Мастер-класс для родителей: Адаптированная методика «Формирование правильного звукопроизношения у детей с ТНР на мяче с ручкой»
консультация (старшая группа)

Устимова Наталья Ивановна

Данная методика представляет комплекс движений для рук, кистей рук, туловища, головы в сочетании с голосовыми, дыхательными, артикуляционными упражнениями, направленных на вызывание определенного звука или его автоматизацию и дифференциацию. Ребенок и логопед сидят на мячах (ручка располагается между ног сидящих) напротив большого зеркала. Упражнения на мяче с ручкой позволяют создать наиболее оптимальные условия для правильного положения туловища, гармоничной тренировки осанки и основных мышц, принимающих участие в речевом акте, совершенствовать правильное движение артикуляционного аппарата с последующим формированием правильной речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukoproiznoshenie_na_myache.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 7 города Кузнецка

Мастер-класс для родителей

Адаптированная методика «Формирование правильного звукопроизношения у детей с ТНР на мяче с ручкой»

 

Выполнила:  

 учитель-логопед:  Н.И.Устимова

Кузнецк, 2020

        Данная методика представляет комплекс движений для рук, кистей рук, туловища, головы в сочетании с  голосовыми, дыхательными, артикуляционными упражнениями, направленных на вызывание определенного звука или его автоматизацию и дифференциацию. Ребенок и логопед сидят на мячах (ручка располагается между ног сидящих) напротив большого зеркала. Упражнения на мяче с ручкой позволяют создать наиболее оптимальные условия для правильного положения туловища, гармоничной тренировки осанки и основных мышц, принимающих участие в речевом акте, совершенствовать правильное движение артикуляционного аппарата с последующим формированием правильной речи.

Вызывание гласных звуков

        Гласные звуки развивают весь дыхательный аппарат. При формировании звуков используют движения, характер которых определяется характером артикуляции звуков. Движения, сопровождающие вызывание гласных звуков, плавные, длительные по времени.

А – исходное положение: руки вытянуты вперед, произносится звука АААА, руки разводятся в стороны ладонями вверх.

О – исходное положение: ноги вместе, руки внизу, согнуты полукругом. Произносится звук ОООО, через стороны развести руки и округлив, соединить над головой. Дыхание диафрагмальное.

У – исходное положение: руки перед грудью, пальцы сжаты в кулаки, указательные пальцы смотрят вверх. Произносится звук УУУУ, руки вытягивать вперед, пальцы смотрят вверх, по динамике с небольшим мышечным напряжением.

Э – исходное положение, руки вытянуты вперед, ладонями вверх. Произносится звук ЭЭЭЭ, руки развести в стороны, кисти опускать на плечи, локти слегка приподняты к бокам.

И – исходное положение: руки перед грудью, пальцы сжаты в кулаки, указательные пальцы смотрят вверх. Произносится звук ИИИИ, руки вытягиваются вверх, при этом надо подняться на носки. По динамике - с незначительным напряжением.

Ы – исходное положение: руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулаки. Кулаки находятся на уровне подбородка и сильно повернуты к себе. Произносится ЫЫЫЫ, вывести кулаки вперед или развернуть кулаки вперед. По динамике – сильное мышечное напряжение.

Согласные звуки

Взрывные глухие звуки

П – исходное положение: руки перед грудью, согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулаки. Произносится ПА-ПА-ПА - ПАПА. Резко опускается то правый, то левый кулак. Произнося, поворачивать голову вправо-влево. Это дает определенное напряжение. Выполняется сначала медленно, потом – быстрее.

Т – исходное положение: руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулаки, перед грудью. Произносится ТА-ТА-ТА и резко разжимать то правый, то левый кулак.

К – исходное положение: руки согнуты в локтях, пальцы сжаты, кулаки расположены в на уровне шеи, локти смотрят в разные стороны.. Звук можно вызывать изолировано или в сочетании с А. При произношении К или КА, резко отвести руки назад, одновременно резко откинув голову назад. Вернутся в исходное положение, слегка опустить подбородок к груди.

Взрывные звонкие согласные звуки

Б – исходное положение: руки перед грудью, согнуты в локтях, ладошки смотрят вверх. Произнося БА-БА-БА, встряхивать кистями рук, одновременно наклоняя туловище вперед. При последнем произнесении БА руки резко опустить вниз. По динамке слабое мышечное напряжение.

Д – исходное положение: руки перед грудью, согнуты в локтях, ладошки смотрят вниз. Произнося ДА, делать естественное утвердительное движение руками и головой. По динамике – незначительное мышечное напряжение в кистях рук.

Г – исходное положение: руки согнуты в локтях, кисти рук на уровне плеч. Произнося ГА-ГА-ГА, соединить четыре пальца и внизу подпирать большими пальцами.

