Воспитываем любознательность через природу.
консультация (младшая группа)

Шабунина Елена Александровна

Консультации для родителей, которые помогут в развитии детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитываем любознательность через природу.

http://www.look.com.ua/pic/201209/640x480/look.com.ua-17856.jpg

     Влияние природы на ребёнка огромно! Знакомство с разнообразным миром природы и общение с ним начинается с первых лет жизни. Приобщая ребёнка к природе, мы всесторонне развиваем его личность, воспитываем интерес, бережное отношение к природе и любознательность. Что же такое любознательность? 

      Любознательность – склонность к приобретению новых знаний, пытливость («Толковый словарь русского языка» С. Ожегова и  Н. Шведовой).  У отдельных детей имеется достаточный запас представлений, они любознательны, быстро реагируют на то, что им интересно, но если не воспитывать у них способность сосредотачиваться и заниматься мыслительной деятельностью, их любознательность останется на низком уровне и может превратиться в пустое любопытство, которое не требует особых усилий.

            Ребёнок очень любознателен по своей натуре. Его интересует всё новое, неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька превратилась в воду, то ледяная дорожка, посыпанная песком, перестала скользить. Каждый ребёнок по своей природе исследователь. Чего только мы не найдём в его карманах, какие только не услышим от него вопросы. И вот пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им открывать как можно больше тайн живой и неживой природы.

         Для возбуждения любознательности хорошо использовать элемент загадочности, сюрпризности, развлекательности.

Скажите, что толкает детей на поступки, связанные с разрушением, например, с поломкой машины? (Стремление познать, что у неё внутри, почему она двигается).

        С ростом ребёнка растёт и его интерес к окружающему его миру, к природе. Часто возникают вопросы: почему? для чего? И мы называем этот возраст «почемучки»: «А почему травка зелёная?», « А почему птицы летают?» А почему, почему? Множество таких вопросов ежедневно обрушивается на педагогов,  родителей, которые порой не знают, как от них увернуться, как на них ответить?

Ваше мнение, хорошо или плохо, когда дети задают вопросы.(Безусловно, хорошо.)

         Очень часто сигналом задержки психического развития служит очень малое количество и скудное качество задаваемых ребёнком вопросов. Желание задавать вопросы, пытливое отношение к явлениям жизни необходимо развивать, но при этом необходимо вооружать ребёнка способами самостоятельного поиска ответа.  Не рекомендуется также давать ответы в категоричной форме – «да» или «нет». Лучше всего ответы на вопросы детей сопровождать краткой беседой, которая поможет ребёнку увидеть не только внешние признаки, но и связи. Однако не следует перегружать детей сложными ответами.

         Важно не только отвечать на вопросы ребёнка, но и самим обращаться к нему с вопросами. Вопросы, заданные ребёнку, активизируют его мысль, побуждают к сравнению, сопоставлению, учат делать выводы и умозаключения. Наша задача – поддерживать в детях любознательность и пробуждать её, чтобы число вопросов росло, помня при этом, что ответы на детские вопросы должны соответствовать возрасту ребёнка. Чем больше «почему», тем лучше развит ребёнок, тем выше его творческий потенциал. Отсутствие таких вопросов – один из сигналов неблагополучия в его развитии.

Но нужно ли сразу отвечать ребёнку? Как поступаете вы?

(Не стоит сразу давать готовый ответ.  Возможно даже ответить неправильно, если убеждены, что ребёнок знает ответ.  Можно ребёнку предложить найти ответ самому, понаблюдав за интересующем его явлением.)

         Но вот ребёнок пошёл в школу. Первое время он весь горит приготовлением уроков, написанием палочек и крючочков. Всё новое его увлекает. Но время проходит, и ребёнок, «набравшись опыта», уже не так восторженно рассказывает о школьных событиях, с неохотой садится за тетради. Что же случилось? Он перестал быть любознательным? Скорее всего, у него не развилась та любознательность, которая необходима для обучения в школе. Да, любознательность присуща каждому ребёнку. Всё дело в её «качестве»: что именно хочет узнать ребёнок и трудится ли сам, чтобы добыть эти знания. Любознательность важна, и поэтому её необходимо развивать, стараясь повышать уровень любознательности.

Факторы, способствующие формированию любознательности дошкольника:

         Прежде всего – это общение с ребёнком. Общение должно создавать у детей радостное, оптимистическое ощущение жизни, уверенность в своих силах и способностях. Без всего этого естественные проявления умственной активности, пытливости, любознательности сдерживаются и притупляются. Формированию любознательности помогают прогулки в природу, которые сближают нас с детьми, помогают установлению дружеских отношений. Во время таких прогулок мы имеем неограниченные возможности развития наблюдательности, тренировки памяти и внимания. Нужно только научиться наполнять прогулки содержанием, чтобы каждая из них стала светлым праздником, ведь в природе нет такого периода, когда бы нечего было показать ребёнку.

