фигуру, то ее откладывают в сторону.
Победителем оказывается тот, кто быстрее всех закроет фигуры на
своей карточке.
В конце игры медвежонок благодарит ребят за помощь.
В следующий раз добавляют новые геометрические фигуры:
прямоугольник, овал.
«Найди круглый предмет»
Цель: Учить находить предметы круглой формы среди других
предметов. Развивать мыслительные операции: анализ и сравнение.
Обогащать словарь детей.
Оборудование: Для игры понадобятся таблицы с четырьмя
клеточками. В первой клетке нарисован круг, остальные клетки
пустые. Предметные картинки, среди которых должны быть
предметы круглой формы.
Описание игры: Однажды зайчата остались одни дома и так
расшалились, что разбросали из шкафа все вещи. Но скоро
вернутся заяц с зайчихой. Заволновались зайчата, придут сейчас
родители и будут ругаться. Надо вещи по шкафам разложить.
Давайте поможем зайчатам. Надо в пустые клеточки – ящики
положить предметы круглой формы.
Взрослый просит малышей обвести нарисованный круг в первой
клеточке пальчиком.
«Какие предметы нам надо найти?» (круглые). Взрослый объясняет,
что нужно взять картинку и обвести предмет пальчиком, чтобы
определить круглый ли он.
Когда дети справятся с заданием, взрослый предлагает рассказать
зайчатам, какие предметы дети положили в пустые клеточки:
Круглые часы, круглый стол, круглый шарик, круглая тарелка.
                   «Большой — маленький»
Цель: Учить различать и называть размеры предметов: большой,
поменьше, маленький. Тренировать умение различать три медведя
и называть цвета.
Оборудование: фланелеграф, фигурки трех медведей разного
размера: большого, среднего и маленького; на каждого ребенка по
три квадрата разного размера и цвета.
Помните сказку про трех медведей. Давайте пойдем к ним в гости.
Взрослый привлекает внимание детей к фланелеграфу, где медведи
расположены в ряд, но не по порядку.
Как выдумаете, кто из них папа-медведь?
А почему вы так думаете? (потому что, он самый большой)
Где мама-медведица? Какая мама-медведица? (поменьше)
А где Мишутка? Какой он? (самый маленький)
Взрослый предлагает детям еще раз показать самого большого
медведя, медведя поменьше, самого маленького медведя,
расставляет их по порядку, проговаривая размер.
А давайте сделаем медведям подарки. У каждого из вас на столе
лежат по три коврика. Подумайте, какой коврик вы подарите папемедведю. Почему? Какого цвета этот коврик?
Какой коврик подарите маме-медведице? Почему? Какого он
цвета?
Какой коврик подарите Мишутке? Почему? Какого он цвета?
Сложите свои коврики так, чтобы их удобно было нести. Сначала
возьмите самый большой коврик, на него положите коврик,
поменьше, а сверху должен лежать самый маленький коврик. А
теперь принесите свои коврики медведям. Дети несут коврики к
фланелеграфу.
                     Подвижная игра «Большой-маленький»
Цель: Учить понимать смысл слов: большой, маленький; развивать
внимание.
В гости к детям пришел Мишутка. Он благодарит детей за то, что
они подобрали новые красивые сундучки для него, его папы и
мамы. А сейчас он хочет поиграть с детьми. Когда Мишутка скажет
слово «большой» дети должны ходить по комнате на носочках,
когда Мишутка скажет слово «маленький», дети должны ходить на
корточках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

влияние дидактической игры на развитие детей дошкольного возраста

“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это и...

"Роль дидактической игры в развитии детей дошкольного возраста"

Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реали...

«Роль дидактической игры в развитии детей дошкольного возраста»

Роль дидактической игры в развитии детей ДОУ...

Дидактические игры в развитии детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Дидактические игры в развитии детей дошкольного возраста с нарушением зрения...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

"Дидактические игры и развитие детей" статья

Группа "Лучики"(ранний возраст) Воспитатели: Гречина Н.Ф "Дидактические игры и развитие детей" В процессе развития ребенка и формирования его личности, большое значение имеют дидактические...