Соноры

 М – исходное положение: руки согнуты в локтях, кисти рук на уровне щек ладошками от себя. Произнося МА, на М вытянуть руки вперед, на А - развести в стороны. Произносить без интервала. По динамике – без напряжения.

Л – исходное положение: руки согнуты в локтях, кисти рук на уровне плеч, повернуты к себе, ладони округлены (по яблоку в руке). Произнося ЛА, резко повернуть кисти рук от себя, при этом округленность пальцев остается. По динамике – с незначительным напряжением в кистях.

Н – исходное положение: руки перед грудью, согнуты в локтях, ладошками вверх. Произнося На-На-На, делать естественные движения руками, как будто что-то дарят, отдают. Плечи слегка сведены вместе. По динамике - мышечное напряжение слабое.

Вибрант

        Ни в коем случае не брать это упражнение на мяче на вызывание звука, использовать только на автоматизацию звука.

Р – исходное положение: руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулаки, кулаки находятся на уровне диафрагмы. Произнося РРРРР, один кулак вращается вокруг другого. По динамике - с сильным напряжением.

Фрикативные глухие согласные

С – исходное положении: руки согнуты в локтях, кисти перед грудью, ладошками вниз. Произнося СССС, руки вытягивать вперед, опускать вниз (как работает насос). По динамике – сильное мышечное напряжение.

Ш – исходное положение: руки перед грудью, согнуты в локтях, ладошками от себя. Произнося ШШШ, руки слегка отнести вправо и сделать движение руками, туловищем и ногами вправо, затем впереди влево (как будто нарисовали круг), руки при движении слегка приподнять. По динамике – с сильным мышечным напряжением.

Ф – исходное положение: руки согнуты в локтях, кисти рук на уровне ушей, ладони сильно развернуты в стороны от себя (игра «Чебурашки»). При произнесении Ф-Ф-Ф, вытянуть руки в стороны. Подбородок слегка опустить к груди. По динамике - с сильным мышечным напряжением.

Х – исходное положение: руки согнуты в локтях, локти смотрят в разные стороны, ладошки от себя, кисти на уровне шеи. Произнося Х-Х-Х, резко вывести руки вперед, не опуская локтей, ладони остаются параллельными и смотрят от себя. Подбородок слегка опущен. По динамике – сильное мышечное напряжение.

Фрикативные звонкие звуки

В – исходное положение: руки согнуты, кисти сжаты в кулаки и кулаки на уровне груди. Произнося ЗЗЗЗ, произвести естественное движение ладошками (игра «Ладошки замерзли»), стопы ног встают немного на носочки, а туловище немного наклоняется вперед. По динамике – сильно дрожащее напряжение.

Ж – исходное положение: руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулаки, локти сомкнуты внизу на уровне груди. Произнося ЖЖЖЖЖЖ, слегка отнести руки вправо и сделать движение руками, туловищем и ногами вправо, затем впереди влево (как будто нарисовали круг), руки при движении слегка приподнять. По динамике – с очень сильным мышечным напряжением.

Аффрикаты

        Постановку аффрикатов можно начинать только при условии правильного произношения двух составных (ТС – Ц, ТШ – Ч).

Ц – исходное положение: руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулаки перед грудью. На Т резко разжать пальцы и вести ладонь вниз, как при произнесении звука С. Произнесение долгое, без интервала. Постепенно, сокращая время движения и произнесения до минимума, получаем звук Ц.

Ч – исходное положение: руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулаки. Руки резко выпрямлять в локтях (руки вперед) на момент произнесения Т,  далее произнести Ш (без интервала). Игра «Как стучать колёса у паровозика». Сокращая время движения и произнесение до минимума, получаем Ч – одно движение, краткое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер - класс на тему: "Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики"

Цель мастер-класса: передача опыта путем показа последовательных действий, методов, приёмов и форм коррекционно-развивающей деятельности при  проведении артикуляционной гимнастики....

Мастер – класс для воспитателей ДОУ Тема: «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики».

«Мастер  класс» для воспитателей ДОУ  Тема: « Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики».  Цель «Мастер  класса»:  пер...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»

Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при  проведении артикуляционной гимнас...

Мастер-класс для воспитателей " Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики"

Мастер-класс для воспитателей ДОУ Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики...

Мастер-класс для воспитателей «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»

Тема: «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»  Особенно важное значение имеет правильное, чёткое произношение детьми звуков и с...

Мастер – класс для воспитателей ДОУ. «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики».

Мастер-класс для воспитателей ДОУ(1 слайд)«Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики» Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и...

Мастер-класс для воспитателей " Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики"

Цель: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики.Задачи: - обуче...