ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КГН
статья

Иванова Наталья Геннадьевна

Статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей.32.52 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КГН

Все культурно-гигиенические навыки, которыми должен овладеть ребенок дошкольного возраста, можно объединить в две большие группы:

1. Навыки личной гигиены – любить чистоту; следить за опрятностью своей одежды, обуви, пользоваться  только индивидуальными предметами туалета; не есть из чужой тарелки, есть, только предварительно вымыв руки; ежедневно заниматься утренней гимнастикой; выполнять закаливающие процедуры; правильно ухаживать за зубами и полостью рта; уметь  пользоваться туалетной бумагой и др.

2. Навыки  культурного поведения – не кричать, а вежливо попросить то, что нужно; поблагодарить взрослого (сверстника) за удовлетворение просьбы; не мешать другим детям и взрослым за столом, на занятиях, на прогулке, в спальне при раздевании; входя в помещение с улицы вытирать ноги, класть на место игрушки, книжки, здороваться и прощаться, уступать место старшим, мальчики должны уступать место девочкам, проявлять заботу о младших и др.

С первых дней жизни ребенка при формировании культурно–гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша, «вхождения» его в мир взрослых.

Увеличение элементарных навыков и привычек создаёт фундамент для других, более сложных. Навыки личной гигиены соединяются с навыками поведения в общественных местах, с тем, как надо вести себя в умывальной комнате, в столовой; как относиться к вещам (сначала к полотенцу, расчёске, мылу и другим предметам повседневного быта, а затем к посуде, игрушкам, одежде и пр.); как относиться к своему труду и труду других людей, к тому, кто приготовил пищу, накрыл на стол, выстирал платье, вымыл пол. Навыки, как и привычки, объединяются между собой, переходят в черты характера.

Так, навык мыть руки перед едой объединяется с навыком причёсывания, одевания, становится привычкой быть всегда аккуратным, переносится на поддержание в чистоте своей одежды и других вещей, перерастает в привычку быть аккуратным в делах и деятельности, уважать труд других людей. За счёт сформированных навыков расширяется круг самостоятельности и активности ребёнка. Малыш начинает выполнять культурно - гигиенические навыки по своей инициативе.

Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса - так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде. При одевании и умывании ребенок, рассматривая свое отражение в зеркале, приходит к пониманию некоторых изменений, происходящих в нем самом в ходе бытового процесса: лицо из грязного превратилось в чистое, волосы из растрепанных стали красиво причесанными, ножки обулись в сапожки, на ручки надели рукавички. Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок, у малыша формируется потребность в чистоте и опрятности. То есть действия, их составляющие, совершенствуются сами собой, изменяют самого себя, а не предмет. Поэтому они формируют у малыша представление о собственном теле. Обуваясь, малыш рассматривает свои ножки, надевая перчатки – ручки, завязывая бантик или шарфик – свое лицо. При одевании, умывании ребенок видит свое отражение в зеркале, замечает происходящие в нем изменения.

Освоение культурно–гигиенических навыков дает возможность сравнить себя с другими детьми: «Лучше или хуже я умею это делать? Могу даже научить товарища!  Буду помогать взрослым и маленькому брату!». Так через сравнение себя с другими складываются предпосылки для формирования самооценки, осознания своих возможностей и умений, а так же предпосылки для самоконтроля. При выполнении бытовых процессов малыш наблюдает, сравнивает, анализирует, устанавливает причинно – следственные связи. Он задумывается над тем, куда делось мыло, ведь сначала был большой кусок, а через некоторое время стал совсем маленький; почему вода смывает пену и грязь с рук; как с помощью вилки можно разделить котлету пополам; куда пропадает сахар в чае; почему высох мокрый платок и т.д. Первоначально ребенок замечает причинно – следственные связи с помощью взрослого, который, задавая вопросы и поясняя, обращает на них внимание малыша. Важно, чтобы вопросы и пояснения, адресованные самым маленьким, были включены в конкретную ситуацию. При этом следует опираться на опыт малыша.

