Развитие музыкального слуха у дошкольников
статья

Одна из характерных тенденций музыкальной педагогики XX-XXI вв. – это привлечение внимания к формированию музыкального слуха как основы музыкального воспитания и к поискам эффективных методов, ведущих к его интенсивному развитию.

Обращаясь к проблеме музыкального воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, целью которого является формирование у них музыкальной культуры как части художественной культуры, мы должны обозначить музыкально-слуховое развитие как одно из важнейших его направлений.

Для музыки, музыкального искусства слух имеет главенствующее значение, так как само музыкальное искусство строится на принципах слухового восприятия и обращено именно к нему.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.4 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие музыкального слуха у дошкольников

Одна из характерных тенденций музыкальной педагогики XX-XXI вв. – это привлечение внимания к формированию музыкального слуха как основы музыкального воспитания и к поискам эффективных методов, ведущих к его интенсивному развитию.

Обращаясь к проблеме музыкального воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, целью которого является формирование у них музыкальной культуры как части художественной культуры, мы должны обозначить музыкально-слуховое развитие как одно из важнейших его направлений.

Для музыки, музыкального искусства слух имеет главенствующее значение, так как само музыкальное искусство строится на принципах слухового восприятия и обращено именно к нему.

Для развития музыкального слуха в разном возрасте необходим разный подход. Это связано с психологией ребенка, с его возрастными особенностями. К наиболее чувствительным периодам относится возраст от 1,5 до 3 лет! И самое главное в этом возрасте пробудить в ребенке интерес к музыке. Ведь малыш постигает окружающий мир с помощью органов чувств. Общее умственное развитие ребенка тесно связано с развитием органов чувств, среди которых слух занимает одно из ведущих мест. К 4 м годам дети умеют делать почти все то же, что и взрослые. В этот момент лучше всего работать с руками ребенка, что развивает правое и левое полушарие. Поэтому лучше, когда под руками есть средства, помогающие развиваться. До 5 лет сенсорное развитие особо чувствительно. Дети реагируют сначала зрительно на цвет, форму, размеры, а потом на осязание (вкусы, запахи).

Музыкальный слух подразделяется на различные виды, такие как абсолютный, относительный, мелодический, внутренний, интонационный, гармонический, ладовый, полифонический, ритмический, тембральный, фактурный, архитектонический. У каждого ребёнка может быть лучше развит один или несколько видов музыкального слуха. Например, интонационный слух, ребёнок может без определенных усилий точно спеть какую-либо мелодию или это может быть ритмический слух, он без труда воспроизведет услышанный ритм. Возможно, обладать всеми видами музыкального слуха в совершенстве могут только гении. Безусловно, детям, пришедшим в музыкальную школу, необходимо развивать те виды, которые менее развиты. В.И. Петрушин пишет о звуковысотном слухе, к нему относятся абсолютный и относительный. «Абсолютный слух характеризуется тем, что человек способен узнать или воспроизвести высоту определенных звуков, не соотнося их с другими, высота которых известна. При относительном слухе человеку для того, чтобы определить какую-либо ноту, надо иметь представление об известном исходном звуке, например, до или ля первой октавы. Люди с абсолютным слухом могут не только называть звуки музыкальных инструментов, но и определять высоту звуков в пении птиц, завывании ветра, в сигналах автомобилей и электричек. Это узнавание звуков у них происходит непосредственно, сразу же вслед за звучанием, и не включает в себя внутреннего пения. Многие люди обладают абсолютным слухом, и среди великих музыкантов были такие это Ф. Лист, Н.А. Римский-Корсаков, А.Н. Скрябин, В.А. Моцарт. Обладание абсолютным слухом помогает музыканту в чистоте интонирования мелодии, облегчает развитие гармонического слуха, осознание модуляций и поэтому даёт много преимуществ в овладении профессией».

