План работы с детьми младшей группы №3 "Аленький цветочек" на 18.05
календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Йосыпив Екатерина Дмитриевна

Плен работы с детьми младшей группы №3 «Аленький цветочек» на 19.05 (Тема недели: «Разнообразный мир Крымских насекомых»)

Утро

Беседа: «Таинственный мир насекомых».

 

Задачи: расширить представления о насекомых, познакомить с их разнообразием; развивать интерес к жизни насекомых, умение наблюдать, воспитывать любознательность.

Ход

Побеседуйте с детьми о том, что, куда бы ты ни пошел в сад, на луг или в лес, всюду тебя окружают насекомые. Ползет в траве жук; вьются над цветами пчелы и бабочки; стрекочут кузнечики; шуршат крыльями стрекозы. Подойдешь к речке — и там насекомые: носятся по воде стайки блестящих жуков-вертячек, а под водой, загребая ногами, как веслами, охотятся на мелкую водяную живность жуки-плавунцы.

— Уж на что в пустыне пусто — только песок да жидкие кустики, а приглядишься и увидишь, что сидят в этих кустиках насекомые — жуки-златки с твердым, как орех, панцирем.

Живут насекомые и в пещерах, где всегда темнота, и на высоких горах среди снежных ледников.

Ну, а в океане? Уж там-то, наверное, нет насекомых? Там штормы поднимают вверх водяные горы и швыряют их друг на друга. Где уж уцелеть какой букашке! Но только успокоится океан, смотришь, скользят по его поверхности маленькие клопы-водомерки.

Всюду, куда ни посмотришь, живут насекомые — наши маленькие незаметные соседи. Впрочем, такие ли они незаметные? Взять хотя бы муравьев. Один муравей — крошка, его не заметишь сразу; а в большом муравейнике их столько, что, если мерить ведрами, получится несколько ведер. Или сколько комаров на болоте? Целая туча! А если приглядишься на лугу, то на каждом цветке или пчела, или бабочка, или шмель, или муха сидят.

Но не только своим множеством замечательны насекомые, а еще и многообразием.

Кто видел ночную бабочку-совку? Она вся покрыта нежным, мягким мехом, из которого выглядывают круглые светящиеся глаза и шесть ног. На месте рта у нее что-то вроде свернутой пружинки, а усики похожи на перышки.

Иначе выглядит муха. Она короткая, а голова вся как будто состоит из огромных глаз. Во рту — хоботок, он жадно слизывает все вкусное, а на всех шести ногах — подушечки-присоски.

А жук закован в блестящую скорлупу, будто в панцирь. У него шесть жестких ног, как на шарнирах, а во рту — острые зазубренные челюсти.

Бывают огромные насекомые. Самый большой жук — усач-титан — едва помещается на ладони. А южноамериканская бабочка Тизания, когда раскроет свои крылья, похожа на большую раскрытую книгу

Мир Насекомых полон тайн. Люди, которые изучают насекомых, ловят их большими сачками, смотрят под микроскопом и описывают интересные наблюдения в энциклопедиях. Вот какие интересные подробности из жизни насекомых можно узнать на страницах энциклопедии.

Задние ноги у кузнечиков очень длинные и нескладные и, кажется, даже мешают ему ходить. Но вот кузнечику почудилась опасность — он осторожно подбирает их под себя, и вдруг как будто пружинка развернулась — так быстро выпрямляются эти ноги — скачок — и он уже далеко. Попробуй, поймай прыгуна!

А что и как едят насекомые? Кузнечик грызет травинку. Грызть и откусывать умеют жуки, тараканы. А вот бабочки не умеют. Рот у них устроен совсем по-другому. Рот бабочки — это длинный тонкий хоботок. Обычно он свернут в тугую пружинку, но стоит бабочке сесть на цветок, как хоботок разворачивается и опускается за нектаром на самое дно цветка. А у шмеля нет хоботка. Как же он достает нектар? У шмеля есть длинный гибкий язычок. Он язычком слизывает вкусный Нектар.