В период  детства складывается такое личностное новообразование, как сознание своего «Я». Это выражается в том, что малыш начинает называть себя в первом лице: «Я сам». За этим стоит осознание собственной активности, отделение результата своих действий от самих действий.

Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки: Мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: "Застегните", "Завяжите", "Оденьте". 

Для того, чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия. Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность

Постепенно, в процессе формирования культурно–гигиенических навыков ребёнок начинает осознавать, что выполнение правил поведения обусловлено нормами человеческих взаимоотношений, а в их соблюдении проявляется уважение к окружающим, ведь неприятно смотреть на неряху или грязнулю. Ребенок понимает, что нарушение правил поведения может причинить вред не только ему самому, но и другому человеку.

Культурно-гигиенические навыки способствуют развитию речи: воспитатель наряду с показом и непосредственной помощью пользуется словом (поясняет действие, указывает на основные признаки). Ребенок шире познает окружающий мир, так как, пользуясь разными предметами (ложка, салфетка и т.д.), знакомясь с их свойствами (мокрые, сухие, чистые), осмысливает простые связи между явлениями (не наклонился над тарелкой – рубашка грязная).

 Для формирования культурно-гигиенических навыков нужно также выработать общие критерии в оценке отдельных действий, четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Предметы, которыми ребенок будет пользоваться самостоятельно, следует подобрать с учетом его возрастных возможностей

Воспитателю надо помнить, что об активном освоении правил поведения свидетельствует появление жалоб-заявлений, адресованных взрослому. Малыш замечает нарушение правил другими детьми и сообщает об этом. Причина подобных высказываний ребёнка в стремлении убедиться, что он правильно понимает правила поведения, получить поддержку со стороны взрослого. Поэтому к таким жалобам следует относиться с большим вниманием. Подтвердите, что малыш правильно понимает общественное требование, и подскажите, как нужно поступить, если он замечает его нарушение.

Надо помнить еще одну важную особенность формирования навыков культурного поведения у малышей: по мере овладения новыми действиями детям хочется неоднократно их повторять. Иными словами, малыши превращают эти действия в игру. В играх ребёнок отражает (особенно поначалу) бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому. Игровые действия детей этого возраста максимально развёрнуты. Так, если в пять-семь лет ребенок может заменить действие словом, например, "уже поели", то в раннем возрасте он старательно кормит мишку первым, вторым и третьим блюдом. Воспитатель, видя это, включается в игру и направляет действия ребенка на закрепление навыка. Повторяя, таким образом, приемы правильных действий, маленькие дети начинают более тщательно их выполнять. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. При удовлетворении появившегося интереса ребенка к новым для него действиям, при неоднократном их выполнении, навык становится прочным.

 Игра – основная  и  доступная  деятельность  детей  дошкольного  возраста,  в  процессе  которой  ребенок  входит  в  окружающий  мир,  знакомится  с  ним.  В  игровой  деятельности  дети  осваивают  основные  правила  гигиенического  поведения,  но  для  этого  взрослые  следят  за  содержанием  игры,  включая  в  нее  элементы   гигиенических  знаний.  Например,  в  распространенной  игре  « Семья»,  дети  должны  усвоить  большое  число  конкретных  навыков:  обязательное  мытье  рук  перед  едой,  как  правильно  чистить  зубы,  опрятно  одеваться,  уметь  пользоваться  столовым  прибором,  салфеткой,  убрать  со  стола,  положить  на  место  игрушки.  Воспитатель  способствует  развитию  игры,  подбору  игрушек.  Если  куклы  в  игре   только  едят  и  спят,  то  он  предлагает  организовать  в  доме  генеральную  уборку,  чтобы  куклы  навели  порядок,  постирали  свои  платья,  сложили  в  шкаф  вещи.  Очень  важно  правильное  руководство  игрой,  чтобы  не  подавить  детской  инициативы.  Видя,  например,  что  ребенок  берет  игрушечный  утюг,  тазик,  куклу,  воспитатель  спрашивает  его,  во  что  он  собирается  играть.  Узнав,  что  он  хочет  постирать  одежду  кукле,  воспитатель  интересуется,  для  чего  он  хочет  это  сделать.  Тем  самым  заставляет  ребенка  мотивировать  свой  выбор.  Затем  советует,  а  если  надо  и  помогает  осуществлению  замысла,  выражает  свое  одобрение  интересной  игре.  Иногда  интерес  ребенка  к  игре  усиливается,  если  воспитатель  непосредственно  участвует  в  ней.  Очень  важно  уметь  вовремя  похвалить  ребенка,  одобрить  проявленное  ими  внимание  к  сверстникам,  взрослым  (вежливое  обращение),  все  это  влияет  на  воспитание  культуры  поведения.

