Благоприятные условия для развития музыкального слуха у дошкольников.
консультация

Гранкина Елена Николаевна

В консультации даны советы родителям, как в домашних условиях развивать музыкальный слух ребёнка,предложены игры, а также перечень того, что поможет это сделать.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Благоприятные условия для развития музыкального слуха у

дошкольников.

Консультация для родителей

Каждого из родителей интересует вопрос:  как  можно раскрыть таланты ребенка в раннем детстве  и дать возможность успешно их развивать? Дети раннего возраста часто подражают звукам, которые слышать. Уже  в годик многие малыши, услышав музыку, начинают пружинить на ногах и прихлопывать. Поэтому видя в своем ребенке  любовь к  музыке, движению важно поддержать интерес и  дать возможность как можно чаще окунаться в музыкальную среду.

 То, что называют в быту музыкальным слухом, — это целый ансамбль разнообразных способностей и задатков: чувство ритма, ладовое чувство, абсолютный слух и т. д. Какая-либо из этих способностей не является только наследственной (врожденной) и может быть создана умелой тренировкой. Иначе говоря, музыкальный слух можно воспитать у любого нормального ребенка: у одних это пойдет легче, у других потребует больше усилий. Широко известны случаи очень раннего проявления музыкальных способностей (значит, и музыкального слуха) у многих выдающихся композиторов и исполнителей. Однако примеры противоположного рода почему-то известны гораздо хуже, а их тоже немало (так, скажем, А. Хачатурян начал обучаться музыке с шестнадцати лет). Чтобы развить музыкальный слух у ребенка, вовсе не обязательно усаживать его за инструмент, или заставлять петь, или изучать с ним нотную грамоту. В раннем дошкольном возрасте (три-четыре года) полезней играть в различные игры, незаметно для ребенка тренируя у него чувство ритма, умение различать высоту звука, тембровый слух и музыкальную память. Что нужно делать для этого? Вот несколько простейших игр, в которые можно играть с детьми дошкольного возраста (от трех лет и более) для развития музыкального слуха.

Игра «Простучи и ты»

Вы отстукиваете карандашом по столу такт простой песенки или танца (вальс, марш, полька, мазурка, венгерка, полонез), повторяете в одном темпе три-четыре раза, потом предлагаете ребенку так же отстучать этот ритм. Варьируйте игру: пусть ребенок сначала повторит такт, отстукивая карандашом по столу (как вы ему показали), потом — по стеклу: сначала в том же темпе, что и вы, а потом — варьируя темпы («можешь то же самое выстукать быстрее? медленнее?»). Конечно, понемногу и рисунок ритма усложняйте: сначала фраза ритма берется из трех, пяти, семи звуков (стуков), потом больше, по мере продвижения ребенка.

Игра «Кто поет?»

Посадите ребенка так, чтобы он вас не видел, или перейдите в другую комнату и начните одним предметом (сначала лучше палочкой) постукивать равномерно по другому предмету, проводить по нему — заставить его «петь». Ребенок должен угадать, какой предмет дает звук. Конечно, начинать надо с таких вещей, «пение» которых малыш не раз слышал, а потом переходить к новым для него (в звучании) предметам.

Другое усложнение в том, чтобы в качестве угадываемых вещей брать и то, чем стучите, и то, по чему стучите (или водите). Дальнейшее усложнение игры — учить его различать в аудиозаписях голоса отдельных музыкальных инструментов. Для этого всегда можно приобрести несколько записей сольных концертов, а если они будут слишком сложны, заранее наметить себе какую-нибудь самую простую часть и проигрывать только ее.

Советы по развитию музыкального слуха у детей дошкольного возраста.

Безусловно, полезны и занятия ритмической гимнастикой, и разучивание танцев под музыку, и вообще музыкальная атмосфера в доме. Последнее вовсе не значит, что с утра до вечера в комнатах должен раздаваться этакий винегрет из джаза, «Кармен», хоралов Баха и «Дубинушки»: чувство меры важнее всего. Но два-три раза в неделю в доме должна звучать настоящая музыка, а ребенок в это время не должен мешать старшим (чем он будет заниматься, неважно, лишь бы не шумел).

Такие музыкальные моменты рано или поздно оживут в памяти и чувствах ребенка.
Разумеется, когда он подрастет, лет в шесть-восемь, можно устраивать уже настоящие викторины, предлагая узнать ту или иную запись по ее фрагментам из середины и конца, придумывая условия угадывания, учреждая призы и участвуя всей семьей в таких викторинах.

Полезно и беседовать время от времени с ребенком о музыкальных произведениях, о композиторах, предлагать ему самому прочитать и пересказать в семье художественные и популярные произведения о музыке и музыкантах. Как и для проведения игр, здесь нужен большой такт, выдумка.

Один-два раза в неделю по полчаса — и через год или два результаты скажутся у любого нормального ребенка, если внимательно следить за тем, не устал ли он, не скучно ли ему, все ли он понял. Избегайте какого бы то ни было принуждения и наказания, а действуйте внушением, лаской, поддразниванием, юмором, «подкупом» (призы, сладости и пр.) и, конечно, самой музыкой, силу которой трудно переоценить при умном подборе музыкальных отрывков и целых вещей.

Как можно создать благоприятную музыкальную среду для малыша дома

         В игровом арсенале ребенка полезно иметь:

- Различные озвученные  игрушки (погремушки, бубен, трещотки, барабан, музыкальные молоточки,  свистульки, дудочки).

- Игрушки с фиксированной мелодией: органчики, мягкие музыкальные  игрушки, музыкальные шкатулки. Такие игрушки привлекают внимание детей к мелодическому звучанию и  слуховому сосредоточению.

- Озвученные  и не озвученные резиновые и мягкие игрушки;

- Иллюстрации поющих, танцующих героев сказок и людей, а также играющих на        музыкальных инструментах. Такие игрушки  помогают детям научиться звукоподражанию и имитации;

- Пение взрослыми небольших песенок, потешек, колыбельных;

- Слушание  в записи  детских песенок, потешек, сказок  с музыкальным сопровождением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкального слуха у дошкольников

То, что называют в быту музыкальным слухом, — это целый ансамбль разнообразных способностей и задатков: чувство ритма, ладовое чувство, абсолютный слух и т. д. Какая-либо из этих способност...

Развитие музыкального слуха у дошкольников.

Очень часто в жизни приходится слышать: «Спеть? Да, что вы, мне медведь на ухо наступил!» Или «Зачем моему ребёнку пение – у него слон по ушам потоптался. У него...

Методическая разработка "Развитие музыкального слуха у дошкольников на занятиях музыки в детском саду"

Проблемой данного исследования является то, в современной практике дошкольного образования придают большее значение когнитивному развитию ребёнка, чем развитию музыкального слуха. В то же время, именн...

Развитие музыкального слуха у дошкольников

Одна из характерных тенденций музыкальной педагогики XX-XXI вв. – это привлечение внимания к формированию музыкального слуха как основы музыкального воспитания и к поискам эффективных методов, в...

Доклад Тема: «Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкального слуха у дошкольников»

Тема: «Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкального слуха у дошкольников»...

Игры на развитие музыкального слуха у дошкольников

Предлагаю вам некоторые музыкально-дидактические игры на развитие у детей певческих навыков, восприятия музыки и развития музыкального слуха....