Сколько крыльев у насекомых? У стрекозы сразу видно 4 крыла. У бабочек, пчел, ос тоже две пары крыльев. А вот у майского жука не сразу увидишь все крылья. Он сначала приподнимает жесткие блестящие надкрылья, а из-под них разворачиваются прозрачные крылышки. А у мухи и комара два крыла, но летают они не хуже, Напротив, мухи считаются лучшими летунами.

А какие удивительные у насекомых глаза! Муха посматривает своими глазами во все стороны: то вверх поглядит, то вниз, то назад оглянется — и все это почти не поворачивая головы. Еще крупнее глаза у стрекозы — это два огромных радужных полушария, глядящих сразу во все стороны. Летит стрекоза над землей и, как летчик-истребитель, следит за всем, что находится в воздухе. Но есть насекомые, у которых глаза очень малы. Например, у гусеницы совсем крохотные глазки, и видит она плохо. Бывают совсем слепые насекомые, их можно встретить в пещерах, у них нет глаз. Каким же образом они в темноте вслепую находят пищу? А очень просто: на слух, на ощупь, на нюх.

Насекомые умеют усиками принюхиваться. Усики чувствуют запахи. А кузнечики и сверчки умеют слушать ногами: у них уши — на передних ногах. Конечно, они не похожи на уши собаки или человека. А у многих ночных бабочек уши на животе.

Но самое главное чудо свершается, когда появляются новые молодые насекомые.

— Кто видел на листьях плотные кучки белых яичек? Через неделю яички темнеют, и из них вылезают какие-то козявки. Не жуки, не бабочки, не мухи — что-то непонятное. Это, оказывается, личинка. Личинка бывает очень прожорливая, она быстро растет, потом она вдруг приклеивается к листку и затихает — превращается в куколку. Целую неделю личинка спит в куколке. А потом вдруг шкурка лопается, и вот чудо: на свет выбирается уже не личинка, а настоящий жучок. Это самая настоящая божья коровка.

А у бабочки из яичка появляется личинка, которая называется гусеница. Гусеница превращается в куколку. И вдруг из невзрачной куколки вылезает и расправляет крылья яркая и красивая бабочка.

Много у насекомых врагов: птицы, звери, науки, другие насекомые, и от всех надо защищаться. Как? Да по-разному. Осы издалека видны из-за своей яркой окраски, они предупреждают врагов: «Берегись, ужалю!» Гусеницы умеют прятаться на ветках. Растянутся на ветках, точь-в-точь, как сухой сучок. А многие жуки придумали притворяться дохлыми: подогнут лапки, прижмут их к себе — и бух на землю! Лежат неподвижно, всем своим видом показывают: я же дохлый, несъедобный. Если тронешь божью коровку, она тут же намажет тебя резко пахнущей жидкостью, предупреждает: «Не трогайте меня, я невкусная!»

Много интересного можно узнать о жизни насекомых. Ученые постоянно узнают о них что-то новое. А насекомых такое множество!

И сколько еще неизвестных тайн хранит мир насекомых!

Игровая д – ть.

Дидактическая игра «Переходим реку»

Цели: развивать зрительный ориентир, память; учить работать быстро, не задерживая других; упражнять в прыжках в длину с места, в сохранении равновесия при ходьбе приставным шагом.

Материалы: отрез ткани голубого или синего цвета, выложенный на полу в виде реки, мостик из кубиков.

Содержание: расскажите детям, что речка редко бывает ровной: в одном месте она изгибается и становится, например, узкой, а в другом месте – широкой. Детям предлагается найти, в каком месте река узкая, а в каком – широкая. Узкое  место  надо перепрыгнуть (прыжки в длину с места), а широкое – пройти приставным шагом по мосту, удерживая равновесие.