Широко  используются  для  формирования  культурно - гигиенических  навыков  игры – драматизации.  Они  приучают  детей  действовать  сообща,  самостоятельно,  в  соответствии  с  определенной  темой,  разыгрывать  свою  роль  в  нужной  последовательности.  Развитию  игр - драматизаций  помогает  чтение  коротких   рассказов,  рассматривание  книжек – картинок.  Слушание  текста  и  рассматривание  картинок  возбуждают  желание  подражать,  творчески  отображать  в  своей  игре  действие  персонажа.  Организуя  дидактические  игры,  воспитатель  стремится  использовать  их  как  одно  из  средств  культурно – гигиенического  воспитания,  а  также  для  приобретения  и  закрепления  знаний,  умений  и  навыков.  С  помощью  дидактических  игр,  воспитатель  развивает,  уточняет  представления,  делает  их  осознанными.  Разнообразные  дидактические  игры  повышают  интерес  детей  к  гигиеническим  правилам  и  воспитывают  у  них  стремление  выполнять  их.  Например,  в  младшей  группе  используются  такие  дидактические  игры,  как  «Устроим  кукле  комнату»,  «Накорми  Мишку»,  «Одень  куклу»,  среди  них  настольно – печатные  «У  нас  порядок».

Художественная литература как средство воспитания культурно- гигиенических навыков. Преимущество художественной литературы в воспитании данных навыков в его  эмоциональной оценке действительности. Воспитание художественным словом приводит к большим  изменениям эмоциональной сферы ребенка и способствует  появлению у него живого отклика на те или иные действия героя. При чтении  книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную  ситуацию, переживает и чем сильнее его переживания, тем богаче его представление о том, что и как правильно нужно  было сделать. Воспитатель рассматривает с детьми иллюстрации к книге, читает текст, вызывает у детей положительное или отрицательное отношение к действиям и поступкам героя при воспитании и обучение культурно-гигиенических навыков используют такие произведения как: К.Чуковский «Мойдодыр», Ю.Тувим «Письмо к детям», А.Барто «Девочка чумазая», Л.Воронкова «Маша- растеряша», В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»,  Литовская сказка «Почему кот моется после еды», Е.Пермяк «Как Маша стала большой», а также потешки, пословицы, поговорки и др.

Прежде всего, следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой.

Краткие, четкие объяснения действий, которые должен произвести ребенок, воспитатель сопровождает  показом и разъясняет, в какой последовательности надо это делать (умываться, одеваться  и др.). Например, при мытье рук  воспитатель показывает  детям, как засучить рукава, смочить руки, намылить их, смыть мыло, вытереть их полотенцем. После того, как дети усвоят последовательность действий, воспитатель наблюдает, как они выполняют его указания, и в случае необходимости напоминает им, что нужно делать.

Объяснение и показ могут быть индивидуальными и коллективными. Например, чтобы  не отвлекать внимания всех детей от еды и не нарушать спокойную  обстановку, воспитатель применяет индивидуальные пояснения и показ: одному объясняет, как надо  держать ложку, и направляет ее в его руке, другому показывает, как надо  помогать при еде корочкой хлеба, третьему напоминает о том, что жевать и глотать надо негромко.