Занятия на инструменте хорошо развивают звуковысотный слух, но ещё лучше он развивается на уроках сольфеджио, при пропевании мелодии вслух. Для развития этого вида музыкального слуха можно применить навыки, полученные на уроках сольфеджио в игре на инструменте. Хорошо развивает пение мелодии во время игры. Как указывает Г.М. Цыпин, «пение с опорой на звучание инструмента в условиях, позволяюших подравниваться к точному звуковысотному эталону, создаёт оптимальные предпосылки для успешного решения слуховой проблемы».

Звуковысотный слух имеет две основы - ладовое чувство и музыкальные слуховые представления. Первый - перцептивный (эмоциональный), необходимый для восприятия, второй - репродуктивный, или слуховой, благодаря которому происходит воспроизведение мелодий. Современная психологическая наука считает, однако, что ладовое чувство опережает в развитии музыкально-слуховые представления.

Мелодический слух у детей развивается главным образом на занятиях пением и игрой на музыкальных инструментах. Способность верно воспроизводить мелодию голосом формируется у ребенка в период от 4 до 7 лет, причем большой прогресс наблюдается на четвертом году жизни.

Относительный (или интервальный) слух - способность определять и воспроизводить звуковысотные отношения в музыкальных интервалах, в мелодии, в аккордах, и т.д., при этом высота звука определяется путём его сравнения с эталонным звуком (например, для профессиональных скрипачей таким эталонным звуком является точно настроенная нота «ля» первой октавы, камертонная частота звучания которой составляет 440 Гц); относительный слух должен быть достаточно хорошо развит у всех профессиональных музыкантов.

Мелодический слух позволяет нам узнавать мелодию, сыгранную на любом инструменте или спетую голосом. Мелодический слух объединяет в себе интервальный и ладовый музыкальный слух. Ладовый слух - способность чувствовать ладово-тональные функции каждого отдельного звука в контексте той или иной музыкальной композиции. Интервальный слух в свою очередь ориентируется на соотношение интервалов между двумя соседними звуками. На уроках сольфеджио, при пении опора идет на опорные ступени лада это, например, первая, третья и пятая, остальные неустойчивые, которые тяготеют в устойчивые.

Мелодический слух является одним из первых видов слуха, с которого начинают развивать слух.

Развитие полифонического вида слуха наступает в дальнейшем обучении. Это связано с возрастными особенностями ребенка. Малыш 5-7 лет, недавно начавший заниматься музыкой не готов воспринимать сразу несколько голосов.

Полифонический слух - способность слышать в общей звуковой ткани музыкального произведения одновременное движение двух и более отдельных голосов. Данный слух помогает оркестранту, например, тем, что он может слышать, что в данный момент играют другие инструменты. Пианист может слышать и различать все голоса звучащие в разных голосах. Домрист слышит свою партию и партию концертмейстера, умея различать мелодические функции.

Гармонический слух - способность слышать гармонические созвучия - аккордовые сочетания звуков и их последовательности, а также воспроизводить их в разложенном виде (арпеджировать) - голосом, или на каком-либо музыкальном инструменте. На практике это может выражаться, например, в подборе на слух аккомпанемента к заданной мелодии или пении в многоголосном хоре, что осуществимо даже в случае отсутствия у исполнителя подготовки в области элементарной теории музыки.

«Необходима постоянная работа над воспитанием звуковысотного слуха. Эту планомерную работу необходимо вести не только на уроках о сольфеджио и на других сопутствующих дисциплинах, но и в классе специального инструмента-домры. Без развитого звуковысотного слуха дальнейшее обучение, практическая деятельность учащегося значительно усложняется.

Важно учитывать, что такие проблемы как «нечистое» интонирование отдельных звуков, музыкальных фраз далеко не всегда свидетельствует об отсутствии музыкального слуха. Зачастую дети, особенно маленькие, не умеют управлять своим голосом, голосовыми связками вследствие чего не могут точно передать звучание ноты или мелодии которое существует в их сознании в абсолютно верном варианте. Отсюда рождается распространенное заблуждение, что ребенок, который «нечисто» поет лишен музыкального слуха в принципе.

