Игры на развитие воображения и речи у дошкольников
консультация

Сидоренко Мария Николаевна

Игры на развитие воображения, творческих способностей и речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_dlya_razvitiya_voobrazheniya_i_rechi_doshkolnikov.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для развития творческих

способностей, воображения и речи дошкольников

«Хорошо или плохо» - замечательная игра для развития творческих способностей. Игра развивает умение находить в одном и том же предмете противоречия и противоположные свойства, смотреть на предмет с разных точек зрения. Дети обычно оценивают всё в двух категориях – хорошо и плохо. На такой оценке и основана эта игра.

· Осень, весна, лето, зима;

· Солнце, ветер, огонь, снег, дождь;

· Спать, гулять в лесу, лазать по горам.

Например: лето хорошее, так как летом тепло, можно загорать, купаться. А плохое, когда летом слишком жарко, можно обгореть на солнце и т. д.

Когда ребенок найдет плохие и хорошие стороны предметов, явлений и действий, предложите ему самому назвать любые попадающиеся на глаза предметы и найти в них противоположные функции и свойства, оценить их хорошие и плохие стороны, привести примеры вреда и пользы от предметов, чем они могут понравиться, а чем нет.

«Прошлое и будущее». Называете любой предмет и задаете ребенку вопрос: «Чем этот предмет был в прошлом?». Начинаем вместе фантазировать: «Чем этот предмет станет в будущем?

Например: «В прошлом стул был деревом/ростком дерева/семечкой от дерева». «В будущем может стать дровами/дубинкой из ножки/качелей, если подвесить куда-то и т.д.»

«Видное – неочевидное» Представьте два абсолютно разных предмета и найдите между ними как можно больше схожих черт.

Например: «Что общего между ботинком и летающим кораблем?»

- оба могут пахнуть;

- у ботинка есть внутри полость и в корабле тоже;

- оба могут быть твердыми;

- могут быть одного цвета…

Игра «Почемучка» развивает умение ставить вопросы, помогающие изучить объект, пробуждает исследовательскую активность. У маленьких детей умение ставить вопросы для исследования ещё достаточно ограничено. Необходимо показать ребёнку различные формы вопросов, их различия. Научите ребенка выбирать направленность вопросов. Наиболее важны вопросы, относящиеся к определенным аспектам проблемной ситуации, к существенным признакам предметов, к причинам явлений.

Когда ребенок задает вопрос, не спешите отвечать, лучше задайте встречный вопрос: «А ты как думаешь?». Ваше общение должно быть построено так, чтобы ребёнок больше задавал вопросы вам относительно какой–либо выдуманной вами ситуации или же наглядно представленной. Если ребёнок задаёт вопросы одного и того же типа, спросите его о чём–то, используя другой тип вопросов: почему, когда, что, влияет ли, может быть это, как связано, в чем причина? и пр. Это поможет ребёнку преодолевать стереотипы мышления и глубже исследовать ситуацию.

Игра «Что в кулаке» направлена на развитие умения задавать вопросы для исследования неопределенной ситуации. Возьмите небольшой предмет, и спрячьте его, сжав в кулак. Ребенок должен отгадать, что в кулаке, задавая о предмете разнообразные вопросы, о форме и размере предмета, на что влияет предмет, из чего сделан, как его можно изменить, какими свойствами обладает, какого цвета и пр. На основе полученных от вас ответов, ребенок сможет выдвигать гипотезы, строить догадки.

«Закорючки»  Рисуем, друг для друга произвольные закорючки, а потом меняемся листочками. Кто превратит закорючку в осмысленный рисунок, тот и победит.

  

«Несуществующее животное» Если существование рыбы-молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует: " Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит?"

 

«История жизни» Пусть историю своей жизни расскажет любимая игрушка, мыло в ванной, старый диван, съедаемая груша.

 

«Продолжи рисунок» Простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди. Кто больше?

 

«Фантастические звери». Вырежьте ребенку (а лучше пусть он сделает это сам) цветные изображения различных животных или растений (из журналов и старых книг). Изображение каждого животного следует разрезать еще на несколько частей. Перемешайте. Вот и готова игра "разрезные картинки". Однако главное задание впереди. Для его выполнения требуется лист бумаги и клеящий карандаш. Игра состоит в том, чтобы из кусочков изображений разных животных или растений склеить невиданное, но симпатичное существо, придумать ему имя и историю. Если в игре примет участие и взрослый, у фантастического зверя появится товарищ. 

 «Включи вариативность» Вот еще один простой прием развития воображения: ребенок должен перечислить как можно больше вариантов использования какого-либо предмета (лист бумаги, карандаш, ведро и т.п.).


Или взрослый показывает ребенку картинку и предлагает: задать как можно больше вопросов о том, что не видно на картинке; перечислить как можно больше событий, к которым может привести изображенная на картинке ситуация; перечислить как можно больше причин для возникновения ситуации, изображенной на картинке.
Задания данного вида развивают фантазию, образное мышление, расширяют представление о реальности.

Воображение в дошкольном возрасте можно развивать с помощью использования художественной литературы.

Можно предложить детям поработать с уже известными сказками. Пусть они учатся фантазировать, смотреть на привычные, любимые образы с непривычных для себя позиций.
Например, прочитайте финальную часть русской народной сказки "Теремок".
"...Идет мимо медведь косолапый, ревет:
- Терем-теремок! Кто в тереме живет?.."
После прочтения отрывка предложите детям следующие вопросы:
1. Как обитатели теремка встретили медведя? Почему они решили впустить его в теремок?
2. Как в итоге повел себя медведь? Жестоко поступил он с остальными жителями домика? Или это не так?
3. Придумай печальное (веселое) продолжение сказки.

Ребенок начинает понимать, что своей фантазией можно управлять: ее образы могут быть грустными или, наоборот, веселыми. И от того, какие это образы, зависит настроение ребенка, его взаимоотношения с окружающими.
Один и тот же сказочный персонаж предстает перед дошкольниками с разных сторон: то страшный и жестокий, то жалкий, достойный сострадания.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игры по развитию грамматического строя речи у дошкольников

игры по развитию грамматического строя речи у дошкольников...

Консультация для педагогов на тему: «Игры, способствующие развитию воображения и творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности»

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знани...

Дидактические игры на развитие воображения и речи

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ОТ ДЖАННИ РОДАРИИзвестный писатель Джанни Родари учит детей играть и фантазиpoвать, сочинять сказки, стихи, загадки, придумывать истории. В его игры можно иг...

ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКАБольшое значение в развитии грамматического строя речи детей имеют дидактические игры. Они формируют способность правильно логически и г...

Театрализованные игры в развитии интонационной выразительности речи младших дошкольников .

Мастер-класс для воспитателей по использованию театрализованных игр с дошкольниками младшего возраста для формирования интонационной выразительности речи....

Буклет " Игры на развитие воображения и креативности у дошкольников"

Воображение обогащает нашу жизнь, делает ее интересней, ярче.Особенно важно стимулировать развитие воображения в дошкольном возрасте, ведь мышление детей более свободно, независимо, еще не испорчено с...