Дети  младших групп нуждаются в большей помощи взрослых. Недостаточное развитие  мелкой мускулатуры и координации движений у детей этого возраста затрудняет самостоятельное зашнуровывание ботинок, застегивание мелких  пуговиц, завязывание завязок у шапки. Поэтому воспитатель не ограничивается объяснением и показом, а оказывает ребенку непосредственную помощь.

Полезно воспитывать у детей и привычку  к элементарной самопроверке. Даже трехлетним  детям можно время от времени предлагать проверить, правильно ли они надели платье, не смялся ли воротничок, чисто ли вымыты руки.

Стремясь к точному выполнению режима, воспитывая у детей 3-4 лет умение действовать, не отвлекаясь,  воспитатель в то же время  не должен слишком их торопить. Излишнее напряжение  оказывает неблагоприятное влияние, на неокрепшую, нервную систему детей и приучает их к небрежности на занятиях и в самообслуживании. Необходимо учитывать, что в этом  возрасте дети еще не полностью овладели элементарными навыками, требующими самостоятельности, и поэтому нужно отвести несколько больше времени на одевание, раздевание, умывание и питание. Однако все бытовые процессы необходимо организовать так, чтобы они не проводились за счет игр и прогулок.

Во время еды следует избегать замечаний, неприятных разговоров с детьми. Угнетенное настроение, которое может возникнуть у ребенка в результате этих разговоров, отрицательно повлияет на состояние аппетита и усвоение пищи. Замечания, относящиеся к отдельному ребенку, воспитатель должен делать тихо, стараясь не отвлекать внимание других детей от еды. Воспитатель  приучает детей не отвлекаться  во время еды и не торопиться, ребенок должен выходить из-за стола только по окончании еды, тихо поставив стул на место, и обязательно поблагодарив взрослых.

По возвращении с прогулки дети приводят себя в порядок и обедают. После обеда обязателен дневной сон. Для ребенка необходим крепкий, здоровый сон, достаточный  по времени и проходящий в нормальных гигиенических условиях. Ребенок в возрасте 3-4 лет  должен спать в сутки  12 часов; из них днем 2 часа. Естественный нормальный сон восстанавливает работоспособность клеточных элементов коры головного мозга, изолирует их от действия внешних факторов и охраняет их от избыточной работы.

У не выспавшегося ребенка нарушается равновесие между процессами возбуждения и торможения. Внимание его  снижено, он апатичен, вял или наоборот, чрезмерно возбужден, капризен. Кора головного мозга истощается быстрее под влиянием раздражителей внешней среды. Отсюда, чем младше ребенок, тем длительность  сна должна быть больше. Недостаток сна отражается на аппетите ребенка, общем его самочувствии и работоспособности.

Основным условием является строгое соблюдение определенного времени сна. При соблюдении этого условия у ребенка вырабатывается привычка спокойно и быстро засыпать.

Для овладения малышами приемов одевания в игру можно включить и кукол. В группе обязательно должна быть крупная кукла с подбором одежды.

Какие  гигиенические правила следует  соблюдать, чтобы все меры воспитания детей дошкольного возраста дали хорошие результаты?

1. Систематичность обучения и воспитания с использованием для  этого в течение дня (недели, месяца) всех основных режимных  процессов, то есть с первых месяцев жизни ребенка, постоянное повторение  в течение суток одних и тех же процессов (кормлении, массаж, обтирание и т.д.) совершающихся  всегда в определенной последовательности, постоянство условий их проведения – все это  способствует формированию многих условных рефлексов. Поэтому  при правильных воспитательных воздействиях у детей легко формируются культурно-гигиенические навыки.

2. Постепенность и последовательность обучения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Очень важно не пропустить оптимальные сроки ( возраст) для формирования того или иного навыка. Несвоевременное приобретение навыка приводит к длительному  сохранению более примитивных умений, к закреплению отрицательных форм поведения. Если же ребенок уже чему-то  научился и может делать, он должен делать самостоятельно.