          Во время прогулок необходимо развивать у детей любого возраста способность к наблюдению. Это даёт возможность ребёнку воспринимать красоту природы и узнавать новое о жизни  в природе. Важно усиливать стремление ребёнка самостоятельно разбираться в вещах и явлениях, а не ждать и не требовать помощи от взрослых. При этом не скупитесь на одобрение робких попыток детей достигнуть успеха. Здесь главное, чтобы дело с успехом было доведено до конца. Взрослый должен оберегать огонёк любознательности. Одним из источников, питающих этот огонёк, является радость успеха.

            Большое значение для умственного развития ребёнка имеет экспериментирование с природным материалом.  Проведение опытов – увлекательное занятие для ребят, в процессе которого они высказывают свои предположения, используют разные способы проверки, делают выводы, у них развивается самостоятельность мышления и поддерживается познавательный интерес к миру природы.

         Очень эффективно любознательность развивается  с помощью загадок, которые развивают наблюдательность, учат многогранно и образно воспринимать мир. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т. е. совершить довольно сложную мыслительную операцию. Развитию мыслительных и речевых способностей способствуют иприродоведческие беседы с ребёнком, содержание которых должно быть интересным и доступным пониманию ребёнка. Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создает у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес к природе. Природоведческая книга помогает присматриваться к окружающей природе и учит правильно её воспринимать. Важным средством приобщения ребёнка к природе являются природоведческие музеи. Посещение музеев развивает у детей любознательность, наблюдательность, побуждает в ребёнке творчество.

Итак, старайтесь, чтобы у ребёнка создавалось представление о себе как об умеющем, сообразительном, терпеливом. Всё это будет способствовать формированию у ребёнка любознательности самого высокого для дошкольника уровня. А в этом – залог его будущих учебных успехов и творческого отношения к любому делу, с которым он  соприкоснётся.

Помогите своему ребёнку, всё в Ваших руках!

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/4/80/74/80074963_0586bf4ffabe.jpg

                                                                                                     Подготовила:  Шабунина Е.А.



Предварительный просмотр:

 Пополняем словарный запас малыша.

http://www.artscroll.ru/Images/2008/k/Kopyirin%20Andrey/000010.jpg

Необходимо для себя запомнить, что ребенок сам по себе не научиться говорить. Главным инструментом познания является повторение. Нужно говорить со своим чадом и повторять по нескольку раз одно и тоже. Всем действиям, которые вы делаете, нужно давать четкий комментарий. Нельзя ни в коем случае говорить на детском языке, опуская некоторые буквы, иначе малыш будет в дальнейшем разговаривать именно так, и переубедить его, что он говорит неправильно, будет очень сложно.

Разговаривать с ребенком – это самый действенный прием, чтобы помочь ему познать как можно больше слов и научиться их выговаривать. Также ребенок пытается говорить на своем языке и родители примерно представляют, о чем он говорит, например, «ав-ав», что значит «собака». Нужно продолжить говорить на эту тему с ним, но на своем взрослом языке, и в итоге «ав-ав» с его уст со временем станет «собакой».

Когда вы замечаете, что ребенок чем-то заинтересовался, будь то велосипед, пролетающая бабочка или другой ребенок в песочнице, расскажите ему, что он видит. Показывая предмет – старайтесь называть его.
Также развитие речи зависит от мелкой моторики. Делайте малышу 
массаж ладошек, пальчиков. Начните заниматься лепкой с ребенком, она также стимулирует ладошки и пальцы.

Не требуйте от крохи, чтобы он повторял за вами слова, вы можете усугубить ситуацию, и он замкнется. Просто говорите с ним. Даже если он не говорит, возможно, он накапливает словарный запас. Это тоже хорошо.

К двум годам малыш имеет в запасе от 100 до 300 слов. Конечно, четко он их еще не произносит, но в целом понять его можно. Он уже произносит фразы из двух слов, а когда его о чем-то просят, выполняет поручения.
Помните, что дети проходят одни и те же 
стадии развития, но у каждого все индивидуально. Если малыш не говорит даже в два года, это не так страшно, зато в дальнейшем он, возможно, будет говорить все сразу.

http://img28.dreamies.de/img/541/b/nt1ppapfcg0.gif

                                                                  Подготовили :Толмасова С. А.

                                                                                            Шабунина Е. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей детского сада "Воспитываем любознательность."

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ – СКЛОННОСТЬ К ПРИОБРЕТЕНИЮ НОВЫХ ЗНАНИЙ....

воспитываем любовь к прекрасному через природу

воспитываем любовь к прекрасному через природу...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе: "Кто живет в лесу"формировать представление детей о том, какие животные живут в лесу, чем они питаются, развивать внимание, воспитывать любознательность

Занятие по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей гуппе "Кто живет в лесу? позволяет формировать представление детей о том, какие животные живут в лесу, чем они питаются, развивать вни...

Консультация "Как воспитывать любознательность у ребенка"

Консультация "Как воспитывать любознательность у ребенка"...

Консультации для родителей КАК ВОСПИТЫВАТЬ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Консультации для родителей  КАК ВОСПИТЫВАТЬ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ У ДОШКОЛЬНИКОВ...

КАК ВОСПИТЫВАТЬ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Любознательность –стремление к приобретениюновых знаний, живойинтерес ко всему тому, чтоможет обогатить жизненныйопыт, дать новыевпечатления...