Правила: дети сами должны определить, в каком месте они будут переходить реку, и ответить на вопросы: «Какое место, широкое или узкое?», «Какое движение вы будете выполнять?» При ходьбе по мостику необходимо удержать равновесие, не оступиться, выполняя прыжки, принимать правильное исходное положение.

  Физкультминутка Кузнечики

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко.

(Надо оттолкнуться одной ногой и мягко приземлиться на другую.)

Утренняя гимнастика

«Насекомые»

  1. «Бабочка» И. п: стоя, ноги слегка расставить руки вниз. 1 – руки плавно поднять вверх; 2 – опустить, и. п.
  2. 2. «Стрекоза». И. п: ноги на ширине плеч, руки на пояс. 1 – наклон вперёд, руки в стороны; 2 – вернуться в и. п.

3. «Блошки». И. п. : о. с. руки опущены 1-3 – медленно присесть, ладони прижать к полу; 4 – вернуться в и. п.

НОД

Ознакомление с природой

«Экологическая тропа»

Программное содержание. Расширять знания детей о растениях, формировать бережное отношение к ним. Дать представления о посадке деревьев. Формировать трудовые навыки.

Материалы. Объекты экологической тропы: дерево, кустарник, травянистые растения. Игрушка Лесовичок. Детские лейки и лопатки. Лопата для взрослого. Саженец яблони. Яблоки.

Связь с другими образовательными областями. Наблюдения в природе. Разучивание стихотворений о природе. Рассматривание иллюстраций. Рисование «Одуванчики в траве», «Деревья на нашем участке».

Методика проведения

Занятие рекомендуется проводить на улице.

Обиграйте ситуацию: Ребята, сегодня к нам в гости снова пришел Лесовичок. Давайте покажем Лесовичку нашу зеленую тропинку, на которой растут разные растения. Лесовичок, если ты отгадаешь загадку, то узнаешь, какое дерево мы тебе хотим показать.

Она весну встречает,

Сережки надевает.

Накинута на спинку

Зеленая косынка.

А платьице — в полоску

Ты узнаешь…

Лесовичок. Березку!

 Правильно, эта загадка о березе. Дети, покажите Лесовичку березку, которая растет около тропинки, и расскажите, чем береза отличается от других деревьев. У березы белый ствол и черные пятнышки. Весной у березы распускаются нежные зеленые листочки и длинненькие сережки. А теперь покажите Лесовичку, где у нас растет сирень. Сирень — это кустарник. В отличие от деревьев, у кустарников не один, а много стволов. Ребята, расскажите Лесовичку об этом растении. У сирени очень красивые ароматные цветы. Сирень украшает нашу зеленую тропинку.

В нашем садочке сирень расцвела.

Всех насекомых туда привлекла.

Очень красиво стало кругом,

Пахнет сиренью и ночью и днем!

Еще на зеленой тропинке есть травянистые растения. Кто может показать их Лесовичку?

Дети показывают Лесовичку травянистые растения.

 Обратите внимание детей на одуванчики и читает стихотворение З. Александровой:

Одуванчик золотой

Был красивый, молодой,

Не боялся никого,

Даже ветра самого.

 

Одуванчик золотой

Постарел и стал седой,

И, как только поседел,

Вместе с ветром улетел.

 Ребята, покажите, как одуванчик стал седой и с ветром улетел — ветер разносит семена одуванчика.

Дети разбегаются в разные стороны и кружатся на месте, изображая семена.

Лесовичок. Как в саду красиво! Весной светит солнце и все растения оживают. А у вас растет яблонька? Нет? Я хочу подарить вам такое дерево. Эта яблонька еще очень маленькая, и поэтому ее называют саженец. Этот саженец нужно посадить в землю. Сегодня я вам расскажу, как это нужно делать.

Лесовичок показывает детям саженец и спрашивает: «Что есть у яблоньки?» (Ствол, ветки и корень.)