3.  Обучение новому можно проводить только тогда, когда  ребенок находится  в состоянии оптимальной возбудимости нервной системы, т. е у него хорошее бодрое настроение. Необходимо, чтобы  приучение к выполнению культурно-гигиенических  правил проходило, живо, непринужденно, не вызывая у детей утомления, скуки, и сопровождалась чувством удовольствия от самого процесса (умывания, еды)  или от его результатов (самостоятельно оделся, убрал игрушки на место).

4. Методика или приемы гигиенического  воспитания должны соответствовать возрастным особенностям ребенка и использоваться по мере усложнения программы воспитания – от младшей к старшей возрастной группе.

Если в первые годы жизни это многократные  совместные действия взрослого и ребенка, обучение при помощи слова, то после 3 лет уже обоснование требование, осознание детьми навыков, которые они приобретают в процессе обучения и воспитания, контроль за своими действиями.

              5. Действия педагогического персонала, всех лиц, ухаживающих за ребенком и обучающих его в ДОУ и дома, должны быть  согласованными. Кроме того, поведение взрослого  должно служить для ребенком  примером во всех его действиях и поступках. Единство требований со стороны взрослых – необходимое условие для успешного  гигиенического  воспитания. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем,  медицинским работником, няней и, конечно, в семье.

6. Учитывая возрастающие познавательные потребности детей старшего дошкольного возраста, в обучении им следует давать обоснование важности приобретения и закрепления основных гигиенических навыков: почему надо  выполнять правила поведения в детском саду, на улице, в транспорте и дома.

Средний возраст выработки более-менее устойчивых «горшечных» навыков колеблется в интервале от 22-х до 30-ти месяцев.

Стойкие условные рефлексы формируются к трехлетнему возрасту.

Все вышеизложенное – теория, предшествующая последующим практическим рекомендациям. Но перед тем, как перейти к конкретным советам, хочется еще раз подчеркнуть: попытки приучения к горшку ребенка в возрасте до года могут привести лишь к экономии подгузников (что немаловажно), но никакого отношения к формированию осознанного контроля над выделительными функциями эти попытки не имеют.

Таким образом, рекомендуемое время приучения ребенка к горшку колеблется в достаточно широком возрастном интервале – от 1-го до 3-х лет.

Для того чтобы процесс прошел максимально гладко, следует знать некоторые признаки, указывающие на психическую и физиологическую готовность организма ребенка к познанию туалетной науки.

К таким признакам относятся:

• установление более-менее стабильного режима дефекации;

• способность более 1,5-2 часов сохранять подгузники в сухом состоянии;

• знание частей тела и названий предметов одежды;

• знание или понимание слов «пописал» и «покакал»;

• демонстрация отрицательных эмоций, как следствие пребывания в грязных (мокрых) подгузниках;

• стремление (умение) самостоятельно раздеваться;

• стремление (умение) самостоятельно входить-выходить из туалета.

И, наконец, самый достоверный признак: способность любым способом – словом, кривлянием, конкретными звуками, жестами - передать родителям слово «хочу».

Помимо готовности ребенка, должна быть и готовность взрослых. Очевидно, что на этапе перехода от подгузника к горшку затраты времени на непосредственное общение с малышом заметно увеличиваются. Нельзя вырабатывать туалетные навыки лишь по воскресеньям или только в те дни, когда ожидается официальный визит бабушки.

Ребенок, как, впрочем, и всякий взрослый человек, склонен к переменам в настроении. Ранний этап туалетного обучения лучше проводить тогда, когда все члены семьи здоровы и жизнерадостны.

Лучшее время – лето. Легче освободится от одежды, меньше количество предметов, подлежащих стирке в случае промашки. Да и сохнет все заметно быстрее.

Знакомимся с горшком. Предлагаем его ребенку тогда, когда вероятность «процесса» максимальна – после сна, после еды, когда по поведению поняли – пора.

В случае успеха – очень-очень хвалим. В случае неудачи – изо всех сил стараемся не огорчаться, а если огорчаемся – огорчения не показываем.