К практическим функциям музыкального слуха относятся и такие важнейшие для исполнителя навыки как умение слышать себя, слышать свой звук, адекватно анализировать свою игру, а также уметь управлять, корректировать свое звучание, исполнение в соответствии с конкретными задачами. Развитие этого навыка требует постоянного внимания со стороны преподавателя, так как именно в этом случае через некоторое время ощущение слышания себя, «слышания со стороны» станет для ребенка естественным само собой разумеющимся».

Интонационный слух - способность слышать экспрессию (выразительность) музыки, раскрывать заложенные в ней коммуникативные связи; интонационный слух подразделяется на звуковысотный (позволяющий определять музыкальные звуки по их отношению к абсолютной звуковысотной шкале, обеспечивая тем самым музыкантам «точность попадания в нужный тон»), и мелодический, обеспечивающий целостное восприятие всей мелодии, а не только её отдельных звуковых интервалов.

Внутренний слух - способность к ясному мысленному представлению (чаще всего - по нотной записи или по памяти) отдельных звуков, мелодических и гармонических построений, а также законченных музыкальных произведений; этот вид слуха связан со способностью человека слышать и переживать музыку «про себя», то есть без какой-либо опоры на внешнее звучание. Б.М. Тепловым акцентируется та сторона внутреннего слуха, которая связана с произвольностью в оперировании соответствующими представлениями. Внутренний слух - обязательное свободное, произвольное оперирование музыкально - слуховыми представлениями. Это более высокая ступень становления и развития внутреннего слуха. Внутренний слух - способность эволюционирующая, совершенствующаяся в процессе деятельности, развивающаяся от низших форм к высшим. Этот процесс не прекращается на протяжении всей профессиональной деятельности музыканта.

Ритмический слух - способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Именно с ритмического слуха часто начинают развивать слух ребенка. Зачастую учитель поет или играет мелодию, а ученик хлопает ритм песни.

Тембральный слух - способность колористически чутко ощущать тембральную окраску отдельных звуков и различных звукосочетаний. Развивая тембральный слух, у малышей формируется ассациативное мышление.

Фактурный слух - способность воспринимать все тончайшие нюансы отделочной фактуры музыкального произведения.

Архитектонический слух - способность улавливать различные закономерности строения музыкальной формы произведения на всех её уровнях.

Итак, мы рассмотрели психолого-педагогические аспекты развития музыкального слуха. Выявили, на какие виды делится музыкальный слух. И пришли к выводу, что начинать развивать музыкальный слух необходимо как можно раньше, благодаря этому можно добиться больших результатов, при этом необходимо помнить, что не все виды слуха поддаются развитию на начальном этапе обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкального слуха у дошкольников

То, что называют в быту музыкальным слухом, — это целый ансамбль разнообразных способностей и задатков: чувство ритма, ладовое чувство, абсолютный слух и т. д. Какая-либо из этих способност...

Развитие музыкального слуха у дошкольников.

Очень часто в жизни приходится слышать: «Спеть? Да, что вы, мне медведь на ухо наступил!» Или «Зачем моему ребёнку пение – у него слон по ушам потоптался. У него...

Методическая разработка "Развитие музыкального слуха у дошкольников на занятиях музыки в детском саду"

Проблемой данного исследования является то, в современной практике дошкольного образования придают большее значение когнитивному развитию ребёнка, чем развитию музыкального слуха. В то же время, именн...

Благоприятные условия для развития музыкального слуха у дошкольников.

В консультации даны советы родителям, как в домашних условиях развивать музыкальный слух ребёнка,предложены игры, а также перечень того, что поможет это сделать....

Доклад Тема: «Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкального слуха у дошкольников»

Тема: «Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкального слуха у дошкольников»...

Игры на развитие музыкального слуха у дошкольников

Предлагаю вам некоторые музыкально-дидактические игры на развитие у детей певческих навыков, восприятия музыки и развития музыкального слуха....