Лесовичок. Дерево сажают в землю. Как вы думаете, какая часть дерева должна быть в земле? Конечно, корень. Все растения прячут свои корни в земле. Как вы думаете, почему? Чтобы растение не упало, корни всегда должны быть глубоко в земле. А еще с помощью корня растения питаются. Что нужно сделать для того, чтобы корень был в земле? Нужно сначала выкопать ямку. Глубина ямки должна скрыть весь корень.

Дети, давайте возьмем лопатки и выкопаем ямку для маленькой яблоньки.

 Покажите, как нужно копать ямку. Дети своими лопатками помогают убирать из ямки землю.

 Лесовичок, мы выкопали ямку. Теперь можно сажать дерево?

Лесовичок. Нет, сначала в ямку нужно налить воды, чтобы дерево легче прижилось.

Дайте детям лейки, из которых они льют воду в ямку. После этого взрослый аккуратно переносит саженец в землю. Двое ребят держат деревце, чтобы оно стояло ровно. Остальные дети засыпают корень дерева землей. При посадке дерева необходимо обратить внимание детей на то, что следует особенно бережно относиться к корням саженцев.

Лесовичок комментирует действия воспитателя: «Земля должна быть мягкой, но дерево должно стоять крепко. Для этого один ребенок должен аккуратно пройти по земле вокруг дерева, чтобы земля немного уплотнилась. А теперь нужно сделать лунку вокруг дерева, чтобы вода задерживалась и питала корни. Сейчас дерево нужно еще раз полить. Поливать следует под самый корешок».

    Деревце, стой крепко в земле! Пусть тебе будет здесь хорошо! Пусть солнышко согревает лучами твои веточки!

Прочтите  стихотворение Е. Благининой «Яблонька».

Расцветает яблонька

В молодом саду.

Я от этой яблоньки

Глаз не отведу.

 

Солнышко пригреет,

Дунут ветерки,

Опадут, осыплются

Наземь лепестки.

 

Станет наша яблонька

Проще и бедней,

А потом завяжутся

Яблочки на ней.

 

И подарит яблонька

Людям за труды

Крупные, румяные,

Сладкие плоды.

 Деревья растут долго, поэтому нужно бережно относиться к ним. Если наша яблонька приживется, то через несколько лет на ней появятся яблочки. Сегодня Лесовичок принес нам в подарок яблоки со своего дерева и мы их обязательно покушаем, когда вернемся в группу.

Дети благодарят Лесовичка и прощаются с ним.

II Половина дня

Гимнастика пробуждения

« Божьи коровки »

 

Дети выполняют массаж ног

Божьи коровки, папа идет, (Сидя, поглаживать ноги сверху донизу)

Следом за папой мама идет, (Разминать ноги)

За мамой следом детишки идут, (Похлопывать ладошками)

Вслед за ними малышки бредут (Поколачивать кулачками)

Юбочки с точками черненькими. (Постукивать пальцами)

На солнышко они похожи, (Поднять руки вверх и скрестить кисти широко раздвинув пальцы)

Встречают дружно новый день.                  

А если будет жарко им, (Поглаживать ноги ладонями и спрятать   руки за спину.

То спрячутся все вместе в тень.                          

Чтение художественной литературы

Стихотворения о насекомых

Муравейник

Сладко пахнут сосновой смолою

Разогретые темные пни.

Из иголочек высохшей хвои

Строят терем лесной муравьи.

Расторопно, с рабочей сноровкой

Ставят балки и бревна кладут.

Дело спорится бойко и ловко,

Будут в доме тепло и уют!

Будут в тереме малые дети

Мирно спать под напевы дождей.

Для того и встает на рассвете

Работящий лесной муравей.

Пчела

Пчелка золотая над цветком порхает,

Сок душистый пьет, собирает мед.

Шмель

В лесу цветок растет,

Шмелей к себе зовет:

«Прилетайте, шмели,

Поклонюсь до земли.

