Главные вкладки

    Исследовательский проект и его особенности
    консультация

    Татьяна Ивановна Беляева

    Исследовательский проект предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно обьясняется с точки зрения современного знания. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл issledovatelskiy_proekt_i_ego_osobennosti.docx168.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Исследовательский проект, как правило носит индивидуальный характер. Реализация проекта занимает около месяца и включает в себя четыре этапа.

    Первый этап предполагает создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит  к формулировке исследовательской задачи. На этом этапе можно выделить несколько возможных стратегий поведения педагога.

    1-я из них заключается в том, что педагог создает одну и ту же проблемную ситуацию для всех детей, и в итоге формулируется общий исследовательский вопрос. Так, вопрос откуда берется электричество, может обсуждаться всей группой.

    2-я стратегия предполагает внимательное наблюдение за деятельностью детей и выявление интересов каждого ребенка. Затем создается особая ситуация, которая помогает ребенку сформулировать исследовательскую задачу. (Например, девочку, которая любит играть в куклы и одевать их, можно подвести к вопросу о том, как выглядели куклы раньше, во что одевали их и т.д.).

    3-я стратегия связана с привлечением родителей, которые совместно с ребенком формулируют исследовательскую задачу для проекта. Со временеи дети начинают самостоятельно формулировать исследовательскую задачу, исходя из понимания реальных ситуаций, в которых они оказываются.

    Таким образом, первый этап заканчивается формулировкой вопроса (Что такое лодка-дом? Почему в холодильнике холодно? Помно ли приручить мышь? Какие бывают поезда? Для чего нужен зоопарк?) иногда в названии проекта может отсутствовать вопрос, например: «Улица, на которой я живу».  Несмотря на отсутствие четкого вопроса, в названии проекта представлена исследовательская задача.

    На втором этапе ребенок приступает к реализации проекта, то есть отвечает на поставленные вопросы. Для  младших детей основным способом получения ответиа является опрос членов семьи и других взрослых. Дети постарше могут вместе с родителями искать информацию в энциклопедиях, интернете, телевизионной передаче.

    Результаты исследовательского проекта заносятся в специальный альбом, который помогает ребенку зафиксировать этапы своей работы и результаты исследования. Опираясь на альбом, ребенок легко запомнит ход выполнения проекта и постепенно освоит алгоритм поиска ответа на любой вопрос.

    Без помощи родителей ребенку не обойтись, так как он не сможет самостоятельно оформить альбом и сделать записи. Но родители джолжны помнить о том, что автором проекта является ребенок, поэтому они должны выполнять вспомогательную функцию, следуя замыслу ребенка и наблюдая за тем, чтобы он полноценно реализовывал каждый этап оформления проекта.

    Первая страница альбома посвящена формулировке основного вопроса, на следующих страницах размещаются ответы сверсников, родителей, знакомых (помогают взрослые). Далее ребенок выдвигает свою весрию ответа и записать её (с помощью родителей). На каждой странице делаются зарисовки ребенком. Следующая страница посвящена способам проверки предложенного ребенком ответа. (рисует тот способ получения информации, которым он воспользовался (например интернет, обращение к взрослому, спросил у знакомых, посмотрел телепередачу). На следующей странице ребенок показывает, где можно применить проект: может рассказать в группе, организовать игру.

    Третий этап – презентация проекта. Он имеет значимость для социального развития ребенка: рассказывая взрослым и  сверстникам о выполнении важного дела, дошкольник получаент опыт реализации познавательной инициативы. Родители обязательно должны присутствовать на презентации. В случае необходимости они могут помочь ребенку подготовить рассказ о проделанной работе. В день презентаци проекта ребенок приносит свою работу и перед началом выступления вывешивает на стенде страницы своего проекта. Затем рассказывает о своей работе, показывая соответствующие изображения.

    Дети, которые самостоятельно занимаются проектной деятельностью с пяти лет, к седьмому году жизни самостоятельно могут составить план своих действий и план презентации проекта. Начиная с шести лет детям можно предлагать фиксировать ключевые моменты презентации на листе бумаги в виде пиктограмм, отражающих содержание предполагаемых действий или полученных результатов.

    Четвертый этап – после презентации работа с проектами не заканчивается. Педагог организует выставку проектов и придумывает различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации знаний, полученных в ходе работы над проектами. По окончании выставки проекты включаются в библиотеку группы детского сада, сшиваются в книжку и находятся в доступе.

    Исследовательские проекты не только обогащают дошкольников знаниями и стимулируют их познавательную активность, но и влияют на содержание сюжетно-ролевых игр.

    В процессе работы над исследовательскими проектами обогащаются знания детей. Дошкольники начинают добывать их самостоятельно, привлекая все доступные средства.

    Кроме этого опыт презентации позволяет им раскрыться с новой стороны, наладить взаимоотношения со сверстниками (Миша, не пользовался популярность среди детей.  Когда в группе была  организована проектная деятельность, Миша предложил свой проект устройства автомобиля, научился различать марки, описывать преимущества и недостатки. После презентации своего проекта Миша стал своеобразным экспертом по автомобилям и приобрел авторитет у мальчиков, что не могло повлиять на характер его общения со сверстниками).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПУТЬ, ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ исследовательский проект

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПУТЬ,ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ...

    Исследовательский проект на тему:«Особенности обучения гиперактивных дошкольников на занятиях по английскому языку»

    В настоящее время можно отметить устойчиво высокий интерес к раннему  обучению иностранным языкам. Современные программы обучения дошкольников иностранному  языку  основной  страте...

    Исследовательский проект «Формирование у детей привычек здорового питания через собственную исследовательскую деятельность или Все о пользе молока»

    Исследовательский проект «Формирование у детей привычек здорового питания через собственную исследовательскую деятельность или Все о пользе молока»...

    Областной конкурс детско – юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Название исследовательского проекта «Вода».

    Актуальность  проекта:Все живое  на  Земле  нуждается в  чистой воде. Она  основа  здоровья  и  жизни.Проблема:Зависит  ли  жизнь  обитателе...

    Исследовательский проект в детском саду: особенности организации и продуктов проектной деятельности (из опыта работы)

    Экологический информационно-исследовательский  проект в ДОУ «От зёрнышка, до каравая».Вид проекта: информационно-исследовательский.Продолжительность проекта: краткосроч...

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ В ДЕТСКОМ САДУ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    Шарая Н.В., воспитательГБДОУ детский сад №68 Приморского районаСанкт-ПетербургаИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ В ДЕТСКОМ САДУ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....

    Научно-практическая конференция детских исследовательских проектов «Творчество народов России» Тема исследовательского проекта: «Кукла-оберег»

    Краткая аннотацияТряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими ру...