Фиксируем внимание не только на самом горшке, но и на действиях, непосредственно предшествующих общению с горшком и расставанию с ним: как горшок достать, как его открыть, как снять трусы, как одеть трусы, как и куда вылить содержимое из горшка, как помыть горшок, как закрыть горшок и поставить его на место. Реализация всего перечисленного с легкостью превращается в интересную игру. Замечательно, если после каждого удачно осуществленного действия родители не скупятся на похвалы – весь процесс в таком случае сопровождают положительные эмоции, а это, пожалуй, главное на переходном этапе.

Постепенно организовываем встречи с горшком не только тогда, когда пора ребенку, а тогда, когда этого требует распорядок дня. Например, в обязательном порядке усаживаемся перед сном, перед прогулкой.

Расставаться с подгузниками окончательно и бесповоротно не следует. Вполне пригодятся для поездок в транспорте, ночью, на прогулке в прохладное время года, поначалу и во время дневного сна. Но всякий раз, когда проснулись сухие и быстренько уселись на горшок – обращаем внимание на то, какие мы молодцы и в подтверждение этого очевидного факта демонстрируем сухой подгузник.

Форма горшка, его цвет и количество «прибамбасов» (музыкального сопровождения, откручивающихся частей, нарисованных глаз и выступающих ушей) не имеют принципиального значения. Важно все-таки, чтобы горшок воспринимался не как игрушка, а в качестве предмета совершенно определенного назначения. И в этой связи не стоит поощрять просто игры с горшком. «Вот это стул. На нем сидят» и, по аналогии, – это горшок, на нем писают и какают. Желательно, тем не менее, чтобы горшок был сделан из экологически чистой пластмассы, был удобным размеры соответствовали попе, не был холодным. Наличие спинки (горшок в виде кресла) совсем не помешает.

          Одной из самых неприятных ситуаций для родителей является та, когда ребенок боится горшка. Причины могут быть самые разные. Например, малыша сразу же после дневного сна – еще теплого, сонного – усадили на холодный горшок. Также отбивает желание «общаться» с горшком долгое сидение на нем. Поэтому максимум времени, которое на нем должен ребенок провести – 10 минут. Довольно часто боязнь горшка развивается у тех детей, на которых кричат из-за неудачных попыток приучения. Родители должны набраться терпения, если хотят добиться в этом деле успеха. Горшок должен находиться в спокойном месте, где малыш сможет сосредоточиться. Резкие звуки или другие происшествия, которые могут испугать ребенка, способны надолго отбить охоту даже подходить к горшку. Если ребенок не ходит на горшок – не отчаивайтесь, не теряйте терпения и ни в коем случае не кричите на малыша. Подождите. Он должен осознать, что от него требуется, и научиться управлять собственным телом. Иногда на это уходят месяцы, но результат того стоит! Наступит день, когда малыш сам попросится в туалет и будет рад тому, что у него все получилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Психологические аспекты влияния типа родительского отношения на готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению»

В статье рассматривается зависимость детского родительского отношения и психологической готовности детей к школе....

Психологические аспекты готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе

Психологические аспекты готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе...

Психологические аспекты патриотического воспитания дошкольников

Статья о значимости и необходимости  патриотического воспитания дошкольников. Семья - как первоисточник нравственных и духовных ценностей ....

Психологический аспект социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста.

Психологический аспект социально-личностного развития детей старшегодошкольного возраста.Социально-личностное развитие ребенка дошкольного возраста неразрывно связано с общими процессами е...

Психологические аспекты обучения и воспитания в раннем возрасте

Информация для родителей «Психологические аспекты обучения и воспитания в раннем возрасте» Научение в раннем возрасте. Воспитание в раннем возрасте. Психологическое значение игрушек.Общая ситуаци...

Психологические аспекты готовности детей к обучению в школе

В последнее время задача подготовки дошкольников к обучению в школе занимает одно из наиболее важных мест в развитии психологии как  науки. Успешное решение задач развития личности ребенка,...

Консультация для родителей детей средней группы «Психологические аспекты воспитания у детей заботливого отношения к окружающему».

Консультация для родителей детей средней группы«Психологические аспекты воспитания у детей заботливого отношения к окружающему»....