Гуще меда нету,

Чем с лесного цвета!»

Стрекоза

Склонились низко лозы

Над гладью тихих вод.

Мы — быстрые стрекозы

Здесь водим хоровод.

Без всякого усилья

Скользим мы над водой,

Сверкают наши крылья

Прозрачною слюдой.

Мотылек

Я — беззаботный мотылек.

Хоть я живу всего денек,

Но не грущу напрасно —

Ведь жизнь моя прекрасна.

В небесном голубом просторе

Купаюсь я, как будто в море.

Я не грущу напрасно,

Ведь жизнь моя прекрасна.

Ромашками белеет луг,

Порхают бабочки вокруг.

Я не грущу напрасно,

Ведь жизнь моя прекрасна.

Подарит мне живой цветок

Медовый золотистый сок.

Я не грущу напрасно,

Ведь жизнь моя прекрасна.

Муха

Муха, муха-надоеда

Прилетела к нам к обеду.

Видит муха: стол накрыт,

По тарелкам суп разлит,

Хлеб нарезан — можно есть,

Только где же мухе сесть?

Села муха на окошко,

Съела муха хлеба крошку.

Тряпкой муху мы прогнали:

«В гости мы тебя не звали!»

Игровая д – ть.

Дидактическая игра «Что общее»

Подвижная игра «Медведь и пчелы»

Цель:

Совершенствовать умение бегать в разных направлениях, издавая звук, (жужжание пчелы); Способствовать развитию быстроты реакции; Воспитывать решительность, выдержку.

Правила игры:

Пчёлы – летают и жужжат, показывая хоботок. Медведь – спит до сигнала ведущего.

Ход игры:

На стену прикреплена картинка с изображением улья. Дети – пчёлы сидят на корточках перед картинкой и говорят: «пчёлки в домиках сидят и в окошечки глядят».

Ведущий: «а медведь всё спит и на пчёл не глядит».

Пчёлки: «полетать вдруг захотели и за мёдом полетели».

Пчёлки летят за мёдом.

Ведущий: «просыпается медведь, хочет мёду он поесть».

Пчёлы собирают нектар. Медведь крадётся к улью.

Задача медведя – добраться до улья с мёдом.

Задача пчёл – успеть занять своё место, пока медведь не добрался до улья.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ежедневный план работы с детьми младшей группы по теме "Экспериментирование", "Маленькие исследователи"

Недельный план работы с детьми младшего дошкольного возраста на тему "Экспериментирование" ("Маленькие исследователи")....

план работы с детьми младшей группы по ОБЖ

учить основам безопасности жизнедеятельности надо начинать с младшего возраста...

План работы с детьми младшей группы №3 "Аленький цветочек" на 16.04

План работы с детьми младшей группы №3 «Аленький цветочек» на 16.04 (Тема недели: «В космос к звездам полетим»)УтроРассматривание иллюстраций с изображением планет.Цель: Расшир...

План работы с детьми младшей группы №3 "Аленький цветочек" на 17.04

План работы с детьми младшей группы №3 «Аленький цветочек» на 17.04 (Тема недели: «В космос к звездам полетим»)УтроБеседа: «Животные-космонавты»Цель: Дать элементар...

План работы с детьми младшей группы №3 "Аленький цветочек" на 21.04

УтроБеседа: «Праздник Светлой Пасхи»Цель: Познакомить детей с традициями празднования праздника Пасхи.Звонко капают капелиВозле нашего окна.Птицы весело запели,В гости Пасха к нам пришла....

План работы с детьми младшей группы №3 "Аленький цветочек" на 22.04

УтроРассматривание иллюстраций с изображением писанокЦель: Познакомить детей с разнообразными видами раскрашенных пасхальных яиц.Игровая д – ть.Д/И «Живое – неживое» (Прилагает...

План работы с детьми младшей группы №9 "Золотая рыбка" на 21.04

Календарно - тематическое планирование (младшая группа)...